Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Управленческий учет в торговых предприятиях ("Бухгалтерский учет", 2003, N 7)



"Бухгалтерский учет", N 7, 2003

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ

В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий показывает, что более эффективно работают предприятия, использующие управленческий учет как самостоятельную функцию системы управления предприятием в совокупности со всеми присущими ей подсистемами прогнозирования, планирования, нормирования, бюджетирования, анализа и учета.

Подобную систему управления, включая управленческий учет, применяют, как правило, крупные торговые предприятия, к которым относится ЗАО "Торговый Дом Первомайский" с годовым товарооборотом свыше одного миллиарда рублей, штатом работников около тысячи человек, ежегодным приростом в последние годы балансовой прибыли на 25%.

В системе управления особая роль отводится управленческому учету, функции которого связаны с другими подсистемами управления торговым предприятием.

Главная задача управленческого учета - обеспечить совместно с другими подсистемами управления рост рентабельности каждого подразделения торгового предприятия. Так, ЗАО "Торговый Дом Первомайский" имеет 45 торговых секций, по каждой секции учитываются по основным статьям доходы и расходы, определяется финансовый результат.

На этапе выбора поставщиков товаров определяются поставщики с наиболее выгодными для торгового предприятия условиями поставки товаров. Так, поставщики товаров предлагают три варианта отпускных оптовых цен и расчетов:

- вывоз товаров транспортом торгового предприятия и расчеты за товары по ценам "франко-склад" поставщика;

- доставка товаров транспортом поставщика и расчеты отдельно за товары по отпускным ценам поставщика и транспорт;

- доставка товаров транспортом поставщика и расчеты за товары по отпускным ценам поставщика, включая расходы по доставке товара.

Наиболее предпочтителен третий вариант цен и расчетов, так как он позволяет отказаться от содержания собственного транспорта и не требует ведения бухгалтерского учета транспортных расходов.

Наравне с управленческим учетом используются такие подсистемы управления предприятием, как прогнозирование и планирование. Их задача состоит в определении ассортимента товаров по каждой торговой секции на основании изучения покупательского спроса, его изменений по сезонам, объемов закупок по сортам, моделям, размерам товаров. С учетом указанных условий с поставщиками заключаются договоры на поставку товаров.

На втором этапе на основе данных управленческого учета для каждой торговой секции разрабатываются бизнес-планы.

Бизнес-планы содержат следующие показатели: основные - объем продаж товаров (товарооборот), численность работников, валовой доход, расходы, прибыль; производные - объем продаж товаров (товарооборот) на 1 кв. м торговой площади, на одного работника торгового отдела, секции.

В соответствии с бизнес-планами принимаются решения о нецелесообразности иметь нерентабельные подразделения.

Проекты бизнес-планов разрабатываются с учетом изменившихся условий работы торговых секций по сравнению с предшествующим годом: изменением ассортимента товаров, покупных и продажных цен, величины расходов, размеров торговых площадей и др. Управленческий учет помогает выбрать оптимальные решения в целях увеличения доходов и сокращения расходов. В бухгалтерском учете выручка отражается бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 50 "Касса",

К-т сч. 90 "Продажи"

поступление выручки в кассы торговых секций по данным счетчиков кассовых аппаратов;

Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",

К-т сч. 90 "Продажи"

выручка по безналичным расчетам на основании расходных документов о продаже товаров организациям.

Обработку данных о доходах (выручке) ведет информационно-вычислительный центр, который ежедневно выдает для контроля оперативную сводку по отделам и секциям, а по отчетным периодам - сводные данные о доходах (выручке) за соответствующий период с начала года.

В уменьшение доходов (выручки) на аналитические счета торговых отделов и секций списываются расходы, учитываемые на счете 44 "Расходы на продажу":

Д-т сч. 44 "Расходы на продажу",

К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

на сумму начисленной заработной платы;

К-т сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"

на сумму отчислений от заработной платы по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников;

К-т сч. 02 "Амортизация основных средств"

на сумму амортизационных отчислений от эксплуатации основных средств;

К-т сч. 10 "Материалы"

на сумму использованных упаковочных и других материалов, включая списание изношенной спецодежды и малоценных предметов (инвентаря).

Если возникают расходы в целом по торговым отделам (цеховые расходы, например, по текущему ремонту помещений), то эти расходы распределяются между секциями данного отдела пропорционально суммам заработной платы работников секций. Аналогично поступают и с расходами по управлению универмагом. В последнее время отпала необходимость учета расходов по завозу товаров и их распределению между проданными и остатками, так как поставщики стоимость доставки товаров (транспортные расходы) включают в отпускные цены товаров.

Отдел экономического анализа с участием информационно-вычислительного центра осуществляет экономический анализ выполнения каждым подразделением предприятия бизнес-планов.

Анализ фактических доходов и расходов по установленным показателям бизнес-планов ведется с использованием поправочных коэффициентов на цены товаров, трудоемкость обслуживания покупателей, размещение торговых площадей и ряд других особенностей работы торговых отделов и секций. Таким образом достигается соизмеримость рассчитываемых показателей работы торговых отделов и секций.

А.А.Корпусов

Консультант

ЗАО аудиторской компании "Торгаудит"

И.И.Коновалов

Главный бухгалтер

ЗАО "Торговый Дом Первомайский"

Подписано в печать

18.03.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет и налогообложение услуг по ремонту бытовой техники ("Бухгалтерский учет", 2003, N 7) >
Вопрос: Какая ставка налога на добавленную стоимость применяется при реализации биологически активных добавок? ("Московский налоговый курьер", 2003, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.