|
|
Статья: Налоговая полиция: проведение проверочных мероприятий (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 5)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, 2003
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, 2003)
Первым этапом проведения проверки налогоплательщика федеральными органами налоговой полиции является прибытие проверяющих на объект проверки и предъявление налогоплательщику или его представителю постановления о проведении проверки. Вместе с постановлением проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику (его представителю) свои служебные удостоверения. После этого проверяющие должны удостовериться в том, что имеют дело именно с налогоплательщиком, в отношении которого вынесено постановление о проведении проверки, или с его представителем. Известно, что в соответствии со ст.26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное прямо не установлено НК РФ. Согласно п.1 ст.27 НК РФ законным представителем налогоплательщика - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Так, в соответствии с п.2 ст.69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (в ред. от 07.08.2001 N 120-ФЗ) "Об акционерных обществах" единоличный исполнительный орган акционерного общества (директор, генеральный директор) без доверенности представляет интересы общества. Таким образом, директор (генеральный директор) акционерного общества вправе выступать в качестве законного налогового представителя общества. Аналогичным образом этот вопрос решается и применительно к обществам с ограниченной ответственностью (ст.40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). В п.2 ст.27 НК РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, уполномоченные представлять налогоплательщика в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Например, законными представителями несовершеннолетних граждан являются родители, усыновители, опекуны (ст.ст.26 и 28 ГК РФ). Полномочия законного представителя должны быть документально подтверждены (п.3 ст.26 НК РФ). Так, статус генерального директора общества с ограниченной ответственностью должен быть подтвержден решением собрания учредителей. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст.28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых правоотношениях, признаются действиями (бездействием) самой организации. Согласно ст.29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица - на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В первоначальной редакции Инструкции представление налогоплательщиком своих интересов при проведении его проверки федеральными органами налоговой полиции допускалось только через законного представителя. В целях приведения Инструкции в соответствие с законодательством Российской Федерации практически по всему тексту Инструкции в новой редакции формулировка "законный представитель налогоплательщика" была заменена на "представитель налогоплательщика". Согласно Инструкции налогоплательщик (его представитель), в отношении которого осуществляется проверка, вправе присутствовать при ее проведении в том случае, если проверка проводится в занимаемых им помещениях или на занимаемых им территориях. В постановлении о проведении проверки налогоплательщика делается отметка о разъяснении ему (его представителю) этого права. В случае отказа налогоплательщика (его представителя) ознакомиться с постановлением о проведении проверки, а также от использования своего права присутствовать при проведении проверки в постановлении о проведении проверки налогоплательщика проверяющими производится запись об этом с обязательным указанием даты предъявления постановления, фамилии, имени, отчества налогоплательщика (его представителя), мотивов, по которым был заявлен отказ. Сделанная запись удостоверяется подписями проверяющего, который ее выполнил. В новую редакцию Инструкции внесена норма, регламентирующая порядок действий проверяющих в случае отсутствия налогоплательщика (или его представителя) на объекте проверки при вручении постановления. В такой ситуации постановление о проведении проверки будет направлено заказным письмом по месту нахождения налогоплательщика - организации (месту жительства налогоплательщика - физического лица). Днем вручения постановления будет считаться шестой день с момента отправки письма. В соответствии с Инструкцией при проведении проверки налогоплательщика проверяющие вправе использовать достаточно широкие полномочия, определенные НК РФ и Законом "О федеральных органах налоговой полиции" (табл. 1).
Таблица 1
Права сотрудников федеральных органов налоговой полиции при проведении проверок налогоплательщиков
————T——————————T—————————————————————T——————————————————————T————————————————————————————————¬
| N | Основание| Содержание права | Условия и порядок | Примечание |
|п/п| | | применения | |
+———+——————————+—————————————————————+——————————————————————+————————————————————————————————+
| 1|пп.10.1 |Беспрепятственно |Обследование |1. Обследование проводится, как |
| |Инструкции| входить в любые |проводится |правило, при наличии у |
| | |производственные, |проверяющими в порядке|проверяющих информации о |
| | |складские, торговые и|и на условиях, |полученных налогоплательщиком |
| | |иные помещения, |установленных |товарно — материальных |
| | |здания, сооружения, |законодательством |ценностях, не отраженных в |
| | |участки местности |Российской Федерации, |бухгалтерском учете, о наличии |
| | |независимо от форм |в частности на |производственных мощностей |
| | |собственности и места|основании положений |(цехов) и других структурных |
| | |их нахождения, |Федерального закона от|подразделений, осуществляющих |
| | |используемые |12.08.1995 N 144—ФЗ |виды деятельности, не отраженные|
| | |налогоплательщиками |"Об оперативно — |в учредительных документах |
| | |для извлечения |розыскной |налогоплательщика, о |
| | |доходов (прибыли), и |деятельности" |производстве продукции |
| | |обследовать их, а |(с последующими |(выполнении работ, оказании |
| | |также транспортные |изменениями и |услуг), выручка от реализации |
| | |средства |дополнениями) и |которой не отражена в учете и |
| | | |изданных в |отчетности, о занижении объемов,|
| | | |соответствии с ним |расценок в строительстве по |
| | | |нормативных актов |актам выполненных работ и в |
| | | | |других аналогичных случаях |
| | | | |2. О необходимости обследования |
| | | | |жилых помещений проверяющие |
| | | | |подают рапорт начальнику (его |
| | | | |заместителю, курирующему |
| | | | |оперативно — разыскную |
| | | | |деятельность) федерального |
| | | | |органа налоговой полиции, |
| | | | |вынесшему постановление о |
| | | | |проведении проверки |
| | | | |налогоплательщика. Обследование,|
| | | | |ограничивающее конституционные |
| | | | |права человека и гражданина на |
| | | | |неприкосновенность жилища, |
| | | | |проводится только на основании |
| | | | |судебного решения на условиях и |
| | | | |в порядке, установленных ст.8 |
| | | | |Закона "Об оперативно — |
| | | | |розыскной деятельности" |
+———+——————————+—————————————————————+——————————————————————+————————————————————————————————+
| 2|пп.10.2 |Истребовать в |Информация, |Полученная информация |
| |Инструкции| соответствии с |истребуемая у |используется исключительно в |
| | |законодательством |налогоплательщика (его|служебных целях и разглашению не|
| | |Российской Федерации |представителя), |подлежит |
| | |у налогоплательщика |перечисляется в | |
| | |(его представителя) и|требовании о | |
| | |иных лиц информацию, |предоставлении | |
| | |необходимую для |информации (образец | |
| | |проведения проверки |требования прилагается| |
| | |налогоплательщика, в |к Инструкции). | |
| | |том числе документы, |Требование | |
| | |касающиеся |подписывается | |
| | |финансово — |проверяющими и | |
| | |хозяйственной |вручается | |
| | |деятельности |налогоплательщику (его| |
| | |налогоплательщика |представителю) под | |
| | | |расписку с указанием | |
| | | |даты вручения | |
| | | |При отказе | |
| | | |налогоплательщика (его| |
| | | |представителя) от | |
| | | |получения требования о| |
| | | |предоставлении | |
| | | |информации проверяющие| |
| | | |составляют об этом | |
| | | |соответствующий акт | |
| | | |(образец акта | |
| | | |прилагается к | |
| | | |Инструкции), | |
| | | |удостоверяемый | |
| | | |подписями проверяющих | |
| | | |и понятых | |
+———+——————————+—————————————————————+——————————————————————+————————————————————————————————+
| 3|пп.10.4 |Привлекать для |Решение о |1. Привлечение специалиста может|
| |Инструкции| участия в проверке |необходимости |быть осуществлено на договорной |
| | |специалистов, |привлечения |основе |
| | |обладающих научными, |специалиста для |2. Участие лица в качестве |
| | |техническими или |участия в проверке |специалиста при проведении |
| | |иными специальными |налогоплательщика |проверки налогоплательщика не |
| | |знаниями |принимают проверяющие |исключает возможности его опроса|
| | | |по согласованию с |по обстоятельствам проведения |
| | | |начальником |проверки |
| | | |федерального органа | |
| | | |налоговой полиции (его| |
| | | |заместителем, | |
| | | |курирующим | |
| | | |оперативно — разыскную| |
| | | |деятельность). | |
| | | |Специалист назначается| |
| | | |постановлением | |
| | | |начальника (его | |
| | | |заместителя, | |
| | | |курирующего | |
| | | |оперативно — разыскную| |
| | | |деятельность) | |
| | | |федерального органа | |
| | | |налоговой полиции, | |
| | | |назначившего проверку | |
| | | |налогоплательщика | |
| | | |(образец постановления| |
| | | |прилагается к | |
| | | |Инструкции) | |
+———+——————————+—————————————————————+——————————————————————+————————————————————————————————+
| 4|пп.10.4 |Привлекать для |Понятые удостоверяют в|В качестве понятых могут быть |
| |Инструкции| участия в проверке |акте (ах), |привлечены любые не |
| | |понятых |составленном (ых) |заинтересованные в исходе |
| | | |проверяющими, а при |проверки физические лица. Не |
| | | |необходимости — и в |допускается участие в качестве |
| | | |других документах |понятых должностных лиц |
| | | |факт, содержание и |федеральных органов налоговой |
| | | |результаты действий, |полиции |
| | | |производившихся в их | |
| | | |присутствии. Понятые | |
| | | |могут делать по поводу| |
| | | |произведенных действий| |
| | | |замечания, которые | |
| | | |подлежат обязательному| |
| | | |внесению в акт. При | |
| | | |необходимости понятые | |
| | | |могут быть опрошены по| |
| | | |указанным | |
| | | |обстоятельствам | |
+———+——————————+—————————————————————+——————————————————————+————————————————————————————————+
| 5|пп.10.5 |Получать объяснения | | |
| |Инструкции| налогоплательщика | | |
| | |(его представителя), | | |
| | |граждан Российской | | |
| | |Федерации, | | |
| | |иностранных граждан и| | |
| | |лиц без гражданства | | |
| | |по вопросам, | | |
| | |относящимся к | | |
| | |компетенции | | |
| | |федеральных органов | | |
| | |налоговой полиции | | |
+———+——————————+—————————————————————+——————————————————————+————————————————————————————————+
| 6|пп.10.6 |Пользоваться другими | | |
| |Инструкции| правами, | | |
| | |предоставленными | | |
| | |федеральным органам | | |
| | |налоговой полиции | | |
| | |действующим | | |
| | |законодательством | | |
| | |Российской Федерации | | |
L———+——————————+—————————————————————+——————————————————————+—————————————————————————————————
Необходимо отметить, что из новой редакции Инструкции исключен пп.10.3, регламентировавший ранее порядок изъятия федеральными органами налоговой полиции материалов (предметов, документов) в процессе проведения проверки налогоплательщика. Однако это не означает, что налоговая полиция утратила право производить изъятие материалов (предметов, документов) при проведении проверки. Согласно пп.10.1 Инструкции в процессе проверки проверяющие вправе обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения, здания, сооружения, участки местности независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), а также транспортные средства в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств относится к числу оперативно - разыскных мероприятий, и соответственно порядок его проведения регламентируется законодательством Российской Федерации об оперативно - разыскной деятельности, в частности Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно - розыскной деятельности" и изданными в соответствии с данным Законом нормативными актами. Кроме того, пп.10.6 Инструкции дает возможность проверяющим пользоваться в процессе проведения проверки налогоплательщика другими правами, предоставленными федеральным органам налоговой полиции действующим законодательством Российской Федерации, например проводить оперативно - разыскные мероприятия в целях выявления и пресечения налоговых и связанных с ними преступлений. В Указании первого заместителя директора ФСНП России от 25.12.2001 N 32 "О неукоснительном соблюдении требований нормативных правовых актов ФСНП России, регламентирующих порядок учета и реализации актов проверок, проведенных органами налоговой полиции самостоятельно" отмечено, что введение в действие Инструкции о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков не привело к внесению каких-либо изменений в порядок и условия осуществления оперативно - разыскной деятельности в федеральных органах налоговой полиции, установленных Законом "Об оперативно - розыскной деятельности". Другими словами, федеральные органы полиции по-прежнему имеют право осуществлять все оперативно - разыскные мероприятия, предусмотренные ст.6 указанного Закона, как до, так и после назначения и проведения проверки налогоплательщика, а равно в период ее проведения в порядке и на условиях, установленных законодательством. В соответствии с п.1 ст.15 Закона "Об оперативно - розыскной деятельности" при решении задач оперативно - разыскной деятельности федеральные органы налоговой полиции вправе производить изъятие предметов, материалов и сообщений в случае возникновения непосредственной угрозы экономической безопасности Российской Федерации, а также в ряде других случаев. Изъятие предметов и материалов может осуществляться в целях: а) обеспечения их сохранности; б) исследования (приобщения к материалам проверки); в) исключения использования при совершении преступления. Изъятие может быть как гласным, так и негласным. Таким образом, изъятие не является самостоятельным оперативно - разыскным мероприятием и может осуществляться в процессе проведения оперативно - разыскных мероприятий, перечисленных в ст.6 Закона "Об оперативно - розыскной деятельности", в том числе в ходе проведения проверки налогоплательщика. Проверяющие могут также осуществлять: проверку учредительных документов организации или свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя физического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, налоговых деклараций, документов бухгалтерской отчетности организации, договоров (контрактов), банковских и кассовых документов, накладных на отпуск материальных ценностей, актов выполненных работ (оказанных услуг), счетов - фактур, первичных учетных документов, подтверждающих факты проведения налогоплательщиком хозяйственных операций, регистров бухгалтерского (главной книги - книги учета доходов и расходов, журналов - ордеров, ведомостей и т.п.) и налогового учета, а также иных документов, необходимых для установления законности и правильности проведенных операций в течение проверяемого периода.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 6, 2003)
Д.Анисимов К. э. н. Служба документальных проверок УФСНП России по г. Москве Подписано в печать 29.01.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |