Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новые требования к составлению и представлению финансовой отчетности страховщиков ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 12)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, 2003

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ СТРАХОВЩИКОВ

Порядок составления страховыми организациями финансовой отчетности (в целях данной статьи под финансовой отчетностью страховщиков понимаются бухгалтерская отчетность и отчетность, представляемая в порядке надзора) регламентируется следующими документами:

Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности страховых организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 12.01.2001 N 2н (эти рекомендации изменялись дважды - 28.11.2001 и 06.12.2002);

Приказом Минфина России от 28.11.2002 N 105н, который утвердил и ввел в действие следующие формы отчетности и методические рекомендации для страховых организаций.

1. Формы бухгалтерской отчетности.

2. Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности.

3. Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности.

4. Формы отчетности, представляемой в порядке надзора.

5. Инструкцию об объеме форм отчетности, представляемой в порядке надзора, порядке ее составления и представления.

Приказом Минфина России от 06.12.2002 N 124н <*> (далее - Приказ N 124н) были внесены изменения в Приказы Минфина России от 28.11.2000 N 105н и от 12.01.2001 N 2н, которые коснулись обеих составляющих финансовой отчетности.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Опубликован в "Финансовой газете. Региональный выпуск", N N 6 - 8.

Изменения в порядке составления и представления

бухгалтерской отчетности

Поскольку с принятием нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций понятия "фонды, образованные за счет нераспределенной прибыли" (кроме резервного капитала) более не существует, из бухгалтерского баланса исключена строка "Фонд социальной сферы". Соответствующие изменения претерпел и Отчет об изменениях капитала страховой организации. В Приказе N 124н не говорится, где показывать остаток по исключенной строке баланса, если он есть у какой-либо страховой организации, однако очевидно, что его необходимо присоединить к остатку по строке "Нераспределенная прибыль прошлых лет".

Другие изменения в балансе страховщика связаны с переименованием понятия "технические резервы" в "страховые резервы" (эти изменения терминологии прошли по всем формам финансовой отчетности, поэтому далее мы на них не будем останавливаться) и включением строки "Резервы предупредительных мероприятий" в последний раздел баланса из раздела "Страховые резервы".

В Отчет о прибылях и убытках страховщиков введены новые строки "Отчисления в резерв гарантий" и "Отчисления в резерв текущих компенсационных выплат". Это связано с тем, что скоро вступит в силу Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которым предусмотрены указанные резервы.

В приложении к балансу в разделе "Дебиторская и кредиторская задолженность" дебиторская задолженность по страховым премиям теперь показывается раздельно по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни, а в разделе "Финансовые вложения" отдельно выделяется стоимость владения акциями и долговыми ценными бумагами дочерних и зависимых обществ. Несомненно, эти изменения сделают приложение к балансу страховщика более информативным, чем это было ранее.

Однако самым важным новшеством в Приказе N 124н является введение с 2003 г. требования о представлении в Департамент страхового надзора Минфина России промежуточной бухгалтерской отчетности страховщика. Под промежуточной бухгалтерской отчетностью в данном Приказе понимается бухгалтерская отчетность за первое полугодие, которая подлежит представлению в течение 30 дней после окончания первого полугодия, причем как в печатном виде, так и в виде набора файлов в электронном виде.

Отметим также, что теперь страховые организации в составе промежуточной бухгалтерской отчетности обязаны представить в Минфин России копию публикации бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках предыдущего года с указанием даты и источника публикации.

Изменения в порядке составления и представления

отчетности в порядке надзора

Приказ N 124н не только внес изменения в уже известные формы отчетности, представляемой в порядке надзора, но и ввел три новые формы:

Информация по операционному сегменту - форма N 11-страховщик;

Информация о дочерних и зависимых обществах страховой организации - форма N 12-страховщик;

Информация о филиалах и представительствах страховой организации - форма N 13-страховщик.

Полностью изменен также раздел, посвященный порядку составления Отчета о платежеспособности страховщика - форме N 6-страховщик. Данный раздел составлен в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденным Приказом Минфина России от 02.11.2001 N 90н.

Новая форма отчетности, представляемой в порядке надзора, "Информация по операционному сегменту", - это фактически расшифровка финансового результата деятельности страховщика в разрезе видов страхования, страховые премии по которым составляют более 10% общего объема страховых премий отдельно по личному страхованию (кроме страхования жизни - в Отчете о прибылях и убытках результат от операций по страхованию жизни и так представлен отдельно), имущественному страхованию и страхованию ответственности. Такой подход в полной мере соответствует требованиям ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", в соответствии с которым сегмент является отчетным, если выполняется одно из трех условий: либо сумма страховых премий составляет не менее 10% суммы страховых премий всех сегментов, либо финансовый результат деятельности данного сегмента составляет 10% суммарного финансового результата всех сегментов, либо активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов. Напомним, что ПБУ 12/2000 определяет информацию по операционному сегменту как информацию, раскрывающую часть деятельности организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или однородных групп товаров, работ, услуг, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей по другим товарам, работам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.

Форма предусматривает представление информации без учета переданных в перестрахование договоров (разд.1) и с учетом переданных в перестрахование договоров (разд.3). Если же сумма страховых премий по договорам, принятым в перестрахование, составляет более 10% общего объема страховых премий, то заполняется еще и разд.2 формы. При этом не указано, включаются ли в этом случае показатели по договорам, принятым в перестрахование, одновременно в разд.1 и в разд.2. На наш взгляд, в такой ситуации логично было бы в разд.1 включить показатели только по основным договорам страхования, в разд.2 - по договорам, принятым в перестрахование, а в разд.3 - совокупный показатель.

Хотелось бы также отметить, что заполнение данной формы у многих страховщиков вызовет затруднения при определении показателя расходов на ведение страховых операций в разрезе видов страхования. Дело в том, что большинство страховщиков не придерживаются твердых правил определения принадлежности расходов к тому или иному виду страхования для целей бухгалтерского учета. Более того, зачастую в бухгалтерском учете не ведется аналитический учет и прямых аквизиционных расходов (например, комиссионного вознаграждения агенту) по видам страхования, а страховщики ограничиваются аналитической "разбивкой" по принципу "страхование жизни" и "иное страхование". Необходимо отметить, что в международной практике информация по видам страхования является одной из важнейших для оценки деятельности страховщика на основе финансовой отчетности.

Кроме того, в Приказе N 124н нет определения показателя графы 13 "расходы на ведение страховых операций" анализируемой формы. Возникает вопрос: включается ли в него сумма управленческих расходов страховщика, а если включается, то как разделить ее между видами страхования? На наш взгляд, управленческие расходы не включаются в показатель расходов на ведение страховых операций данной формы, и этот показатель представляет собой только прямые расходы страховщика, относящиеся к конкретному виду страхования.

Что касается двух других новых форм отчетности, представляемой в порядке надзора, то в них дается краткая информация о дочерних и зависимых обществах страховщика, а также о его филиалах. Остается напомнить, что определение дочернего и зависимого общества дано в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Существенно изменилась форма N 10-страховщик "Отчет об операциях перестрахования", в которую введены новые разделы. В них раскрывается информация об операциях перестрахования в разрезе перестраховщиков. Раскрытие информации осуществляется по всем показателям операций перестрахования. Так, по каждому перестраховщику указываются размер переданных ему страховых премий и его доли в оплаченных убытках за отчетный и предыдущий годы, доля перестраховщика в резерве убытков на начало и конец отчетного года, кредиторская задолженность по страховым премиям и дебиторская задолженность по оплаченным убыткам также на начало и конец отчетного года. Аналогичные показатели приводятся и по операциям входящего перестрахования - также по каждому перестрахователю. Можно сказать, что новая редакция Отчета об операциях перестрахования обеспечивает максимальную прозрачность этих операций для пользователей финансовой отчетности.

По нашему мнению, целесообразно для отдельных форм отчетности, представляемой в порядке надзора, установить порог (уровень) существенности, ниже которого не приводится наименование контрагента страховщика, а все контрагенты указываются как "прочие". Ведь у крупных страховщиков, а также у специализированных перестраховочных компаний список перестраховщиков и перестрахователей содержит несколько десятков наименований, а в отдельных случаях - более сотни. Стоит также напомнить, что в нормативных документах еще нет ответа на вопрос о том, кто указывается в качестве перестраховщика в случае перестрахования через страхового брокера - нерезидента: сам брокер или те страховые компании, которые он указывает в листе размещения риска. Таких компаний, как правило, не один десяток. Страховщик иногда не располагает данными о размере страховой премии, переданной страховым брокером той или иной третьей страховой компании, особенно в тех случаях, когда объем принятой ими на себя ответственности незначителен. В таких случаях можно говорить о снижении уровня прозрачности финансовой отчетности, поскольку страховщик, скорее всего, укажет какую-то сумму по своему усмотрению, если на него возложена такая обязанность.

По нашему мнению, нужно ввести уровень существенности в размере 5 - 10% от соответствующего показателя с предоставлением права страховой организации понижать данный уровень. Об актуальности этого вопроса, на наш взгляд, свидетельствует и изменение в форме N 7-страховщик "Отчет о размещении страховых резервов", связанное с тем, что с введением с 1 января 2002 г. метода начисления в отношении учета страховых премий дебиторская задолженность страхователей по их оплате является активом, принимаемым в покрытие страховых резервов. Соответствующая строка введена в форму этого Отчета, а указания о порядке заполнения формы дополнены следующим абзацем: "Если дебиторами являются страхователи - физические лица, то величина их дебиторской задолженности указывается общей суммой. При этом графа "ИНН дебитора, регистрационный номер страховщика" прочеркивается, а в графе "Наименование дебитора" указывается "Дебиторская задолженность страхователей - физических лиц". Это означает, что если дебиторами являются страхователи - юридические лица, то необходимо указывать наименование, ИНН и сумму задолженности каждой такой организации. Остается только предполагать, каким будет объем этого списка у ведущих отечественных страховщиков и каков уровень информативности в ситуации, когда какая-либо организация должна страховщику, например, одну тысячу рублей.

Промежуточная финансовая отчетность

Приказ N 124н ввел понятие промежуточной отчетности, представляемой в порядке надзора, которая в совокупности с промежуточной бухгалтерской отчетностью является промежуточной финансовой отчетностью страховых организаций. Промежуточная отчетность, представляемая в порядке надзора, за первое полугодие направляется в Минфин России вместе с промежуточной бухгалтерской отчетностью, т.е. в срок до 30 июля, в оригинале и в электронном виде в виде набора файлов. В ее состав входят:

1) отчет о платежеспособности страховой организации (форма 6);

2) отчет о размещении страховых резервов (форма 7);

3) отчет о размещении страховых резервов по ОМС (форма 7а).

Представление в орган страхового надзора не только годовой отчетности, но и отчетности по итогам полугодия должно повысить уровень регулирования деятельности страховых организаций, поскольку орган страхового надзора обладает информацией в текущем режиме, т.е. практически наравне с самим менеджментом страховщика. Таким образом, возникающие проблемы с платежеспособностью и ликвидностью страховщика могут быть быстро обнаружены, и вмешательство со стороны государства будет происходить не на стадии неминуемой гибели страховой компании, а на стадии возникновения проблемы. Однако материалы по итогам рассмотрения годовой отчетности со стороны органа страхового надзора поступают к страховым организациям по истечении нескольких месяцев с даты ее представления, и есть опасность, что рассмотрение промежуточной отчетности будет заканчиваться как раз к моменту представления годовой отчетности.

Страховым организациям необходимо помнить, что в том случае, если по состоянию на конец года или полугодия показатели платежеспособности и размещения страховых резервов не соответствуют установленным нормативам, вместе с отчетностью, представляемой в порядке надзора, они должны направить в Минфин России план оздоровления финансового положения и программу мероприятий по соблюдению нормативов размещения страховых резервов.

Таким образом, бухгалтерам и финансовым менеджерам страховых организаций предстоит большая и трудоемкая работа: им нужно до 30 июля составить не только бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации, но и Отчет о платежеспособности и Отчет о размещении страховых резервов, а в случае нарушения нормативов - план финансового оздоровления и программу мероприятий по размещению страховых резервов. При этом надо всю отчетность продублировать в электронном виде.

Руководителям страховых организаций следует обратить внимание на то, что в этом году вступил в силу еще один важный документ - новые Правила расчета страховых резервов, и это может повлечь за собой непрогнозируемое изменение финансового результата просто за счет изменения правил расчета страховых резервов. По нашим оценкам, особенно непредсказуемые результаты возможны по резерву произошедших, но не заявленных убытков. Компании, которые формируют стабилизационный резерв, могут получить непрогнозируемые финансовый результат и показатели размещения страховых резервов.

Аудиторское заключение

В состав годовой бухгалтерской отчетности входит также аудиторское заключение. В 2002 г. были утверждены первые шесть федеральных стандартов аудиторской деятельности, в том числе стандарт "Аудиторское заключение". В соответствии с ним аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности сброшюровывается в единый пакет вместе с бухгалтерской отчетностью и опечатывается. Оформленный таким образом пакет является аудиторским заключением, составленным в соответствии с федеральным стандартом аудиторской деятельности, и включается в состав годовой бухгалтерской отчетности страховщика. Конечно, в данном случае получается, что бухгалтерская отчетность в Минфин России представляется дважды: сначала страховщик формирует пакет отчетности, а затем прикладывает к нему аудиторское заключение, сшитое все с той же бухгалтерской отчетностью, но таковы установленные правила.

С.Харитонов

Аудиторская компания "Мариллион"

Подписано в печать

19.03.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Представительство швейцарской компании в РФ ведет подготовительную и вспомогательную деятельность в пользу головного офиса. Одним из работников представительства является гражданин РФ, которому оплачивается наем жилья. Из зарплаты работника вычитается частичная стоимость оплаты жилья. Облагается ли ЕСН и НДФЛ сумма, уплаченная представительством за наем жилья? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 12) >
Вопрос: ...Организация является заказчиком по договору с научной организацией на выполнение НТР (разработка обоснований для реконструкции здания). Мы хотели обследовать данный объект для определения суммы возможных затрат в случае его приобретения. После получения заключения мы решили не покупать объект. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эти расходы? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.