Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Новое платежное поручение на уплату налогов появится в первом полугодии ("Российский налоговый курьер", 2003, N 3)



"Российский налоговый курьер", N 3, 2003

НОВОЕ ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ НА УПЛАТУ НАЛОГОВ

ПОЯВИТСЯ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ

В январе наш корреспондент встретился с первым заместителем министра по налогам и сборам Владимиром Васильевичем Гусевым. Главной темой разговора было налогообложение банков. Тем не менее в ходе беседы обсуждались вопросы, которые заинтересуют и бухгалтеров "обычных" предприятий.

- В 2002 г. в налогообложении банков произошло важное изменение - их прибыль стала облагаться по той же ставке, что и у "обычных" предприятий, - 24% вместо 43%. В то же время изменился порядок расчета самой прибыли. Есть ли данные о том, как все это повлияло на налоговую нагрузку? Уменьшились ли налоговые платежи банков в абсолютном выражении и их доля в общей сумме поступлений?

- Данные о поступлениях налога на прибыль за 2002 г. пока отсутствуют. Давайте рассмотрим влияние изменений на налоговую нагрузку в налогообложении прибыли в связи с введением гл.25 Налогового кодекса по итогам девяти месяцев 2002 г. За этот период поступления налога на прибыль по банковской деятельности в консолидированный бюджет составили 17,6 млрд руб. против 12,3 млрд руб. за аналогичный период 2001 г.

Удельный вес платежей банков по налогу на прибыль в общей сумме поступившего налога на прибыль за девять месяцев 2002 г. составил 5,2 процента. Аналогичный показатель за девять месяцев 2001 г. - 3,2 процента.

По нашему мнению, увеличение поступлений налога на прибыль в абсолютном выражении при снижении налоговой ставки объясняется ростом деловой активности банков.

- С 1 января отменен налог на покупку валюты. Соответственно банки освободились от обязанностей налоговых агентов по нему. Ожидаются ли в обозримом будущем еще какие-либо изменения в налоговом законодательстве, касающиеся банковского сектора?

- В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 193-ФЗ с 1 января 2003 г. не подлежит исчислению, удержанию и уплате в соответствующие бюджеты налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Вместе с тем согласно положениям ст.87 Налогового кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности банка - налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Таким образом, налоговые органы вправе проводить мероприятия по контролю за правильностью исчисления и полнотой и своевременностью уплаты налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, вплоть до 1 января 2006 г.

Принципиальных изменений в порядке налогообложения кредитных организаций в 2003 г. не предусмотрено.

- Не секрет, что в большинстве случаев налогоплательщики допускают ошибки в исчислении и уплате налогов не по злому умыслу, а из-за несовершенства законов. Избежать ошибок позволяют письма, рекомендации и т.д. со стороны налоговых органов.

Готовит ли министерство какие-либо разъяснения налогового законодательства для банков? Какие? Когда их можно ожидать?

- МНС России совершенствует организацию методологической работы по налогообложению прибыли всех категорий налогоплательщиков, в том числе финансово-кредитных организаций. Так, в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" большое внимание уделено разъяснениям специфики налогообложения прибыли банков <*>.

     
   —————————————————————————————————————
   
<*> Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации утверждены Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729.

Кроме того, в ответ на запросы финансово-кредитных организаций только по налогу на прибыль в течение 2002 г. направлено 633 письменных разъяснения налогового законодательства.

- Нам стало известно, что МНС России совместно с Банком России подготовили новый формат платежного поручения на уплату налогов. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее. Когда появится соответствующий документ?

- Значительные объемы информации, получаемой налоговыми органами по платежам налогоплательщиков, привели к необходимости максимальной автоматизации процесса учета платежей и ведения лицевых счетов налогоплательщиков.

На первом этапе, в целях обеспечения возможности использования в налоговых органах электронных платежных документов, МНС России совместно с ГТК России и Минфином России был разработан и согласован с Банком России Приказ от 1 октября 2001 г. N БГ-3-10/373/961/80н. Этим документом утверждены Правила указания информации в полях "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа" расчетных документов.

Следующим этапом стало участие Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в разработке Центральным банком Российской Федерации новых унифицированных форматов расчетных документов (платежное поручение, инкассовое поручение) и платежного ордера, в том числе и на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей.

В настоящее время Банком России совместно с МНС России подготовлен и согласован с Минфином России, ГТК России и Службой судебных приставов Минюста России проект нового формата платежного поручения. В целях внедрения нового формата платежного поручения в ближайшее время будут:

- внесены изменения и дополнения в совместный Приказ МНС России, ГТК России, Минфина России от 1 октября 2001 г. N БГ-3-10/373/961/80н;

- доработаны программные средства по обработке новых форматов расчетных документов кредитными организациями.

Кроме того, будет доработано Положение Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации".

- Чем новое платежное поручение будет отличаться от старого?

- Прежде всего, тем, что в него будут включены дополнительные формализованные (обязательные для заполнения) поля для указания даты списания средств со счета плательщика; ИНН и КПП плательщика; ИНН и КПП получателя; двузначного кодового показателя "Статус", определяющего юридическое или физическое лицо, оформившее платежный документ; кода бюджетной классификации (КБК); кода ОКАТО; основания платежа; налогового периода; номера документа; даты документа; типа платежа (налог, аванс, пеня, процент, штраф).

Планируется, что работа по внедрению нового формата платежного поручения и включению его в электронный документооборот завершится в первом полугодии 2003 г., а по инкассовому поручению и платежному ордеру - во втором.

- Последние годы Центробанк ведет политику по повышению капитализации банков: постоянно увеличивается минимальный размер капитала, ужесточается порядок его расчета. Не планируется ли как-то влиять на этот процесс посредством налоговых рычагов?

- С целью создания условий для увеличения валютных поступлений в уставные капиталы банков министерством рассматриваются предложения по внесению изменений в гл.25 Налогового кодекса о невключении в доходы (расходы) банка суммы положительной (отрицательной) переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов банков.

- В течение последних лет одним из важнейших направлений работы налоговых органов является борьба со всякого рода схемами ухода от налогов, в частности посредством "перечисления" денег в бюджет через проблемные банки. Насколько остро эта проблема стоит сейчас?

- В 2002 г. МНС России активизировало работу по контролю за исполнением кредитными организациями законодательства о налогах и сборах. Контроль осуществляется в процессе перечисления ими налоговых платежей клиентов в бюджет и противодействует уплате налогов через неплатежеспособные банки.

Однако, как показала практика, концентрация усилий налоговых органов лишь на работе с кредитными организациями не может обеспечить поступление денежных средств в бюджет. Дело в том, что сами банки в момент проведения налоговых платежей не обладают имуществом, а на расчетные счета налогоплательщиков в большинстве случаев реальные денежные средства не поступают. Объектом контрольной деятельности налоговых органов должны являться как кредитные организации, так и недобросовестные налогоплательщики, проводящие налоговые платежи через неплатежеспособные банки с целью уклонения от уплаты налогов.

- Снят ли с повестки дня вопрос о возможном введении института уполномоченных банков, которые вправе перечислять клиентские платежи в бюджет?

- Принимаемые меры по обеспечению непрерывного контроля за исполнением налогоплательщиками и банками обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет позволили стабилизировать ситуацию, связанную с неисполнением кредитными организациями поручений клиентов по перечислению налоговых платежей.

Общая сумма "зависших" налоговых платежей за I - III кварталы 2002 г. снизилась на 1,7 млрд руб.

Обеспечено это в основном за счет отзыва налогоплательщиками платежных поручений из проблемных банков, а также погашения части реструктурированной задолженности кредитными организациями в рамках выполнения ими условий мировых соглашений. Кроме того, на уменьшение "зависших" платежей влияет положительная для налоговых органов арбитражная практика о непризнании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора).

Предложение о введении института уполномоченных банков, которые вправе перечислять клиентские платежи в бюджет, не нашло поддержки и снято с рассмотрения.

- Еще одна больная тема - мошенничество с возмещением НДС. Не секрет, что в организации подобных схем нередко участвуют банки. Есть ли у МНС успехи на этом "фронте"?

- Анализ сложившейся практики налоговых органов свидетельствует, что льготный режим налогообложения по экспорту продукции недобросовестные налогоплательщики превратили в источник солидного дохода. Основной проблемой является широкое распространение практики применения многочисленных схем неправомерного возмещения экспортного НДС.

За последние годы существенно повысился уровень взаимодействия налоговых органов с органами налоговой полиции, таможенными органами в работе по организации контроля за правомерностью возмещения сумм НДС при экспорте продукции. Это обусловлено тем, что все чаще и чаще в налоговые органы представляются фальсифицированные документы, подтверждающие реализацию товаров на экспорт в страны дальнего зарубежья, хотя фактически продукция за пределы территорий государств - участников СНГ не вывозилась. В ряде случаев полученные в ходе следственных мероприятий органами налоговой полиции результаты позволяют налоговым органам обратиться в арбитражный суд с заявлением пересмотреть решения о возмещении НДС из федерального бюджета по вновь открывшимся обстоятельствам.

- В середине прошлого года в прессе публиковалась информация о существовании некоего "черного списка" банков, замешанных в лжеэкспортных схемах. Говорилось, что экспортеры - клиенты этих банков могут рассчитывать на возмещение НДС только через суд. Правда ли это? Существует ли такой список сейчас?

- "Черного списка" банков, замешанных в лжеэкспортных схемах, не существует. Однако известен ряд финансово-кредитных организаций, через которые ранее недобросовестные налогоплательщики пытались возместить НДС из бюджета. Эти сведения составлены на основании результатов проведенной контрольно-аналитической работы и используются при проведении контрольных мероприятий.

Формирование налоговыми органами таких данных - одна из форм выполнения налоговыми органами обязанности по проведению контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налоге на добавленную стоимость.

- На что Вы посоветуете обратить внимание предприятиям, выбирающим обслуживающий банк? Что бы Вы пожелали самим банкам?

- Выбор обслуживающего банка действительно важен и достаточно сложен. Информация, которой располагает МНС России о взаимоотношениях налогоплательщиков, в том числе банков, в большинстве случаев конфиденциальна. Поэтому в средства массовой информации министерство направляет материалы общего характера. Тем не менее официально представляемая МНС России, Банком России и другими ведомствами информация о кредитных организациях может быть учтена и юридическими, и физическими лицами при выборе обслуживающего банка.

Подписано в печать

21.01.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА. РАСЧЕТ. УЧЕТ. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В 2003 ГОДУ" ("Бератор-Пресс", 2003) >
Интервью: Порядок исчисления и уплаты акцизов при осуществлении операций с нефтепродуктами ("Российский налоговый курьер", 2003, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.