Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Арбитражная хроника от 10.02.2003> ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 2)



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 2, 2003

1. При обращении в суд с иском о возмещении сумм НДС по экспортным операциям обязанность по доказыванию права на возмещение налога и представлению соответствующих доказательств лежит на налогоплательщике

(Постановление Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 N 1791/02)

ООО были приобретены станки для обработки металла, оплата за которые была произведена с учетом налога на добавленную стоимость по платежным поручениям. Указанные станки организация в 1999 г. реализовала на экспорт иностранной компании. Валютная выручка поступила на расчетный счет ООО, что подтверждается выписками банка, мемориальными ордерами, счетами.

Согласно пп."а" п.1 ст.5 и п.3 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" и п.22 разд.9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" ООО имело право на льготу по НДС, связанную с экспортом товара. Тем не менее возмещение уплаченного налога, по заявлению ООО, налоговой инспекцией не произведено.

По результатам проведенной проверки налоговый орган сделал вывод об отсутствии у истца права на налоговую льготу по данной операции, поскольку не доказан фактический вывоз товара за пределы стран СНГ. К тому же представленные истцом документы содержали противоречащие друг другу сведения о вывозе товара с территории Украины. Также не доказано получение выручки за экспортируемые товары от иностранного покупателя. На основании проведенных налоговых проверок ряда организаций, участвующих в расчетах с ООО, в том числе и коммерческого банка, налоговый орган пришел к выводу о создании схемы движения денежных средств с целью их получения из бюджета.

В свою очередь, ООО обратилось в суд с иском к ИМНС России об обязании возместить НДС из федерального бюджета.

Решением суда первой инстанции исковое требование было удовлетворено, апелляционная инстанция решение оставила без изменения.

Кассационная инстанция решения первой и апелляционной инстанций также оставила без изменения.

Признавая за истцом право на возмещение из бюджета суммы уплаченного НДС, суды исходили из документального подтверждения факта уплаты поставщику суммы указанного налога и наличия в деле доказательств реального экспорта товаров и перечисления валютной выручки на расчетный счет истца.

Президиум ВАС РФ не согласился с выводами нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По смыслу Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39, право на возмещение из бюджета суммы НДС возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты суммы указанного налога поставщику и реально произведенного экспорта именно тех товаров (работ, услуг), которые были приобретены у поставщика. Перечень документов, необходимых для подтверждения права на льготу по НДС, связанную с экспортом товаров, в рассматриваемом периоде был определен в п.22 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39. При этом представленные налогоплательщиком документы должны содержать достоверную информацию.

Как следует из материалов дела, указанные нормы были серьезно нарушены, а представленные документы содержали искаженные данные. Судебные органы не в полной мере исследовали обстоятельства дела и доводы налогового органа, что привело к неверным выводам. В частности, Президиум ВАС РФ пришел к выводу о противоречивости ряда сведений, содержащихся в поручении на погрузку. Кроме того, Информационное письмо таможенного управления Государственной таможенной службы Украины от 14 ноября 2001 г. не подтверждает фактический вывоз заявленного налогоплательщиком товара, а согласно представленным налоговым органом писем ряда должностных лиц ГТС Украины указанное Письмо таможенными органами не выдавалось и является поддельным.

Как указал Президиум ВАС РФ, согласно ст.65 АПК РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений. Поскольку одним из условий возмещения из бюджета суммы НДС является подтверждение экспортной операции, истец, который претендует на такое возмещение, обязан доказать обстоятельства, связанные с экспортом товара, в том числе факт оплаты иностранным покупателем экспортного товара.

КОММЕНТАРИЙ

Данное дело обращает внимание на порядок возмещения НДС при реализации товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта.

Как законодательством, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, так и ныне действующим законодательством предусмотрено, что при вывозе товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта НДС не уплачивается.

В настоящее время для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, перечень которых дан в ст.165 НК РФ.

Как видно из нормы действующего АПК РФ, лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, истец, претендующий на возмещение из бюджета суммы НДС, обязан доказать обстоятельства, связанные с экспортом товара, подтвердив их соответствующими доказательствами. При оценке доказательств ВАС РФ рекомендует судам нижестоящих инстанций (а его рекомендации обязательны к исполнению) не ограничиваться проверкой перечня документов, приведенных в ст.165 НК РФ, а исследовать все имеющиеся в деле доказательства в совокупности, уделяя при этом внимание информации таможенных органов.

Поскольку данные требования не были учтены, производство по данному делу направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому надлежит оценить имеющиеся в деле доказательства с учетом мнения Президиума ВАС РФ.

2. При выявлении фактов неполной уплаты налога на пользователей автомобильных дорог на сумму неуплаченного налога должны начисляться пени

(Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2002 N 4795/02)

ИМНС России была проведена выездная налоговая проверка ОАО по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за 1999 г. В ходе этой проверки выявлена несвоевременная уплата налогов, а именно: налога на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, платежей на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, целевого сбора на благоустройство и другие цели. По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение о начислении пени за несвоевременную уплату указанных платежей.

ОАО обратилось в суд с иском к ИМНС России о признании недействительным ее решения о начислении пеней.

Решением суда первой инстанции исковые требования о признании недействительным решения налогового органа о начислении пеней за несвоевременную уплату налогов удовлетворены.

Кассационный суд оставил решение первой инстанции без изменения.

Удовлетворяя требования ОАО, суды ссылались на то, что Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен, в связи с чем начисление пеней за несвоевременную уплату налога является незаконным.

Президиум ВАС РФ не согласился с выводами нижестоящих судов относительно правомерности начисления пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.

Постановлением Президиума ВАС РФ решение и постановление нижестоящих инстанций в части признания недействительным решения ИМНС России о начислении пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог были отменены, в удовлетворении иска налогоплательщика в этой части было отказано.

КОММЕНТАРИЙ

В связи с изменениями, внесенными в Закон РФ от 18.10.1991 "О дорожных фондах Российской Федерации" Федеральным законом от 26.05.1997 N 82-ФЗ, порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется федеральным законом, который не принят до настоящего времени.

Согласно ст.2 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 27.12.1995) порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации определяется Верховным Советом РФ, который утвердил такой порядок Постановлением от 23.01.1992 N 2235-1. Этого не приняли во внимание суды первых инстанций.

Данное Постановление было принято в соответствии с законодательной процедурой, действовавшей во время его принятия, в силу чего утвержденный им Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок) признавался надлежащим актом законодательства Российской Федерации.

Пунктом 10 данного Порядка установлено, что налог на пользователей автомобильных дорог перечисляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

Таким образом, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и другие элементы налогообложения по этому налогу установлены в законодательном порядке, а исчисление и уплата данного налога в указанные сроки являются обязанностью налогоплательщика.

Однако обратим внимание, что МНС России в своем Письме от 17.07.2002 N 03-2-06/2/1794/24-щ187 "О сроках уплаты налога на пользователей автомобильных дорог" разъясняет, что в соответствии с п.6 Приложения 38 к Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и п.7 Приложения 17 к Федеральному закону от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" Порядок, утвержденный Постановлением Верховного Совета РФ от 21.01.1992 N 2235-1, в 2001 и 2002 гг. не действует.

В указанном выше Письме МНС России ссылается также на положения ст.8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", которой определено, что налог на пользователей автомобильных дорог отнесен к прочим федеральным налогам, зачисляемым в доходы федерального бюджета.

На основании ст.55 НК РФ при отсутствии в законодательном акте прямого указания о налоговом периоде, относящемся к конкретному налогу, налоговым периодом признается один календарный год. Из ст.57 НК РФ следует, что при уплате налога с нарушением срока уплаты с налогоплательщика взыскиваются пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

Таким образом, в 2001 и 2002 гг. пени могут начисляться при неполной уплате налога в целом за налоговый период (календарный год).

3. Акционерное общество обязано обеспечивать доступ акционеров к документам, перечень которых дан в п.1 ст.89 Федерального закона "Об акционерных обществах"

(Постановление ФАС Северо - Западного округа от 18.11.2002 N А56-15780/02)

ОАО обратилось в суд с иском к АОЗТ об обязании предоставить истцу копии документов АОЗТ.

До принятия решения по делу ОАО отказалось от исковых требований в части предоставления копий документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального органа.

Суд первой инстанции своим решением обязал АОЗТ предоставить ОАО копии документов, за исключением копий документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального органа. Это связано с тем, что согласно ст.91 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" доступ к документам бухгалтерского учета и протоколам заседания коллегиального исполнительного органа имеют лишь те акционеры, у которых в совокупности находится не менее 25% голосующих акций общества. У истца такого количества указанных акций не было.

В кассационной жалобе ЗАО (правопреемник АОЗТ) просит решение суда первой инстанции отменить полностью и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на неприменение одних и на неправильное применение других норм материального и процессуального права.

В соответствии с п.1 ст.91 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано обеспечивать доступ акционеров к документам, перечень которых дан в п.1 ст.89 названного Закона. Указанные документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования, а по требованию акционера ему должны быть предоставлены и копии таких документов.

Из материалов дела следует, что истец являлся владельцем 390 обыкновенных именных акций, что составляет 14,14% уставного капитала ЗАО. Это обстоятельство не оспаривалось ответчиком в суде первой инстанции. В кассационной инстанции представитель ЗАО подтвердил, что ОАО числится в реестре акционеров общества как владелец 390 акций.

Кассационный суд постановил решение суда первой инстанции изменить и обязать ЗАО предоставить ОАО копии документов за плату, которая согласно норме Федерального закона "Об акционерных обществах" не должна превышать стоимости затрат на их изготовление.

КОММЕНТАРИЙ

В п.1 ст.89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" приводится достаточно подробный перечень документов, которые подлежат обязательному хранению обществом.

Наряду с этим согласно п.1 ст.91 упомянутого Закона общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п.1 ст.89 Закона. Исключения составляют документы бухгалтерского учета и протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа, право доступа к которым имеют акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Такая услуга общества является платной, но при этом ее оказание не должно быть связано с получением акционерным обществом прибыли, т.е. стоимость такой услуги не должна превышать стоимости затрат по изготовлению таких документов.

Несмотря на это у общества отсутствует обязанность хранить документы, в которых содержатся сведения о кандидате в исполнительные органы общества, совет директоров, ревизионную комиссию, счетную комиссию, а также проекты изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проекты устава общества, а следовательно, отсутствует обязанность и предоставлять перечисленные документы.

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии у истца права доступа к документам АОЗТ, а также права требования предоставления копий этих документов, за исключением документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний единоличного исполнительного органа.

4. Налоговый агент обязан вести учет доходов, полученных от него физическими лицами в налоговом периоде, по утвержденной форме

(Постановление ФАС Северо - Западного округа от 23.10.2002 N А56-18771/02)

ИМНС России обратилась с иском к ООО о взыскании на основании п.1 ст.120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения штрафа в сумме 5000 руб. и п.1 ст.126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы предусмотренных законодательством документов штрафа в сумме 650 руб.

Решением арбитражного суда с ответчика взыскано 650 руб. штрафа, в остальной же части иска судом было отказано.

Апелляционной инстанцией дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применялись положения ст.120 НК РФ.

Поскольку ООО в данном случае является налоговым агентом, согласно пп.2 п.3 ст.24 НК РФ оно обязано вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджет (бюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику. Статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, утвержденной МНС России.

Как выяснилось, ООО вело учет доходов, но ведение учета не соответствовало утвержденной МНС России форме, что не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объекта налогообложения.

К тому же по смыслу норм ст.120 НК РФ установленная ответственность за нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения не применяется к налоговому агенту, которым выступает ООО.

Руководствуясь вышеизложенными нормами, кассационная инстанция оставила решение арбитражного суда о взыскании 650 руб. без изменения, а кассационную жалобу ИМНС России - без удовлетворения.

КОММЕНТАРИЙ

Согласно ст.120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. Под грубым нарушением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в соответствии с указанной статьей Кодекса понимается отсутствие первичных документов, или счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств и материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Поскольку ООО вело учет доходов, но ведение не соответствовало лишь утвержденной МНС России форме, к нему не может быть применена норма ст.120 НК РФ, а следовательно, и ответственность в виде взыскания штрафа.

Таким образом, решение арбитражного суда о привлечении ООО к ответственности лишь по ст.126 НК РФ является совершенно верным, поскольку взыскание с налогового агента штрафа на основании ст.120 НК РФ неправомерно.

О.Сапина

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

10.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В каких днях (календарных или рабочих) следует предоставлять ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, заработанные в период до 1 февраля 2002 г.? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 2) >
Вопрос: ...Представительство инофирмы в РФ - участник договора простого товарищества. Правомерно ли включать в состав внереализационных расходов представительства при определении налога на прибыль расходы по договору простого товарищества? Каким образом следует отразить указанные расходы в налоговой декларации по налогу на прибыль у иностранного участника? ("Московский налоговый курьер", 2003, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.