Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ответственность за нарушения при применении ККМ ("Российский налоговый курьер", 2003, N 8)



"Российский налоговый курьер", N 8, 2003

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ККМ

Как известно, для денежных расчетов с населением при осуществлении торговли и оказании услуг нужно применять контрольно-кассовую машину. Это установлено Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1. В статье рассмотрены типичные нарушения данного Закона и предусмотренная за их совершение ответственность.

Кто обязан применять ККМ

В Законе РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ) сказано, что контрольно-кассовые машины обязательно должны использовать:

1) организации, их филиалы и иные обособленные подразделения;

2) индивидуальные предприниматели.

Эти лица применяют ККМ при осуществлении денежных расчетов с гражданами, покупающими у них товары или заказывающими услуги. Цель приобретения товара или заказа услуги значения не имеет. Поэтому обязанность применять контрольно-кассовые машины распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с индивидуальными предпринимателями, покупающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.

Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и др. документы не освобождают организации (их обособленные подразделения) и индивидуальных предпринимателей от применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Исключение составляют организации и индивидуальные предприниматели, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения освобождены от применения контрольно-кассовых машин.

Перечень таких организаций и индивидуальных предпринимателей установлен Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. В документе перечислены категории организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют право не применять контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением. Их семь:

1. Организации, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравненных к чекам (исключение составляют услуги по перевозке пассажиров обычными и маршрутными такси). Формы таких документов утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н.

Если документы строгой отчетности при оказании услуг не выдаются, считается, что расчеты осуществлены без применения ККМ. Нарушителю грозит административный штраф. Это подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ от 04.08.1999 N 10 "О некоторых вопросах практики применения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".

2. Организации и индивидуальные предприниматели в части:

- продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50%. Ассортимент сопутствующих товаров утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров нужно вести раздельно;

- продажи ценных бумаг;

- продажи лотерейных билетов;

- продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

- обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

- торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

- разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т.п.);

- продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном МПС России;

- продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско-акушерских пунктах;

- торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами;

- приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.

3. Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяет орган государственной власти субъекта РФ.

4. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в установленном порядке, и их предприятия при реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.

5. Учреждения почтовой связи при продаже по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.

6. Организации, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели в случае, когда в помещении, в котором применяется ККМ, отключалась электроэнергия, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций, по форме, разработанной и утвержденной Минфином России. При этом такое отключение света должно быть зарегистрировано в энергоснабжающей организации.

7. Кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения. Порядок оформления и учета операций устанавливает Банк России.

Обратите внимание: мы привели полный перечень категорий организаций и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от применения ККМ. Но в соответствии с п.1 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 органы исполнительной власти субъектов РФ вправе ограничивать действие перечня на своей территории.

Обязанности лиц, применяющих ККМ

В Законе о ККМ выделено четыре основные обязанности организаций или индивидуальных предпринимателей, применяющих эти машины:

1) зарегистрировать ККМ в налоговом органе;

2) для осуществления денежных расчетов с населением применять только исправные ККМ;

3) вместе с покупкой (после оказания услуги) выдавать покупателю отпечатанный машиной чек. Он подтверждает факт исполнения обязательств по оплате товаров или услуг;

4) предоставлять работникам налоговых органов и центров технического обслуживания ККМ беспрепятственный доступ к кассовым аппаратам.

Кроме того, на всех ККМ в обязательном порядке должна применяться контрольная лента. По каждой машине нужно вести книгу кассира-операциониста, заверенную в налоговой инспекции. Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями, должны храниться в течение сроков, установленных для первичных документов, но не менее 5 лет.

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны вывешивать ценники на продаваемые товары или прейскуранты на оказываемые услуги в доступном для покупателя месте. Они должны соответствовать документам, подтверждающим объявленные цены и тарифы. Естественно, вывешивать ценники на продаваемые товары (прейскуранты на оказываемые услуги) обязаны и те, кто в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения освобождены от применения ККМ.

За тем, насколько добросовестно организации и индивидуальные предприниматели выполняют эти обязанности, следят налоговые органы. В их функции входит:

1) регистрация ККМ, используемых при осуществлении денежных расчетов с населением;

2) контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки;

3) проверка документов, связанных с применением ККМ, получение необходимых объяснений, справок и сведений по вопросам, возникающим при проверках;

4) проверка правильности выдачи чеков;

5) привлечение виновных в выявленных нарушениях к административной ответственности;

6) в случае повторного нарушения правил применения ККМ обращение в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается его деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на счетах организации в банках.

Административная ответственность за неприменение ККМ

Ответственность за нарушение правил применения ККМ предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Административные нарушения в сфере использования ККМ и порядок привлечения к ответственности за их совершение приведены в таблице (см. с. 59). Прокомментируем некоторые ее позиции.

Таблица

Штрафы за нарушения, связанные с применением ККМ

     
   ————————————————————T——————————————————————————————————————————————————T——————————————————————T——————————————————¬
   |     Нарушение     |                      Штраф                       |Кто выявляет нарушение|Кто рассматривает |
   | (статья КоАП РФ)  +————————————————T————————————————T————————————————+     и возбуждает     |      дело о      |
   |                   | с организации  | с должностного | с физического  | производство по делу |  правонарушении  |
   |                   |                |лица организации|      лица      | об административном  | (налагает штраф) |
   |                   |                |                |                |    правонарушении    |                  |
   |                   |                |                |                |(составляет протокол) |                  |
   +———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
   |Продажа товаров,   |30 000 —        |3000 — 4000 руб.|1500 — 2000 руб.|Налоговые органы      |Государственная   |
   |выполнение работ и |40 000 руб.     |(30 — 40 МРОТ)  |(15 — 20 МРОТ), |(только в части       |инспекция по      |
   |оказание услуг без |(300 — 400 МРОТ)|                |платит продавец |неприменения ККМ);    |торговле, качеству|
   |применения ККМ,    |                |                |                |должностные лица      |товаров и защите  |
   |когда она требуется|                |                |                |органов МВД;          |прав потребителей |
   |(ст.14.5)          |                |                |                |государственная       |или налоговые     |
   |                   |                |                |                |инспекция по торговле,|органы            |
   |                   |                |                |                |качеству товаров и    |                  |
   |                   |                |                |                |защите прав           |                  |
   |                   |                |                |                |потребителей          |                  |
   +———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
   |Продажа товаров,   |10 000 —        |1000 — 3000 руб.|300 — 1500 руб. |Государственная       |Государственная   |
   |выполнение работ и |30 000 руб.     |(10 — 30 МРОТ)  |(3 — 15 МРОТ),  |инспекция по торговле,|инспекция по      |
   |оказание услуг без |(100 — 300 МРОТ)|                |платит продавец |качеству товаров и    |торговле, качеству|
   |выдачи чека, когда |                |                |                |защите прав           |товаров и защите  |
   |он требуется       |                |                |                |потребителей;         |прав потребителей |
   |(ст.14.15)         |                |                |                |должностные лица      |                  |
   |                   |                |                |                |органов МВД (в том    |                  |
   |                   |                |                |                |числе по актам        |                  |
   |                   |                |                |                |проверок, которые им  |                  |
   |                   |                |                |                |направляют налоговые  |                  |
   |                   |                |                |                |органы)               |                  |
   +———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
   |Неповиновение      |       —        |1000 — 2000 руб.|       —        |Государственная       |Суды              |
   |законным действиям |                |(10 — 20 МРОТ), |                |инспекция по торговле,|                  |
   |органов,           |                |в том числе к   |                |качеству товаров и    |                  |
   |контролирующих     |                |должностным     |                |защите прав           |                  |
   |применение ККМ     |                |лицам приравнен |                |потребителей;         |                  |
   |(ч.1 ст.19.4)      |                |индивидуальный  |                |должностные лица      |                  |
   |                   |                |предприниматель |                |органов МВД;          |                  |
   |                   |                |                |                |налоговые органы      |                  |
   +———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
   |Невыполнение в срок|5000 —          |500 — 1000 руб. |       —        |Государственная       |Суды              |
   |законных           |10 000 руб.     |(5 — 10 МРОТ),  |                |инспекция по торговле,|                  |
   |предписаний        |(50 — 100 МРОТ) |в том числе к   |                |качеству товаров и    |                  |
   |контролирующих     |                |должностным     |                |защите прав           |                  |
   |органов (ст.19.5)  |                |лицам приравнен |                |потребителей;         |                  |
   |                   |                |индивидуальный  |                |должностные лица      |                  |
   |                   |                |предприниматель |                |органов МВД;          |                  |
   |                   |                |                |                |налоговые органы      |                  |
   +———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+——————————————————+
   |Непринятие законных|       —        |300 — 500 руб.  |       —        |Государственная       |Суды              |
   |мер по устранению  |                |(3 — 5 МРОТ), в |                |инспекция по торговле,|                  |
   |причин и условий,  |                |том числе к     |                |качеству товаров и    |                  |
   |способствовавших   |                |должностным     |                |защите прав           |                  |
   |совершению         |                |лицам приравнен |                |потребителей;         |                  |
   |нарушений в сфере  |                |индивидуальный  |                |должностные лица      |                  |
   |ККМ (ст.19.6)      |                |предприниматель |                |органов МВД;          |                  |
   |                   |                |                |                |налоговые органы      |                  |
   L———————————————————+————————————————+————————————————+————————————————+——————————————————————+———————————————————
   

Ответственность за продажу каких-либо товаров (оказание услуг) без применения ККМ предусмотрена ст.14.5 КоАП РФ. Дела о таких нарушениях рассматривают органы государственной инспекции по торговле, качеству и защите прав потребителей (ст.23.49 КоАП РФ) и налоговые органы (ст.23.5 КоАП РФ).

Наказать могут и за невыдачу кассового чека, и за невывешивание ценника на продаваемый товар (ст.14.15 КоАП РФ).

Согласно абз.5 ст.6 Закона о ККМ правильность выдачи чеков и документы, связанные с применением ККМ (а значит, и ценники на продаваемые товары), проверяют налоговые органы.

Однако налоговые органы не вправе составлять протоколы и рассматривать дела о названных выше нарушениях. Выявленные нарушения налоговые органы фиксируют в акте проверки. Затем акт направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для дальнейшего производства по делу (составления протокола и рассмотрения дела).

Если проверка проводилась совместно налоговыми органами и органами внутренних дел, протокол составляется должностным лицом органа внутренних дел, который затем направляется в государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей для рассмотрения дела.

Окончательное решение по делам о "контрольно-кассовых" административных правонарушениях выносят суды общей юрисдикции или арбитражные суды (по организациям) (ст.23.1 КоАП РФ).

Согласно ст.6 Закона о ККМ налоговые органы при повторном нарушении правил применения ККМ вправе обратиться в суд с иском о ликвидации организации-нарушителя. Одновременно приостанавливается ее деятельность, связанная с денежными расчетами с населением, в том числе в виде приостановления операции по счетам в банках.

Итак, если организация или индивидуальный предприниматель работает без ККМ, штрафа не миновать. Однако к ответственности за работу без кассового аппарата могут привлечь и при его наличии. Например, когда он неисправен.

Неприменение ККМ - это не только ее отсутствие

Требования к контрольно-кассовым машинам, включая порядок и условия их применения и регистрации, определены в Положении по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Положение). Оно утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745.

Индивидуальные предприниматели и организации должны пользоваться только исправными машинами с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти. В необорудованных помещениях или вне помещений могут использоваться компактные ККМ с автономным электропитанием (п.7 Положения).

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать кассовые аппараты:

1) соответствующие техническим требованиям к ККМ;

2) допущенные к использованию в соответствии со специальным классификатором ККМ;

3) оснащенные средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";

4) зарегистрированные в налоговой инспекции по месту нахождения организации либо индивидуального предпринимателя;

5) находящиеся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания. Ежегодно в январе - феврале необходимо проверять исправность машины в этих центрах. Обслуживать и ремонтировать ККМ должны организации, зарегистрированные в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей ККМ и состоящие на учете в налоговой инспекции.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели должны использовать прикладные программы, допущенные к использованию с конкретной моделью ККМ.

Какие конкретно модели ККМ можно использовать, решает Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым машинам. Одобренные ею марки внесены в Государственный реестр ККМ, используемых на территории России. Информация о моделях машин, допускаемых к использованию, публикуется в печати и на сайте www.gmek-kkm.ru.

Естественно, на практике часто возникает вопрос: когда ККМ можно считать неисправной? Неисправной считается машина, которая:

- не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке следующие реквизиты: наименование организации; ИНН; заводской номер ККМ; порядковый номер чека; дату и время покупки (оказания услуги); стоимость покупки (услуги); признак фискального режима;

- не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;

- не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к ККМ и их фискальной памяти;

- не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной памяти, необходимые налоговой инспекции для осуществления контроля.

Кроме того, к неисправной приравнивается контрольно-кассовая машина, в которой используются прикладные программы, не допущенные Государственной межведомственной комиссией по ККМ к применению в конкретной модели.

Как неприменение ККМ рассматриваются следующие ситуации:

1) в магазине или иной торговой точке есть ККМ, но она не зарегистрирована в налоговой инспекции;

2) на используемой ККМ отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствует маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля. Это свидетельствует о возможном несанкционированном доступе к фискальной памяти;

3) ККМ используется, но чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и распечатываемые машиной в фискальном режиме, не имеют отличительных признаков, указанных в технических требованиях к фискальной памяти;

4) применяется ККМ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;

5) ККМ используется при наличии перечисленных выше признаков неисправной контрольно-кассовой машины.

Во всех перечисленных выше случаях считается, что денежные расчеты с населением ведутся без применения ККМ, и к нарушителю применяется административная ответственность, предусмотренная ст.14.5 КоАП РФ.

А.А.Тедеев

Эксперт журнала

"Российский налоговой курьер",

к. э. н.

Подписано в печать

03.04.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение доходов негосударственных пенсионных фондов ("Российский налоговый курьер", 2003, N 8) >
Статья: Камеральная проверка: порядок проведения и последствия ("Российский налоговый курьер", 2003, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.