Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нарушение налогового законодательства: ответственность банков ("Российский налоговый курьер", 2003, N 7)



"Российский налоговый курьер", N 7, 2003

НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БАНКОВ

Банки - это финансовые посредники между государством и налогоплательщиками. Ведь именно через банки налогоплательщики, как правило, производят платежи в бюджет. Налоговым законодательством на банки возложены и другие обязанности. А за их нарушение установлена специальная налоговая ответственность.

Прежде всего, следует помнить, что законодательство о налогах и сборах и банковское законодательство по-разному отвечают на вопрос о том, что такое банк.

Согласно Федеральному закону от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 21.03.2002) банком считается только одна из разновидностей кредитных организаций. Это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение этих средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Налоговое законодательство "берет шире". Согласно Налоговому кодексу банк - это любая кредитная организация, которая имеет лицензию Банка России. Таким образом, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах банковские обязанности распространяются как на банки, так и на небанковские кредитные организации.

Налоговые обязанности банков

Конечно, главная обязанность, которая возложена на банки законодательством о налогах и сборах, - это платить все законно установленные налоги и сборы, а в необходимых случаях выступать в качестве налогового агента. Вместе с тем не менее важны и другие налоговые обязанности банков. Их пять.

1. Для контроля за денежными потоками налоговым инспекциям необходимы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст.86 НК РФ банки должны в пятидневный срок сообщать в налоговую инспекцию об открытии или закрытии банковского счета организации или индивидуального предпринимателя.

2. Банки по мотивированному запросу предоставляют налоговым инспекциям определенную информацию:

- справки по операциям и счетам своих клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- документы, подтверждающие исполнение инкассовых поручений самих налоговиков.

3. Банки должны в течение одного операционного дня исполнять поручения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) по перечислению в бюджет соответствующих сумм налога или сбора. Причем плата за обслуживание по данным операциям не взимается.

4. Банки обязаны исполнять решения налоговых инспекций о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков, находящихся на их счетах. При этом привлечение к ответственности за неисполнение обязанности не освобождает кредитные организации от необходимости перечислить "налоговые" деньги в бюджет.

5. Наконец, банки должны исполнять решения налоговых инспекций о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков.

Если банк не исполняет перечисленные обязанности, к нему могут быть применены меры ответственности, предусмотренные гл.18 НК РФ. В отдельных случаях за эти нарушения банк могут наказать в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

За что наказывают и как?

Предусмотренные налоговым и административным законодательством виды нарушений банков и меры ответственности за их совершение представлены в таблице.

За что могут оштрафовать банк

     
   ———————————————————————————————————T———————————————T——————————————¬
   |     Налоговое нарушение банка    |Где установлена| Размер штрафа|
   |                                  |ответственность|    (пени)    |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк открыл счет организации или  |п.1 ст.132     |10 000 руб.   |
   |индивидуальному предпринимателю   |НК РФ          |(платит банк) |
   |без предъявления ими свидетельства|               |              |
   |о постановке на учет в налоговой  |               |              |
   |инспекции или при наличии решения |               |              |
   |налоговой инспекции               |               |              |
   |о приостановлении операций        |               |              |
   |по счетам этого лица              |               |              |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк не сообщил налоговой         |п.2 ст.132     |20 000 руб.   |
   |инспекции об открытии или         |НК РФ          |(платит банк) |
   |закрытии счета организацией или   |               |              |
   |индивидуальным предпринимателем   |               |              |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк открыл организации или       |п.1 ст.15.7    |от 10 до      |
   |индивидуальному предпринимателю   |КоАП РФ        |20 МРОТ       |
   |счет без предъявления ими         |               |(от 1000 до   |
   |свидетельства о постановке на учет|               |2000 руб.)    |
   |в налоговой инспекции             |               |(платит       |
   |                                  |               |руководитель  |
   |                                  |               |банка)        |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк открыл счет организации или  |п.2 ст.15.7    |от 20 до      |
   |индивидуальному предпринимателю   |КоАП РФ        |30 МРОТ       |
   |при наличии решения налоговой     |               |(от 2000 до   |
   |инспекции о приостановлении       |               |3000 руб.)    |
   |операций по счетам этого лица     |               |(платит       |
   |                                  |               |руководитель  |
   |                                  |               |банка)        |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк не представил или отказался  |п.1 ст.15.6    |от 3 до       |
   |представить налоговикам           |КоАП РФ        |5 МРОТ        |
   |запрошенные документы или иные    |               |(от 300 до    |
   |сведения, необходимые для         |               |500 руб.)     |
   |осуществления налогового контроля,|               |(платит       |
   |или представил такие сведения     |               |руководитель  |
   |в неполном объеме или             |               |банка)        |
   |в искаженном виде                 |               |              |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк не представил по             |п.1 ст.135.1   |10 000 руб.   |
   |мотивированному запросу налоговой |НК РФ          |(платит банк) |
   |инспекции справку по операциям и  |               |              |
   |счетам организаций или            |               |              |
   |индивидуальных предпринимателей   |               |              |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк представил по мотивированному|п.2 ст.135.1   |20 000 руб.   |
   |запросу налоговой инспекции       |НК РФ          |(платит банк) |
   |справку по операциям и счетам     |               |              |
   |организаций или индивидуальных    |               |              |
   |предпринимателей с нарушением     |               |              |
   |установленного срока              |               |              |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк нарушил срок исполнения      |п.1 ст.133     |пеня —        |
   |поручения налогоплательщика       |НК РФ          |1/150 ставки  |
   |(плательщика сбора) или налогового|               |рефинансиро—  |
   |агента о перечислении налога или  |               |вания, но не  |
   |сбора                             |               |более 0,2% за |
   |                                  |               |каждый день   |
   |                                  |               |просрочки     |
   |                                  |               |(платит банк) |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк нарушил установленный срок   |ст.15.8 КоАП РФ|от 40 до      |
   |исполнения поручения              |               |40 МРОТ       |
   |налогоплательщика (плательщика    |               |(от 4000 до   |
   |сбора) или налогового агента      |               |5000 руб.)    |
   |о перечислении налога или сбора,  |               |(платит       |
   |а равно инкассового поручения     |               |руководитель  |
   |(распоряжения) налоговой          |               |банка)        |
   |инспекции, таможенного органа или |               |              |
   |органа государственного           |               |              |
   |внебюджетного фонда о перечислении|               |              |
   |налога или сбора, соответствующих |               |              |
   |пеней или штрафов                 |               |              |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк не исполняет решение         |ст.15.9 КоАП РФ|от 20 до      |
   |налоговиков о приостановлении     |               |30 МРОТ       |
   |операций по счетам                |               |(от 2000 до   |
   |налогоплательщика, плательщика    |               |3000 руб.)    |
   |сбора или налогового агента       |               |(платит       |
   |                                  |               |руководитель  |
   |                                  |               |банка)        |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк при наличии у него решения   |ст.134 НК РФ   |20% от суммы, |
   |налоговиков о приостановлении     |               |перечисленной |
   |операций по счетам                |               |в соответствии|
   |налогоплательщика, плательщика    |               |с поручением  |
   |сбора или налогового агента       |               |налогоплатель—|
   |исполнил их поручение на          |               |щика, но      |
   |перечисление средств другому лицу,|               |не более суммы|
   |не связанное с исполнением        |               |задолженности |
   |обязанностей по уплате налога или |               |(платит банк) |
   |сбора                             |               |              |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк неправомерно не исполнил     |п.1 ст.135     |пеня —        |
   |в установленный срок решения      |НК РФ          |1/150 ставки  |
   |налоговой инспекции о взыскании   |               |рефинансиро—  |
   |налога или сбора, а также пени    |               |вания, но     |
   |                                  |               |не более      |
   |                                  |               |0,2% за каждый|
   |                                  |               |день просрочки|
   |                                  |               |(платит банк) |
   +——————————————————————————————————+———————————————+——————————————+
   |Банк совершил действия по созданию|п.2 ст.135     |30% от        |
   |ситуации отсутствия денежных      |НК РФ          |не поступившей|
   |средств на счете                  |               |в результате  |
   |налогоплательщика, плательщика    |               |таких действий|
   |сбора или налогового агента,      |               |суммы (платит |
   |в отношении которых в банке       |               |банк)         |
   |находится инкассовое поручение    |               |              |
   |налоговой инспекции               |               |              |
   L——————————————————————————————————+———————————————+———————————————
   

Подчеркнем, что приведенные положения гл.18 НК РФ посвящены особому виду нарушений законодательства о налогах и сборах - налоговым правонарушениям банков. Эти нарушения следует отличать от общих налоговых правонарушений. Например, банк помимо указанных выше "банковских" нарушений законодательства о налогах и сборах ненадлежащим образом платит налоги. Тогда его могут наказать еще и как обычного налогоплательщика, совершившего налоговое правонарушение, как это предусмотрено гл.16 НК РФ.

За совершение "банковских" нарушений законодательства о налогах и сборах применяются пеня и штрафы, не относящиеся к общим налоговым санкциям. При этом эти наказания не связаны с исполнением банками функций налогоплательщиков или налоговых агентов. В то время как субъектом налоговых правонарушений могут быть любые организации и физические лица, субъектом нарушений законодательства о налогах и сборах, указанных в гл.18 НК РФ, являются только банки. Объектом же данных правонарушений выступают не только отношения в области налогообложения, но также гражданско-правовые и банковские отношения.

