Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Организационно - экономический механизм управления аудиторской деятельностью ("Аудиторские ведомости", 2003, N 3)



"Аудиторские ведомости", N 3, 2003

ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ

УПРАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Организационно - экономический механизм управления аудиторской деятельностью представляет собой совокупность методов и способов воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности, их регулирования.

В структуре данного механизма можно выделить следующие элементы:

1. Рыночное воздействие на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности.

2. Государственное нормативно - правовое регулирование вопросов аудиторской деятельности.

3. Внутреннее регулирование отдельных аспектов аудиторской деятельности.

4. Конкретные методы и приемы воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности.

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Рыночное воздействие на экономические и

организационные процессы аудиторской деятельности

Спрос и предложение на рынке услуг формируют уровень цен на аудиторские услуги, доходность различных видов услуг, требования к их качеству и содержанию. Соответственно данный элемент организационно - экономического механизма определяет систему управленческих решений в области организации деятельности, поиска основных (приоритетных) и дополнительных, а также стратегических направлений работы фирмы на рынке услуг, заставляет искать новые способы снижения затрат и наращивания прибыли. Рынок уровней воздействует одинаково на все экономические субъекты, а степень воздействия определяется уровнем мобильности субъектов.

Государственное нормативно - правовое регулирование

вопросов аудиторской деятельности

На уровне государства организационно - экономический механизм проявляется прежде всего как система нормативных актов и органов, регламентирующих аудиторскую деятельность, установление независимости и экономической ответственности специалистов и организаций, занимающихся оказанием услуг в этой области. Принятие законов и других нормативных актов представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики направлены на соблюдение конституционно закрепленных норм рыночной системы хозяйствования, обеспечения защиты прав и свобод граждан, их имущественных интересов.

Внутреннее регулирование отдельных аспектов

аудиторской деятельности

На уровне отдельных аудиторских фирм внутреннее регулирование формируется в рамках самой организации путем принятия тех или иных оперативных управленческих решений. Отдельные аспекты регламентируются учетной политикой, внутрифирменными стандартами аудита и другими внутренними документами. В настоящее время развитие данного элемента организационно - экономического механизма идет через объединения аудиторских фирм и интеграцию опыта, внедрения стандартизированных методов оказания услуг и др. Однако подходы эти замкнуты, как правило, в рамках одной организации.

Это вызвано главным образом следующими причинами.

Аудит в России - явление достаточно новое. Естественно, что практика зарубежных специалистов требует ее адаптации к российским условиям. Российский же опыт недостаточно велик, поскольку первоначальные цели предпринимателей в этой сфере были несколько отличны от общемировой практики. В условиях бухгалтерской и налоговой реформ аудиторские организации чаще выступали в роли консультантов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, а также защитников интересов перед органами налоговой инспекции. В связи с этим большее внимание уделялось построению системы быстрого реагирования на изменения в законодательстве и информирования хозяйствующего субъекта по вопросам адаптации к ним. Пройдя первый этап развития, аудиторский бизнес столкнулся с новыми задачами, диктуемыми развитием экономики страны и ее укреплением, необходимостью принятия общемировых стандартов и поиском путей совершенствования деятельности.

Наличие высокого процента малого бизнеса - это не только положительный фактор повышения конкурентоспособности, но и одна из проблем рынка российского аудита. В такой ситуации возникающие идеи и решения в сфере управления хозяйственной деятельностью зачастую не работают. В основном это связано с уходом отдельных объектов малого бизнеса с рынка (из-за невозможности выдерживать конкуренцию), перетоком наиболее квалифицированных специалистов из управленческого состава в более развитые отрасли рынка, ориентацией на краткосрочные цели в форме увеличения заказов и их быстрого выполнения и т.д.

Конкуренция среди организаций, в том числе аудиторских фирм, порождает образование некоторой части закрытой информации, в частности управленческого характера. Способы организации деятельности, методы экономического анализа, варианты работы с оперативной информацией - все это управленческое звено (как часть сильной стороны организации в ее выживании на рынке) стремится сделать строго конфиденциальным.

Конкретные методы и приемы воздействия

на экономические и организационные процессы

аудиторской деятельности

В процессе накопления и распространения опыта управления аудиторской деятельностью формируются методы, с помощью которых достигаются необходимые результаты. Эти методы органично вплетаются в уже широко применяемые методы экономического, социального, административного регулирования экономических и организационных процессов. Тем самым происходит постоянное осмысление и обновление конкретных методов и приемов воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности, их регулирования.

Особенности организационно - экономического

механизма в аудите

Названные элементы организационно - экономического механизма, одновременно действуя на поведение фирмы на рынке аудиторских услуг, имеют особенности, которые зависят от специфики аудиторской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности являются следующие.

Во-первых, результат деятельности каждой организации приобретает материально - вещественный либо нематериальный (социальный) характер. В первом случае на выходе получаются материальные блага в результате производства товаров, выполнения работ; во втором - нематериальные блага, которые потребляются в процессе осуществления деятельности. В последнем случае такой вид деятельности обозначает оказание услуги. Услугой является и результат аудиторской деятельности. Отличие оказания услуги от производства материальных благ выражается в высокой степени ее индивидуализации.

Аудиторские услуги оказываются экономическим субъектам, которые различаются не только по отраслевому признаку, масштабу деятельности, организационно - правовому положению, но и по другим характеристикам. От этого зависят качество и цена, формы и методы предоставляемых услуг. Оценка данных факторов производится с каждым потребителем услуг. Так, Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта" <*> при проведении аудита с выдачей заключения предусмотрено предварительное изучение деятельности клиента. Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, включает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он действует.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27 апреля 1999 г., Протокол N 3.

При производстве материальных благ тоже производится изучение клиентов, но оно в большей степени направлено на выделение оптимально необходимого количества требований широкого круга потребителей к объекту производства. В результате получается продукт, удовлетворяющий пусть не все, но наиболее принципиальные и эстетические требования, ради которых большая часть потребителей приобретает его. В отличие от предоставления аудиторских услуг между процессом изучения клиентов и выходом продукта при производстве материальных объектов имеется достаточно продолжительный период.

Индивидуализация и многообразие аудиторских услуг проявляются и в различных подходах к отбору информации, способах ее обработки и анализа, формах представления, выборе специалистов и организации их деятельности и т.д.

Во-вторых, аудиторы и специалисты работают с информацией внешнего и внутреннего характера.

Успешная работа аудиторской фирмы - это прежде всего хорошо организованная работа с внешней информацией. К такой информации относится нормативно - правовая, методологическая, рыночная, внутрихозяйственная информация. Например, определяя соответствие данных о хозяйственной деятельности в журналах хозяйственных операций, ведомостях, журналах - ордерах, бухгалтерской отчетности и т.д. правилам бухгалтерского учета, аудитор сравнивает кодирование операций у экономического субъекта (внутрихозяйственной информации) с правилами, установленными законодательными актами по бухгалтерскому учету (нормативно - правовой информацией). Делая оценку хозяйственной деятельности, специалисты работают с рыночной информацией (характеристиками конкурентов, отрасли и т.п.), а также внутрихозяйственной информацией по данным бухгалтерского и управленческого учета.

Блок рабочей информации зависит от вида оказываемых услуг. Налоговое консультирование требует соответствующего выбора информации в части налогового законодательства, а также анализа отдельных параметров хозяйствующего субъекта, по которым делается вывод в отношении того или иного вопроса. Консультирование в области построения системы бухгалтерского учета предполагает выборку информации о сфере и особенностях деятельности субъекта, общих методологических принципах построения таких систем, нормативно - правовом обеспечении системы.

Глубина и объем работы с информацией зависят от того, насколько широко определены цели оказываемых услуг. Подтверждение отчетности предполагает работу со всеми объектами бухгалтерского учета, отраженными в балансе клиента. Естественно, для работы выбирается и соответствующая нормативно - правовая база.

Информация внутреннего характера формирует в аудиторской организации внутренний контроль, бухгалтерский и управленческий учет. Сведения об активах и обязательствах, клиентской базе, специалистах определяют основу для принятия управленческих решений в отношении как планирования и организации деятельности, так и контроля за ней. Естественно, что управленческие решения принимаются с учетом рассмотрения внешней информации.

В целом организация и развитие информационной базы составляют значительную часть расходов. В аудиторских организациях выделяются такие статьи затрат, как обновление правовых систем, приобретение специализированной литературы, услуги сети Интернет, мобильной связи, расходы на обновление программного обеспечения и др.

В-третьих, любая деятельность предполагает наличие живого труда, однако каждый вид деятельности характеризуется степенью участия человека в этом процессе. Законодательно установленный механизм аттестации специалистов аудиторских фирм требует, чтобы каждый аудитор получил квалификационный аттестат. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Обязательным для получения квалификационного аттестата аудитора является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании и стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации.

По характеру выполняемых операций (анализ, сравнение и т.п.) аудит относится к интеллектуальной деятельности, более того, аудит относится к достаточно сложной интеллектуальной деятельности. Специалисты фирмы должны владеть обширными знаниями, от уровня их профессионализма во многом зависит конкурентоспособность фирмы. В связи с этим основные затраты аудиторских фирм - это оплата труда, а также все то, что способствует повышению производительности специалистов. В число таких затрат входят расходы на обучение и повышение квалификации сотрудников, на обеспечение мобильности и оперативности их деятельности, на подбор высококвалифицированных кадров, на индивидуальное техническое оснащение.

Приведенные особенности определяют и специфику элементов организационно - экономического механизма управления аудиторской деятельностью.

Рыночное воздействие проявляется, в частности, в том, что центральным рычагом является клиент и его заказ. Именно это определяет характер и масштабы деятельности, заставляет адаптироваться к изменяющимся условиям и опережать в познании тех или иных сторон хозяйствования. Не менее важна конкуренция. Применяемые в работе технологии, перспективные направления продвижения на рынке - это острые вопросы современного менеджмента аудиторских услуг.

Государственное регулирование опирается на нормативно - правовую базу аудиторской деятельности. Это проявляется в лицензировании, подготовке и аттестации аудиторов, выработке обязательных стандартов деятельности. Заинтересованность государства в регламентации и упорядочении процесса оказания услуг связана с тем, что независимый финансовый контроль представляет собой источник обеспечения достоверной экономической информацией.

Внутреннее регулирование направлено на формирование достаточно мобильной организации высококвалифицированных специалистов, обеспеченных информационным материалом и технически вооруженных с целью удовлетворения спроса на аудиторские услуги. Центральным звеном системы управления является кадровый потенциал. При этом выделяются такие основные задачи, как эффективное использование кадров и их развитие (управление рабочим временем, профессиональной подготовкой, организацией оптимальных коммуникаций между подразделениями и отдельными сотрудниками и т.д.). Этот элемент организационно - экономического механизма в наибольшей степени испытывает на себе влияние трех остальных элементов. Причем данный элемент достаточно подвижен или, лучше сказать, должен быть таковым, поскольку в противном случае неизбежна потеря позиций на рынке.

Конкретные методы и приемы воздействия на аудиторскую деятельность, основываясь на общепризнанных научных методах и способах управления, должны способствовать реализации новых, специализированных подходов. Накопленный багаж знаний в области управления помогает ориентироваться в выборе тех или иных уже известных подходов. В то же время постоянное изучение процессов и явлений аудиторской деятельности открывает возможности для совершенствования методов и способов управления. При этом ведущую роль играет адаптация этих методов к практике отечественного аудита.

В заключение подчеркнем, что процесс формирования и развития кадрового потенциала аудиторских служб занимает важное место в общей системе управления фирмой. Исследование кадрового потенциала аудиторских служб, особенностей его проявления в контрольно - аудиторском процессе, разработка систем мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий интеллектуального труда, сохранение здоровья работников и т.п., перспективны и объективно необходимы в аудиторской деятельности. Научная организация управления кадровым потенциалом, основываясь на системном подходе к изучению процесса аудита, направлена на повышение эффективности деятельности аудиторской фирмы.

П.А.Замятин

Начальник отдела аудиторских проверок

ООО "Аудит и право"

г. Нижний Новгород

Подписано в печать

14.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Лизинговые сделки: порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете ("Аудиторские ведомости", 2003, N 3) >
Статья: Особенности налогообложения импорта товаров ("Аудиторские ведомости", 2003, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.