|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Сборы и иные неналоговые платежи по таможенному законодательству (Начало) ("Налоговый вестник", 2003, N 3)
"Налоговый вестник", N 3, 2003
СБОРЫ И ИНЫЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ ПО ТАМОЖЕННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
В ст.110 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) приведены следующие виды таможенных платежей неналогового характера: а) таможенные сборы: таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; таможенные сборы за хранение товаров; б) иные сборы: сборы за выдачу лицензий таможенными органами и сборы за возобновление действия лицензии; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и за возобновление действия аттестата; в) платы: плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.
1. Таможенные сборы за таможенное оформление
Данный вид таможенного сбора взимается за совершение таможенного оформления товаров, в том числе за совершение таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, а также товаров, предназначенных не для коммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются и при изменении таможенного режима, а порядок взимания и размеры сборов должны соответствовать вновь избранному таможенному режиму. Сбор за таможенное оформление взимается в большинстве случаев в процентах от таможенной стоимости оформляемого товара, но величина и валюта начисления могут меняться в зависимости от определенных условий (вид товара; способ транспортировки товара; заявленный таможенный режим и др.). 1. Таможенный сбор за таможенное оформление чаще всего состоит из двух составляющих: основной части (взимается в валюте Российской Федерации), размер которой составляет 0,1% от таможенной стоимости оформляемого товара, и дополнительной части - 0,05% таможенной стоимости товара (в иностранной валюте, курс которой устанавливается Банком России). Такая схема начисления таможенных сборов действует при помещении товаров под следующие таможенные режимы: - выпуск для свободного обращения; - реимпорт; - магазин беспошлинной торговли; - таможенный склад; - свободный склад; - свободная таможенная зона; - переработка на таможенной территории <*>; - переработка под таможенным контролем <*>; - временный ввоз (вывоз) <*>; - переработка вне таможенной территории <*>; - экспорт; - реэкспорт; - уничтожение. ———————————————————————————————<*> При этом режиме таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются дважды: как при помещении товаров под указанные режимы, так и при завершении действия указанных режимов.
Обращаем внимание читателей журнала на следующие особенности уплаты валютной составляющей (0,05%) при помещении товаров под перечисленные таможенные режимы: 1) если она не превышает сумму, эквивалентную 100 долл. США, то таможенные органы вправе взимать, а декларант обладает правом уплачивать дополнительные сборы в валюте Российской Федерации. Это положение закреплено в п.16 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, утвержденной Приказом ГТК России от 10.11.2000 N 1010; 2) в соответствии со ст.114 ТК РФ и п.18 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление ГТК России разрешается уплачивать дополнительный сбор в валюте Российской Федерации. 2. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,1% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации, но дополнительный сбор не взимается. Это происходит при таможенном оформлении только следующих товаров: - товаров, классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД <**>, помещенных под таможенные режимы переработки под таможенным контролем, переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории, а также при таможенном оформлении продуктов переработки, классифицируемых в группе 71 ТН ВЭД России; ———————————————————————————————<**> В группе 71 ТН ВЭД объединены жемчуг природный или культивированный; драгоценные или полудрагоценные камни; драгоценные металлы; металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты.
- товаров, помещенных под таможенный режим транзита, за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами ГТК России, и случаев освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление (эти случаи перечислены в п.6 Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление); - товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке к технической помощи (содействию) Российской Федерации. 3. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров взимаются в размере 0,15% их таможенной стоимости в валюте Российской Федерации при таможенном оформлении следующих товаров: - товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в счет кредитов, гарантированных Правительством РФ, при представлении в таможенный орган соответствующего подтверждения Минэкономразвития России или ГТК России; - товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с этой территории по контрактам, предусматривающим расчеты в клиринговых или в замкнутых валютах; - товаров, ввозимых по контрактам, оплата которых финансируется из федерального бюджета Российской Федерации; товаров, ввозимых в счет кредитов в иностранной валюте, представляемых Российской Федерации на основании межправительственных соглашений, погашение которых осуществляется из федерального бюджета; товаров, ввозимых в счет погашения зарубежными странами задолженности по кредитам, предоставленным бывшими Союзом ССР и РСФСР, при представлении в таможенный орган соответствующего подтверждения ГТК России; - товаров, ввозимых в качестве дара; - товаров, происходящих и ввозимых из стран СНГ; - товаров, помещенных под таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР; - памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации, при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации либо при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации Банком России; - вывозимой и пересылаемой с таможенной территории Российской Федерации или ввозимой и пересылаемой на таможенную территорию Российской Федерации наличной иностранной валюты; - горюче - смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки, в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные) порты. Применяются и другие способы исчисления величины таможенного сбора за таможенное оформление товаров, установленные в Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление. Кратко проанализируем каждый из них. Таможенные сборы за таможенное оформление ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с таможенной территории Российской Федерации ценных бумаг в иностранной валюте взимаются в валюте Российской Федерации в размере трех установленных законом минимальных месячных размеров оплаты труда в отношении партии ценных бумаг, оформленных по одной таможенной декларации. При таможенном оформлении товаров, перемещаемых государственными железными дорогами через таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной 14 долл. США, в отношении каждой партии товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной, в одном транспортном средстве, но не более 0,1% стоимости данной партии товаров. Таможенные сборы за таможенное оформление воздушных, морских и речных судов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в качестве товаров в соответствии с таможенными режимами временного ввоза (вывоза) и переработки, если операцией по переработке является ремонт таких судов, взимаются в валюте Российской Федерации в размере: - 100 евро - если таможенная стоимость судна не превышает сумму, эквивалентную 1 млн долл. США включительно; - 150 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную 1 млн долл. США, но не превышает сумму, эквивалентную 5 млн долл. США включительно; - 200 евро - если таможенная стоимость судна превышает сумму, эквивалентную 5 млн долл. США и более. Таможенные сборы за таможенное оформление судов взимаются в вышеуказанных размерах также в случаях завершения действия следующих таможенных режимов: - временного ввоза (вывоза) путем обратного вывоза (ввоза) временно ввезенных (вывезенных) товаров; - переработки на таможенной территории и переработки под таможенным контролем путем вывоза продуктов переработки (судов) с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта; - переработки вне таможенной территории путем выпуска для свободного обращения продуктов переработки (судов) на таможенной территории Российской Федерации. Если вышеуказанные размеры таможенных сборов за таможенное оформление превышают сумму, равную 0,1% таможенной стоимости судна в валюте Российской Федерации и 0,05% таможенной стоимости судна в иностранной валюте, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в размере 0,1% таможенной стоимости товаров в валюте Российской Федерации и дополнительно в иностранной валюте, курс которой устанавливает Банк России, в размере 0,05% таможенной стоимости товаров. На практике большое значение имеет порядок расчета таможенных сборов в случае таможенного оформления товаров вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов Российской Федерации. В этих ситуациях таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в двойном размере. Исключение из этого правила составляют следующие случаи: при таможенном оформлении товаров отдельных категорий в таможенных органах Российской Федерации, определенных ГТК России; при таможенном оформлении горюче - смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных и морских (речных) судов, осуществляющих международные перевозки, в таможенных органах, где находятся аэропорты, морские (речные) порты, и т.д. Разъяснения о порядке взимания таможенных сборов за таможенное оформление товаров в случае оформления энергоносителей в Центральной энергетической таможне даны в Письме ГТК России от 08.11.2000 N 01-06/32310. Любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные сборы за таможенное оформление, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, до или одновременно с принятием таможенной декларации таможенным органом. Если таможенная декларация не была подана в срок, установленный ТК РФ, то сроки уплаты сборов за таможенное оформление исчисляются со дня истечения установленного срока подачи таможенной декларации. Особенности уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров, перемещаемых между государствами - участниками соглашений о Таможенном союзе, описаны в Письме ГТК России от 27.06.2001 N 01-06/25247. Случаи освобождения от уплаты таможенного сбора за таможенное оформление товаров определены в Инструкции о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, а именно: - товаров, ввозимых и относящихся в установленном порядке к гуманитарной помощи или содействию Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 04.12.1999 N 1335 "Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации"); - товаров, помещаемых под таможенный режим отказа от товара в пользу государства; - товаров, помещаемых под таможенный режим вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом; - товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими представительствами иностранных государств, имеющими таможенные льготы в соответствии с международными соглашениями или законодательством Российской Федерации; - временно вывозимых государственными и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении, для экспонирования и обратно ввозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий; - временно ввозимых государственными и муниципальными музеями, архивами, иными государственными хранилищами, а также библиотеками культурных ценностей в целях их экспонирования и обратно вывозимых после проведения выставок, вернисажей и подобных мероприятий; - ввозимой или вывозимой Банком России наличной валюты Российской Федерации, кроме памятных монет из недрагоценных металлов и монет из драгоценных металлов; - товаров, стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 евро включительно, и в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, а также не применяются меры экономической политики; - товаров, перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом транзита, в случаях, предусмотренных соответствующими межправительственными соглашениями и международными договорами; - товаров, помещаемых под таможенный режим транзита, если таможенный орган отправления совпадает с таможенным органом назначения (для перевозок воздушным, водным и трубопроводным транспортом); - бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП) и Международным союзом автомобильного транспорта в Женеве (МСАТ), а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных к выдаче на таможенной территории Российской Федерации и направляемых в адрес Торгово - промышленной палаты Российской Федерации; - в упрощенном порядке марок акцизного сбора, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; - товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, предусматривающими освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, в порядке, определенном нормативными правовыми актами ГТК России; - российских товаров, вывозимых в государства - участники Таможенного союза, и товаров, происходящих и ввозимых из этих государств на территорию Российской Федерации, в отношении которых соглашениями о Таможенном союзе предусмотрено освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, в порядке, определенном нормативными правовыми актами ГТК России; - российских товаров, которые ввозятся с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области; - отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенным режимом уничтожения, если их таможенная стоимость не превышает сумму, эквивалентную 20 долл. США. Согласно Приказу ГТК России от 06.02.2001 N 124 "Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров" не взимаются таможенные сборы за таможенное оформление с товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию. Возврат взысканных сумм таможенных сборов за таможенное оформление, в том числе при аннулировании декларации или запрещении выпуска товаров, не производится, за исключением случаев, установленных действующим законодательством Российской Федерации, включая случаи, когда таможенные органы никаких действий, связанных с таможенным оформлением товаров, в том числе при предварительных операциях, не производили. Возврат же излишне уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации по налогам и сборам и таможенным законодательством, в том числе если: а) сумма таможенных сборов за таможенное оформление пересчитана при корректировке таможенной стоимости товаров; б) произошла излишняя уплата таможенных сборов за таможенное оформление в результате изменения их размера, курса валюты на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.
(Окончание см. "Налоговый вестник", N 4, 2003)
Т.Н.Трошкина К. ю. н., доцент кафедры финансового и банковского права ГУ-ВШЭ Подписано в печать 14.02.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |