Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Участие МоАП в процессе перехода на МСФО ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4)



"Аудиторские ведомости", N 4, 2003

УЧАСТИЕ МоАП В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА НА МСФО

Общее собрание членов Московской аудиторской палаты (МоАП) недавно приняло решение о создании Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). На вопросы редакции о процессе перехода на МСФО и о задачах Комитета отвечают председатель МоАП В.И. Колбасин и председатель Комитета А.В. Муравьева, директор по аудиту аудиторско - консалтинговой группы "АРНИ".

Корр. С какой целью было принято решение о создании Комитета по МСФО при МоАП?

В.К. Переход на МСФО оказывает и будет оказывать существенное влияние на аудиторскую и бухгалтерскую практику. Более того, эта проблема гораздо более широкого масштаба, выходящая за профессиональные рамки. Конечная цель перехода на МСФО - это повышение рыночной прозрачности в России, которая, в свою очередь, является предпосылкой повышения качества корпоративного управления (на микроэкономическом уровне) и улучшения инвестиционного климата (на макроэкономическом уровне). Учитывая масштаб данного вопроса, члены МоАП сочли необходимым создать Комитет по МСФО, который даст возможность аудиторам со своей стороны влиять на процесс перехода на МСФО.

Корр. Каким образом МоАП предполагает участвовать в процессе перехода на МСФО?

В.К. Одна из важнейших задач Комитета - взаимодействие с органами государственной власти и другими общественными объединениями по вопросам перехода на МСФО. Мы уверены в том, что опыт членов МоАП может быть эффективно использован в общественных интересах. Наши специалисты готовы выступать экспертами по вопросам разработки программ и нормативных актов, обеспечивающих переход на МСФО, а также участвовать в различных общественных мероприятиях, посвященных выработке мнения профессионального сообщества по вопросам перехода на МСФО.

В настоящее время в МоАП готовятся предложения о сотрудничестве с Минфином России, Банком России, Минэкономики России. Эти ведомства непосредственно работают над вопросом перехода на МСФО, и мы надеемся, что они окажутся открытыми для взаимодействия с нами.

Корр. Какие преимущества получат члены МоАП в результате работы Комитета?

А.М. Деятельность в рамках Комитета позволит обмениваться опытом, находить партнеров для реализации крупных проектов по трансформации отчетности и проведению аудита по международным стандартам. Надеюсь, что работа Комитета будет содействовать распространению услуг российских аудиторских фирм в области МСФО.

Корр. Есть ли подобные комитеты при других аудиторских объединениях и в чем отличие вашего Комитета от других?

В.К. Нет, подобных комитетов при других аудиторских объединениях не существует. Безусловно, у каждого аудиторского объединения есть определенная группа специалистов, которые компетентны в вопросах МСФО, но они не объединены в профессиональные комитеты. В этом, пожалуй, и есть отличие Комитета при МоАП от других структурных подразделений аудиторских объединений.

Корр. Какие важнейшие проблемы предстоит решить при переходе на МСФО?

А.М. Предстоит внедрить некоторые существенные положения МСФО, которые в настоящее время отсутствуют в российских стандартах. Речь идет, например, о концепциях обесценения активов (МСФО 36), справедливой стоимости (МСФО 39), учета влияния гиперинфляции (МСФО 29) и др. Следует подчеркнуть, что фундаментальной концепцией МСФО является полномасштабное применение всех норм и требований, включенных в данные стандарты, а финансовая отчетность, подготовленная с какими-либо отступлениями, не может быть признана соответствующей МСФО. Следовательно, цель реформы будет достигнута только в том случае, если в российские правила бухгалтерского учета будут внесены существенные изменения для приведения их в полное соответствие с МСФО.

Предстоит также решить ряд технических и организационных задач, в том числе обеспечить обучение бухгалтеров и аудиторов. Возможно, будет принято решение об аттестации специалистов в области МСФО. Кроме того, необходимо не только обучение специалистов, но и популяризация МСФО. Дело в том, что многие взятые из МСФО концепции и правила с трудом приживаются в нашей практике. Это связано с тем, что подготовка финансовой отчетности большинства российских предприятий по-прежнему ориентирована на налоговые и другие регулирующие органы в большей степени, чем на собственника, потенциального инвестора или кредитора. Так, бухгалтер, имея выбор между несколькими вариантами ведения учета, как правило, выбирает тот, который соответствует целям налогового учета, а нормы ПБУ, которые не имеют отношения к налогообложению, им воспринимаются неохотно.

Более того, МСФО основаны на применении определенных общих принципов и использовании оценочных величин, а не на узких правилах и формальных критериях, и поэтому бухгалтерам еще предстоит научиться использовать профессиональное суждение для подготовки достоверной отчетности.

Наконец, требуется гармонизация стандартов в банковской системе и в остальной экономике. Так, в настоящее время действуют различные стандарты консолидации финансовой отчетности для банков и предприятий. Некоторые изменения, внесенные в ПБУ в рамках приближения российских стандартов к международным, не распространяются на банки.

Таким образом, чтобы переход на МСФО состоялся, требуются значительные усилия со стороны государственной власти и общественных организаций, и наш опыт в вопросах применения МСФО может оказаться весьма полезным и для аудиторской профессии в частности, и для экономики России в целом.

Подписано в печать

14.03.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Нормативное регулирование банковского аудита ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4) >
Статья: Методика аудиторской проверки собственного капитала банка ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.