Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Изменения, внесенные АПК РФ в арбитражно - процессуальное законодательство (Окончание) ("Налоговый вестник", 2003, N 3)



"Налоговый вестник", N 3, 2003

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ АПК РФ В АРБИТРАЖНО -

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

(Окончание. Начало см. "Налоговый вестник", N N 1, 2, 2003)

Глава 21. "Определение арбитражного суда"

Наряду с определением в виде отдельного судебного акта вводится понятие протокольного определения, которое может быть вынесено судом без удаления присутствующих из зала судебного заседания. Такое определение объявляется устно и заносится в протокол судебного заседания (ст.184 АПК РФ).

Определение по общему правилу приводится в исполнение немедленно.

В отношении протокольного определения могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Не предусмотрена возможность вынесения частного определения.

Глава 22. "Особенности рассмотрения дел, возникающих

из административных и иных публичных отношений"

В АПК РФ впервые включена глава, посвященная особенностям рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений.

К таковым относятся дела:

- об оспаривании нормативных правовых актов (гл.23);

- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (гл.24);

- об административных правонарушениях (гл.25);

- о взыскании обязательных платежей и санкций (гл.26);

- иные дела, отнесенные федеральным законом к компетенции арбитражных судов.

Вышеуказанные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства (ст.29 АПК РФ), с учетом особенностей, установленных в разд.III АПК РФ, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.

К числу особенностей рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, АПК РФ относит особенности бремени доказывания, возможность заключения мировых соглашений и др.

Глава 23. "Рассмотрение дел об оспаривании

нормативных правовых актов"

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается по заявлениям заинтересованных лиц, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов (ст.191 АПК РФ).

Вышеуказанные дела рассматриваются по общим правилам искового производства с учетом некоторых особенностей.

В частности, установлен двухмесячный срок для рассмотрения дела, включая срок на подготовку (п.1 ст.194 АПК РФ).

Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца, за исключением решения, принятого ВАС РФ (ст.195 АПК РФ).

Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшим оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Минюст России. Копии решения могут быть направлены также в иные органы и иным лицам.

Решение направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта подлежит опубликованию в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и при необходимости в иных изданиях (ст.196 АПК РФ).

Глава 24. "Рассмотрение дел об оспаривании

ненормативных правовых актов, решений и действий

(бездействия) государственных органов, органов

местного самоуправления, иных органов,

должностных лиц"

В АПК РФ 1995 г. не было специальной главы для регулирования особенностей производства данной категории дел, хотя они относились к подведомственности арбитражных судов.

В гл.24 АПК РФ (так же как и в гл.23 данного Кодекса) предусмотрены порядок рассмотрения дел (ст.197 АПК РФ), круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными (ст.198 АПК РФ), требования к такому заявлению (ст.199 АПК РФ), процедура судебного разбирательства (ст.200 АПК РФ).

Впервые установлен срок для обращения в суд. По общему правилу, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав (п.4 ст.198 АПК РФ).

Срок рассмотрения дела, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству, не может превышать два месяца со дня поступления заявления в суд (п.1 ст.200 АПК РФ).

По общему правилу решение по делу подлежит немедленному исполнению. Со дня принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части вышеуказанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам (ст.201 АПК РФ).

Глава 25. "Рассмотрение дел об административных

правонарушениях"

Новым для арбитражного законодательства является привлечение к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках арбитражного судопроизводства.

В рамках данной категории дел рассматриваются как дела о привлечении судами к административной ответственности, так и дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Арбитражные суды рассматривают дела о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные, в частности, ст.ст.6.14, 7.24, 14.1, 14.10 - 14.14, п.п.1 и 2 ст.14.16, п.п.1, 3 и 4 ст.14.17, ст.ст.14.18, 14.21 - 14.23, 15.10, п.п.1 и 2 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (абз.3 п.3 ст.23.1 КоАП РФ).

Заявления о возбуждении таких дел подаются органами и должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Эти заявления подаются по месту нахождения (жительства) лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Данные дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий пятнадцать дней с момента поступления заявления в арбитражный суд, если иной срок не предусмотрен федеральным законом об административных правонарушениях. Вышеуказанный срок может быть продлен не более чем на месяц.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, лежит на лице (органе), составившем протокол.

Решения, принятые по данной категории дел, вступают в силу через десять дней после принятия решения либо, если была подана апелляционная жалоба, со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Если рассматриваются дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, заявления подаются юридическими лицами либо предпринимателями, привлеченными административными органами к административной ответственности.

Вышеуказанные заявления подаются по месту нахождения (жительства) заявителя. Срок подачи заявления - десять дней со дня получения копии решения о привлечении к административной ответственности, если иной срок не установлен федеральным законом.

Подача таких заявлений государственной пошлиной не облагается.

Статья 209 АПК РФ устанавливает требования, предъявляемые к форме заявления.

Рассмотрение вышеуказанной категории дел осуществляется судом в десятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд, если иные сроки не установлены федеральным законом.

Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, лежит на органе, принявшем такое решение.

АПК РФ четко устанавливает перечень вопросов, которые должен установить суд при рассмотрении дела вышеуказанной категории (п.6 ст.210 АПК РФ).

При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Решения по вышеуказанным делам вступают в силу через десять дней после принятия решения либо, если была подана апелляционная жалоба, со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Глава 26. "Рассмотрение дел о взыскании обязательных

платежей и санкций"

Дела о взыскании обязательных платежей и санкций выделены в АПК РФ в особую категорию дел, для которых установлены свои особенности.

В рамках данной главы Кодекса рассматриваются дела о взыскании обязательных платежей (например, налогов), а также санкций.

Заявления о возбуждении вышеуказанной категории дел подаются государственными органами, органами местного самоуправления, а также иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания указанных сумм.

Право на обращение в суд появляется у вышеперечисленных органов только после неисполнения требования контролирующих органов об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке либо по истечении указанного в таком требовании срока для уплаты.

Закон предъявляет специальные требования к форме заявления: заявление подается в суд в письменной форме и подписывается заявителем либо его представителем.

Данная категория дел рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, лежит на заявителе.

При рассмотрении вышеуказанной категории дел арбитражный суд должен установить:

- имеются ли основания для взыскания задолженности;

- наделен ли контролирующий орган соответствующими полномочиями;

- правильны ли расчет и размер взыскиваемой суммы.

Глава 27. "Рассмотрение дел об установлении фактов,

имеющих юридическое значение"

Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваются в порядке особого производства.

В данной главе Кодекса воспроизведены почти все положения п.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражно - процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции", а также сохранены прежние нормы АПК РФ 1995 г. по этому вопросу.

Новеллами являются указание в перечне юридических фактов факта пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным; факта принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (п.п.1 - 3 ст.218 АПК РФ).

Глава 28. "Рассмотрение дел о несостоятельности

(банкротстве)"

В данной главе Кодекса законодательно закреплено, что к рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве) не могут привлекаться арбитражные заседатели (п.2 ст.223 АПК РФ).

Определения, выносимые арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), могут быть обжалованы в течение десяти дней со дня их вынесения (п.3 ст.233 АПК РФ).

Глава 29. "Упрощенное производство"

Это - новая глава, устанавливающая порядок рассмотрения судом дел в случае, если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму (п.1 ст.226 АПК РФ) при согласии сторон (п.2 ст.226 АПК РФ).

В порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены следующие дела:

1) об имущественных требованиях, основанных на документах, подтверждающих задолженность по оплате за потребленные электрическую энергию, газ, воду, за отопление, услуги связи, по арендной плате и другим расходам, связанным с эксплуатацией помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих имущественные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не выполняются;

3) по искам юридических лиц на сумму до 200 установленных федеральным законом МРОТ, по искам индивидуальных предпринимателей на сумму до 20 установленных федеральным законом МРОТ;

4) другие дела при наличии условий, указанных в п.п.1 - 2 ст.226 Кодекса (ст.227 АПК РФ).

Дела упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий месяц со дня поступления искового заявления в суд, в судебном заседании без вызова сторон на основании письменных доказательств, отзыва объяснений по существу заявленных требований (ст.228 АПК РФ).

Решение по делу упрощенного производства может быть принято только в случае непредставления ответчиком возражений по существу заявленных требований в установленный судом срок (п.1 ст.229 АПК РФ).

Глава 30. "Оспаривание решений третейских судов

и решений о выдаче исполнительных листов

на принудительное исполнение решений

третейских судов"

В АПК РФ впервые дифференцированы особенности рассмотрения дел в отношении решений третейских судов и решений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Возбуждение производства по делам об оспаривании решений третейских судов осуществляется путем подачи заявления в арбитражный суд, на территории которого принято решение третейского суда (в случае обжалования иностранного арбитражного решения - либо по месту нахождения (жительства) должника, либо по месту нахождения его имущества (если местонахождение должника неизвестно)).

АПК РФ устанавливает срок в три месяца со дня получения стороной оспариваемого решения (если иное не установлено международным договором или федеральным законом), в течение которого заявление может быть подано в третейский суд.

Оплата государственной пошлины осуществляется по ставке, предусмотренной для оплаты выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

В АПК РФ определены специальные требования, предъявляемые к заявлению об оспаривании решений третейских судов (ст.231 АПК РФ).

Срок рассмотрения таких дел не должен превышать один месяц.

Целью рассмотрения вышеуказанной категории дел является установление наличия или отсутствия оснований для отмены решения третейского суда.

В четырех случаях суд вправе отменить решение третейского суда:

1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

2) сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

3) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения;

4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.

В двух случаях суд обязан отменить решение третейского суда:

1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;

2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

Перечень оснований для отмены решений не является исчерпывающим и может быть дополнен положениями международных договоров, а также федерального закона о международном коммерческом арбитраже.

Результатом рассмотрения таких дел является вынесение судом определения.

В случае отмены решения стороны вправе рассмотреть спор повторно либо в третейском суде (если такая возможность еще не утрачена), либо в ходе арбитражного процесса, ведущегося по общим правилам.

Возбуждение производства по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется путем подачи заявления стороной третейского разбирательства, в пользу которой было принято решение третейского суда в арбитражный суд по месту нахождения (жительства) должника либо по месту нахождения его имущества (если местонахождение должника неизвестно).

Специальные требования к форме такого заявления установлены в ст.237 АПК РФ.

Дела, относящиеся к данной категории дел, рассматриваются судьей единолично в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд.

Целью рассмотрения вышеуказанной категории дел является установление наличия или отсутствия оснований для выдачи исполнительного листа.

Суд вправе отказать в выдаче исполнительного листа, если имеются основания, кроме тех, которые приведены в п.2 ст.233 АПК РФ, а также если решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено, либо его исполнение было приостановлено арбитражным судом или иным судом в Российской Федерации, либо судом другого государства, на территории которого это решение было принято, или государства, закон которого применяется.

Арбитражный суд обязан отказать в выдаче исполнительного листа по тем же основаниям, по которым суд отменяет решение третейского суда (п.3 ст.233 АПК РФ).

Перечень оснований для отмены решений не является исчерпывающим и может быть дополнен положениями международных договоров Российской Федерации, а также федерального закона о международном коммерческом арбитраже.

По результатам рассмотрения дела суд выносит определение, которое может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение одного месяца со дня вынесения определения.

Глава 31. "Признание и исполнение решений иностранных

судов и иностранных арбитражных решений"

В АПК РФ 1995 г. не содержались нормы, регулировавшие признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а приводились в других нормативно - правовых актах: многосторонних и двусторонних международных соглашениях, некоторых отечественных источниках права. Наиболее важными нормативными актами, регулирующими вышеуказанные вопросы, были Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21.06.1988 "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" (далее - Указ), а также Нью - Йоркская Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, ратифицированная СССР в 1960 г.

В АПК РФ приведены практически все нормы вышеуказанных нормативных актов.

Исключение составляет изменение порядка признания решений иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению: ранее такие решения признавались без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступали возражения против этого (п.10 Указа). В настоящее время вопрос о признании таких решений рассматривается наряду с изучением вопроса об исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений в судебном заседании по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом (п.2 ст.241, п.п.1 - 2 ст.242, ст.ст.243, 245 АПК РФ).

Установлен срок для рассмотрения судьей заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения - не более месяца со дня его поступления в арбитражный суд (п.1 ст.243 АПК РФ).

Определен предельный срок предъявления к принудительному исполнению решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения - не более трех лет со дня вступления его в законную силу. В случае пропуска вышеуказанного срока он может быть восстановлен арбитражным судом по ходатайству взыскателя (п.2 ст.246 АПК РФ).

Глава 32. "Компетенция арбитражных судов

в Российской Федерации по рассмотрению дел

с участием иностранных лиц"

Расширена компетенция арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц (ст.247 АПК РФ). В частности, арбитражные суды рассматривают дела, если спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей "Интернет" на территории Российской Федерации.

Определена исключительная компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц (ст.248 АПК РФ).

Кроме того, предусматривается возможность для заключения между сторонами соглашения об определении исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации (ст.249 АПК РФ).

Глава 33. "Особенности рассмотрения дел

с участием иностранных лиц"

Иностранные лица обращаются в суд в соответствии с общими правилами подведомственности и подсудности.

В АПК РФ специально выделена обязанность иностранных лиц по представлению доказательств, подтверждающих их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

В АПК РФ также закреплена обязанность суда принимать в качестве доказательств только документы, выданные, составленные или удостоверенные по правилам иностранных государств, в отношении которых имеется легализация или проставлен апостиль.

Согласно АПК РФ поручения о выполнении отдельных процессуальных действий могут передавать не только иностранные суды, но и компетентные органы иностранных государств.

Изменен перечень оснований, при которых поручение не подлежит исполнению.

Новым основанием является неустановление подлинности документа о выполнении отдельных процессуальных действий.

Изменено (путем расширения) основание, в соответствии с которым отказ в исполнении происходит, если исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации (в старой редакции - "если исполнение поручения противоречит суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации") (пп.1 п.2 ст.256 АПК РФ).

Глава 34. "Апелляция"

Установлен предельный срок для подачи ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы: не позднее шести месяцев со дня принятия решения (п.2 ст.258 АПК РФ). Ранее такой срок не устанавливался.

Копии апелляционной жалобы и прилагаемых к ней документов отправляются лицом, подающим апелляционную жалобу, другим лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются лично под расписку (п.3 ст.260 АПК РФ).

К апелляционной жалобе необходимо в настоящее время прикладывать также копию оспариваемого решения (пп.1 п.4 ст.260 АПК РФ). Отсутствие данного документа является основанием для оставления жалобы без движения (п.1 ст.263 АПК РФ).

Оставление жалобы без движения (ст.263 АПК РФ) является новым институтом арбитражно - процессуального законодательства. Основанием для такого оставления служит подача жалобы с нарушением требований, установленных ст.260 АПК РФ. Ранее такие обстоятельства были основанием для возвращения жалобы (пп.1 - 3, 5 п.1 ст.151 АПК РФ 1995 г.).

Введена специальная статья, регулирующая порядок и основания прекращения производства по жалобе (ст.265 АПК РФ). Производство по жалобе прекращается, если:

- от подавшего жалобу лица после ее принятия к производству поступило ходатайство об отказе от жалобы и отказ был принят судом;

- если в жалобе заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, принявшем обжалуемое решение.

Вопрос о принятии апелляционной жалобы к производству решается в течение пяти дней со дня ее поступления в арбитражный суд апелляционной инстанции (п.2 ст.261 АПК РФ).

Отзыв на апелляционную жалобу отправляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания (п.2 ст.262 АПК РФ).

Появились новые основания для возвращения апелляционной жалобы:

1) подача жалобы лицом, не имеющим права на обжалование судебного акта в порядке апелляционного производства;

2) подача жалобы на судебный акт, который в соответствии с АПК РФ не обжалуется в порядке апелляционного производства;

3) неустранение обстоятельств, послуживших основанием для оставления жалобы без движения, в срок, установленный в определении суда (п.1 ст.264 АПК РФ).

Суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят свои возражения. Вместе с тем арбитражный суд в любом случае проверяет соблюдение первой инстанцией норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения (п.п.5 и 6 ст.268 АПК РФ).

Установлено новое правило - обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, определенном ст.70 АПК РФ, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции (п.4 ст.268 АПК РФ).

Определено, что именно считается неправильным применением норм материального права:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона (п.2 ст.270 АПК РФ). Ранее такое определение отсутствовало.

Основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в настоящее время не является принятие решения не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело (пп.6 п.3 ст.158 АПК РФ 1995 г.). Кроме того, перечень таких оснований дополнен нарушением правила о тайне совещания судей при принятии решения (пп.7 п.4 ст.270 АПК РФ). В остальной части основания остались прежними.

Установлен срок для рассмотрения апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции о возвращении искового заявления и на другие определения, которые препятствуют дальнейшему движению дела, - не более десяти дней со дня поступления такой жалобы в суд (п.3 ст.272 АПК РФ).

Специально определены полномочия суда по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции:

1) оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения;

2) отменить определение арбитражного суда первой инстанции и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции;

3) отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу (п.4 ст.272 АПК РФ).

Глава 35. "Производство в арбитражном суде

кассационной инстанции"

Глава 35 АПК РФ претерпела ряд существенных изменений по сравнению с гл.21 "Производство в кассационной инстанции" АПК РФ 1995 г.

Так, в частности, изменился срок подачи кассационной жалобы. В настоящее время этот срок не может, по общему правилу, превышать двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда (п.1 ст.276 АПК РФ). Ранее этот срок равнялся одному месяцу после вступления в законную силу решения или постановления арбитражного суда (ст.164 АПК РФ 1995 г.).

При этом пропущенный срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен только при условии, что ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта (п.2 ст.276 АПК РФ). Следовательно, если сторона по уважительным причинам пропустила срок подачи кассационной жалобы и прошло шесть месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта, то эта сторона лишается права на обжалование. АПК РФ 1995 г. такого ограничения для восстановления пропущенного срока не предусматривал.

Изменился срок направления кассационной жалобы вместе с делом из арбитражного суда, принявшего решение, в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции. В настоящее время он равен трем дням со дня поступления жалобы в суд (п.2 ст.275 АПК РФ) вместо пятидневного срока (п.2 ст.163 АПК РФ 1995 г.).

К кассационной жалобе обязательно должна быть приложена копия обжалуемого судебного акта (пп.1 п.4 ст.277 АПК РФ). Отзыв на кассационную жалобу должен, в свою очередь, быть направлен в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания (п.2 ст.279 АПК РФ).

Предусмотрена возможность для оставления кассационной жалобы без движения при нарушении требований к форме и содержанию кассационной жалобы (ст.280 АПК РФ).

Так же как и прежде, исполнение судебных актов может быть приостановлено арбитражным судом кассационной инстанции, но только в случае предоставления ходатайствующим лицом встречного обеспечения в размере оспариваемой суммы либо предоставления банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму (п.2 ст.283 АПК РФ).

Пределы рассмотрения дела в кассационной инстанции ограничены по общему правилу доводами жалобы и возражениями на нее. Однако в любом случае суд проверяет соблюдение норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ст.286 АПК РФ).

Изменены полномочия суда кассационной инстанции (ст.287 АПК РФ). В частности, суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение, постановление суда и направить дело на новое рассмотрение, если судом были нарушены нормы процессуального права или если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.

Предусмотрена процедура рассмотрения жалоб на определение арбитражного суда кассационной инстанции (ст.291 АПК РФ). При этом определено, что жалобы рассматриваются этим же арбитражным судом в ином судебном составе.

Глава 36. "Производство по пересмотру судебных актов

в порядке надзора"

Глава 36 АПК РФ вступила в силу с 1 января 2003 г. (ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").

Существенно изменилось производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора.

Надзорное производство возбуждается на основании заявления лица, участвующего в деле, или представления прокурора в случаях, предусмотренных АПК РФ, и ходатайств иных лиц (п.1 ст.293 АПК РФ). Председатель ВАС РФ и его заместители не вправе возбуждать надзорное производство.

Установлен максимальный срок для подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта. Такой срок не может превышать три месяца со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности вышеуказанного акта (п.3 ст.292 АПК РФ).

Кроме того, определены требования, предъявляемые к форме и содержанию обращения в ВАС РФ (ст.294 АПК РФ).

Предусмотрена процедура принятия к производству и возвращения заявления или представления (ст.ст.295, 296 АПК РФ).

За лицом, участвующим в деле, закреплено право отзыва на заявление или представление (ст.297 АПК РФ).

Конкретизирована процедура приостановления ВАС РФ исполнения судебного акта. В настоящее время исполнение может быть приостановлено при условии, что заявитель обосновал невозможность поворота его исполнения или предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков путем внесения на депозитный счет арбитражного суда, рассматривавшего дело по первой инстанции, денежных средств в размере оспариваемой суммы и что суд признает необходимым приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Прописана процедура рассмотрения заявления или представления (ст.299 АПК РФ). Установлены требования к определениям о передаче дела в ВАС РФ и об отказе в такой передаче (ст.ст.300, 301 АПК РФ).

Предусмотрено обязательное извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела (ст.302 АПК РФ).

Конкретизирован порядок рассмотрения дела в Президиуме ВАС РФ (ст.303 АПК РФ).

Стали другими основания для изменения или отмены судебного акта (ст.304 АПК РФ). Судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВАС РФ установит, что оспариваемый судебный акт:

1) нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;

2) препятствует принятию законного решения по другому делу;

3) нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Глава 37. "Производство по пересмотру вступивших

в законную силу судебных актов по вновь

открывшимся обстоятельствам"

По сравнению с АПК РФ 1995 г. добавлены три новых основания для пересмотра судебных актов:

- признание вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделки, повлекшей принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;

- признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

- установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

Увеличен с одного до трех месяцев срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.

При пропуске срока ходатайство о восстановлении срока может быть удовлетворено, если причины пропуска признаны уважительными и если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня обнаружения вновь открывшихся обстоятельств.

В АПК РФ устанавливаются специальные требования к форме и содержанию заявления (ст.313 АПК РФ).

Вопрос о принятии заявления к рассмотрению решается судьей в пятидневный срок.

В случае отмены решения дело передается на рассмотрение в тот арбитражный суд, решение которого было отменено. При этом установлена возможность для арбитражного суда повторно рассмотреть дело непосредственно после отмены судебного акта в том же судебном заседании, если лица (или их представители), участвующие в деле, присутствуют в судебном заседании и не заявили возражений относительно рассмотрения дела по существу в том же судебном заседании.

Раздел VII. "Производство по делам, связанным

с исполнением судебных актов арбитражных судов"

Существенно изменились сроки предъявления исполнительного листа к исполнению.

В настоящее время согласно п.1 ст.321 АПК РФ исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в следующие сроки:

1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта (в АПК РФ 1995 г. был предусмотрен шестимесячный срок);

2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению (в АПК РФ 1995 г. был предусмотрен шестимесячный срок).

В остальном эта глава приведена в соответствие с Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

А.А.Деменков

Юрисконсульт

аудиторской и консалтинговой

фирмы "Топ - Аудит"

И.Ю.Липатова

Юрисконсульт

аудиторской и консалтинговой

фирмы "Топ - Аудит"

С.В.Эрдни - Горяева

Юрисконсульт

аудиторской и консалтинговой

фирмы "Топ - Аудит"

Подписано в печать

14.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Административные правонарушения, выявляемые по результатам проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля (Окончание) ("Налоговый вестник", 2003, N 3) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (комментарий к изменениям, касающимся налогообложения субъектов малого предпринимательства)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2003, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.