Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Расчеты по налогу на пользователей автодорог за 2002 г. ("Финансовая газета", 2003, N 12)



"Финансовая газета", N 12, 2003

РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ

НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОДОРОГ ЗА 2002 Г.

С вступлением в силу ст.9 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 1 января 2003 г. отменен налог, являющийся одним из основных источников образования дорожных фондов в Российской Федерации, - 1%-ный налог на пользователей автомобильных дорог.

Порядок уплаты этого налога за 2002 г. установлен ст.ст.16 и 4 Закона N 110-ФЗ. Налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки, за продукцию (товары, работы, услуги) отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автодорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г., до 15 января 2003 г.

Налогоплательщики, определявшие в 2002 г. выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автодорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 г. (до 15 января 2003 г.). Для налогоплательщиков, определявших в 2002 г. выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автодорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г.

Если налогоплательщик исчисляет налог "по отгрузке", то проблем у него возникнуть не должно. Следует подсчитать налог со всей стоимости отгруженной в течение года продукции, затем вычесть из этой суммы авансы, которые заплачены в 2002 г., и разницу заплатить в бюджет.

Ситуация сложнее у тех, кто работает "по оплате". Напомним, что в соответствии с п.2 ст.5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (отменена с 1 января 2003 г. в связи с вступлением в силу ст.9 Закона N 110-ФЗ) налогооблагаемой базой по налогу на пользователей автодорог являлась выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.

Пунктом 27 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" устанавливалась дата определения выручки: для организаций, которые определяли выручку от реализации по мере ее отгрузки, датой определения выручки от реализации считался день отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов или иной момент перехода права собственности на продукцию (товары) к покупателю. Для организаций, которые определяли выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, датой определения выручки от реализации считался день поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем.

Редакция ст.4 Закона N 110-ФЗ позволяет сделать вывод, что законодатель изменяет порядок определения налогооблагаемой базы, устанавливая обязанность налогоплательщиков, определявших выручку "по оплате", исчислить и уплатить налог с сумм дебиторской задолженности. В связи с этим возникает ряд вопросов.

Во-первых, с какой суммы дебиторской задолженности исчислять налог: образовавшейся в 2002 г. или в более ранние периоды. Формулировка ст.4 Закона N 110-ФЗ такова, что объектами налогообложения в данном случае являются все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам (работам, услугам), имеющейся у налогоплательщика на 1 января 2003 г.

Во-вторых, правомерно ли при расчетах за 2002 г. суммы налога на пользователей автодорог, перечисленные налогоплательщиком в бюджет, относить на прочие расходы, связанные с производством и реализацией, уменьшая тем самым налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в январе 2003 г.

В-третьих, какова специфика налогообложения в торговых организациях. В соответствии с ранее действующим законодательством данная категория налогоплательщиков исчисляла налог c суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров. Исходя из ст.4 Закона N 110-ФЗ они должны заплатить налог с сумм дебиторской задолженности, имеющейся по товарам, отгруженным, но не оплаченным по состоянию на 1 января 2003 г. Некоторые эксперты высказывают мнение, что торговые организации должны исчислять сумму налога с дебиторской задолженности за товары, отгруженные, но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., как сумму разницы между дебиторской задолженностью (продажной ценой) и покупной ценой товаров, отгруженных, но не оплаченных на 1 января 2003 г. Данные выводы нам представляются несостоятельными, так как Закон N 1759-1, который по иному определял налогооблагаемую базу для организаций, занимающихся торговлей, отменен, а ст.4 Закона N 110-ФЗ вообще не предусматривает особенностей определения налогооблагаемой базы для торговых или снабженческих организаций и устанавливает только разный порядок уплаты налога для налогоплательщиков, определяющих выручку от реализации "по отгрузке" и "по оплате".

Без сомнения, суммы налога для перечисленных категорий налогоплательщиков, исчисленные в порядке, изложенном в ст.4 Закона N 110-ФЗ, возрастают, т.е. положение этих налогоплательщиков ухудшается. Тем не менее данной норме придана обратная сила, что противоречит п.2 ст.5 НК РФ.

Арбитражный суд, установив при рассмотрении конкретного спора несоответствие некоторых норм Закона N 110-ФЗ НК РФ, обязан руководствоваться НК РФ как нормативным актом, имеющим большую юридическую силу. Однако на практике судьям арбитражных судов сложно выносить столь ответственные решения, ведь на чаше весов стоит вопрос о пополнении бюджета государства.

Поэтому, по нашему мнению, вопрос о правомерности взимания налога на пользователей автодорог с сумм дебиторской задолженности, имеющейся у налогоплательщика по состоянию на 1 января 2003 г., окончательно может быть решен в пользу налогоплательщиков только после проверки конституционности положений этого Закона (ст.57 Конституции Российской Федерации также установлено, что законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы).

Несмотря на высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации, а также на принцип ее прямого действия, арбитражный суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом не вправе сам установить противоречие федерального закона или иного нормативного акта Конституции Российской Федерации и на этом основании не применять такой акт, так как согласно ч.1 ст.120 Конституции Российской Федерации судьи арбитражных и иных судов подчиняются федеральному закону. В своем Постановлении от 16.06.1998 N 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части указал, что суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федеральному закону или закону субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.

Налогоплательщикам, не желающим ждать выхода в свет очередного определения Конституционного Суда Российской Федерации либо формирования арбитражной практики по рассматриваемому вопросу, можно порекомендовать следующий способ узнать мнение суда, не рискуя уплатить пени и штрафы по налогу.

Если налог за декабрь 2002 г. уже уплачен, то организация может обратиться в налоговый орган с заявлением о внесении изменений в декларацию по налогу на пользователей автодорог за указанный период (исключая суммы дебиторской задолженности из налогооблагаемой базы) и одновременно подать заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога. В течение двух недель налоговые органы должны проинформировать организацию о решении, принятом по этому заявлению.

Получив отказ налоговых органов, налогоплательщик может обжаловать это как действие (бездействие) в суде, приводя аргументы, подтверждающие его право не платить налог на пользователей автодорог с сумм дебиторской задолженности, имеющейся у налогоплательщика по состоянию на 1 января 2003 г.

Н.Козина

Юрист

АФК - Аудит"

Подписано в печать

19.03.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Возможен ли переход на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, прошедшим государственную регистрацию в декабре 2002 г.? ("Финансовая газета", 2003, N 12) >
Вопрос: Вправе ли покупатель - юридическое лицо выписать доверенность на получение товара на другое юридическое лицо? ("Финансовая газета", 2003, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.