Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Защита коммерческой тайны ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4)



"Аудиторские ведомости", N 4, 2003

ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Результат предпринимательской деятельности организации зависит не только от использования активов, имеющих вещественно - натуральную форму, но и от имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности и других нематериальных активов (НА). В условиях жесткой конкуренции и высокой ценности НА организация должна принимать меры для их защиты от незаконных посягательств. Однако если вопросы отражения в бухгалтерском учете материальных активов действующим законодательством четко регламентированы, то относительно НА этого сказать нельзя. Рассмотрим вид НА, который имеется во всех организациях независимо от формы собственности, - право на информацию, составляющую секрет производства (служебную и коммерческую тайну).

Прежде всего заметим, что информацию, содержащую служебную или коммерческую тайну, можно относить к НА только при одновременном соблюдении ряда требований. Основной нормативной базой, регулирующей отношения по созданию и использованию данного вида НА, является гражданское законодательство. Так, согласно ст.138 ГК РФ в случаях и в порядке, установленных этим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя.

НА - обобщающее понятие, применяемое для определений группы активов организации, обладающих стоимостью и способностью приносить организации экономические выгоды (доход), используемых в течение длительного периода (не менее 12 месяцев) и не имеющих материально - вещественной (физической) структуры.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, формулирует перечень единовременно выполняемых условий при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных. Так, объект НА должен использоваться организацией в течение длительного времени в производственных целях либо для управленческих нужд. В то же время необходимо, чтобы данный объект можно было идентифицировать, то есть у организации должны быть в наличии документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Необходимо также для отражения объектов в составе НА, чтобы организация не намеревалась в последующем его перепродать, а предполагала использовать для собственных нужд.

В п.4 ПБУ 14/2000 определен перечень объектов интеллектуальной собственности, которые могут быть отнесены к НА. В отличие от Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, из перечня, установленного п.4 ПБУ 14/2000, видно, что к НА могут быть отнесены только исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. При наличии указанного несоответствия в нормативных актах целесообразно руководствоваться Письмом Минфина России от 23.08.2001 N 16-00-12/15 "О применении ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". Напомним, что приоритет ПБУ 14/2000 объясняется тем, что оно вступило в силу позже Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а эти два нормативных акта относятся к одному иерархическому уровню в системе правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст.138 ГК РФ в составе объектов интеллектуальной собственности имеется определение средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг, позволяющее выделить данный вид НА среди прочих объектов промышленной собственности. Средства индивидуализации вовсе не связаны с конкретными технологиями, оборудованием или системами организации, они связаны с конкретными предприятиями, с его правами на их использование. Это - право на использование организационной, технической, коммерческой информации, составляющей тайну (секрет) производства. Данная информация подлежит защите от незаконного использования третьими лицами при условии, что она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее секретности от третьих лиц и отсутствия к ней свободного доступа на законном основании.

Перечень объектов НА, создаваемых самой организацией, является открытым, то есть предусматривает возможность относить и другие права на информацию, содержащую служебную, коммерческую и другие виды тайны, к НА, но при обязательном соблюдении рассмотренных условий. В соответствии с п.7 ПБУ 14/2000 НА считаются созданными, в случае если исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности принадлежит организации и это право документально подтверждено.

К сожалению, на практике возникают разногласия при разграничении обычной информации, составляющей служебную и коммерческую тайну, и ноу - хау. Причины в том, что эти разграничения в действующем законодательстве изложены не вполне конкретно. Статья 139 ГК РФ расширила пределы конфиденциальности информации, не ограничивая ее рамками ноу - хау, как это было в ранее действующих нормативных актах.

Сегодня конфиденциальность и коммерческую ценность информации выявляет сама организация, и это должно подкрепляться приказом об использовании информации, содержащей служебную и коммерческую тайну. Информация, составляющая коммерческую тайну, может быть в любой сфере предпринимательской деятельности, и определять состав (содержание) такой информации, а также защищать ее должен обладатель (собственник) информации в собственных интересах. Государство лишь гарантирует право на коммерческую тайну и берет на себя обязательство обеспечить судебную защиту этого права. При этом следует иметь в виду, что информация, составляющая коммерческую тайну, может быть в отдельных случаях и государственной тайной, однако исключено обратное: государственная тайна не может быть коммерческой тайной. Если даже какая-то коммерчески ценная информация долгосрочного пользования не попадет в разряд ноу - хау, то она по усмотрению организации может быть отнесена к НА и учитываться на счете 04 "Нематериальные активы". А затем организация может либо использовать эти объекты в производственно - хозяйственной деятельности, либо передать их на использование другим юридическим или физическим лицам. Во втором случае права собственности на объекты НА остаются у организации и она постоянно получает доход за их использование (роялти).

Учет нематериальных активов

Порядок отражения подобных операций в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 14/2000. При постановке объекта НА на бухгалтерский учет в первую очередь решается вопрос о его денежной оценке и оформлении акта приемки - передачи. Акты на объекты НА, содержащие служебную или коммерческую тайну, составляет специальная постоянно действующая экспертная комиссия организации, утвержденная приказом ее руководителя.

Эта комиссия решает задачи:

установление перечня и состава сведений, представляющих собой коммерческую тайну;

определение структурных подразделений, в которых могут работать с информацией, составляющей коммерческую тайну;

определение лиц, на которых возложена защита коммерческой тайны;

утверждение конфиденциального документооборота.

В акте приемки - передачи НА отражают наименование и краткую характеристику объекта, вид тайны, включающий информацию, устанавливаемую и защищаемую ее обладателем, первоначальную стоимость, срок полезного использования (норму амортизации), способ амортизации, дату составления и др. К акту прилагают необходимую документацию, подтверждающую существование объекта и права организации на него, либо в акте делают отметку о том, где хранится эта документация и на кого возложена ответственность за ее сохранность и обеспечение конфиденциальности. Акт приемки - передачи НА составляют отдельно на каждый объект и передают в бухгалтерию.

На все поступившие в организацию объекты НА открываются карточки учета НА по форме N НМА-1. Карточка открывается на каждый объект, и в ней ежемесячно отражается сумма начисленной амортизации.

Основанием для списания выбывших объектов НА являются акты приемки - передачи, акты на списание, протоколы специальной постоянно действующей экспертной комиссии или участников совместной деятельности.

Стоимость НА погашается посредством амортизации, которая призвана компенсировать затраты, произведенные организацией при поступлении активов, и обеспечить формирование источника финансирования будущих объектов НА. Суммы амортизации НА включаются в себестоимость продукции, работ и услуг по нормам, установленным организацией исходя из первоначальной стоимости объекта и срока его полезного использования. По НА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока действия организации).

Амортизация начисляется, как правило, линейным (равномерным) способом в размере 1/12 годовой суммы исходя из первоначальной стоимости объекта и срока его полезного использования.

ПБУ 14/2000 регулирует порядок и способы начисления амортизации НА. Первоначальная стоимость НА не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Синтетический учет НА ведется на счетах 04, 05 "Амортизация нематериальных активов"; 19/2 "НДС по приобретенным нематериальным активам". Если в организации имеется несколько видов НА, то целесообразно для каждого вида активов открыть субсчета в соответствии с классификацией, принятой в организации.

Напомним, что в учетной политике организации необходимо раскрыть, как минимум, следующую информацию по учету объектов НА:

о сроках полезного использования объектов с выделением отдельных видов и групп;

о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным видам и группам;

о способах отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений.

Понятие коммерческой тайны

Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 90-х годов XX века категории коммерческой тайны. Так, п.4 ст.10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 28.03.2002 N 32-ФЗ) определяет, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции Российской Федерации, включает положения ГК РФ, Уголовного кодекса Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и ряда других законов и подзаконных актов. Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изменениями и дополнениями от 10.01.2003). В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна.

Из содержания ст.139 ГК РФ видно, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое содержание служебной и коммерческой тайны в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство Российской Федерации относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы.

Определение понятия "государственная тайна" было сформулировано в Законе Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями от 06.10.1997). Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеэкономической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно - разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Сведения, составляющие государственную тайну, определены соответствующим перечнем, который пересматривается не реже одного раза в пять лет, а также при изменении международной обстановки, появлении новых достижений в области науки, техники и т.д.

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.). Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме закрытой работы в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации.

Предложения специалистов подвергаются экспертной оценке комиссии с целью обоснования целесообразности закрытия свободного доступа и конфиденциальной информации к сведениям третьих лиц. Преимущества от использования информации, не известной третьим лицам, могут состоять в получении выгоды или предотвращении ущерба, выражаться количественными и качественными показателями.

Решение постоянно действующей комиссии организации об отнесении сведений к коммерческой тайне оформляется в виде перечня основных категорий сведений, составляющих коммерческую тайну организации, и утверждается руководителем. В перечне сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть выделены разделы: производство, управление, планы, внутренняя бухгалтерская отчетность и бухгалтерские регистры, рынок, партнеры, наука и техника и др. Проект перечня вместе с документами, содержащими обоснование коммерческой целесообразности закрытия свободного доступа к тем или иным сведениям, хранится в материалах комиссии. Содержание перечня пересматривается комиссией по мере необходимости обновления включенных в него сведений, но не реже одного раза в два года.

Законодательством определены два вида ограничений прав собственника на отнесение конфиденциальной информации к коммерческой тайне. Во-первых, к коммерческой тайне не может быть отнесена информация, составляющая государственную тайну. Во-вторых, нельзя относить к коммерческой тайне информацию, которая должна быть общедоступной в целях предупреждения сокрытий правонарушений и предотвращения нанесения ущерба интересам государства или юридическим и физическим лицам. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну".

Например, к коммерческой тайне не могут быть отнесены:

информация, содержащаяся в учредительных документах;

информация, содержащаяся в регистрационных удостоверениях, лицензиях;

патенты;

информация, содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, в том числе аудиторских заключениях, а также в иных документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

информация, содержащая сведения об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженности работодателей по выплате заработной платы и других выплат социального характера, о численности и составе работников, о наличии свободных рабочих мест;

информация, подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг;

информация о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами.

Отнесение информации к числу сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, не налагает на их собственника обязанности предоставить свободный доступ для всех желающих юридических и физических лиц. Указанные сведения могут предоставляться лицам, чьи интересы затрагиваются, или по запросам соответствующих органов власти.

Уровень закрытости зависит от величины ущерба, который может наступить при утечке информации. Гриф коммерческой тайны содержит словосочетание "коммерческая тайна", и он проставляется обладателем коммерческой тайны на носителе информации или сопроводительном документе. На практике наиболее часто употребляют две степени конфиденциальности: "конфиденциально" и "строго конфиденциально". Указание грифа закрытости служит официальным охранительным знаком, предупреждающим об ограничении свободного доступа к документу. Свободный доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации, закрывается с целью защиты конфиденциальной информации и физической защиты ее носителей. Обеспечение исполнителей конфиденциальной информацией, необходимой для выполнения работ, осуществляется с письменного разрешения руководителя организации.

Сотрудник организации для права работы с информацией, содержащей коммерческую тайну, обязан пройти соответствующую проверку и дать письменное обязательство по соблюдению режима коммерческой тайны. Эти обязательства фиксируются в трудовом договоре (контракте) или специальном соглашении о соблюдении режима коммерческой тайны. Так, на основании ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации установлен открытый перечень дополнительных условий, которые могут быть включены в трудовой договор, в частности это условия о неразглашении коммерческой тайны. Сотрудник принимает на себя обязательства не разглашать сведения, составляющие коммерческую тайну организации и ее контрагентов; выполнять требования организационно - распорядительных актов организации, регламентирующих порядок защиты коммерческой тайны; не использовать информацию, составляющую коммерческую тайну организации, в ущерб ее интересов; незамедлительно сообщать уполномоченному по защите конфиденциальной информации об утрате документов и о попытках посторонних лиц получить от него информацию конфиденциального характера.

Посторонним является любое лицо, не имеющее право доступа к конкретной информации. Физические и юридические лица обязаны возместить ущерб за несанкционированное разглашение или использование коммерческой тайны. Основанием для предъявления иска является нарушение режима работы и хранения конфиденциальной информации. Обязанность хранить коммерческую и иную тайну возложена и на государственных служащих Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 07.11.2000).

Руководство организации обязано в письменной форме предупредить сотрудника, что за разглашение данных, составляющих коммерческую тайну, а также иные нарушения секретности он будет привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Охрана конфиденциальной информации

Защита конфиденциальной информации - необходимое условие выживания любого современного предприятия. Информация, составляющая коммерческую тайну, отображается на различных носителях, которые могут ее сохранять, накапливать, передавать. С их помощью осуществляется и использование информации. В ГОСТ 50922-96 "Защита информации. Основные термины и определения" дано определение носителя: "Носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов".

Объекты НА как носители конфиденциальной информации различны. В соответствии с законодательством правовая охрана (защита) может распространяться на результаты интеллектуальной деятельности, а также на конфиденциальную информацию, в том числе на первичные бухгалтерские документы и регистры, промежуточные финансовые отчеты, сведения о наиболее выгодных формах использования денег, акций и ценных бумаг, на деловую переписку, списки клиентов, дебиторов и кредиторов, информацию о контрактах, а также на сведения о планах развития и реорганизации производства, структуре и методах управления.

Государство гарантирует охрану права собственности на информацию, составляющую коммерческую тайну, установлением законодательных актов Российской Федерации, а также деятельностью правоохранительных и судебных органов и органов прокурорского надзора. С помощью оперативно - разыскных мер государство осуществляет защиту объектов, связанных с коммерческой тайной, от преступных посягательств (внешних и внутренних). При этом иные посягательства, которые не являются преступлением, находятся вне юрисдикции оперативно - разыскных органов. Данный запрет выступает существенной гарантией соблюдения прав и свобод граждан. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (в ред. от 10.01.2003) наделяет эти органы правом оказывать содействие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны. Закон Российской Федерации от 19.02.1993 N 4524-1 "О федеральных органах правительственной связи и информации" (в ред. от 10.01.2003) предоставляет названным органам право оказывать содействие на договорной основе организациям независимо от форм собственности в разработке и реализации мер по защите коммерческой тайны с помощью технических средств, если это не противоречит задачам и принципам федеральных органов правительственной связи и информации.

В заключение отметим, что в соответствии со ст.15 Закона N 5485-1 можно обращаться в суд, если засекречивание тех или иных сведений представляется необоснованным. Органы государственной власти обязаны дать мотивированный ответ по существу вопроса в течение трех месяцев. При переводе информации в разряд коммерческой тайны необходимо руководствоваться здравым смыслом: если затраты на защиту конфиденциальности информации превышают достигаемые в результате защиты количественные и качественные показатели, то придание информации статуса коммерческой тайны теряет смысл.

А.Н.Белов

Профессор

Подписано в печать

14.03.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудит издержек: учет и анализ косвенных затрат ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4) >
Статья: Границы достоверности в аудите ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.