Кроме того, заметим, что применение мер ответственности за неисполнение банком обязанности по перечислению налога не освобождает банк от обязанности перечислить налог и уплатить соответствующие пени. Если банк не исполнил данную обязанность в установленный срок, к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и соответствующих пеней:

- за счет денежных средств - в порядке, аналогичном предусмотренному ст.46 НК РФ;

- за счет иного имущества - в судебном порядке.

Если банк совершает рассматриваемые нарушения более одного раза в течение одного календарного года, налоговая инспекция вправе обратиться в Банк России с ходатайством об аннулировании лицензии этого банка на осуществление банковской деятельности.

Неисполнение решения о приостановлении операций

по счетам

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке не распространяется на платежи, очередность исполнения которых, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, не исключая налоговые (таможенные) платежи, установленные ст.ст.19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и взимаемые в установленном порядке налоговыми (таможенными) органами Российской Федерации, в том числе налог на прибыль, налог на операции с ценными бумагами, налог на добавленную стоимость, таможенную пошлину и акцизы.

Поэтому кредитная организация не может быть привлечена к ответственности за осуществление расходных операций по счетам налогоплательщиков, по которым налоговым органом вынесено решение о приостановлении операций во исполнение соответствующих расчетных и исполнительных документов.

Несообщение об открытии или закрытии счета

Особенности привлечения к ответственности за несообщение банком налоговой инспекции сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем разъясняются в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 10.04.2002 N 3611/01 и от 17.04.2002 N 755/02.

По мнению главного арбитражного суда страны, налоговым законодательством установлена ответственность в виде штрафа только за несообщение банком налоговой инспекции сведений об открытии счета. Наказать банк за несвоевременное сообщение об открытии счета нельзя, а расширительное толкование положений ст.132 НК РФ недопустимо. Таким образом, если банк направил сообщение об открытии счета позднее пятидневного срока со дня соответствующего открытия или закрытия счета, но до момента выявления налоговой инспекцией факта ненаправления этого сообщения, меры ответственности к банку не применяются.

Неисполнение решения о взыскании налога

В статье 135 Налоговый кодекс содержит два недостаточно разграниченных между собой состава налоговых правонарушений:

- неисполнение в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени (п.1 ст.135);

- создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа (п.2 ст.135).

При этом согласно Определению Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О положения, содержащиеся в п.п.1 и 2 ст.135 Кодекса, не могут трактоваться как "создающие возможность неоднократного привлечения банков к ответственности за одно и то же нарушение". Они предусматривают ответственность за "различные правонарушения, составы которых недостаточно между собой разграничены, в диспозициях норм не выделены существенные признаки каждого конкретного нарушения, вследствие чего на практике оказалось невозможным дифференцировать и однозначно истолковать эти составы".

Кроме того, среди юридических изъянов п.2 ст.135 НК РФ справедливо указывают на следующие обстоятельства. Он не содержит перечня действий, которые "создают ситуацию отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика", и не разъясняет, что имеется в виду под "созданием ситуации отсутствия денежных средств". По смыслу этой нормы указанные противоправные действия могут быть совершены только в форме прямого умысла. Неконкретность же диспозиции данной нормы позволяет налоговым инспекциям и арбитражным судам давать ей расширительное толкование. В результате на практике банк могут наказать за одни и те же действия, связанные со списанием денежных средств со счета налогоплательщика, в том числе совершенные по неосторожности, дважды. Как по п.1, так и по п.2 ст.135 НК РФ.

Правовая позиция по вопросу о пределах принудительных мер, избираемых законодателем при регулировании налоговых отношений, в свое время была изложена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П. Однако сделанный Конституционным Судом РФ в этом Постановлении вывод о том, что неопределенность правового содержания составов налоговых правонарушений противоречит принципам юридической ответственности, при принятии НК РФ законодатель не учел.

Свою позицию по вопросу налоговой ответственности Конституционный Суд РФ развивает в своем Определении от 18.01.2001 N 6-О. В нем говорится: "С учетом сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года правовой позиции и выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации не должны применяться одновременно за совершение действий (бездействия), повлекших занижение налогооблагаемой базы и, как результат, неуплату налогов и сборов, что не исключает возможности их применения в отдельности на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела".

Естественно, приведенные выше выводы о порядке и условиях применения санкций налогового законодательства распространяются и на нормы НК РФ, устанавливающие ответственность банков. Таким образом, предусмотренные в п.п.1 и 2 ст.135 Кодекса меры ответственности нельзя одновременно применить к одному и тому же банку за одно и то же нарушение. Этим, однако, не исключается возможность применения рассматриваемых наказаний к одному и тому же нарушителю "в отдельности на основе оценки фактических обстоятельств дела".

В.В.Омельченко

Ведущий консультант

Департамента аудиторских услуг

ЗАО "БДО ЮниконРуф"

Подписано в печать

18.03.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Строительный подряд: учет у подрядчика ("Российский налоговый курьер", 2003, N 7) >
Статья: Как учитывать расходы на НИОКР ("Российский налоговый курьер", 2003, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.