|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О платежах за загрязнение окружающей природной среды ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 2)
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 2, 2003
О ПЛАТЕЖАХ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Конституционный Суд РФ 10 декабря 2002 г. рассмотрел запрос Правительства России о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Напомним, что Постановление Правительства РФ N 632 как возлагающее обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом, Решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 по заявлению ОАО "Кольская горно - металлургическая компания" признано незаконным. Определением Верховного Суда РФ от 04.06.2002 N КАС 02-232 указанное Решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства РФ - без удовлетворения. МНС России издало Письмо от 23.07.2002 N НА-6-21/1065@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды", в котором окончательно признало, что с 4 июня 2002 г. законных оснований для взимания платы нет и с этой даты плату перечислять в бюджет не следует. Однако Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О полностью опроверг выводы Верховного Суда. Основной вывод Конституционного Суда РФ состоит в том, что плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия является сбором и не обладает рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно - правовом смысле. При установлении сборов вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решается исходя из характера конкретного сбора, и в данном случае решен таким образом, что субъекты, объект и в общих чертах налоговая база платы определены в Законе "Об охране окружающей природной среды", а остальные элементы - в Постановлении Правительства РФ. По мнению Конституционного Суда РФ, такой порядок определения элементов сбора не противоречит Конституции РФ. И, кроме того, признание указанного Постановления противоречащим федеральному закону и недействующим означало бы одновременно и отмену соответствующего источника поступлений в федеральный бюджет, который предусмотрен действующими законодательными нормами, что, по мнению Конституционного Суда РФ, недопустимо. Таким образом, Конституционный Суд РФ определил, что Постановление Правительства РФ N 632, поскольку оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ. Конституционно - правовой смысл данного Постановления, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.
При всей разности возможных оценок правовых позиций Конституционного Суда РФ игнорировать их нельзя. Согласно ст.6, ч.1 и 2 ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решения Конституционного Суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Из общеобязательности Определения Конституционного Суда РФ следует, что суммы платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, взысканные с организаций налоговыми органами либо уплаченные ими самостоятельно до 4 июня 2002 г., не подлежат возврату. Суммы платежей, взыскание которых было приостановлено, подлежат взысканию. Вместе с тем решения судов, по которым налоговым органам было отказано во взыскании указанных платежей, на наш взгляд, не могут быть пересмотрены. О вновь открывшихся обстоятельствах по конкретному делу, если под ними понимать указанное Определение Конституционного Суда РФ, можно говорить только в том случае, если в самом Определении указано на то, что принятые по данному делу судебные решения подлежат пересмотру (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 18.06.2002 N 313/02 и от 27.11.2001 N 6126/00). Однако в данном случае резолютивная часть Определения такого указания не содержит. Если предприятия приостановили исчисление и уплату указанных платежей, то они обязаны доначислить и уплатить соответствующие суммы и пени, исчисленные за весь период начиная с момента такого приостановления. После 10 декабря 2002 г. исчисление и уплата данных платежей должны осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 632.
А.Кузнецов АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 10.02.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |