|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Организационно - экономический механизм управления аудиторской деятельностью ("Аудиторские ведомости", 2003, N 3)
"Аудиторские ведомости", N 3, 2003
ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Организационно - экономический механизм управления аудиторской деятельностью представляет собой совокупность методов и способов воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности, их регулирования. В структуре данного механизма можно выделить следующие элементы: 1. Рыночное воздействие на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности. 2. Государственное нормативно - правовое регулирование вопросов аудиторской деятельности. 3. Внутреннее регулирование отдельных аспектов аудиторской деятельности. 4. Конкретные методы и приемы воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности. Рассмотрим эти элементы подробнее.
Рыночное воздействие на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности
Спрос и предложение на рынке услуг формируют уровень цен на аудиторские услуги, доходность различных видов услуг, требования к их качеству и содержанию. Соответственно данный элемент организационно - экономического механизма определяет систему управленческих решений в области организации деятельности, поиска основных (приоритетных) и дополнительных, а также стратегических направлений работы фирмы на рынке услуг, заставляет искать новые способы снижения затрат и наращивания прибыли. Рынок уровней воздействует одинаково на все экономические субъекты, а степень воздействия определяется уровнем мобильности субъектов.
Государственное нормативно - правовое регулирование вопросов аудиторской деятельности
На уровне государства организационно - экономический механизм проявляется прежде всего как система нормативных актов и органов, регламентирующих аудиторскую деятельность, установление независимости и экономической ответственности специалистов и организаций, занимающихся оказанием услуг в этой области. Принятие законов и других нормативных актов представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики направлены на соблюдение конституционно закрепленных норм рыночной системы хозяйствования, обеспечения защиты прав и свобод граждан, их имущественных интересов.
Внутреннее регулирование отдельных аспектов аудиторской деятельности
На уровне отдельных аудиторских фирм внутреннее регулирование формируется в рамках самой организации путем принятия тех или иных оперативных управленческих решений. Отдельные аспекты регламентируются учетной политикой, внутрифирменными стандартами аудита и другими внутренними документами. В настоящее время развитие данного элемента организационно - экономического механизма идет через объединения аудиторских фирм и интеграцию опыта, внедрения стандартизированных методов оказания услуг и др. Однако подходы эти замкнуты, как правило, в рамках одной организации. Это вызвано главным образом следующими причинами. Аудит в России - явление достаточно новое. Естественно, что практика зарубежных специалистов требует ее адаптации к российским условиям. Российский же опыт недостаточно велик, поскольку первоначальные цели предпринимателей в этой сфере были несколько отличны от общемировой практики. В условиях бухгалтерской и налоговой реформ аудиторские организации чаще выступали в роли консультантов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, а также защитников интересов перед органами налоговой инспекции. В связи с этим большее внимание уделялось построению системы быстрого реагирования на изменения в законодательстве и информирования хозяйствующего субъекта по вопросам адаптации к ним. Пройдя первый этап развития, аудиторский бизнес столкнулся с новыми задачами, диктуемыми развитием экономики страны и ее укреплением, необходимостью принятия общемировых стандартов и поиском путей совершенствования деятельности. Наличие высокого процента малого бизнеса - это не только положительный фактор повышения конкурентоспособности, но и одна из проблем рынка российского аудита. В такой ситуации возникающие идеи и решения в сфере управления хозяйственной деятельностью зачастую не работают. В основном это связано с уходом отдельных объектов малого бизнеса с рынка (из-за невозможности выдерживать конкуренцию), перетоком наиболее квалифицированных специалистов из управленческого состава в более развитые отрасли рынка, ориентацией на краткосрочные цели в форме увеличения заказов и их быстрого выполнения и т.д. Конкуренция среди организаций, в том числе аудиторских фирм, порождает образование некоторой части закрытой информации, в частности управленческого характера. Способы организации деятельности, методы экономического анализа, варианты работы с оперативной информацией - все это управленческое звено (как часть сильной стороны организации в ее выживании на рынке) стремится сделать строго конфиденциальным.
