Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Российский учет и международные стандарты финансовой отчетности ("Бухгалтерский учет", 2003, N 3)



"Бухгалтерский учет", N 3, 2003

РОССИЙСКИЙ УЧЕТ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ

ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

К 2005 г. ожидается переход крупных компаний стран Европейского Союза на международные стандарты финансовой отчетности. Некоторым российским организациям начиная с 2004 г. также предстоит составлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с МСФО. О проблемах, связанных с применением международных стандартов финансовой отчетности в нашей стране, мы беседуем с руководителем Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов Российской Федерации Александром Сергеевичем Бакаевым.

- Уважаемый Александр Сергеевич, в бухгалтерском сообществе в последнее время много говорят о предстоящем переходе на международные стандарты финансовой отчетности. Скажите, пожалуйста, почему возникла необходимость такого перехода?

- В настоящее время пользователями бухгалтерской отчетности, в первую очередь инвесторами, предъявляется много жалоб к качеству составления бухгалтерской отчетности. Главная претензия - составляемая большинством российских организаций отчетность не прозрачна. В то время как многие документы, принятые и принимаемые Правительством Российской Федерации, в том числе "Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности", указывают на необходимость повышения информативности хозяйственной деятельности предприятий, причем не только отдельных крупных предприятий или каких-то избранных участков, а абсолютно всех хозяйствующих субъектов.

Исполняя мероприятия, предусмотренные Программой реформирования бухгалтерского учета, Министерство финансов Российской Федерации подготовило целый блок документов, нацеленных на формирование прозрачной бухгалтерской отчетности, необходимой пользователям. Это ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", а также Приказы Минфина России от 13 января 2000 г. N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", от 28 июня 2000 г. N 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций". В этих документах были даны рекомендации по раскрытию конкретных показателей, возникающих в финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

На практике же разработанные Министерством финансов Российской Федерации указания, положения и методические рекомендации выполняются очень плохо. Именно поэтому у Правительства Российской Федерации сложилось негативное мнение о бухгалтерской отчетности, формируемой отечественными предприятиями. Было высказано суждение, что определяемые ими показатели не дают правдивой характеристики деятельности; отчетность, формируемая по российским правилам, не прозрачна и не понятна пользователям, а значит не нужна. Именно поэтому появилась точка зрения, что только отчетность, формируемая по международным правилам, будет информативна и абсолютно прозрачна.

Я же полагаю, что международные правила, точно так же как и российские, не будут выполняться нашими бухгалтерами. У нас в России если что-то не выполняют, то не выполняют совсем. И международные стандарты не станут исключением.

- Получается, что мнение о том, что отчетность по российским стандартам не достаточно хороша, сложилось из-за плохого выполнения требований по ее формированию?

- Я не согласен с тем, что российские стандарты учета плохи, не потому что возглавляю Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности. Абсолютно в каждом выпускаемом нами положении по бухгалтерскому учету есть раздел, посвященный формированию отчетности. А что мы видим на практике? Появляется, например, ПБУ 11/2000 "Информация об аффилированных лицах" или ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам", но эта информация не раскрывается предприятиями в бухгалтерской отчетности. Бухгалтеры считают, что поскольку нет типовых форм для отчетов, раскрывать информацию не обязательно.

Кроме того, аудиторы и иные комментаторы часто ведут речь о каких-то типовых формах отчетности. Это притом, что в Приказе N 4н, вышедшем 13 января 2000 г., зафиксированы рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, его видение форм отчетности, исходя из стандартных условий деятельности.

- Как вы думаете, чем вызвано невыполнение бухгалтерами российских правил составления бухгалтерской отчетности?

- Полагаю, что недостаточное соблюдение российских правил составления отчетности вызвано, в первую очередь, нежеланием руководителей и менеджеров демонстрировать подлинную картину деятельности управляемых ими предприятий. Такое нежелание имеет свои причины: дополнительная информация об организации может привести к дополнительному давлению на нее со стороны деловых партнеров, увеличению налоговой нагрузки и т.п.

Вторая причина несоблюдения правил составления бухгалтерской отчетности - недостаточная квалификация многих бухгалтеров. Зачастую бухгалтеры не знают нормативных документов, на основании которых сами же формируют бухгалтерскую отчетность. Такие недостатки имеются и у специалистов, обладающих аттестатом профессионального бухгалтера. Нередко они не могут на практике реализовать то, чему обучались при подготовке к получению этого аттестата. Поэтому предприятия, раскрывающие свою бухгалтерскую отчетность в полном соответствии со всеми предъявляемыми требованиями, можно буквально пересчитать по пальцам.

Третья причина, как не печально это констатировать, - позиция большинства аудиторов, осуществляющих проверку достоверности такой отчетности. В настоящее время аудиторы проверяют не столько бухгалтерскую отчетность, сколько достоверность налоговых расчетов. При этом аудиторы полагают, что они подтверждают бухгалтерскую отчетность в той степени, которая соответствует нормативным требованиям. Стоит ли говорить, что этим аудиторы нарушают Закон "Об аудиторской деятельности", где четко написано, что они должны подтверждать достоверность бухгалтерской, а не налоговой отчетности на соответствие законодательству Российской Федерации.

- Есть ли другие проблемы, связанные с информативностью составляемой бухгалтерской отчетности?

- Одна из проблем, отражающаяся на качестве информации, представляемой в бухгалтерской отчетности, - это отсутствие в России института сводной отчетности. Не секрет, что на данном этапе экономического развития нашей страны предприятиям очень трудно выживать в одиночку и многие предприниматели часто задумываются об объединении бизнеса. Кроме того, наблюдается экспансия москвичей в регионы, где ими покупаются заводы, и т.п.

По этим причинам у организаций, имеющих дочерние и зависимые общества, казалось бы, возникает необходимость составления сводной бухгалтерской отчетности. Выпущены указания Министерства финансов Российской Федерации по составлению такой отчетности, однако на практике ничего не выполняется. В качестве причины такого бездействия называется отсутствие законодательного требования о представлении сводной бухгалтерской отчетности. Действительно, требования о представлении нет, но есть требование о составлении. Получается, что люди не считают, что сводная отчетность необходима им для развития бизнеса, расширения производства, а готовы руководствоваться только формальными основаниями.

Очень важной причиной является отсутствие надлежащего контроля со стороны собственника. Собственник, вложивший средства в бизнес, не проявляет заинтересованности и не выдвигает требований по обязательному составлению сводной бухгалтерской отчетности по российским правилам.

- Расскажите, пожалуйста, каков запланированный порядок перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности?

- В первую очередь по международным стандартам будет составляться сводная бухгалтерская отчетность. В настоящее время разрабатывается проект федерального закона по составлению сводной бухгалтерской отчетности с тем, чтобы с 1 января 2004 г. он уже начал действовать для определенной группы предприятий. В законе предусмотрена норма об обязательности составления сводной бухгалтерской отчетности. Я хочу подчеркнуть - именно составления, а не представления отчетности. Представление должно осуществляться в соответствии с учредительными документами предприятия, а не на основании норм закона. Кроме того, вся сводная отчетность будет подлежать обязательной аудиторской проверке.

Российские предприятия сейчас находятся в разной степени готовности к составлению сводной отчетности по МСФО. Поэтому предусмотрен дифференцированный подход к формированию отчетности разными группами организаций.

Переход к обязательному использованию международных стандартов финансовой отчетности будет происходить поэтапно. В первую очередь, с 1 января 2004 г. отчетность по МСФО будут составлять открытые акционерные общества, акции которых котируются на фондовом рынке. Начиная с 1 января 2007 г. отчетность по международным правилам начнут составлять остальные открытые акционерные общества, имеющие дочерние структуры. После 1 января 2010 г. сводную отчетность по МСФО будут составлять все остальные организации, обязанные делать это в соответствии с законом.

Переход к составлению сводной отчетности по МСФО ставит вопрос о сертификации бухгалтеров и других специалистов, занятых формированием этой отчетности. Таким специалистам потребуется также хорошее знание английского языка для непосредственного ознакомления с первоисточником.

- С какими трудностями могут столкнуться российские предприятия на пути перехода к международным стандартам?

- На заседании Совета по предпринимательству, состоявшемся 3 июня 2002 г., был серьезно поставлен вопрос о переходе на международные стандарты. Заявление Председателя Правительства Российской Федерации М.М. Касьянова нашло поддержку со стороны средств массовой информации. Но, что очень печально, не последовало никакой реакции в печати со стороны профессионалов.

Из этого, наверное, нужно сделать вывод о том, что многие специалисты по международным стандартам - а их, видимо, много, если судить по количеству объявлений в газетах о курсах, проводящих обучение по этой теме, - не понимают, к каким последствиям для экономики может привести такой шаг.

Так, например, международные стандарты требуют проведения оценки основных средств по так называемой справедливой стоимости, а вовсе не по первоначальной стоимости, как по российским правилам. С одной стороны, использование принципа справедливой стоимости дает прекрасную почву для аналитической работы. Но на практике его обязательное использование в России приведет к тому, что стоимость основных средств возрастет во много раз по сравнению с их стоимостью, оцененной по действующим правилам.

Соответственно возрастет доля амортизации основных средств в себестоимости. Далее вырастут тарифы, цены, увеличится заработная плата. И касается все это не только крупных компаний, таких, как РАО ЕС или Газпром, а абсолютно всех предприятий, в частности организаций жилищно-коммунального комплекса. Если все основные средства ЖКХ оценить по справедливой стоимости, каждый россиянин почувствует на своем кармане разницу между последствиями применения российских и международных стандартов.

Поэтому поверхностное отношение к этой важной проблеме со стороны горе-специалистов в области МСФО может только печалить. Экономические последствия перехода России на международные стандарты в настоящее время в достаточной степени не проанализированы.

Переход российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности потребует времени. Опираясь на пример крупных зарубежных и наших компаний, можно говорить о том, что необходимо примерно три года для того, чтобы сделать настоящую отчетность по МСФО. Еще один аспект - для составления отчетности по международным стандартам нужны высококвалифицированные специалисты. И, безусловно, предприятиям, переходящим на МСФО, понадобятся на это значительные денежные средства. Затраты будут связаны в том числе с приобретением новых программных продуктов, проведением переоценки и т.п. Но только при наличии всех перечисленных компонентов возможно создание настоящей, а не суррогатной отчетности по международным стандартам.

Еще одна сложность заключается в том, что международные стандарты время от времени обновляются. Так, на XVI Всемирном Конгрессе бухгалтеров "Экономика, основанная на знании, и роль бухгалтера в ней", состоявшемся 18 - 21 ноября 2001 г. в Гонконге, было объявлено об изменении всего комплекта международных стандартов с 2005 г. В частности, предполагается значительное уменьшение объема стандартов и изложение только основных принципов и базовых правил. Смогут ли все российские предприятия постоянно отслеживать изменения в МСФО - большой вопрос.

Поэтому основным направлением деятельности российских бухгалтеров в настоящее время должно стать составление качественной бухгалтерской отчетности по российским правилам.

- Какие изменения в нормативной базе бухгалтерского учета ожидают бухгалтеров в 2003 г.?

- Начиная с 1 января 2003 г. вводятся в действие новые положения по бухгалтерскому учету. Это ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности". Данное Положение в большей степени будет применяемо предприятиями, составляющими сводную бухгалтерскую отчетность.

Следующий стандарт - ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы". Порядок учета, устанавливаемый данным Положением, имеет как сходства, так и различия с порядком учета затрат на НИОКР, предлагаемым гл.25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Другое новое положение - ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" - устанавливает порядок определения налога на прибыль. В соответствии с этим стандартом налогооблагаемая прибыль определяется путем корректировки данных бухгалтерского учета. То есть порядок расчета налога на прибыль в соответствии с этим стандартом аналогичен порядку, действовавшему до 1 января 2002 г. ПБУ 18/02 составлено в соответствии с аналогичным международным стандартом. Впервые в нашей практике появятся понятия отложенных налоговых обязательств и налоговых активов. Для учета этих объектов бухгалтерского учета предполагается введение новых счетов - 09 и 77.

Следующий новый стандарт, применять который предстоит в 2003 г., - ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений". Финансовые вложения будут поделены на вложения, имеющие рыночную стоимость (их меньшинство), и вложения, не имеющие рыночной стоимости (их большинство). Финансовые вложения, имеющие рыночную стоимость, предстоит отражать в бухгалтерской отчетности по рыночной стоимости. Разницы, возникшие в процессе приведения к рыночной стоимости, будут отражаться на счете 91 "Прочие доходы и расходы".

- Какие новые стандарты будут разработаны в 2003 г.?

- Министром финансов Российской Федерации утвержден график, согласно которому до 1 января 2004 г. будет разработан ряд новых документов. В их числе стандарт по промежуточной бухгалтерской отчетности, в соответствии с ним представление промежуточной бухгалтерской отчетности станет не обязательным. Будут приняты новые положения по бухгалтерскому учету инвестиций в совместную деятельность и в зависимые организации. Разрабатываются методические рекомендации по учету реорганизации предприятий, методические рекомендации по составлению сводной отчетности в соответствии с МСФО.

Также мы постараемся выпустить указания по учету влияния инфляции на показатели бухгалтерской отчетности. Нередко предъявляются претензии к тому, что информация, содержащаяся в российской отчетности, не отражает реальной картины результатов деятельности предприятий, поскольку не учитывает инфляции. В отличие от международных стандартов, российский стандарт не потребует пересчета бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Влияние инфляции на показатели отчетности будет раскрываться в дополнительной справке.

Кроме того, нами будут подготовлены методические рекомендации по учету и калькулированию затрат на производство. Этот документ не будет аналогом действовавшего до 1 января 2002 г. Постановления Правительства Российской Федерации N 552. Новая "методичка" должна будет подсказать предприятиям, в том числе акционерным обществам, порядок учета затрат, калькуляции, оценки остатков незавершенного производства и т.п.

Интервью подготовила

Е.Мацкявичене

Подписано в печать

21.01.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Относится ли к расходам, учитываемым для целей налогообложения, плата частному нотариусу за выполнение действий, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, по тарифам, превышающим размер госпошлины, взимаемый за совершение аналогичных действий; плата по тарифу, определенному соглашением, за совершение действий, для которых такая форма не предусмотрена? ("Московский налоговый курьер", 2003, N 8) >
Статья: Составление бухгалтерской отчетности за 2002 год ("Бухгалтерский учет", 2003, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.