Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новое в уплате акцизов ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4)



"Аудиторские ведомости", N 4, 2003

НОВОЕ В УПЛАТЕ АКЦИЗОВ

Федеральным законом от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" внесены существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов. Так, с 1 января 2003 г. организации или индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие нефтепродукты, должны уплачивать акцизы при наличии у них свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство). Законом N 191-ФЗ изложена в новой редакции ст.179.1 НК РФ, регламентирующая порядок и условия выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Получение свидетельства - не обязанность, а право лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Согласно ст.1 Закона N 191-ФЗ свидетельства выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

производство нефтепродуктов - свидетельство на производство;

оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию;

оптово - розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово - розничную реализацию;

розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию.

Если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют операции по оптовой или оптово - розничной реализации нефтепродуктов, произведенных ими из собственного сырья (в том числе из подакцизных нефтепродуктов) либо полученных в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов (в зависимости от осуществляемого вида деятельности), то указанному лицу выдается свидетельство на оптовую реализацию или свидетельство на оптово - розничную реализацию (свидетельство на производство организациям и индивидуальным предпринимателям не выдается).

На основании п.3 ст.179.1 НК РФ Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 утвержден новый Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Данный Приказ признал утратившим силу Приказ МНС России от 04.09.2002 N БГ-3-03/478 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".

Свидетельства выдаются управлением МНС России того субъекта Российской Федерации, на территории которого организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете по месту нахождения (месту жительства), а также Межрегиональной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (только тем организациям, которые состоят на налоговом учете в этой инспекции).

Уполномоченные органы выдают свидетельства при соблюдении организациями и индивидуальными предпринимателями следующих требований.

Для производителей нефтепродуктов - наличие в собственности, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов; либо владение более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, в собственности которого находятся указанные мощности; либо владение более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которого находятся указанные мощности.

Для лиц, осуществляющих оптовую реализацию нефтепродуктов, - наличие в собственности, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов; либо владение организацией - заявителем более чем 50% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью, в собственности которого находятся указанные мощности; либо владение более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которого находятся указанные мощности; либо наличие договора на оказание услуг по переработке принадлежащего им сырья или продуктов их переработки; либо заключение договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (только для акционерных обществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 50%).

Для лиц, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, - наличие в собственности мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов (за исключением моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей), мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел; либо владение организацией - заявителем более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, в собственности которого находятся указанные мощности; либо владение более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которого находятся указанные мощности.

Для лиц, осуществляющих оптово - розничную реализацию, - наличие в собственности, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок; либо владение организацией - заявителем более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, в собственности которого находятся указанные мощности; либо владение более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которого находятся указанные мощности; либо заключение договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (только для акционерных обществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 50%).

Лица, совершающие операции с нефтепродуктами, на мощностях, являющихся общей долевой собственностью, вправе получить такое свидетельство. Организации и индивидуальные предприниматели, арендующие мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов, свидетельства не получают.

Для получения свидетельства налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление и копии документов, подтверждающих соблюдение организацией или индивидуальным предпринимателем указанных условий. Образец заявления о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, для организаций и индивидуальных предпринимателей приведен в Приложениях 1 и 2 соответственно к Приказу N БГ-3-03/52. Налоговый орган обязан выдать свидетельство или уведомить заявителя об отказе в выдаче свидетельства не позднее 30 дней с момента представления налогоплательщиком заявления и копий указанных выше документов. Уведомление об отказе в выдаче свидетельства должно быть оформлено в письменной форме с указанием причин отказа. Формы свидетельств по осуществляемым видам деятельности утверждаются приказом МНС России. Свидетельство выдается сроком на 1 год. Налоговый орган вправе выдать свидетельство на срок до 1 года по заявлению лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Действие свидетельства, выданного организации, распространяется на все ее обособленные подразделения, включенные в приложение к свидетельству.

Получение организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства не означает того, что они не должны иметь лицензию на производство и реализацию нефтепродуктов. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании конкретных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Свидетельство же является документом, служащим основанием для возникновения объекта обложения акцизами и принятия к вычету сумм налога в порядке, установленном гл.22 НК РФ. Передача свидетельства другому налогоплательщику запрещается. Свидетельство, полученное организацией или индивидуальным предпринимателем с нарушением порядка выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, является недействительным и приравнивается налоговым органом к отсутствию свидетельства.

Законом N 191-ФЗ внесены изменения в основания, по которым действие свидетельства может быть приостановлено или аннулировано.

В соответствии с п.5 ст.179.1 НК РФ налоговые органы приостанавливают действие свидетельства в случаях:

невыполнения организацией или индивидуальным предпринимателем положений действующего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов;

непредставления организацией или индивидуальным предпринимателем - покупателем (получателем) подакцизных нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов реестров счетов - фактур, представляемых в налоговые органы в соответствии со ст.201 НК РФ. В этом случае приостанавливается действие свидетельства организации или индивидуального предпринимателя - покупателя (получателя) подакцизных нефтепродуктов;

использования технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов, не оснащенного контрольными приборами учета их объемов, а также оснащенного вышедшим из строя контрольным и учетно - измерительным оборудованием, нарушения работы и условий эксплуатации контрольного и учетно - измерительного оборудования, установленного на указанном технологическом оборудовании.

Свидетельство не может быть приостановлено по заявлению организации или индивидуального предпринимателя. В случае приостановления действия свидетельства налоговый орган обязан установить срок (не более шести месяцев) устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Организация или индивидуальный предприниматель, имеющие свидетельство, обязаны уведомить в письменной форме налоговый орган, выдавший свидетельство, об устранении ими нарушений, повлекших за собой приостановление действия свидетельства. Налоговый орган, выдавший свидетельство, проверяет устранение выявленных нарушений и принимает решение о возобновлении действия свидетельства. Налоговый орган, принявший решение о возобновлении действия свидетельства, должен сообщить в письменной форме организации или индивидуальному предпринимателю, имеющим свидетельство, в течение трех рабочих дней после проведения проверки устранения нарушений и принятия решения о возобновлении действия свидетельства.

Срок действия свидетельства на время приостановления его действия не продлевается. Если в установленный налоговым органом срок нарушения не были устранены, то свидетельство аннулируется.

Налоговые органы аннулируют свидетельство в случаях:

представления организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления;

передачи организацией или индивидуальным предпринимателем выданного в порядке, установленном в соответствии с п.3 ст.179.1, свидетельства иному лицу;

завершения реорганизации организации, если в результате реорганизации данная организация утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;

завершения реорганизации организации в форме выделения или разделения;

изменения наименования организации (изменения фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя);

изменения места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя);

прекращения права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве;

его утраты.

Во всех указанных случаях организация или индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о получении нового свидетельства. Налоговый орган, выдавший свидетельство, обязан уведомить организацию или индивидуального предпринимателя о приостановлении действия или об аннулировании соответствующего свидетельства в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения. Решения налогового органа о выдаче, об отказе в выдаче, приостановлении, возобновлении, аннулировании свидетельства принимаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Формы таких решений утверждаются МНС России.

Статьей 4 Закона N 191-ФЗ внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации".

Изменения и дополнения, внесенные ст.4 Закона N 191-ФЗ, действуют с 1 января 2003 г.

Остановимся на этих изменениях.

Для целей налогообложения из понятия "прямогонный бензин" выведен бензин автомобильный. Согласно пп.10 п.1 ст.181 НК РФ под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

Внесены изменения в ст.182 НК РФ. Объектом налогообложения по подакцизным нефтепродуктам с 1 января 2003 г. признаются следующие операции.

1. Оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов). Оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов).

2. Получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов.

3. Получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, при:

приобретении нефтепродуктов в собственность;

оприходовании нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);

оприходовании подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);

получении собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.

4. Передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику.

5. Продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

Таким образом, объектом обложения акцизами являются операции не по реализации нефтепродуктов, а по получению нефтепродуктов. В связи с этим налогоплательщиками акцизов признаются организации, получающие нефтепродукты. Изложенное не относится к передаче организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, и к продаже конфискованных и (или) бесхозяйных товаров согласно приговорам и решениям судов.

В случае реорганизации юридического лица права и обязанности по уплате акциза переходят к его правопреемнику. Порядок исполнения обязанности при реорганизации юридического лица определен ст.50 НК РФ.

Изменена редакция пп.4 п.1 ст.183 НК РФ. Теперь реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с пп.2, 3 и 4 п.1 ст.182 НК РФ, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта, освобождаются от обложения акцизами (ст.184 НК РФ в ред. Закона N 191-ФЗ).

Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, предусмотренных п.п.2 - 4 ст.182 НК РФ, если они реализованы за пределы территории Российской Федерации в порядке, установленном ст.182 НК РФ, при представлении в налоговый орган поручительства банка (ст.74 НК РФ) или банковской гарантии. Поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и пени в случае непредставления налогоплательщиком в порядке и в сроки, указанные п.7 ст.198 НК РФ, документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, и неуплаты им акциза и (или) пеней. В случае отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) акциз подлежит уплате в общеустановленном порядке. Уплаченные суммы акциза возмещаются после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в порядке, установленном ст.203 НК РФ.

Законом N 191-ФЗ внесены изменения и в порядок определения налоговой базы по нефтепродуктам. Налоговая база по нефтепродуктам, оприходованным организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющим свидетельства, по полученным в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов, а также полученным организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении. Налоговая база при передаче организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, определяется как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении. По подакцизным товарам, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, то определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров. При этом суммы, указанные в п.1 ст.189 НК РФ, включаются в эту единую налоговую базу (за исключением налоговой базы по операциям с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми объектом обложения акцизами).

Законом N 191-ФЗ внесены дополнения в ст.194 НК РФ. В соответствии с п.4 общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с гл.22 НК РФ объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных в соответствии с п.п.1 и 2 ст.194 НК РФ для видов подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с гл.22 НК РФ объектом налогообложения, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

В новой редакции изложена ст.195 НК РФ. Дата реализации (передачи) или получения подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья устанавливается следующим образом. Дата реализации подакцизного минерального сырья определяется как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья. Дата реализации (передачи) подакцизных товаров - как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров. По операциям, указанным в пп.2 п.1 ст.182 НК РФ, датой совершения операции признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов. По операциям, указанным в пп.3 п.1 ст.182 НК РФ, датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции. По операциям, указанным в пп.4 п.1 ст.182 НК РФ, датой передачи признается дата подписания акта приемки - передачи нефтепродуктов. Дата передачи подакцизного минерального сырья, в том числе для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче и (или) при обмене с участием минерального подакцизного сырья, определяется как день совершения соответствующей операции. Дата реализации (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада определяется как день завершения действия режима налогового склада (при обнаружении недостачи указанной продукции дата ее реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти).

Законом N 191-ФЗ изменена редакция ст.197.1 НК РФ, регламентирующая порядок создания и функционирования налоговых постов. Согласно п.2 этой статьи под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

Внесены изменения в функции налоговых постов. В соответствии с п.3 ст.197.1 налоговые посты выполняют следующие функции:

обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;

обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;

проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;

проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;

проверка свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост.

МНС России в соответствии с указанной статьей разрабатываются порядок создания постоянных действующих налоговых постов и порядок их функционирования.

Законом N 191-ФЗ в новой редакции изложена ст.198 НК РФ. При реализации (передаче) подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в розницу соответствующая сумма акциза включается в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется.

При реализации нефтепродуктов сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с пп.2 и 3 п.1 ст.182 НК РФ, в расчетных документах и счетах - фактурах не выделяется. При передаче нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с пп.4 п.1 ст.182 НК РФ, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья и материалов. В расчетных документах и счетах - фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.

Перечень документов, подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов, при реализации подакцизных товаров на экспорт изменений не претерпел.

Изменен п.4 ст.199 НК РФ. Теперь при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами сумма акциза учитывается в следующем порядке:

сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в пп.2 п.1 ст.182 НК РФ, включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисленная в соответствии со ст.202 НК РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в пп.4 п.1 ст.182 НК РФ, включается собственником нефтепродуктов в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисленная в соответствии со ст.202 НК РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в пп.3 п.1 ст.182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается. Сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в пп.3 п.1 ст.182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисленная в соответствии со ст.202 НК РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

Суммы акциза, названные в пп.1 - 3 указанного пункта и отнесенные на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, при представлении документов согласно п.8 ст.201 НК РФ и (или) п.7 ст.198 НК РФ соответственно подлежат корректировке в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций и вычету по ст.200 и (или) ст.203 НК РФ на момент представления указанных документов.

Законом N 191-ФЗ внесены изменения и в порядок предоставления налоговых вычетов. Так, право на налоговые вычеты имеют только те организации, которые получили свидетельство на производство, оптовую или оптово - розничную реализацию нефтепродуктов. Не могут быть приняты к вычету суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов, при реализации в розницу (реализацией в розницу для целей налогообложения признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок). Налоговые вычеты производятся для того, чтобы возложить обязанность по уплате акциза на лицо, осуществляющее реализацию нефтепродуктов.

В соответствии с п.9 ст.200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии с пп.2 - 4 п.1 ст.182 НК РФ, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении (при представлении документов в соответствии с п.9 ст.201 НК РФ). Также вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации (при представлении документов согласно п.10 ст.201 НК РФ) на основании п.10 ст.200 НК РФ.

Налоговые вычеты, указанные в п.8 ст.200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:

копия договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;

реестры счетов - фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок разрабатываются МНС России. Отметка проставляется налоговым органом в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика - покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком - покупателем реестрах счетов - фактур, не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации. Приказом МНС России от 31.01.2003 N БГ-3-03/38 утвержден Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов - фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами.

Налоговые вычеты, указанные в п.9 ст.200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство (накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, лимитно - заборная карта, акт приемки - передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и др.).

Для подтверждения права на вычет акциза, уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, в соответствии с п.10 ст.200 НК РФ налогоплательщик представляет в налоговый орган:

контракт (его копию) на приобретение импортируемых нефтепродуктов;

грузовую таможенную декларацию (ее копию);

платежные документы, подтверждающие факт оплаты акциза при выпуске в свободное обращение на территории Российской Федерации ввезенных нефтепродуктов.

Вычет сумм акциза, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, производится после оприходования ввезенных подакцизных нефтепродуктов.

Согласно изменениям в ст.203 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета и направляет это решение на исполнение в орган федерального казначейства не позднее последнего дня трехмесячного срока со дня представления документов, предусмотренных п.6 ст.198 НК РФ. Согласно п.5 этой статьи возмещение сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при совершении операций, указанных в пп.2 - 4 п.1 ст.182 НК РФ, производится при совершении операций с нефтепродуктами, освобожденных от налогообложения по пп.4 п.1 ст.183 НК РФ, на основании документов, предусмотренных п.7 ст.198 НК РФ, в порядке, установленном п.4 ст.203 НК РФ.

В соответствии с новой редакцией ст.204 "Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем" НК РФ уплата акцизов производится:

налогоплательщиками, осуществляющими только производство нефтепродуктов, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

налогоплательщиками, осуществляющими оптово - розничную реализацию нефтепродуктов, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

налогоплательщиками, имеющими только свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

налогоплательщиками, имеющими только свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

налогоплательщиками, имеющими более одного свидетельства, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, совершающие операции с нефтепродуктами, в указанные сроки представляют в налоговый орган декларацию по акцизам на нефтепродукты. Приказом МНС России от 04.02.2003 N БГ-3-03/46 "О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 17.12.2002 N БГ-3-03/716 "Об утверждении декларации по акцизам и Инструкции по заполнению декларации по акцизам" утверждена декларация по акцизам на нефтепродукты (форма N 3) и внесены изменения и дополнения в Инструкцию по заполнению налоговой декларации по акцизам.

В соответствии с Законом N 191-ФЗ уплата акциза при совершении операций с нефтепродуктами, предусмотренных пп.2 - 4 п.1 ст.182 НК РФ, производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) указанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.

Таким образом, если организация осуществляет деятельность через свои обособленные подразделения, то сумма акциза, подлежащая уплате по месту нахождения каждого обособленного подразделения, определяется следующим образом: производится расчет суммы акциза по организации в целом, затем исчисляется удельный вес каждого обособленного подразделения в общем объеме реализации нефтепродуктов по организации и пропорционально этому удельному весу вычисляется сумма акциза, подлежащая уплате каждым обособленным подразделением.

Сумма налога, подлежащего уплате по месту нахождения обособленных подразделений, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно. Если указанные операции осуществляются налогоплательщиком через свои обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, то сумма акциза может определяться налогоплательщиком централизованно и уплачиваться по месту нахождения головного подразделения организации.

И.И.Горленко

Советник налоговой службы

I ранга

Подписано в печать

14.03.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение выплат в рамках трудовых отношений ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4) >
Статья: Порядок обжалования актов налоговых органов ("Аудиторские ведомости", 2003, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.