Конкретные методы и приемы воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности
В процессе накопления и распространения опыта управления аудиторской деятельностью формируются методы, с помощью которых достигаются необходимые результаты. Эти методы органично вплетаются в уже широко применяемые методы экономического, социального, административного регулирования экономических и организационных процессов. Тем самым происходит постоянное осмысление и обновление конкретных методов и приемов воздействия на экономические и организационные процессы аудиторской деятельности, их регулирования.
Особенности организационно - экономического механизма в аудите
Названные элементы организационно - экономического механизма, одновременно действуя на поведение фирмы на рынке аудиторских услуг, имеют особенности, которые зависят от специфики аудиторской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности являются следующие. Во-первых, результат деятельности каждой организации приобретает материально - вещественный либо нематериальный (социальный) характер. В первом случае на выходе получаются материальные блага в результате производства товаров, выполнения работ; во втором - нематериальные блага, которые потребляются в процессе осуществления деятельности. В последнем случае такой вид деятельности обозначает оказание услуги. Услугой является и результат аудиторской деятельности. Отличие оказания услуги от производства материальных благ выражается в высокой степени ее индивидуализации. Аудиторские услуги оказываются экономическим субъектам, которые различаются не только по отраслевому признаку, масштабу деятельности, организационно - правовому положению, но и по другим характеристикам. От этого зависят качество и цена, формы и методы предоставляемых услуг. Оценка данных факторов производится с каждым потребителем услуг. Так, Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта" <*> при проведении аудита с выдачей заключения предусмотрено предварительное изучение деятельности клиента. Понимание деятельности экономического субъекта, необходимое для работы, включает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли, в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он действует. ————————————————————————————————<*> Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 27 апреля 1999 г., Протокол N 3.
При производстве материальных благ тоже производится изучение клиентов, но оно в большей степени направлено на выделение оптимально необходимого количества требований широкого круга потребителей к объекту производства. В результате получается продукт, удовлетворяющий пусть не все, но наиболее принципиальные и эстетические требования, ради которых большая часть потребителей приобретает его. В отличие от предоставления аудиторских услуг между процессом изучения клиентов и выходом продукта при производстве материальных объектов имеется достаточно продолжительный период. Индивидуализация и многообразие аудиторских услуг проявляются и в различных подходах к отбору информации, способах ее обработки и анализа, формах представления, выборе специалистов и организации их деятельности и т.д. Во-вторых, аудиторы и специалисты работают с информацией внешнего и внутреннего характера. Успешная работа аудиторской фирмы - это прежде всего хорошо организованная работа с внешней информацией. К такой информации относится нормативно - правовая, методологическая, рыночная, внутрихозяйственная информация. Например, определяя соответствие данных о хозяйственной деятельности в журналах хозяйственных операций, ведомостях, журналах - ордерах, бухгалтерской отчетности и т.д. правилам бухгалтерского учета, аудитор сравнивает кодирование операций у экономического субъекта (внутрихозяйственной информации) с правилами, установленными законодательными актами по бухгалтерскому учету (нормативно - правовой информацией). Делая оценку хозяйственной деятельности, специалисты работают с рыночной информацией (характеристиками конкурентов, отрасли и т.п.), а также внутрихозяйственной информацией по данным бухгалтерского и управленческого учета. Блок рабочей информации зависит от вида оказываемых услуг. Налоговое консультирование требует соответствующего выбора информации в части налогового законодательства, а также анализа отдельных параметров хозяйствующего субъекта, по которым делается вывод в отношении того или иного вопроса. Консультирование в области построения системы бухгалтерского учета предполагает выборку информации о сфере и особенностях деятельности субъекта, общих методологических принципах построения таких систем, нормативно - правовом обеспечении системы. Глубина и объем работы с информацией зависят от того, насколько широко определены цели оказываемых услуг. Подтверждение отчетности предполагает работу со всеми объектами бухгалтерского учета, отраженными в балансе клиента. Естественно, для работы выбирается и соответствующая нормативно - правовая база. Информация внутреннего характера формирует в аудиторской организации внутренний контроль, бухгалтерский и управленческий учет. Сведения об активах и обязательствах, клиентской базе, специалистах определяют основу для принятия управленческих решений в отношении как планирования и организации деятельности, так и контроля за ней. Естественно, что управленческие решения принимаются с учетом рассмотрения внешней информации. В целом организация и развитие информационной базы составляют значительную часть расходов. В аудиторских организациях выделяются такие статьи затрат, как обновление правовых систем, приобретение специализированной литературы, услуги сети Интернет, мобильной связи, расходы на обновление программного обеспечения и др. В-третьих, любая деятельность предполагает наличие живого труда, однако каждый вид деятельности характеризуется степенью участия человека в этом процессе. Законодательно установленный механизм аттестации специалистов аудиторских фирм требует, чтобы каждый аудитор получил квалификационный аттестат. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Обязательным для получения квалификационного аттестата аудитора является наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании и стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации. По характеру выполняемых операций (анализ, сравнение и т.п.) аудит относится к интеллектуальной деятельности, более того, аудит относится к достаточно сложной интеллектуальной деятельности. Специалисты фирмы должны владеть обширными знаниями, от уровня их профессионализма во многом зависит конкурентоспособность фирмы. В связи с этим основные затраты аудиторских фирм - это оплата труда, а также все то, что способствует повышению производительности специалистов. В число таких затрат входят расходы на обучение и повышение квалификации сотрудников, на обеспечение мобильности и оперативности их деятельности, на подбор высококвалифицированных кадров, на индивидуальное техническое оснащение. Приведенные особенности определяют и специфику элементов организационно - экономического механизма управления аудиторской деятельностью. Рыночное воздействие проявляется, в частности, в том, что центральным рычагом является клиент и его заказ. Именно это определяет характер и масштабы деятельности, заставляет адаптироваться к изменяющимся условиям и опережать в познании тех или иных сторон хозяйствования. Не менее важна конкуренция. Применяемые в работе технологии, перспективные направления продвижения на рынке - это острые вопросы современного менеджмента аудиторских услуг. Государственное регулирование опирается на нормативно - правовую базу аудиторской деятельности. Это проявляется в лицензировании, подготовке и аттестации аудиторов, выработке обязательных стандартов деятельности. Заинтересованность государства в регламентации и упорядочении процесса оказания услуг связана с тем, что независимый финансовый контроль представляет собой источник обеспечения достоверной экономической информацией. Внутреннее регулирование направлено на формирование достаточно мобильной организации высококвалифицированных специалистов, обеспеченных информационным материалом и технически вооруженных с целью удовлетворения спроса на аудиторские услуги. Центральным звеном системы управления является кадровый потенциал. При этом выделяются такие основные задачи, как эффективное использование кадров и их развитие (управление рабочим временем, профессиональной подготовкой, организацией оптимальных коммуникаций между подразделениями и отдельными сотрудниками и т.д.). Этот элемент организационно - экономического механизма в наибольшей степени испытывает на себе влияние трех остальных элементов. Причем данный элемент достаточно подвижен или, лучше сказать, должен быть таковым, поскольку в противном случае неизбежна потеря позиций на рынке. Конкретные методы и приемы воздействия на аудиторскую деятельность, основываясь на общепризнанных научных методах и способах управления, должны способствовать реализации новых, специализированных подходов. Накопленный багаж знаний в области управления помогает ориентироваться в выборе тех или иных уже известных подходов. В то же время постоянное изучение процессов и явлений аудиторской деятельности открывает возможности для совершенствования методов и способов управления. При этом ведущую роль играет адаптация этих методов к практике отечественного аудита. В заключение подчеркнем, что процесс формирования и развития кадрового потенциала аудиторских служб занимает важное место в общей системе управления фирмой. Исследование кадрового потенциала аудиторских служб, особенностей его проявления в контрольно - аудиторском процессе, разработка систем мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий интеллектуального труда, сохранение здоровья работников и т.п., перспективны и объективно необходимы в аудиторской деятельности. Научная организация управления кадровым потенциалом, основываясь на системном подходе к изучению процесса аудита, направлена на повышение эффективности деятельности аудиторской фирмы.
П.А.Замятин Начальник отдела аудиторских проверок ООО "Аудит и право" г. Нижний Новгород Подписано в печать 14.02.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |