Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Образовательное кредитование как форма финансовой поддержки студентов ("Финансы", 2003, N 2)



"Финансы", N 2, 2003

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ

КАК ФОРМА ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ

Комплексная программа реализации Плана Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики в сфере образования была подготовлена с учетом более чем десятилетнего опыта функционирования отечественной системы профессионального образования в условиях ее адаптации к формирующимся рыночным отношениям хозяйствования. Как известно, в этой программе предусмотрено формирование новой системы персонифицированного финансирования при оказании образовательных услуг.

В качестве одного из возможных экономических механизмов совершенствования финансирования профессионального образования рассматривается возможность введения государственных индивидуальных финансовых обязательств (ГИФО), в случае применения которого каждому выпускнику средней школы в соответствии с результатами общегосударственного экзамена (в рамках централизованного тестирования) выдается сертификат с указанием суммы государственных средств на оплату его предстоящего образования.

Согласно этому и другим подобным проектам бесплатное образование в любом высшем учебном заведении страны полностью смогут получить только наиболее успевающие выпускники школ. Остальным, в зависимости от набранных баллов, государство гарантирует фиксируемый размер дотации на оплату обучения, который достаточно высок для выпускников, получивших высокие баллы, и может быть очень низким для учащихся с более скромными результатами в учебе.

Выпускник школы, получивший такой сертификат, располагает двумя вариантами дальнейшего продолжения обучения: первый - выбрать образовательное учреждение, стоимость обучения в котором укладывается в размер получаемой государственной дотации; второй - отдать предпочтение такому образовательному учреждению и той специальности, которые соответствуют личным интересам выпускника, его представлениям о престижности и качестве получаемого профессионального образования, и, если плата за обучение будет превышать размер государственных финансовых обязательств, доплачивать за образовательные услуги из собственных средств. Реализация этой схемы сделает профессиональное образование частично платным для очень большого числа обучаемых. Поэтому необходимо дополнить введение такой системы механизмами предоставления доступных для большинства граждан образовательных кредитов.

Сбербанк России разработал и еще в июле 2000 г. утвердил порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Основной причиной того, что эта система не получила широкого распространения, стала очень высокая процентная ставка возврата кредита, установленная в размере 22% годовых с обязательной ежемесячной выплатой процентов за пользование кредитом. Иначе говоря, фактические затраты заемщика на получение образования возрастают за пять лет обучения в 2,1 раза. Такие условия, очевидно, неприемлемы для большинства российских семей. Вот почему необходимо широкое внедрение государственной системы образовательного кредитования, которое, являясь составной частью системы финансовой поддержки учащихся, выполняет важную социальную функцию - выравнивает возможности доступа к любому уровню профессионального образования представителей различных социальных групп населения.

Экономическая функция студенческих займов состоит в привлечении в систему профессионального образования дополнительных финансовых средств, поступающих в образовательные учреждения в виде платы за обучение от лиц, которым были предоставлены образовательные кредиты, и средств, возвращаемых кредитору заемщиками из получаемых ими по окончании обучения доходов.

Характеристики студенческих займов могут быть представлены в виде трех основных групп: классификационные характеристики, характеристики риска и возвратности, параметры кредитного договора.

С позиции классификации основных групп заемщиков и видов кредитования студенческие займы относятся к кредитам на потребительские нужды населения. Такие потребительские кредиты предоставляются как в денежной, так и в товарной форме.

К образовательным кредитам, выдаваемым в денежной форме, можно отнести студенческие займы, схемы реализации которых предусматривают выделение учащемуся (его родителям) денежной ссуды. Ее сумма и сроки возвращения четко определены соответствующим кредитным договором.

К образовательным кредитам, предоставляемым в товарной форме, следует относить студенческие займы, схемы которых предусматривают создание условий для получения образования без прямой оплаты его стоимости. При этом возврат таких кредитов может осуществляться как в товарной, так и в денежной форме. Например, обязательство отработать определенное количество лет на том рабочем месте, куда выпускника направит государство или другой инвестор, заплативший за его обучение, является в определенном смысле возвратом образовательного кредита в товарной форме. Денежная форма возврата товарного образовательного кредита предполагает полное или частичное денежное возмещение стоимости обучения по его окончании на условиях, определенных кредитором. Например, денежной формой возврата таких кредитов может быть специальный налог с выпускников вузов, взимаемый государством по окончании обучения.

Поскольку студенческие займы должны возвращаться по завершении обучения, то, естественно, по срокам пользования эту форму кредитования можно отнести к долгосрочным кредитам.

По обеспечению образовательные кредиты могут быть необеспеченными и обеспеченными, последние, в свою очередь, по характеру обеспечения можно подразделить на залоговые, гарантированные и застрахованные.

В системе образовательного кредитования очевидно наибольшее применение получат гарантированные и застрахованные займы. В странах, где применяется система образовательных кредитов, государство для стимулирования инвесторов практикует государственные гарантии кредитодателям.

По способу выдачи образовательные кредиты можно разграничивать на компенсационные и платежные. В первом случае средства на расчетный счет обучаемого направляются для возмещения последнему его собственных затрат на образовательные цели, подтвержденные соответствующими документами. В другом случае банковская ссуда расходуется на оплату непосредственно образовательных нужд учащегося по предъявляемым им счетам и другим расходно - денежным документам.

По методам погашения образовательные займы следует относить в основном к погашаемым в рассрочку.

Процесс кредитования образовательных нужд населения связан с действиями разнообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Это заставляет банки обуславливать возможность предоставления ссуды после изучения кредитоспособности конкретного заемщика. В результате такой оценки определяется способность заемщика своевременно и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, возможный размер кредита, а также условия его предоставления.

Особенностью системы образовательного кредита, реализуемого в качестве составной части государственной образовательной политики, является активное участие государства в качестве основного инвестора. Поэтому условия предоставления кредита в данном случае определяются по результатам оценки кредитоспособности не каждого конкретного заемщика, а целой социальной группы населения (выпускников школ, студентов, выпускников высших и средних образовательных учреждений).

Применяемые в настоящее время банками традиционные методы оценки кредитоспособности физических лиц заметно разнятся в зависимости от вида предоставляемого кредита и в целом сводятся к оценке платежеспособности заемщика и использованию различных форм обеспечения возвратности кредита. Здесь уместно напомнить, что в банках европейских стран для оценки кредитоспособности ссудозаемщиков широко используются рейтинговые шкалы, по которым клиенту для оценки уровня его кредитоспособности начисляются баллы по системе "кредит - скоринга".

При оформлении образовательного кредита, как и любого другого, в кредитном договоре на цели образования должен быть зафиксирован ряд параметров, определяющих временные и финансовые условия предоставления кредита именно на эти цели. А поскольку конкретное содержание и форма кредитного договора тесно связаны с видом образовательного займа, то, очевидно, небезынтересно коротко остановиться на каждом виде этого займа и особенности условий предоставления кредитов по ним.

Начнем с одной из действующих форм финансирования лиц, желающих получить высшее образование, банковской ссуды. Это долгосрочный проект, по которому ссуда выдается потенциальному студенту в среднем на 10 - 15 лет. В зависимости от условий договора между сторонами заем может частично гаситься уже на последних стадиях обучения студента или строго после окончания вуза. В некоторых схемах возможен и другой вариант, при котором студенту дается какое-то время (от года до трех) на поиск работы. Однако при этой схеме процедура получения займа в независимом частном банке очень затруднительна и не всегда заканчивается в пользу потенциального заемщика. Это связано, прежде всего, со сложностью системы оценки рисков и отсутствием обеспечения возврата кредита (залога).

Модель ипотечных займов, дополненная субсидиями, предоставление которых связано с уровнем социального положения, решает одновременно несколько проблем. Две из них - заемная часть снижает риски рынка долгосрочного кредитования, а субсидии компенсируют ограниченные материальные возможности студентов из беднейших социальных слоев. По этой схеме заем может быть погашен за определенный период времени только в случае, когда доход заимополучателя в этот период превышает определенный порог. Иногда даже может устанавливаться срок, в течение которого кредит должен быть погашен. По истечении установленного срока заемщик освобождается от погашения ссуды.

При этой схеме студенты из малообеспеченных семей получают компенсационные субсидии, которые направлены на стимулирование притока в вузы определенной группы абитуриентов, рассматривающих заем (долг) как барьер более высокий, чем он представляется студентам из других семей.

Данная схема эффективна и справедлива, однако она имеет недостатки. Во-первых, необходимость определения дохода семьи с целью установления размера субсидии не исключает, а, наоборот, увеличивает у граждан стремление занижать свои доходы и состояние, для того чтобы размер субсидии был больше; во-вторых, данная схема создает различия между студентами из мало- и высокообеспеченных семей.

Нередко можно услышать или прочитать, что студенты из малообеспеченных семей испытывают психологический барьер перед перспективой задолженности по кредиту, что отпугивает их от поступления в вуз. Поэтому предложено ввести налог на выпускников вузов вместо системы займов. Опыт внедрения такой схемы уже имеется за рубежом. Например, в Нидерландах студентам выдают субсидии, которые они погашают уже в процессе трудовой деятельности, выплачивая специальный налог.

Использование данной схемы не требует дополнительных организационных затрат на создание государственных структур, обеспечивающих возврат средств, - этим занимаются функционирующие налоговые органы.

Привлекательность этой схемы заключается еще и в том, что студенты из высокообеспеченных семей приобретают налоговый долг и не могут получить стартовые преимущества, пользуясь более высокими доходами своих родителей.

Отмечая позитивные стороны этой схемы, обеспечивающей равные стартовые условия студентов, следует заметить, что она также не лишена ряда недостатков. Первый из них связан с основным принципом, заложенным в основу налога на вузовских выпускников, состоящий в том, что кто больше зарабатывает, тот и больше платит. Дело в том, что налог на выпускников вузов, как правило, должен взиматься в форме процента не от общих доходов, получаемых в результате профессионального образования вообще, а в большей степени благодаря таланту и исключительным способностям, проявленным в процессе трудовой деятельности, позволившим работать на высокооплачиваемых должностях.

Второй недостаток рассматриваемой схемы, о котором часто упоминают исследователи, связан с тем, что в большинстве используемых схем налога с выпускников вузов лица, доходы которых в данном году оказались ниже установленного уровня, освобождаются от платежей на этот год. Такая ситуация, безусловно, может оказать дестимулирующее воздействие на предложение рабочей силы: тот, кто должен платить налог, чтобы избежать платежей, может выбрать работу, за которую платят значительно ниже установленного уровня.

Нельзя исключать из числа недостатков системы обложения налогами выпускников вузов такой, который допускает отклонения от погашения долга в связи с эмиграцией. Как известно, эмигранты не выплачивают налог на выпускника в той стране, куда они эмигрировали. А по мере расширения международной мобильности рабочей силы, такая тенденция наблюдается четко, и данный недостаток обретает все более заметные масштабы.

Особого внимания заслуживает модель займов под будущие доходы студентов в процессе трудовой деятельности. Особенность этой модели, которая, по мнению авторов, может стать наиболее предпочтительной формой оказания студентам финансовой помощи, заключается в том, что в период обучения студент может получить заем, который он будет выплачивать после завершения обучения в процентном отношении к уровню его доходов. При этом имеется в виду, что доходы молодого специалиста будут существенно выше средней заработной платы по стране. В случае же, когда полученное высшее образование не обеспечивает человеку материального преимущества по сравнению с теми, кто имеет, скажем, среднее образование, заемщик освобождается от выплаты долга. Такая ситуация, безусловно, возможна вследствие непредсказуемости рынка труда и состояния экономики в целом.

Основное отличие системы займов, связанных с будущими доходами студентов, от системы налогообложения выпускников вузов состоит в том, что индивид не выплачивает больше суммы полученного займа и проценты на него. Иначе говоря, недостатки системы налогообложения вузовских выпускников, о которых упоминалось выше, не распространяются на займы, привязанные к будущим доходам студентов. Более того, предоставление займов не определяется уровнем доходов семей студентов и не оказывает дестимулирующего воздействия на желание поступать в вузы. Единственное нежелательное влияние таких займов может касаться предложения рабочей силы, как это наблюдается в схемах займов ипотечного типа. И последнее: займы, привязанные к будущим доходам студентов, не относятся к налоговой системе, поэтому исключается уклонение от их возврата в случае эмиграции.

Характеристика данной схемы была бы неполной, если не остановиться на процентной ставке по займам, которые должны выплачивать студенты. Дело в том, что с точки зрения кредитора желательно, чтобы процентные ставки включали в себя премию (надбавку) на случай невыполнения обязательств заимополучателями (дефолта). Очевидно это возможно, если вероятность невыполнения обязательств индивидом не ясна ни заемщику, ни кредитору. Не секрет, что заемщики знают о степени своего риска лучше, чем кредиторы. Степень релевантности этого механизма возрастает по мере увеличения разнородности студенческого контингента. Если процентная ставка устанавливается ниже ставки дисконта, отражающей предпочтение студента по срокам выплаты займа, то те, кому предоставляется более длительный период погашения займа, больше выигрывают от субсидий на процентные ставки, чем те, кто погашают его в более короткие сроки.

Определенное место среди форм финансовой поддержки студентов занимает франчайзинговая модель, которая подразумевает участие третьей заинтересованной стороны - потенциального работодателя, который, как правило, оплачивает значительную часть расходов на обучение. Эта часть расходов называется франшизой. Не останавливаясь подробно на привлекательности использования данной модели, следует отметить, что она позволяет значительно ослабить роль финансового участия родителей в обеспечении доступа к образованию, так как предоставляет студентам возможность зарабатывать деньги в период обучения.

А.А.Воронин

Доктор экономических наук,

профессор

Ю.Б.Сазонова

НИИ высшего образования

Подписано в печать

10.02.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Как будет применяться с 1 января 2003 г. упрощенная система налогообложения? ("Финансы", 2003, N 2) >
Вопрос: Каков порядок перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом расчетного пенсионного капитала? ("Финансы", 2003, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.