Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О принудительной ликвидации юридических лиц, не подавших сведения до 1 января 2003 года ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 2)



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 2, 2003

О ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ,

НЕ ПОДАВШИХ СВЕДЕНИЯ ДО 1 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА

Организации, не подавшие сведения о себе в налоговые инспекции до 1 января 2003 г., подлежат ликвидации. Заявления об этом звучат по телевидению и в печатных изданиях.

Однако данный вопрос представляется не столь очевидным, как нам пытается его преподнести Министерство по налогам и сборам.

В соответствии с п.3 ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ) организации, зарегистрированные до 01.07.2002, обязаны представить в регистрирующий орган сведения о себе до 1 января 2003 г.

Состав данных сведений указан в пп."а" - "д", "л" п.1 ст.5 Закона N 129-ФЗ.

Формы документов и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

Невыполнение указанными организациями требования о представлении сведений является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа (ч.2 п.3 ст.26 Закона N 129-ФЗ).

Действительно, организации обязаны подать сведения в установленные сроки. Оспаривать это трудно и нет необходимости. Важно знать, каковы возможные последствия неисполнения данной обязанности.

1. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, акционерные общества (закрытые или открытые), общества с ограниченной ответственностью и иные хозяйственные товарищества и общества по своей сути являются объединениями, создаваемыми для совместной реализации гражданами таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ч.2 ст.35 Конституции РФ).

Следовательно, ликвидация юридического лица выступает как мера, ограничивающая права учредивших его лиц - как физических, так и юридических, - гарантированные Конституцией РФ, поскольку с ликвидацией объединение граждан, созданное для экономической деятельности, утрачивает статус юридического лица.

И поскольку такая мера представляет собой ограничение прав и свобод граждан, то такое ограничение - в силу ст.ст.17 (ч.3) и 55 (ч.3) Конституции РФ - может быть предусмотрено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В этой связи характерно дело, рассмотренное Конституционным Судом РФ по жалобе религиозного объединения "Московское отделение Армии Спасения" (Определение от 7 февраля 2002 г. N 7-О).

Согласно материалам дела, решением Таганского межмуниципального суда города Москвы от 12 сентября 2001 г. был удовлетворен иск Главного управления Минюста России по г. Москве о признании религиозного объединения "Московское отделение Армии Спасения" (далее - МоАС) прекратившим свою деятельность (поскольку данное религиозное объединение не информировало зарегистрировавший его орган, как того требует п.9 ст.8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", о продолжении своей деятельности) и о ликвидации его как юридического лица с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц (поскольку оно не прошло государственную перерегистрацию в срок до 31.12.2000, как того требует п.4 ст.27 того же Федерального закона).

По данному делу Конституционный Суд РФ указал, что ликвидация организации как не прошедшей перерегистрацию в указанный срок возможна только по решению суда и лишь в случае, если надлежащим образом будет доказано, что она прекратила свою деятельность или осуществляет неправомерную деятельность, не совместимую с обязанностями организации как юридического лица.

Выводы Конституционного Суда РФ полностью совпадают и с положениями Гражданского кодекса РФ, и с практикой их применения.

В соответствии с п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Как указал Конституционный Суд РФ, по существу, не исключается и не противоречит Конституции РФ возможность для законодателя предусмотреть ситуации, когда статус юридического лица, обусловленные им права и гарантии не могут быть реализованы и утрачиваются, если пребывание в этом статусе несовместимо с характером допущенного нарушения.

Однако необходимо принимать во внимание и иерархию федеральных законов, т.е. соотношение юридической силы нормативных правовых актов одного уровня.

Согласно п.23 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта. То есть установит те обстоятельства, перечень которых содержит именно п.2 ст.61 ГК РФ.

Итак, вышеупомянутую правовую норму ч.2 п.3 ст.26 Закона N 129-ФЗ о ликвидации юридического лица, не подавшего сведения, на основании заявления регистрирующего органа следует понимать не более чем "предложение" судам считать непредставление сведений в регистрирующий орган грубым нарушением данного Закона.

Однако Конституционный Суд РФ в приведенном деле по жалобе МоАС указал следующее: "суд, решая вопрос о ликвидации организации как не прошедшей перерегистрацию в указанный срок, в том числе по причине прекращения ею своей деятельности, не может ограничиваться установлением формальных условий применения положений о перерегистрации (непрохождение перерегистрации в указанный срок и непредставление необходимых сведений)".

Таким образом, принимая во внимание правовые позиции Конституционного Суда РФ, можно утверждать, что непредставление необходимых сведений само по себе не является грубым нарушением закона и не может являться основанием для ликвидации юридического лица.

Об основаниях для ликвидации юридического лица, по нашему мнению, можно говорить только тогда, когда указанное лицо допустило такие нарушения, которые несовместимы с возможностью продолжения им соответствующей экономической деятельности.

Например, таким случаем является ведение деятельности без лицензии. Сам факт такого нарушения препятствует получению указанным лицом лицензии в установленном порядке. В то же время осуществление уставной деятельности без лицензии запрещено. При этих обстоятельствах юридическое лицо должно быть ликвидировано, поскольку ведение им лицензируемой деятельности без лицензии в дальнейшем юридически недопустимо.

2. Обратим внимание, что из понятия "принудительная ликвидация" в контексте ст.26 Закона N 129-ФЗ не следует ни игнорирование судебного порядка, ни исключение из этого процесса самой организации.

Действующий в настоящее время порядок ликвидации юридических лиц не допускает ликвидации организации без участия ее представителей в судебных заседаниях и в процессе исполнения решения суда о ликвидации.

В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ иски государственных органов о ликвидации юридических лиц рассматриваются в порядке искового производства.

При этом организация должна быть вызвана в суд и вправе представлять возражения по иску. Данные возражения могут заключаться в том, что организация фактически не прекратила свою деятельность и не допустила нарушений закона, не связанных с обязанностью представления сведений.

Доказывание обстоятельств, свидетельствующих о прекращении деятельности организации и о наличии грубых нарушений закона, возлагается на регистрирующий орган, а доказывание обратного - на юридическое лицо (ст.65 АПК РФ).

В качестве доказательств существования юридического лица могут быть представлены документы, подтверждающие деятельность органов управления (протоколы собраний, решения и др.), договоры, в том числе об аренде офиса или производственного помещения, переписка с контрагентами, договор банковского счета, отчетность и другие документы.

Отсутствие в своей деятельности грубых нарушений закона юридическим лицом не доказывается. Возражение в данном случае сводится к отсутствию доказательств, свидетельствующих о наличии таких нарушений, у регистрирующего органа.

При ликвидации юридического лица должен быть соблюден порядок, установленный ст.ст.62 - 64 ГК РФ. В соответствии с данным порядком после принятия решения о ликвидации должна быть создана ликвидационная комиссия.

К ликвидационной комиссии (ликвидатору) переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п.3 ст.62 ГК РФ), кроме тех, которые согласно прямому предписанию закона закреплены за учредителями или участниками юридического лица, например утверждение ликвидационных балансов.

В этих пределах ликвидационная комиссия заменяет органы юридического лица, и, следовательно, в силу ст.854 ГК РФ любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению этой комиссии.

Без участия своих представителей юридическое лицо может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном параграфом 2 гл.XI Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", т.е. как отсутствующий должник.

В соответствии с п.1 ст.227 Закона N 127-ФЗ в случаях, если руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место его нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.

Таким образом, при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом своей деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации юридического лица, имеющего задолженность, в том числе по налогам, должен решаться в соответствии п.1 ст.227 Закона N 127-ФЗ.

Однако в данном случае п.2 ст.61 ГК РФ, как и ст.26 Закона N 129-ФЗ, не применяется.

3. Отметим также следующий момент. Нарушение срока представления сведений не является основанием для отказа регистрирующим органом в принятии этих сведений и выдаче Свидетельства по форме N Р57001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, после 1 января 2003 г.

В случае если последует такой отказ или документы не принимаются или Свидетельство не выдается без обоснования причин, организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) регистрирующего органа и должностных лиц в порядке, предусмотренном гл.24 АПК РФ.

4. При рассмотрении юридических последствий непредставления сведений в регистрирующий орган до 1 января 2003 г. нельзя обойти вниманием вопрос об ответственности должностных лиц организаций за это правонарушение.

В соответствии со ст.14.25 КоАП РФ несвоевременное представление сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.

Решение о привлечении должностных лиц организации к административной ответственности принимается регистрирующим органом независимо от возбуждения процедуры ликвидации.

Подведем итоги рассмотрения возможных юридических последствий непредставления юридическими лицами, зарегистрированными до 01.07.2002, сведений о себе в регистрирующие органы в срок до 1 января 2003 г.:

1) непредставление сведений в срок:

- не означает, что деятельность организации после 1 января 2003 г. незаконна;

- не означает, что заключаемые договоры не имеют юридической силы;

- не влечет ареста счетов.

Иными словами, не приводит автоматически к невозможности финансово - хозяйственной деятельности;

2) должен соблюдаться обязательный судебный порядок рассмотрения дела о ликвидации юридического лица с участием его представителей;

3) при явке представителей указанного юридического лица в суд и представлении ими возражений иск регистрирующего органа о ликвидации должен быть отклонен, поскольку ликвидация юридического лица по мотиву непредставления сведений противоречит п.2 ст.61 ГК РФ и ст.ст.34 и 35 Конституции РФ;

4) перечисленные обстоятельства, однако, не препятствуют привлечению должностных лиц организации к административной ответственности по ст.14.25 КоАП РФ.

А.Кузнецов

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

10.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 2) >
Статья: Ответственность за непредставление отчетности ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.