![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Согласно положению ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской. С учетом изложенного должны ли частнопрактикующие нотариусы сдавать в налоговые органы декларации по налогу с продаж? ("Московский налоговый курьер", 2003, N 8)
"Московский налоговый курьер", N 8, 2003
Вопрос: Согласно положению ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской. С учетом изложенного должны ли частнопрактикующие нотариусы сдавать в налоговые органы декларации по налогу с продаж?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО от 20 января 2003 г. N 23-10/9/4048
С 1 января 2002 г. порядок исчисления налога с продаж регулируется гл.27 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ) (далее - Кодекс). При рассмотрении вопроса об освобождении от обложения налогом с продаж услуг нотариусов, занимающихся частной практикой, следует исходить из следующего. Статьей 11 Кодекса определено, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы, то есть понятие индивидуального предпринимателя, используемое в целях применения Кодекса, включает в себя частного нотариуса, соответственно частные нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям, если иное не установлено частью второй Кодекса. В соответствии со ст.348 Кодекса налогоплательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели. Таким образом, частные нотариусы являются плательщиками налога с продаж на общих основаниях, так как исключений для частных нотариусов гл.27 "Налог с продаж" Кодекса для них не предусмотрено. Согласно ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) нотариат в Российской Федерации призван обеспечить в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, указанными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нотариальные действия в Российской Федерации в соответствии с Основами законодательства о нотариате совершают нотариусы, работающие в государственной конторе или занимающиеся частной практикой. Таким образом, нотариусы, занимающиеся частной практикой, имеют равные права и обязанности с нотариусами, работающими в государственной конторе, в совершении всех предусмотренных законодательством нотариальных действий. Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Исходя из изложенного, в связи с совершением нотариальных действий, за которые государственными нотариальными конторами взимается государственная пошлина, а частными нотариусами в соответствии со ст.ст.22 и 35 Основ законодательства о нотариате взимается плата, соответствующая размеру государственной пошлины, обязанности по уплате налога с продаж у нотариальных контор и частных нотариусов не возникает. Что касается услуг правового и технического характера, не предусмотренных названными статьями Основ законодательства о нотариате, то их реализация облагается налогом с продаж в общеустановленном порядке. В случае если частные нотариусы за совершение нотариальных действий взимают тариф в размере, превышающем государственную пошлину, то с суммы указанного превышения уплачивается налог с продаж в порядке, установленном гл.27 Кодекса. Следует также иметь в виду, что ст.349 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Таким образом, объект налогообложения по налогу с продаж при совершении нотариальных действий частными нотариусами, взимающими тариф за указанные нотариальные действия в размере, превышающем государственную пошлину, либо при оказании частными нотариусами услуг правового и технического характера, не предусмотренных ст.ст.22 и 35 Основ законодательства о нотариате, возникает только при совершении указанных действий или оказании услуг в отношении физических лиц. При совершении указанных действий или оказании указанных услуг в отношении юридических лиц объекта налогообложения по налогу с продаж, предусмотренного ст.349 Кодекса, не возникает. Согласно п.1 Приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1185-ПП "О реализации Законов города Москвы о налоге с продаж и налоге на рекламу" декларации по налогу с продаж представляются в налоговые органы налогоплательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями (в том числе нотариусами) по месту своего учета в качестве налогоплательщика в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При отсутствии у налогоплательщика в налоговом периоде объектов налогообложения по всем строкам и графам декларации ставятся прочерки. В соответствии с п.1 ст.119 Кодекса непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. При применении ответственности, установленной п.1 ст.119 Кодекса, необходимо учитывать, что в случае непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, по которой налог к доплате равен нулю, к налогоплательщику применяется штраф в размере 100 руб.
Заместитель руководителя Управления советник налоговой службы РФ I ранга А.Г.Луканина
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |