|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Управленческий учет в торговых предприятиях ("Бухгалтерский учет", 2003, N 7)
"Бухгалтерский учет", N 7, 2003
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий показывает, что более эффективно работают предприятия, использующие управленческий учет как самостоятельную функцию системы управления предприятием в совокупности со всеми присущими ей подсистемами прогнозирования, планирования, нормирования, бюджетирования, анализа и учета. Подобную систему управления, включая управленческий учет, применяют, как правило, крупные торговые предприятия, к которым относится ЗАО "Торговый Дом Первомайский" с годовым товарооборотом свыше одного миллиарда рублей, штатом работников около тысячи человек, ежегодным приростом в последние годы балансовой прибыли на 25%. В системе управления особая роль отводится управленческому учету, функции которого связаны с другими подсистемами управления торговым предприятием. Главная задача управленческого учета - обеспечить совместно с другими подсистемами управления рост рентабельности каждого подразделения торгового предприятия. Так, ЗАО "Торговый Дом Первомайский" имеет 45 торговых секций, по каждой секции учитываются по основным статьям доходы и расходы, определяется финансовый результат. На этапе выбора поставщиков товаров определяются поставщики с наиболее выгодными для торгового предприятия условиями поставки товаров. Так, поставщики товаров предлагают три варианта отпускных оптовых цен и расчетов: - вывоз товаров транспортом торгового предприятия и расчеты за товары по ценам "франко-склад" поставщика; - доставка товаров транспортом поставщика и расчеты отдельно за товары по отпускным ценам поставщика и транспорт;
- доставка товаров транспортом поставщика и расчеты за товары по отпускным ценам поставщика, включая расходы по доставке товара. Наиболее предпочтителен третий вариант цен и расчетов, так как он позволяет отказаться от содержания собственного транспорта и не требует ведения бухгалтерского учета транспортных расходов. Наравне с управленческим учетом используются такие подсистемы управления предприятием, как прогнозирование и планирование. Их задача состоит в определении ассортимента товаров по каждой торговой секции на основании изучения покупательского спроса, его изменений по сезонам, объемов закупок по сортам, моделям, размерам товаров. С учетом указанных условий с поставщиками заключаются договоры на поставку товаров. На втором этапе на основе данных управленческого учета для каждой торговой секции разрабатываются бизнес-планы. Бизнес-планы содержат следующие показатели: основные - объем продаж товаров (товарооборот), численность работников, валовой доход, расходы, прибыль; производные - объем продаж товаров (товарооборот) на 1 кв. м торговой площади, на одного работника торгового отдела, секции. В соответствии с бизнес-планами принимаются решения о нецелесообразности иметь нерентабельные подразделения. Проекты бизнес-планов разрабатываются с учетом изменившихся условий работы торговых секций по сравнению с предшествующим годом: изменением ассортимента товаров, покупных и продажных цен, величины расходов, размеров торговых площадей и др. Управленческий учет помогает выбрать оптимальные решения в целях увеличения доходов и сокращения расходов. В бухгалтерском учете выручка отражается бухгалтерскими записями: Д-т сч. 50 "Касса", К-т сч. 90 "Продажи" поступление выручки в кассы торговых секций по данным счетчиков кассовых аппаратов; Д-т сч. 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", К-т сч. 90 "Продажи" выручка по безналичным расчетам на основании расходных документов о продаже товаров организациям. Обработку данных о доходах (выручке) ведет информационно-вычислительный центр, который ежедневно выдает для контроля оперативную сводку по отделам и секциям, а по отчетным периодам - сводные данные о доходах (выручке) за соответствующий период с начала года. В уменьшение доходов (выручки) на аналитические счета торговых отделов и секций списываются расходы, учитываемые на счете 44 "Расходы на продажу": Д-т сч. 44 "Расходы на продажу", К-т сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" на сумму начисленной заработной платы; К-т сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" на сумму отчислений от заработной платы по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников; К-т сч. 02 "Амортизация основных средств" на сумму амортизационных отчислений от эксплуатации основных средств; К-т сч. 10 "Материалы" на сумму использованных упаковочных и других материалов, включая списание изношенной спецодежды и малоценных предметов (инвентаря). Если возникают расходы в целом по торговым отделам (цеховые расходы, например, по текущему ремонту помещений), то эти расходы распределяются между секциями данного отдела пропорционально суммам заработной платы работников секций. Аналогично поступают и с расходами по управлению универмагом. В последнее время отпала необходимость учета расходов по завозу товаров и их распределению между проданными и остатками, так как поставщики стоимость доставки товаров (транспортные расходы) включают в отпускные цены товаров. Отдел экономического анализа с участием информационно-вычислительного центра осуществляет экономический анализ выполнения каждым подразделением предприятия бизнес-планов. Анализ фактических доходов и расходов по установленным показателям бизнес-планов ведется с использованием поправочных коэффициентов на цены товаров, трудоемкость обслуживания покупателей, размещение торговых площадей и ряд других особенностей работы торговых отделов и секций. Таким образом достигается соизмеримость рассчитываемых показателей работы торговых отделов и секций.
А.А.Корпусов Консультант ЗАО аудиторской компании "Торгаудит"
И.И.Коновалов Главный бухгалтер ЗАО "Торговый Дом Первомайский" Подписано в печать 18.03.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |