Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О платежах за загрязнение окружающей природной среды ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 2)



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 2, 2003

О ПЛАТЕЖАХ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Конституционный Суд РФ 10 декабря 2002 г. рассмотрел запрос Правительства России о проверке конституционности Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Напомним, что Постановление Правительства РФ N 632 как возлагающее обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом, Решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 по заявлению ОАО "Кольская горно - металлургическая компания" признано незаконным. Определением Верховного Суда РФ от 04.06.2002 N КАС 02-232 указанное Решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба Правительства РФ - без удовлетворения.

МНС России издало Письмо от 23.07.2002 N НА-6-21/1065@ "О плате за загрязнение окружающей природной среды", в котором окончательно признало, что с 4 июня 2002 г. законных оснований для взимания платы нет и с этой даты плату перечислять в бюджет не следует.

Однако Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 N 284-О полностью опроверг выводы Верховного Суда.

Основной вывод Конституционного Суда РФ состоит в том, что плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия является сбором и не обладает рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно - правовом смысле.

При установлении сборов вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решается исходя из характера конкретного сбора, и в данном случае решен таким образом, что субъекты, объект и в общих чертах налоговая база платы определены в Законе "Об охране окружающей природной среды", а остальные элементы - в Постановлении Правительства РФ. По мнению Конституционного Суда РФ, такой порядок определения элементов сбора не противоречит Конституции РФ.

И, кроме того, признание указанного Постановления противоречащим федеральному закону и недействующим означало бы одновременно и отмену соответствующего источника поступлений в федеральный бюджет, который предусмотрен действующими законодательными нормами, что, по мнению Конституционного Суда РФ, недопустимо.

Таким образом, Конституционный Суд РФ определил, что Постановление Правительства РФ N 632, поскольку оно принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ. Конституционно - правовой смысл данного Постановления, выявленный Конституционным Судом РФ, является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование правоприменителем, в том числе судами общей юрисдикции.

При всей разности возможных оценок правовых позиций Конституционного Суда РФ игнорировать их нельзя. Согласно ст.6, ч.1 и 2 ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решения Конституционного Суда РФ действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Из общеобязательности Определения Конституционного Суда РФ следует, что суммы платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, взысканные с организаций налоговыми органами либо уплаченные ими самостоятельно до 4 июня 2002 г., не подлежат возврату. Суммы платежей, взыскание которых было приостановлено, подлежат взысканию.

Вместе с тем решения судов, по которым налоговым органам было отказано во взыскании указанных платежей, на наш взгляд, не могут быть пересмотрены.

О вновь открывшихся обстоятельствах по конкретному делу, если под ними понимать указанное Определение Конституционного Суда РФ, можно говорить только в том случае, если в самом Определении указано на то, что принятые по данному делу судебные решения подлежат пересмотру (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 18.06.2002 N 313/02 и от 27.11.2001 N 6126/00). Однако в данном случае резолютивная часть Определения такого указания не содержит.

Если предприятия приостановили исчисление и уплату указанных платежей, то они обязаны доначислить и уплатить соответствующие суммы и пени, исчисленные за весь период начиная с момента такого приостановления.

После 10 декабря 2002 г. исчисление и уплата данных платежей должны осуществляться в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 632.

А.Кузнецов

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

10.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Камеральная проверка декларации по налогу на прибыль организаций (Листы 02 и 12). Типичные ошибки ("Налоговые известия Московского региона", 2003, N 2) >
Статья: Заполняем формы документов по персонифицированному учету за 2002 год ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2003, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.