|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговая система как активный инструмент инвестиционной политики государства и регионов ("Финансы", 2003, N 2)
"Финансы", N 2, 2003
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК АКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И РЕГИОНОВ
Индикатором состояния национальной экономики (подъем, стагнация, спад) является соотношение между валовыми инвестициями и амортизационными отчислениями. Экономика находится на подъеме, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления. На стадии стагнации валовые инвестиции равны амортизационным отчислениям. На стадии спада экономики, наоборот, амортизационные начисления превышают валовые инвестиции и валовых инвестиций недостаточно, чтобы возместить капитал, потребленный в производстве в текущем году. Инвестиции являются решающим условием экономического развития, т.к. обеспечивают воспроизводственный процесс на долгосрочную перспективу. Для устойчивого развития экономики необходимо постоянное стимулирование инвестиционной деятельности. Уровень инвестиций определяется двумя факторами: - ожидаемой нормой чистой прибыли, которую предполагает получить предприниматель; - реальной ставкой процента за пользование кредитом. Норма прибыли зависит от сферы деятельности, срока оборота капитала, размера затрат, необходимых для получения предпринимательской прибыли. Затраты включают и расходы на уплату налогов. Чем больше налоговая нагрузка, тем меньше прибыль, остающаяся в распоряжении предпринимателя. Ставка процента по коммерческому кредиту зависит от ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая устанавливается с учетом инфляции. В связи с высокой инфляцией на протяжении предшествующего десятилетия в России преобладали краткосрочные кредиты, на которые устанавливались высокие проценты. Структура источников инвестиций предприятий включает собственные средства предприятий (прибыль, оставшаяся в их распоряжении после уплаты всех налогов и амортизационные отчисления), привлеченные средства (кредиты банков и других организаций), бюджетные средства в виде кредитов или предоставления налоговых льгот.
Основным источником инвестиций являются собственные средства предприятий, в России они составляют более половины общего объема инвестиций. В связи с длительным периодом падения производства организации постоянно испытывали недостаток финансовых ресурсов. Вследствие этого значительно сократились капитальные вложения и устарели производственные фонды, поэтому амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства. Могут быть различные варианты поддержки инвестиционной деятельности и использования источников инвестиций: I вариант - создание условий для самофинансирования предпринимательской деятельности за счет прибыли и амортизационных отчислений. II вариант - предоставление налоговых льгот дифференцировано по отраслям экономики и регионам для роста и использования всех источников инвестиций. Для выбора оптимального варианта стимулирования инвестиционной деятельности следует исходить из следующих условий: - состояние экономики России остается неустойчивым. Удельный вес убыточных предприятий составляет 26,1 - 61,1% в зависимости от отраслей экономики <*>. Следовательно, собственных средств у таких предприятий нет. Основные фонды у большинства предприятий изношены, поэтому амортизационные отчисления невелики и не могут обеспечить их обновления; - наблюдается предубежденность иностранных инвесторов в вероятности политической нестабильности в Российской Федерации; - имеется тенденция к концентрации основных финансовых ресурсов в федеральном бюджете, но нет целостной концепции подъема экономики и не определены приоритеты государственной инвестиционной политики; - сохраняется отраслевая специализация регионов. Усиливается дифференциация уровня социально - экономического развития регионов и их различия в производственном, налоговом, инвестиционном потенциале. ————————————————————————————————<*> Российский статистический ежегодник: Стат. сб./Госкомстат России. - М., 2001. С. 547.
Исходя из сложившихся обстоятельств, наиболее приемлемым выходом может быть II вариант стимулирования инвестиций. При определении источников инвестиций конкретных предприятий необходимо учитывать их финансовое состояние и подходить дифференцированно к ним в зависимости от отраслевой принадлежности: - экспортно - ориентированные предприятия (высокий уровень платежеспособности); - предприятия, производящие наукоемкую продукцию с большим потенциалом экономического роста и экспорта (средний уровень платежеспособности); - предприятия, производящие продукцию для производительного потребления и работающие на внутренний рынок (низкий уровень платежеспособности). Различие в финансовом положении предприятий предполагает различные варианты использования источников финансирования, в том числе привлечение иностранных инвестиций и банковских кредитов. Для первой группы предприятий возможно привлечение иностранных инвесторов, а для второй группы предприятий можно использовать банковские кредиты под перспективные инвестиционные проекты. Осуществление банковского кредитования реального сектора экономики является важным ресурсом, но требует государственных мер воздействия на его стимулирование. В течение прошедшего десятилетия коммерческие банки не вкладывали средства в развитие материального производства, т.к. наиболее выгодным было вложение средств в операции по купле - продаже иностранной валюты и государственных ценных бумаг. В рыночной экономике применяются различные методы стимулирования инвестиционной деятельности. Но стержневую роль играет система налогообложения, потому что от нее зависит величина всех источников инвестиций предприятий: собственных, привлеченных и бюджетных. Поэтому налоговая система должна активно использоваться в инвестиционной политике государства и регионов. Методы и направления использования налоговых инструментов в развитии инвестиционного процесса. 1. Варьируя объемом взимаемых налогов, государство воздействует на уровень сбережений населения, величину чистой прибыли и амортизационных отчислений предприятий и, соответственно, определяет объем потенциальных источников финансирования инвестиционных программ фирм и важнейшие макроэкономические пропорции: потребление, накопление, инвестирование. 2. Используя целенаправленные налоговые льготы, государство направляет инвестиции организаций в приоритетные сферы деятельности и влияет на региональное размещение капитала. Наиболее выгодными сферами предпринимательской деятельности в переходной экономике России оказались не производственная, а торговая и финансовая сферы, в которых более быстрый оборот капитала и выше норма чистой прибыли. Но благосостояние государства с большой численностью населения и громадной территорией, каким является Россия, зависит от состояния всех основных отраслей экономики. Преобладание доли сферы услуг в валовом внутреннем продукте западных стран строится на фундаменте развитого промышленного и сельскохозяйственного производства. Поэтому для выхода из лабиринта многочисленных проблем в России необходимо кардинальное изменение концепции государственной политики: приоритетная цель - развитие производства, а не формирование бездефицитного бюджета, поэтому получение поступлений по налогу на прибыль не должно быть самоцелью, главное - стимулирование роста производства с помощью налоговых инструментов. В развитых странах налог на прибыль используется как инструмент регулирования объема производства, предложения и спроса, занятости населения. Рост производства позволяет обеспечивать рабочие места. Заработная плата наемных работников в западных странах составляет 70 - 80% в себестоимости продукции основных отраслей экономики. Государство получает с этих доходов соответствующие налоговые поступления и одновременно решает проблему занятости и сокращения пособий по безработице, что компенсирует снижение налоговых поступлений по налогу на прибыль и их небольшой объем в бюджете. В Российской Федерации доля заработной платы в затратах была в 2000 г. всего лишь от 12% до 21% в зависимости от отрасли экономики, поэтому и поступления по налогу на доходы физических лиц были небольшие - 174,8 млрд руб., что составило лишь 10,2% в общей сумме налоговых доходов. Налог на прибыль в России, в отличие от западных стран, выполняет не регулирующую функцию, а фискальную, его удельный вес в консолидированном бюджете значительный и составляет 23,4%. Налог на прибыль может оказывать непосредственное воздействие на инвестиционную деятельность, предоставляя льготы предприятиям по капитальным вложениям и по использованию ускоренной амортизации. В России применение льгот по налогу на прибыль было не столь эффективно как в развитых странах. Льгота по капитальным вложениям не дала ожидаемых результатов в связи с высокой налоговой нагрузкой и ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, которые оставались у них после уплаты всех налогов. За счет собственной прибыли осуществлялось всего лишь 13,2 - 23,4% инвестиций. Но благодаря наличию налоговых льгот сохранился отчасти производственный и трудовой потенциал предприятий. Применение ускоренной амортизации учитывалось в целях налогообложения до 2002 г. только у малых предприятий определенных сфер деятельности и предприятий, занятых производством вычислительной техники. Инвестиционный налоговый кредит предоставлялся до вступления в действие Налогового кодекса и предоставляется сейчас на платной и возвратной основе и его получение для убыточных предприятий и при отсутствии имущества для залога становится и проблематичным, и нерациональным. Государство в условиях катастрофического банкротства предприятий в 1992 - 1998 гг. резко увеличивало ставку налога на прибыль, что привело к снижению инвестиций - в результате у предприятий даже для простого производства, не говоря о расширенном воспроизводстве, не хватало финансовых средств. Сопоставление изменений ставки налога на прибыль и размера инвестиций в основной капитал с 1992 - 1999 гг. наглядно показывает, что увеличение ставки налога приводило к снижению инвестиций и, наоборот, снижение ставки увеличивало инвестиции. В 1994 г. ставка налога на прибыль увеличилась на 6%, вследствие этого на 12% уменьшились инвестиции. В 1995 г. ставка налога снизилась на 3%, а объем инвестиций увеличился на 14%. В 1999 г. ставка налога снизилась на 5%, поэтому объем инвестиций увеличился. Снижение тяжести налогообложения дало возможность увеличить долю прибыли предприятий, направляемую на капитальные вложения. Она составила 15,9 и 23,4% в структуре инвестиций соответственно в 1999 - 2000 гг. Оценка инвестиций в основной капитал за 1992 - 1998 гг. по сравнению с 1990 г. еще более удручающая и подтверждающая рассмотренные выше зависимости. Общая тенденция - резкий спад размера инвестиций по отношению к 1990 г.: в 1998 г. объем инвестиций составил всего лишь 22%. В 1999 - 2000 гг. наблюдается рост инвестиций по отношению к предыдущему году. Обеспечение устойчивого роста экономики зависит от объема и структуры инвестиций. Доля денежных средств, использованных в течение последних пяти лет на капитальные вложения предприятиями основных отраслей экономики, настолько незначительна, что нет оснований для оптимистичного прогноза устойчивых темпов роста экономики. (См. таблицу 1.)
Таблица 1
Доля денежных средств, использованных на капитальные вложения предприятиями основных отраслей экономики (в процентах к итогу)
—————————————————————————T———————T———————T———————T———————T———————¬ | |1996 г.|1997 г.|1998 г.|1999 г.|2000 г.| +————————————————————————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Промышленность | 1,5 | 1,6 | 1,4 | 1,8 | 1,5 | +————————————————————————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Сельское хозяйство | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 2,9 | 2,6 | +————————————————————————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Строительство | 1,5 | 1,4 | 2,1 | 1,8 | 1,8 | +————————————————————————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Транспорт | 1,6 | 1,2 | 1,5 | 0,7 | 1,5 | +————————————————————————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Связь | 1,2 | 1,4 | 2,5 | 2,4 | 3,4 | +————————————————————————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Торговля и общественное | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | |питание | | | | | | +————————————————————————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Всего в экономике | 1,2 | 1,2 | 0,9 | 0,9 | 1,1 | L————————————————————————+———————+———————+———————+———————+———————— Примечание. Для составления таблицы использованы статистические данные Госкомстата России. Источник: Финансы в России: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2000. С. 130 - 133; Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2001. С. 554 - 555.
Вследствие снижения объема инвестиций у основной части предприятий производственные фонды устарели и изношены. Объем выбытия производственных фондов в 4 - 5 раз больше объема ввода. Тем более, что все расчеты показывают: через 3 - 4 года мы столкнемся с лавинообразным сокращением производственного потенциала примерно на четверть, а через 6 лет - наполовину <**>. ————————————————————————————————<**> А. Линьков, С. Трусевич. Первое чтение бюджета-2001: торг не уместен // Парламентская газета. 07.10.2000.
В связи с необходимостью оживления инвестиционной деятельности следует целенаправленно использовать дифференцированные налоговые льготы по капитальным вложениям. Тенденция на общее снижение налоговых льгот с 2002 г., отмена их по налогу на прибыль, НДС и предоставление льгот на платной основе посредством отсрочки / рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита является преждевременной и неприемлема для 39,8% предприятий вследствие их убыточности и неплатежеспособности <***>. ————————————————————————————————<***> Финансы в России. Стат. сб./ Госкомстат России. - 2000. С. 231 - 235.
Закон РФ от 25.02.1999 "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений" дает право субъектам Федерации и органам местного самоуправления стимулировать инвестиционную деятельность с помощью налогового регулирования. На основе федерального закона приняты региональные законы, предоставляющие льготное налогообложение иностранным инвесторам. Объем иностранных инвестиций, как показывают исследования, в большей степени зависит от политической стабильности, чем от политической системы и экономических факторов. Но при сохранении стабильности благоприятный налоговый климат способствует привлечению иностранного капитала, поэтому налоговый фактор в западных странах используется для роста инвестиций. В России, в отличие от социалистического Китая, объем иностранных инвестиций значительно меньше, что объясняется политической нестабильностью и непредсказуемостью предпринимательских рисков. За годы реформ изменились интересы иностранных инвесторов в России. До 1998 г. они вкладывали свой капитал преимущественно в финансовую сферу (38,7%), общую коммерческую деятельность по функционированию рынка (18,7%) и топливную промышленность (13,6%). После дефолта 1998 г. инвестиции стали преобладать в топливной (17,8%) и пищевой (14,8%) промышленности, торговле и общественном питании (17,0%). Региональный аспект отражает отраслевую структуру иностранных инвестиций. Они поступают в основном в регионы, где преобладает топливная промышленность (Тюменская область), а так же в богатые регионы, где платежеспособное население и быстрая окупаемость в торговле, общественном питании (г.г. Москва, Санкт - Петербург) и в пищевой промышленности (Краснодарский край). Сравнительный анализ выявил, что иностранный капитал, как и российский, поступает в те сферы, где выше доходность и быстрее окупаемость затрат. Для регулирования иностранных инвестиций и направления их в важные, с точки зрения национальных интересов, отрасли и слаборазвитые регионы следует использовать налоговые стимулы, которые позволят привлечь иностранный капитал. Для определения зависимости объема инвестиций в регионах от уровня их экономического развития, который отражают валовой региональный продукт, налоговый потенциал и финансовое состояние предприятий, был проведен сравнительный анализ по регионам Южного федерального округа, Тюменской области и аналогичным среднероссийским показателям. Для сопоставимости данных показатели взяты в расчете на душу населения. ВРП отражает состояние экономики региона и возможности осуществления инвестиционной деятельности. ВРП по всем регионам Южного округа ниже среднероссийского, а в Тюменской области ВРП самый высокий по Российской Федерации. Налоговый потенциал показывает финансовые ресурсы регионального бюджета и определяет величину этого источника инвестиций. Наибольшие возможности бюджетного кредитования или льготного налогообложения имеет Тюменская область, а во всех регионах Южного округа налоговый потенциал и, соответственно, возможности инвестирования ниже среднероссийского. Удельный вес прибыльных предприятий по регионам характеризует устойчивое финансовое положение как условие использования собственных средств для капитальных вложений. Высокая доля прибыльных предприятий в Краснодарском крае, Ростовской и Астраханской областях, наименее низкая доля - в республиках Ингушетия и Калмыкия. Более устойчивое состояние финансов предприятий Астраханской области и Краснодарского края способствовало тому, что индекс инвестиций на душу населения у них выше, чем по Южному округу и в среднем по России. Но в то же время в Тюменской области доля прибыльных предприятий меньше, чем в этих регионах, а индекс инвестиций выше в несколько раз. В республиках Калмыкия и Ингушетия также доля прибыльных предприятий меньше, а индекс инвестиций больше, чем в Дагестане. Это может быть объяснено большей величиной полученной ими прибыли Сопоставление валового регионального продукта (ВРП), налогового потенциала (НПР) и инвестиций регионов в основной капитал на душу населения (ИР) отразило их взаимозависимость. Более высокий уровень социально - экономического развития Тюменской и Астраханской областей, Краснодарского края обусловил и наиболее высокий уровень капитальных вложений на душу населения. В то же время, хотя состояние региональной экономики и финансовое положение предприятий более благополучное в Ставропольском крае, Волгоградской и Ростовской областях, чем в Кабардино - Балкарской Республике, но инвестиций в основной капитал у них меньше. В Республике Ингушетия объем инвестиций больше, чем в Республике Дагестан, несмотря на то, что ВРП и налоговый потенциал ниже. В Республике Калмыкия также ВРП и налоговый потенциал меньше, а инвестировано больше, чем в Республике Северная Осетия - Алания и Карачаево - Черкесской Республике. Следовательно, указанные регионы не привлекли все потенциальные источники для инвестиций и имеют резервы для обеспечения своего экономического развития. Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. 1. Инвестиционная политика государства и регионов должна учитывать последствия рыночных преобразований: - кардинально изменилась структура форм собственности, преобладает не государственная, а частная форма собственности, вследствие этого возросла в структуре инвестиций доля собственных средств частных предприятий; - региональные и местные бюджеты дефицитны, поэтому в структуре инвестиций доля бюджетных средств сократилась; - остается большим (39,8%) удельный вес убыточных предприятий, не имеющих собственных средств для развития; - объем инвестиций в 1990 г. резко снизился (до 22%), поэтому основные фонды предприятий изношены и, соответственно, амортизационные отчисления незначительны и не могут обеспечить их обновления; - различный уровень инвестиций (на душу населения) в основной капитал в регионах отражает их потенциальные возможности и обусловливает усиление дифференциации; - для проблемных регионов, имеющих дефицит инвестиций и невыгодное сочетание индустриальных и инфраструктурных элементов развития, единственным условием привлечения инвестиций является создание благоприятного налогового климата для предпринимательской деятельности; - для регионов, имеющих высокую долю добывающих и экспортно ориентированных отраслей промышленности и развитую рыночную инфраструктуру, налоговый фактор не играет существенной роли в привлечении инвестиций. 2. Для повышения инвестиционной активности в регионах России необходимо поэтапно и комплексно решать проблему. 1 этап 1. Сконцентрировать необходимые финансовые ресурсы в федеральном бюджете: - для инвестирования стратегически важных отраслей и объектов, обеспечивающих национальную безопасность; - для оказания финансовой поддержки и создания точек роста в проблемных регионах. 2. Создать локальные свободные экономические зоны и точечные офшорные центры на основе принятия федеральных законов с целью: - предотвращения утечки капитала за границу и использования его для развития отечественной экономики; - увеличения количества самодостаточных регионов. 2 этап 1. Обеспечить автономность региональных бюджетов. Распределить налоговые полномочий с учетом расходных обязательств регионов и необходимости предоставления кредитов для развития важных для региона отраслей экономики. 2. Предоставить самостоятельность и повысить ответственность региональных органов власти в проведении инвестиционной и налоговой политики. 3. Система налогообложения влияет на величину всех источников инвестиций, поэтому следует целенаправленно использовать налоговые инструменты для стимулирования роста всех источников инвестиций (собственных, заемных и бюджетных) в соответствии с приоритетами развития национальной экономики и экономики регионов России: - налог на прибыль должен выполнять не только фискальную, но и регулирующую функцию, для этого необходимо дифференцировать в зависимости от сферы деятельности (производство, торговля, финансовая сфера) льготы по налогу на прибыль или ставки налога; - освободить от налогообложения инвестиции, направленные на развитие производства; - установить дифференцированную ставку налогообложения прибыли банков в зависимости от коэффициента вложенных средств в производственную сферу или целевые налоговые льготы по инвестициям в сферу производства, что позволит изменить финансовые потоки в необходимом для государства направлении; - установить в крайне бедных регионах льготный режим налогообложения прибыли предприятий в части, перечисляемой в федеральный бюджет, с целью привлечения инвестиций; - осуществлять постоянный мониторинг использования всех источников инвестиций по регионам для определения имеющихся у них резервов и объема ресурсов, которые предстоит выделить из федерального бюджета для их экономического развития. Рациональное использование налогового стимулирования инвестиций открывает возможность устойчивого экономического развития регионов и России.
Н.И.Сидорова Кандидат экономических наук, доцент г. Элиста Подписано в печать 10.02.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |