![]() |
| ![]() |
|
Статья: Льгота по налогу на имущество ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 13)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 13, 2003
ЛЬГОТА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО
Согласно п."а" ст.5 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сфер, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика. В пп."а" п.6 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33) указано, что при применении данной льготы согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (ОКОНХ) гостиницы (без туристических) относятся к жилищно - коммунальной сфере. Между тем Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст с 1 января 2003 г. на территории Российской Федерации: отменен Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), в котором гостиничное хозяйство имело код 90220 и относилось к отрасли "Жилищно - коммунальное хозяйство"; введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), в котором деятельность гостиниц имеет код 55.1 и входит в раздел H "Гостиницы и рестораны". Возникает вопрос: имеют ли право с 1 января 2003 г. организации, осуществляющие гостиничную деятельность, применять льготу, предусмотренную п."а" ст.5 Закона "О налоге на имущество предприятий". Термин "жилищно - коммунальная сфера" не употребляется в нормативных правовых актах. Существует аналогичный термин "жилищно - коммунальное хозяйство". Их равнозначность подтверждается законодательными актами как по налогу на имущество предприятий, так и по иным налогам. Например, в пп."а" п.6 Инструкции N 33 к объектам жилищно - коммунальной сферы отнесены объекты жилищно - коммунального хозяйства согласно Классификатору отраслей народного хозяйства N 1-75-018 (ОКОНХ); в п.13 ст.270 НК РФ, ст.275.1 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) установлено, что гостиницы (за исключением туристических) относятся к объектам жилищно - коммунального хозяйства. После отмены ОКОНХ изменения в Инструкцию N 33 не вносились. В частности, не отменен пп."а" п.6, в соответствии с которым в целях применения льготы к объектам жилищно - коммунальной сферы относятся гостиницы (кроме туристических). Очевидно, что, принимая в 1991 г. Закон "О налоге на имущество предприятий", законодатель ориентировался на существовавшее в то время понимание термина "жилищно - коммунальная сфера", отраженное, в частности, в Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и включающее гостиничное хозяйство. Такая трактовка нашла отражение и в более поздних документах федеральных органов исполнительной власти. Так, в Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно - коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя России от 23.02.1999 N 9 (в ред. от 12.10.2000 N 103), Нормативно - методических материалах по реализации концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 11.12.1997 N 17-132, гостиничное хозяйство отнесено к жилищно - коммунальному.
По нашему мнению, после 1 января 2003 г. организации, осуществляющие гостиничную деятельность, имеют право на льготу, предусмотренную п."а" ст.5 Закона "О налоге на имущество предприятий", в ранее действовавшем порядке. Такое мнение основано на значении термина "жилищно - коммунальная сфера", вытекающем из ст.275.1 НК РФ и действующей редакции Инструкции N 33. Однако существует и иная точка зрения: в связи с тем что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) не относит деятельность гостиниц, код 55.1, к жилищно - коммунальному хозяйству, организации не могут исключать из налоговой базы находящиеся на их балансе гостиницы. Данный подход представляется неправомерным по следующим причинам. Классификаторы, принятые Госкомстатом СССР и России, не являются актами законодательства о налогах и сборах. Сами по себе они не могут устанавливать, отменять, изменять права и обязанности по уплате налогов и сборов. Вместе с тем, если законодательство о налогах и сборах содержит термины, институты, понятия, не определенные ни в нем самом, ни в иных отраслях законодательства, классификатор может быть применен для выяснения значения соответствующего термина (института, понятия). Из сказанного следует вывод о том, что НК РФ, иные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти имеют безусловный приоритет перед классификатором; изменение в классификации автоматически не меняет содержания налоговых отношений, а лишь учитывается при комплексном и системном толковании законодательных актов. Таким образом, правомерность применения указанной льготы обоснована НК РФ и Инструкцией N 33. Необходимо обратить внимание и на то, что виды деятельности по ОКВЭД не совпадают с отраслями народного хозяйства по ОКОНХ. Такого вида деятельности, как жилищно - коммунальное хозяйство, в ОКВЭД нет, что исключает его применение при решении вопроса об отнесении какого-либо вида деятельности к жилищно - коммунальной сфере.
М.Комов Аудиторская фирма "Константа"
К.Фролов Аудиторская фирма "Константа" Подписано в печать 26.03.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |