Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Приобретение стройматериалов за валюту: бухгалтерский и налоговый учет ("Финансовая газета", 2003, N 4)



"Финансовая газета", N 4, 2003

ПРИОБРЕТЕНИЕ СТРОЙМАТЕРИАЛОВ ЗА ВАЛЮТУ:

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

В соответствии с п.6 ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, фактические затраты на приобретение материально - производственных запасов определяются с учетом суммовых разниц, возникающих до принятия материально - производственных запасов к бухгалтерскому учету. При этом стоимость материалов может как уменьшаться, так и увеличиваться.

Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.

Пример 1. ООО приобретает материалы стоимостью 10 000 у.е. (в том числе НДС 2000 у.е.). В соответствии с договором поставки оплата должна быть произведена покупателем в сумме, эквивалентной 12 000 долл. США по курсу Банка России, действующему на дату перечисления денежных средств. Поставка осуществляется после полной оплаты стоимости материалов. Официальный курс доллара США, установленный Банком России на день перечисления авансового платежа, составил 31,70 руб/долл., а на день оприходования материалов - 32 руб/долл. В бухгалтерском учете ООО производятся следующие записи:

Дебет 60, Кредит 51 - 380 400 руб. (12 000 х 31,70) - перечислен аванс поставщику,

Дебет 10, Кредит 60 - 317 000 руб. ((12 000 - 2000) х 31,70) - приняты к учету материалы,

Дебет 19, Кредит 60 - 63 400 руб. (2000 х 31,70) - отражен НДС, уплаченный поставщику,

Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19 - 63 400 руб. - принята к вычету сумма НДС.

В описанной ситуации бухгалтеры нередко нарушают требования налогового законодательства, установленные п.11.1 ст.250 и пп.5 п.1 ст.265 НК РФ. В соответствии с этими требованиями доходы в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату оприходования (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях, признаются внереализационными доходами. Расходы в виде суммовой разницы признаются внереализационными расходами. Суммовая разница признается расходом на дату погашения кредиторской задолженности за приобретенные товары (работы, услуги), имущество, имущественные или иные права, а в случае предварительной оплаты - на дату приобретения товаров (работ, услуг), имущества, имущественных или иных прав (п.9 ст.272 НК РФ).

Заметим, что учет суммовых разниц для целей исчисления налога на прибыль должны вести только те организации, которые определяют доходы методом начисления. Организации, применяющие кассовый метод, не должны учитывать суммовые разницы (п.5 ст.273 НК РФ).

Таким образом, если ООО учитывает доходы и расходы методом начисления, то исходя из условий примера для целей налогового учета стоимость материалов должна быть учтена в сумме 320 000 руб. (10 000 х 32). Суммовая разница 3000 руб. (320 000 - 317 000) должна быть учтена во внереализационных доходах. В этом случае организация обязана будет вести регистры налогового учета по учету стоимости материалов и внереализационных доходов.

Если суммовые разницы возникли после того, как материалы оприходованы в бухгалтерском учете и отпущены в производство, то корректировать их стоимость уже нельзя (п.12 ПБУ 5/01). В этом случае следует воспользоваться положениями п.6.6 ПБУ 10/99. В соответствии с этим положением расходы по обычным видам деятельности определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц. Поэтому суммовые разницы нужно отразить на счете 20 "Основное производство" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Кроме того, в связи с возникновением суммовой разницы по расчетам с поставщиком необходимо произвести корректировку данных, отраженных по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям".

Пример 2. По договору поставки строительная организация приобрела материалы на сумму 900 долл. США (в том числе НДС 150 долл.). В соответствии с условиями договора расчеты с поставщиком за материалы осуществляются в рублях по курсу, установленному Банком России на день оплаты. Материалы были оплачены после использования их на строительстве объекта. Курс доллара США, установленный Банком России на дату оприходования материалов, составляет 31,70 руб/долл., на дату оплаты - 32 руб/долл. В бухгалтерском учете строительной организации должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 10, Кредит 60 - 23 775 руб. ((900 - 150) х 31,70) - отражена задолженность перед поставщиком за приобретенные материалы,

Дебет 19, Кредит 60 - 4755 руб. (150 х 31,70) - учтен НДС,

Дебет 20, Кредит 10 - 23 775 руб. - списаны материалы на строительство объекта,

Дебет 60, Кредит 51 - 28 800 руб. (900 х 32) - уплачено поставщику за материалы,

Дебет 20, Кредит 60 - 210 руб. ((900 - 150) х (32 - 31,70)) - учтена суммовая разница,

Дебет 19, Кредит 60 - 45 руб. (150 х (32 - 31,70)) - скорректирована сумма НДС,

Дебет 68, субсчет "НДС", Кредит 19 - 4800 руб. (4755 + 45) - принят к вычету НДС.

Для целей исчисления налога на прибыль суммовую разницу 210 руб. следует отнести на внереализационные расходы.

И.Лихинина

Аудитор - эксперт

Общество защиты прав

налогоплательщиков

Подписано в печать

22.01.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бухгалтерский учет инвестиций в капитальное строительство (Окончание) ("Финансовая газета", 2003, N 4) >
Вопрос: ...Следует ли российскому налогоплательщику относить на расчеты с бюджетом НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении таких видов деятельности, как оказание консультационных услуг иностранным юридическим лицам - нерезидентам РФ и сдача в аренду офисных помещений представительству швейцарской фирмы в Москве? ("Финансовая газета", 2003, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.