|
|
Статья: Налоговая полиция: проведение проверочных мероприятий (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 4)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, 2003
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ: ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основным звеном в деятельности федеральных органов налоговой полиции по выявлению и расследованию нарушений налогового законодательства является проведение проверочных мероприятий в отношении налогоплательщиков. Это объясняется тем, что практически только путем проведения проверочных мероприятий возможно установление ущерба, причиненного государству в результате уклонения от уплаты налогов. В настоящее время основные виды самостоятельных проверочных мероприятий в отношении налогоплательщиков и их должностных лиц, проводимых сотрудниками налоговой полиции, - это проверка налогоплательщика и исследование документов. Проверка налогоплательщика проводится в соответствии с требованиями пп.5 п.2 ст.36 Налогового кодекса Российской Федерации и п.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции". Основанием для назначения и проведения проверки служит наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступлений, предусмотренных ст.198 "Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды" или ст.199 "Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Цели проведения проверки - выявление и документирование налоговых преступлений и правонарушений, а также принятие одного из решений, предусмотренных пп.5 п.2 ст.36 НК РФ: в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, - о возбуждении уголовного дела; в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, - об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган; при отсутствии налогового правонарушения - об отказе в возбуждении уголовного дела. Проверки налогоплательщиков, проводимые органами налоговой полиции, по своим целям и основаниям для назначения и проведения являются иными, чем выездные налоговые проверки, проводимые налоговыми органами (см. п.28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также Письмо МНС России от 08.02.2000 N АС-6-16/113 "О разграничении полномочий налоговых органов и органов налоговой полиции в связи с принятием Федерального закона от 2 января 2000 г. N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"). Поэтому порядок проведения проверок, приведенный в гл.14 НК РФ, к проверкам органов налоговой полиции не применяется.
При назначении и проведении проверки налогоплательщика и оформлении ее результатов сотрудники федеральных органов налоговой полиции обязаны руководствоваться НК РФ, Законом "О федеральных органах налоговой полиции", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность федеральных органов налоговой полиции, а также Инструкцией о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденной Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 25.06.2001 N 285 (с изменениями и дополнениями от 13.09.2002) (далее - Инструкция). Инструкцией предусмотрены следующие ключевые моменты. 1. Проверка налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам, при этом проверяться могут как истекшие, так и текущие налоговые периоды, установленные законодательством Российской Федерации применительно к отдельным видам налогов. Необходимо отметить, что до внесения изменений и дополнений в Инструкцию Приказом ФСНП России от 13.09.2002 N 410 действовала иная норма, позволяющая проводить проверки только за истекшие налоговые периоды. Таким образом, согласно ранее действовавшей редакции Инструкции по налогу на прибыль за 2002 г. налоговая полиция могла бы проверить организацию только начиная с 29 марта 2003 г. Необходимость внесения изменений объясняется в том числе следующим. В соответствии с п.1 ст.55 НК РФ налоговый период может состоять из отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу. При определенных обстоятельствах неуплата авансовых платежей позволяет квалифицировать деяние налогоплательщика (его должностных лиц) как уклонение от уплаты налогов с применением ст.30 "Приготовление к преступлению и покушение на преступление" УК РФ. Однако уголовная ответственность может наступать только за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению (ч.2 ст.30 УК РФ). К числу тяжких относится, например, состав преступления, предусмотренный ч.2 ст.199 УК РФ. 2. Проверки филиалов или представительств налогоплательщика - организации могут проводиться независимо от проведения проверок головного подразделения налогоплательщика. При этом допускается одновременное проведение проверок головного подразделения налогоплательщика - организации и его филиалов и представительств со стороны ФСНП России, территориальных и местных органов налоговой полиции. Согласно ст.5 Закона "О федеральных органах налоговой полиции" к территориальным относятся органы Федеральной службы налоговой полиции по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам - управления, отделы. Местные органы налоговой полиции представлены управлениями (службами, отделами) административных округов (районов) в г.г. Москве и Санкт - Петербурге, ряде других крупных городов России, а также межрайонными службами (отделами) управлений, отделов Федеральной службы налоговой полиции по субъектам Российской Федерации. В гражданском законодательстве под представительством (ст.55 Гражданского кодекса Российской Федерации) понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту, филиалом признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Согласно же налоговому законодательству обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст.11 НК РФ). Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. 3. Проверка налогоплательщика проводится исключительно на основании постановления о проведении проверки налогоплательщика, вынесенного начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно - разыскную деятельность. Постановление выносится на бланке федерального органа налоговой полиции, в тексте постановления указываются полное наименование проверяемой организации (или фамилия, имя, отчество проверяемого физического лица), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), фамилии, имена, отчества, занимаемые должности, специальные звания уполномоченных на проведение проверки должностных лиц, а также другие необходимые сведения. Образец постановления приведен в Приложении к Инструкции. Постановление о проведении проверки налогоплательщика заверяется печатью и регистрируется в книге учета постановлений о проведении проверки налогоплательщика соответствующего федерального органа налоговой полиции. Если в период с момента вынесения постановления о проведении проверки налогоплательщика до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, начальником федерального органа налоговой полиции или его заместителем, курирующим оперативно - разыскную деятельность, может быть вынесено постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки налогоплательщика. 4. Срок проведения проверки не может превышать двух месяцев. Началом этого срока согласно новой редакции Инструкции является день вручения налогоплательщику (его представителю) постановления о проведении проверки, а окончанием - день подписания акта проверки налогоплательщика всеми проверяющими. Ранее днем начала срока проведения проверки считался день вынесения постановления о проверке. В исключительных случаях начальник федерального органа налоговой полиции или его заместитель, курирующий оперативно - разыскную деятельность, может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев. Как правило, решение о продлении срока проверки принимается на основании мотивированного рапорта лиц, которым поручено осуществление проверки налогоплательщика. В двухмесячный (трехмесячный) срок проведения проверки в соответствии с новой редакцией Инструкции не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (его представителю) требования о предоставлении необходимых для проведения проверки документов (информации) и представления им запрашиваемых сведений. Ранее часть налогоплательщиков всячески старалась задержать срок представления запрашиваемых сведений, даже несмотря на предусмотренную за это административную ответственность, или представить сведения не полностью с целью снижения объективности результатов проверки. Теперь такая возможность практически исключена. С целью обоснования необходимости проведения проверки налогоплательщика и вынесения соответствующего постановления начальник (его заместитель) подразделения федерального органа налоговой полиции, выступившего инициатором проведения проверки налогоплательщика, составляет мотивированный рапорт на имя начальника федерального органа налоговой полиции либо его заместителя, курирующего оперативно - разыскную деятельность. Инициатором проведения проверки, как правило, выступает оперативное подразделение федерального органа налоговой полиции, так как именно в этом подразделении происходит работа по сбору данных, необходимых для вынесения решения о проведении проверки. В рапорте начальника (заместителя начальника) подразделения - инициатора проверки указываются: расчет сил и средств (количество сотрудников оперативного подразделения, подразделения документальных проверок, подразделения физической защиты, других подразделений федерального органа налоговой полиции, технических и иных средств), необходимых для проведения проверки налогоплательщика; сведения о налогоплательщике (место нахождения (место жительства), место нахождения органов управления, количество и местонахождение филиалов и (или) представительств, идентификационный номер налогоплательщика, фамилия, имя, отчество налогоплательщика - физического лица или руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика - организации); информация о представлении налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской и налоговой отчетности, сведения о проведении в отношении налогоплательщика оперативно - разыскных мероприятий, проверок налогоплательщика, а также выездных налоговых проверок со стороны налоговых органов; перечень имеющихся первичных учетных документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, документов, свидетельствующих о финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика и о предполагаемом совершении налогоплательщиком преступлений (в том числе справок об оценке документов подразделением документальных проверок), предусмотренных ст.ст.198 и 199 УК РФ, иных нарушений законодательства о налогах и сборах. Важную роль при принятии решения о проведении проверки налогоплательщика играют выводы, содержащиеся в справке об оценке документов специализированным подразделением федерального органа налоговой полиции - подразделением документальных проверок, комплектующимся высококвалифицированными экономистами - ревизорами и юристами, специализирующимися в области налогового права. Оперативный сотрудник, получивший информацию о признаках совершенного, длящегося или готовящегося налогового преступления, проводит комплекс оперативно - разыскных мероприятий, направленных на подтверждение или опровержение полученной информации, а в случае ее подтверждения представляет в подразделение документальных проверок материалы, содержащие сведения о налогоплательщике, схему, способ совершения противоправного деяния и (в случае их наличия) имеющиеся первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, а также иные сведения. Справка об оценке документов подразделением документальных проверок является внутренним документом органов налоговой полиции, ее содержание до сведения налогоплательщика не доводится. Следует отметить, что использование при вынесении решения о назначении проверки результатов предварительной оценки документов налогоплательщика подразделениями документальных проверок позволило с момента введения в действие Инструкции значительно повысить результативность проводимых федеральными органами налоговой полиции проверочных мероприятий. В частности, проведение предварительной оценки документов (информации) позволило Управлению ФСНП России по г. Москве сократить количество проверок с "нулевым" результатом. Так, по итогам работы за 11 месяцев 2001 г. доля проверок, в результате которых налоговых преступлений не было выявлено, составляла 20%, а за 11 месяцев 2002 г. этот показатель не превысил 9%.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 5, 2003)
Д.Анисимов К. э. н. Служба документальных проверок УФСНП России по г. Москве Подписано в печать 22.01.2003
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |