|
|
Статья: Ответственность за нарушения при применении ККМ ("Российский налоговый курьер", 2003, N 8)
"Российский налоговый курьер", N 8, 2003
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ККМ
Как известно, для денежных расчетов с населением при осуществлении торговли и оказании услуг нужно применять контрольно-кассовую машину. Это установлено Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1. В статье рассмотрены типичные нарушения данного Закона и предусмотренная за их совершение ответственность.
Кто обязан применять ККМ
В Законе РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ) сказано, что контрольно-кассовые машины обязательно должны использовать: 1) организации, их филиалы и иные обособленные подразделения; 2) индивидуальные предприниматели. Эти лица применяют ККМ при осуществлении денежных расчетов с гражданами, покупающими у них товары или заказывающими услуги. Цель приобретения товара или заказа услуги значения не имеет. Поэтому обязанность применять контрольно-кассовые машины распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальными предпринимателями, покупающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.
Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и др. документы не освобождают организации (их обособленные подразделения) и индивидуальных предпринимателей от применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Исключение составляют организации и индивидуальные предприниматели, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения освобождены от применения контрольно-кассовых машин. Перечень таких организаций и индивидуальных предпринимателей установлен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. В документе перечислены категории организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют право не применять контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением. Их семь: 1. Организации, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравненных к чекам (исключение составляют услуги по перевозке пассажиров обычными и маршрутными такси). Формы таких документов утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н. Если документы строгой отчетности при оказании услуг не выдаются, считается, что расчеты осуществлены без применения ККМ. Нарушителю грозит административный штраф. Это подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". 2. Организации и индивидуальные предприниматели в части: - продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50%. Ассортимент сопутствующих товаров утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров нужно вести раздельно; - продажи ценных бумаг; - продажи лотерейных билетов; - продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; - обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; - торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами; - разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.); - продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном МПС России; - продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско-акушерских пунктах; - торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; - торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами; - приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома. 3. Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяет орган государственной власти субъекта РФ. 4. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в установленном порядке, и их предприятия при реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний. 5. Учреждения почтовой связи при продаже по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи. 6. Организации, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели в случае, когда в помещении, в котором применяется ККМ, отключалась электроэнергия, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций, по форме, разработанной и утвержденной Минфином России. При этом такое отключение света должно быть зарегистрировано в энергоснабжающей организации. 7. Кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения. Порядок оформления и учета операций устанавливает Банк России. Обратите внимание: мы привели полный перечень категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от применения ККМ. Но в соответствии с п.1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 органы исполнительной власти субъектов РФ вправе ограничивать действие перечня на своей территории.
Обязанности лиц, применяющих ККМ
В Законе о ККМ выделено четыре основные обязанности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих эти машины: 1) зарегистрировать ККМ в налоговом органе; 2) для осуществления денежных расчетов с населением применять только исправные ККМ; 3) вместе с покупкой (после оказания услуги) выдавать покупателю отпечатанный машиной чек. Он подтверждает факт исполнения обязательств по оплате товаров или услуг; 4) предоставлять работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к кассовым аппаратам. Кроме того, на всех ККМ в обязательном порядке должна применяться контрольная лента. По каждой машине нужно вести книгу кассира-операциониста, заверенную в налоговой инспекции. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных документов, но не менее 5 лет. Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать ценники на продаваемые товары или прейскуранты на оказываемые услуги в доступном для покупателя месте. Они должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Естественно, вывешивать ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги) обязаны и те, кто в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения освобождены от применения ККМ. За тем, насколько добросовестно организации и индивидуальные предприниматели выполняют эти обязанности, следят налоговые органы. В их функции входит: 1) регистрация ККМ, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением; 2) контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки; 3) проверка документов, связанных с применением ККМ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках; 4) проверка правильности выдачи чеков; 5) привлечение виновных в выявленных нарушениях к административной ответственности; 6) в случае повторного нарушения правил применения ККМ обращение в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается его деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на счетах организации в банках.
Административная ответственность за неприменение ККМ
Ответственность за нарушение правил применения ККМ предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административные нарушения в сфере использования ККМ и порядок привлечения к ответственности за их совершение приведены в таблице (см. с. 59). Прокомментируем некоторые ее позиции.
Таблица
Штрафы за нарушения, связанные с применением ККМ
————————————————————T——————————————————————————————————————————————————T——————————————————————T——————————————————¬
| Нарушение | Штраф |Кто выявляет нарушение|Кто рассматривает |
| (статья КоАП РФ) +————————————————T————————————————T————————————————+ и возбуждает | дело о |
| | с организации | с должностного | с физического | производство по делу | правонарушении |
| | |лица организации| лица | об административном | (налагает штраф) |
| | | | | правонарушении | |
| | | | |(составляет протокол) | |
+———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
|Продажа товаров, |30 000 — |3000 — 4000 руб.|1500 — 2000 руб.|Налоговые органы |Государственная |
|выполнение работ и |40 000 руб. |(30 — 40 МРОТ) |(15 — 20 МРОТ), |(только в части |инспекция по |
|оказание услуг без |(300 — 400 МРОТ)| |платит продавец |неприменения ККМ); |торговле, качеству|
|применения ККМ, | | | |должностные лица |товаров и защите |
|когда она требуется| | | |органов МВД; |прав потребителей |
|(ст.14.5) | | | |государственная |или налоговые |
| | | | |инспекция по торговле,|органы |
| | | | |качеству товаров и | |
| | | | |защите прав | |
| | | | |потребителей | |
+———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
|Продажа товаров, |10 000 — |1000 — 3000 руб.|300 — 1500 руб. |Государственная |Государственная |
|выполнение работ и |30 000 руб. |(10 — 30 МРОТ) |(3 — 15 МРОТ), |инспекция по торговле,|инспекция по |
|оказание услуг без |(100 — 300 МРОТ)| |платит продавец |качеству товаров и |торговле, качеству|
|выдачи чека, когда | | | |защите прав |товаров и защите |
|он требуется | | | |потребителей; |прав потребителей |
|(ст.14.15) | | | |должностные лица | |
| | | | |органов МВД (в том | |
| | | | |числе по актам | |
| | | | |проверок, которые им | |
| | | | |направляют налоговые | |
| | | | |органы) | |
+———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
|Неповиновение | — |1000 — 2000 руб.| — |Государственная |Суды |
|законным действиям | |(10 — 20 МРОТ), | |инспекция по торговле,| |
|органов, | |в том числе к | |качеству товаров и | |
|контролирующих | |должностным | |защите прав | |
|применение ККМ | |лицам приравнен | |потребителей; | |
|(ч.1 ст.19.4) | |индивидуальный | |должностные лица | |
| | |предприниматель | |органов МВД; | |
| | | | |налоговые органы | |
+———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
|Невыполнение в срок|5000 — |500 — 1000 руб. | — |Государственная |Суды |
|законных |10 000 руб. |(5 — 10 МРОТ), | |инспекция по торговле,| |
|предписаний |(50 — 100 МРОТ) |в том числе к | |качеству товаров и | |
|контролирующих | |должностным | |защите прав | |
|органов (ст.19.5) | |лицам приравнен | |потребителей; | |
| | |индивидуальный | |должностные лица | |
| | |предприниматель | |органов МВД; | |
| | | | |налоговые органы | |
+———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
|Непринятие законных| — |300 — 500 руб. | — |Государственная |Суды |
|мер по устранению | |(3 — 5 МРОТ), в | |инспекция по торговле,| |
|причин и условий, | |том числе к | |качеству товаров и | |
|способствовавших | |должностным | |защите прав | |
|совершению | |лицам приравнен | |потребителей; | |
|нарушений в сфере | |индивидуальный | |должностные лица | |
|ККМ (ст.19.6) | |предприниматель | |органов МВД; | |
| | | | |налоговые органы | |
L———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+———————————————————
Ответственность за продажу каких-либо товаров (оказание услуг) без применения ККМ предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ. Дела о таких нарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей (ст.23.49 КоАП РФ) и налоговые органы (ст.23.5 КоАП РФ). Наказать могут и за невыдачу кассового чека, и за невывешивание ценника на продаваемый товар (ст.14.15 КоАП РФ). Согласно абз.5 ст.6 Закона о ККМ правильность выдачи чеков и документы, связанные с применением ККМ (а значит, и ценники на продаваемые товары), проверяют налоговые органы. Однако налоговые органы не вправе составлять протоколы и рассматривать дела о названных выше нарушениях. Выявленные нарушения налоговые органы фиксируют в акте проверки. Затем акт направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для дальнейшего производства по делу (составления протокола и рассмотрения дела). Если проверка проводилась совместно налоговыми органами и органами внутренних дел, протокол составляется должностным лицом органа внутренних дел, который затем направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для рассмотрения дела. Окончательное решение по делам о "контрольно-кассовых" административных правонарушениях выносят суды общей юрисдикции или арбитражные суды (по организациям) (ст.23.1 КоАП РФ). Согласно ст.6 Закона о ККМ налоговые органы при повторном нарушении правил применения ККМ вправе обратиться в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается ее деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде приостановления операции по счетам в банках. Итак, если организация или индивидуальный предприниматель работает без ККМ, штрафа не миновать. Однако к ответственности за работу без кассового аппарата могут привлечь и при его наличии. Например, когда он неисправен.
Неприменение ККМ - это не только ее отсутствие
Требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определены в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение). Оно утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. Индивидуальные предприниматели и организации должны пользоваться только исправными машинами с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. В необорудованных помещениях или вне помещений могут использоваться компактные ККМ с автономным электропитанием (п.7 Положения). Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать кассовые аппараты: 1) соответствующие техническим требованиям к ККМ; 2) допущенные к использованию в соответствии со специальным классификатором ККМ; 3) оснащенные средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание"; 4) зарегистрированные в налоговой инспекции по месту нахождения организации либо индивидуального предпринимателя; 5) находящиеся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания. Ежегодно в январе - феврале необходимо проверять исправность машины в этих центрах. Обслуживать и ремонтировать ККМ должны организации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей ККМ и состоящие на учете в налоговой инспекции. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать прикладные программы, допущенные к использованию с конкретной моделью ККМ. Какие конкретно модели ККМ можно использовать, решает Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам. Одобренные ею марки внесены в Государственный реестр ККМ, используемых на территории России. Информация о моделях машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати и на сайте www.gmek-kkm.ru. Естественно, на практике часто возникает вопрос: когда ККМ можно считать неисправной? Неисправной считается машина, которая: - не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке следующие реквизиты: наименование организации; ИНН; заводской номер ККМ; порядковый номер чека; дату и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима; - не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти; - не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти; - не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые налоговой инспекции для осуществления контроля. Кроме того, к неисправной приравнивается контрольно-кассовая машина, в которой используются прикладные программы, не допущенные Государственной межведомственной комиссией по ККМ к применению в конкретной модели. Как неприменение ККМ рассматриваются следующие ситуации: 1) в магазине или иной торговой точке есть ККМ, но она не зарегистрирована в налоговой инспекции; 2) на используемой ККМ отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Это свидетельствует о возможном несанкционированном доступе к фискальной памяти; 3) ККМ используется, но чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и распечатываемые машиной в фискальном режиме, не имеют отличительных признаков, указанных в технических требованиях к фискальной памяти; 4) применяется ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; 5) ККМ используется при наличии перечисленных выше признаков неисправной контрольно-кассовой машины. Во всех перечисленных выше случаях считается, что денежные расчеты с населением ведутся без применения ККМ, и к нарушителю применяется административная ответственность, предусмотренная ст.14.5 КоАП РФ.
А.А.Тедеев Эксперт журнала "Российский налоговой курьер", к. э. н. Подписано в печать 03.04.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |