Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ответственность за нарушение правил применения ККМ ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 2)



"Налоговые известия Московского региона", N 2, 2003

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРИМЕНЕНИЯ ККМ

Правила применения ККМ (и ответственность за их нарушение до 30 декабря 2001 г.) установлены Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о применении ККМ).

Наряду с этим ответственность за торговлю без применения ККМ была установлена ст.146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

В марте 2002 г. Президент РФ В.В. Путин внес предложения по изменению налогообложения малого и среднего бизнеса. Одно из них - установить для малого бизнеса налог с полученной выручки.

Главным инструментом государства по учету выручки индивидуальных предпринимателей являются ККМ, а значит, их роль в этих условиях повышается.

Рассмотрим изменения в законодательстве по вопросу ответственности за нарушение правил применения ККМ.

Законом РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ утвержден Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), который с 1 июля 2002 г. введен в действие Законом РФ от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В гл.14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" КоАП РФ включена ст.14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно - кассовых машин", которая определила ответственность за административные правонарушения, связанные с неприменением ККМ.

В указанной ст.14.5 КоАП РФ установлена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей без применения в установленных законом случаях контрольно - кассовых машин.

В старом КоАП ответственность была предусмотрена только за продажу товаров или иных предметов без применения ККМ.

Новым КоАП РФ расширена сфера ответственности, так как добавлена ответственность за выполнение работ и оказание услуг.

В старом КоАП за торговлю без применения ККМ был предусмотрен штраф в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 14.5 нового КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

При этом ст.19 Конституции РФ гласит: все равны перед законом и судом, а ст.1.4 КоАП РФ определено: лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

В ст.23 ГК РФ установлено: к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица.

Соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

Новый КоАП РФ установил различную ответственность за неприменение ККМ для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для физических лиц.

Согласно КоАП РФ лица - это и юридические лица, и физические лица, и должностные лица.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в Кодексе РФ об административных правонарушениях следует понимать совершивших административные правонарушения в связи с выполнением административно - хозяйственных функций руководителей, других работников иных организаций. Таким образом, кассир или продавец организации - это другой работник и, значит, относится к категории работников и несет одинаковую административную ответственность согласно этой же статье как должностное лицо.

Из этого следует, что он несет ответственность наравне с физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Продавец или кассир индивидуального предпринимателя согласно этой же ст.2.4 КоАП РФ не является должностным лицом, а значит, является просто физическим лицом и согласно ст.14.5 несет административную ответственность как физическое лицо.

Из вышеизложенного следует, что согласно КоАП РФ за одно и то же административное нарушение для юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также для физического лица (продавца и кассира) организации и физического лица (продавца и кассира) индивидуального предпринимателя установлена разная административная ответственность. Это противоречит ст.19 Конституции РФ, ст.23 ГК РФ и ст.1.4 самого КоАП РФ.

Рассмотрим еще один очень важный момент административной ответственности, установленной новым КоАП РФ для юридических лиц.

В ст.14.5 КоАП РФ определено, что нарушение этой статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Из этого следует, что КоАП РФ восстановил размер штрафа для юридических лиц (предприятий) в размере 350 минимальных размеров оплаты труда и даже увеличил его до 400 минимальных размеров оплаты труда, хотя такой размер штрафа Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П был признан неконституционным.

Восстановление законодателем неконституционной нормы противоречит Федеральному закону "О Конституционном Суде Российской Федерации". В ст.79 этого Закона установлено, что юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта. Исходя из этого принятие нормы, аналогичной той, что признана Конституционным Судом РФ не соответствующей Конституции РФ, недопустимо. Поэтому норма ответственности за неприменение ККМ, установленная в ст.14.5 нового КоАП РФ, не может быть признана конституционной.

В п.2 ст.2.1 КоАП РФ установлено: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Изложение ст.2.1 КоАП РФ в такой редакции дает возможность для перекладывания ответственности за нарушения на конкретных работников (продавцов, кассиров), которые, боясь потерять работу, будут брать ответственность на себя. При этом юридическому лицу будет выгоднее и легче заплатить штраф за своего работника в размере 15 - 20 минимальных размеров оплаты труда, чем платить административный штраф за юридическое лицо в 20 раз больше - в размере от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

При определении вины юридических лиц в целях исключения перекладывания их ответственности на конкретных работников необходимо использовать Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 244-О, которым установлено, что ответственность предприятия наступает при наличии его вины, в том числе если им не обеспечено выполнение правил применения контрольно - кассовых машин соответствующими физическими лицами (конкретными работниками), действующими от имени предприятия при расчете с покупателями на основании гражданского законодательства.

Новым моментом в ответственности за административные правонарушения, связанные с применением ККМ, является то, что теперь КоАП РФ возложил на налоговые органы обязанности по рассмотрению дел об административных правонарушениях правил применения ККМ.

Статьей 23.5 "Налоговые органы" КоАП РФ установлено:

"1. Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно - кассовых машин) настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч.1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, его заместители;

2) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в субъектах Российской Федерации, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, в городах, районах".

Отдельные налогоплательщики считают, что с 1 июля 2002 г. ответственность установлена только за торговлю, выполнение работ или оказание услуг без применения ККМ. Это не совсем так.

Действительно, в настоящее время КоАП РФ не предусмотрена ответственность за использование неисправной ККМ. Но за невыдачу кассового чека и невывешивание ценника на продаваемый товар ответственность предусмотрена, но только не ст.14.5, а ст.14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров" КоАП РФ.

Правила продажи отдельных видов товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55.

Пунктом 19 Правил продажи установлено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

Как видно из п.19 Правил продажи, теперь не предусмотрена ответственность за невывешивание прейскуранта на оказываемую услугу.

Статьей 493 "Форма договора розничной купли - продажи" ГК РФ определено: если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли - продажи, договор розничной купли - продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Это положение взято за основу в Правилах продажи отдельных видов товаров.

Пунктом 20 Правил продажи определено, что договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.

В данном случае Федеральным законом о применении ККМ предусмотрена выдача покупателю вместе с покупкой кассового чека.

Согласно ст.14.5 КоАП РФ нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 6 Закона о применении ККМ установлена обязанность налоговых органов проводить проверки правильности выдачи чеков, проверять документы, связанные с порядком применения контрольно - кассовых машин, а значит, и ценники на продаваемые товары. Однако в настоящее время согласно КоАП РФ эти нарушения не подведомственны налоговым органам.

Согласно ст.23.49 нового КоАП РФ эти нарушения подведомственны органам Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Закон о применении ККМ об ответственности

за нарушение правил применения ККМ

За девять лет действия Закона о применении ККМ накопилось множество проблем, требующих законодательного разрешения.

Государственная Дума рассматривала вопрос о внесении изменений и дополнений в Закон о ККМ в 1995 и в 1997 годах, однако проекты Закона были отклонены. В мае 2000 г. проект Закона о применении ККМ был утвержден в первом чтении, а в феврале 2002 г. принят во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

При этом надо отметить, что Конституционный Суд РФ принял Постановление от 12 мая 1998 г. N 14-П, п.2 которого гласит:

"Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее ст.ст.19 (ч.1), 34 (ч.1), 35 (ч.1, 2 и 3) и 55 (ч.3), содержащееся в абз.2 ч.1 ст.7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" положение, согласно которому предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовой машины, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.

Впредь до урегулирования Федеральным Собранием данного вопроса в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления за совершение правонарушения, указанного в абз.2 ч.1 ст.7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", штраф налагается в размере, предусмотренном ст.146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, т.е. от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда".

На протяжении почти четырех лет Федеральным Собранием так и не урегулирован данный вопрос. При этом ст.3 Закона РФ от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившего в силу с 31 декабря 2001 г. (с момента официального опубликования), утверждена новая редакция ст.7 Закона о ККМ, которая исключила составы нарушений правил применения ККМ и штрафные санкции за них.

Статья 7 Закона о ККМ теперь изложена в следующей редакции:

"Суммы штрафов, взысканных за нарушения законодательства о применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, распределяются следующим образом:

20 процентов - в федеральный бюджет;

80 процентов - в местный бюджет".

Законодатели создали ситуацию, при которой в соответствии с Законом о ККМ на налоговые органы возложены обязанности о наложении штрафов за нарушения, которые Законом о ККМ теперь не установлены, а также определили порядок распределения штрафов по бюджетам, а размеры штрафов Законом о ККМ также не установлены.

Во втором чтении в проекте Федерального закона "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением" в ст.7 "Переходные положения" определено:

"Установить, что до вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований настоящего Федерального закона и Положения о применении контрольно - кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением к организациям применяются следующие штрафные санкции:

ведение денежных расчетов с населением, в том числе с индивидуальными предпринимателями, без применения контрольно - кассовой техники, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;

использование неисправной контрольно - кассовой техники - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати восьми до пятидесяти семи минимальных размеров оплаты труда;

осуществление торговых операций (оказание услуг) после приостановления деятельности предприятия в порядке, установленном ст.6 настоящего Федерального закона, - влечет наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

отсутствие ценника на продаваемый товар (прейскуранта на оказываемую услугу) - влечет наложение административного штрафа в размере от четырнадцати до двадцати восьми минимальных размеров оплаты труда;

невыдача чека лицом, обязанным выдавать его покупателю (клиенту), или выдача чека с указанием суммы менее уплаченной - влечет наложение административного штрафа в размере десяти минимальных размеров оплаты труда, но не менее 20 процентов от стоимости покупки (услуги)".

Ранее ст.6 Закона о ККМ была предусмотрено, что налоговые органы обязаны при повторном нарушении обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

При этом Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 августа 1998 г. N 6641/97 было установлено, что нормы Гражданского кодекса РФ о ликвидации юридического лица, которая влечет его прекращение, не могут быть применены к предпринимательской деятельности граждан - предпринимателей.

Действующим законодательством налоговым органам не предоставлено право обращаться в суд с исками (в том числе и в связи с нарушением гражданами - предпринимателями Закона о применении контрольно - кассовой техники (машин) при осуществлении денежных расчетов с населением) об аннулировании свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя и прекращении в связи с этим его предпринимательской деятельности по данному регистрационному свидетельству. Поэтому такие споры не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.

В проект закона о применении ККТ включено право налоговых органов обращаться в суд с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя и предприятия.

Статья 6 проекта закона о ККТ гласит, что налоговые органы при повторном нарушении, допущенном организацией или индивидуальным предпринимателем в течение одного года со дня принятия налоговым органом или федеральным органом налоговой полиции решения о наложении штрафа за предыдущее нарушение, могут обратиться в суд с заявлением о ликвидации данной организации с одновременным приостановлением ее деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде приостановления операций по ее счетам в кредитных организациях, или с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя.

Как видим, в настоящее время меры ответственности за отдельные нарушения правил применения ККМ (ККТ) сохранены, за отдельные нарушения - претерпели существенные изменения, а за некоторые нарушения - совсем не предусмотрены.

Налоговые органы надеются, что новым Законом о ККМ (ККТ) вопросы, связанные с ответственностью за нарушение правил применения ККМ, будут урегулированы.

А.С.Кленовский

Управление МНС России

по Московской области

Подписано в печать

10.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О налоге на прибыль ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 2) >
Статья: Особенности применения упрощенной системы налогообложения ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.