Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нарушения таможенных правил (научно - практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях) (Продолжение) ("Налоговый вестник", 2003, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 2003

НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

(НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 16

КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ)

(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник",

N N 7, 8, 9, 10, 11, 12, 2002; N 1, 2003)

17. Невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств (ст.16.18 КоАП РФ)

Часть 1 ст.16.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ответственность за невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации ранее ввезенных товаров и транспортных средств, если такой вывоз является обязательным, либо за невозвращение на таможенную территорию Российской Федерации ранее вывезенных товаров и транспортных средств, если такое возвращение является обязательным. Часть 2 этой статьи КоАП РФ применяется в случае, если установленное требование об обязательном вывозе (ввозе) ранее ввезенных (вывезенных) товаров или транспортных средств выполнено, но с нарушением установленного срока.

Как правило, обязанность вывоза (ввоза) ранее ввезенных (вывезенных) товаров и транспортных средств ассоциируется с требованием таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров. Под таможенным режимом временного ввоза (вывоза) товаров понимается таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений, произошедших вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения. Срок временного ввоза (вывоза) товаров устанавливается таможенным органом исходя из цели и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не может быть более двух лет, за исключением случая, если ГТК России для отдельных категорий товаров предусмотрены более короткие или более продолжительные предельные сроки (ст.ст.68, 71 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ)). Положение о таможенном режиме временного ввоза (вывоза) товаров утверждено Приказом ГТК России от 08.10.2002 N 1067.

Физические лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, могут временно ввозить на таможенную территорию Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин и налогов автомобили, зарегистрированные в иностранном государстве, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год (п.13 Положения о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 783, п.2.6 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 24.11.1999 N 814).

Однако такая обязанность может и не быть сопряжена с регулированием таможенных режимов. В соответствии со ст.20 ТК РФ товары и транспортные средства, ввоз которых в Российскую Федерацию или вывоз которых из Российской Федерации запрещен, подлежат немедленному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на ее территорию, если не предусмотрена их конфискация.

Диспозиции ч.1 и 2 ст.16.18 КоАП РФ содержат обязательные условия о том, что товары и транспортные средства, являющиеся предметом нарушения таможенных правил, должны быть ранее ввезены на таможенную территорию Российской Федерации либо вывезены за ее пределы. Поэтому в случае нарушения лицом требования таможенного законодательства о вывозе (ввозе) товаров, ранее не ввозившихся (не вывозившихся) на территорию Российской Федерации или за ее пределы (например, продуктов переработки, образовавшихся при использовании таможенных режимов переработки, товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и др.), оно не будет нести ответственность по рассматриваемой статье КоАП РФ.

Требованием таможенного режима временного ввоза товаров является вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, помещение товаров на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган, или заявление их к иному таможенному режиму (ст.ст.68, 73 ТК РФ). Поэтому лицо, подавшее таможенную декларацию на временно ввезенные товары до истечения установленного срока, независимо от того, был произведен выпуск товаров или нет, не может быть привлечено к ответственности за неисполнение обязанности по вывозу таких товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

В практике таможенных органов имеют место случаи продления срока временного ввоза товаров уже после того, как установленный срок истек, в том числе в ходе производства по делу о нарушении таможенных правил, возбужденному по факту невывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. В случае заблаговременного обращения лица с заявлением о продлении срока временного ввоза привлечение к ответственности по рассматриваемой статье представляется неправомерным.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.18 КоАП РФ, следует отличать от иных нарушений таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров. Так, если до истечения установленных сроков временно ввезенные товары будут переданы в пользование либо распоряжение третьему лицу, действия лица подлежат квалификации по ч.1 ст.16.19 КоАП РФ ("неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами"). Утрата временно ввезенных товаров в зависимости от обстоятельств, при которых она произошла, может повлечь ответственность в соответствии с ч.1 ст.16.9 КоАП РФ ("выдача без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них"). Если вышеуказанные деяния произошли после истечения срока временного ввоза, то квалификация по ч.1 ст.16.18 КоАП РФ представляется обоснованной, поскольку нарушение требования об обратном вывозе товаров произошло раньше, чем нарушение требования об их неизменном состоянии.

Лицом, на котором лежит юридическая обязанность вывезти (ввезти) временно ввезенные (вывезенные) товары и, соответственно, являющимся субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст.16.18 КоАП РФ, является лицо, перемещающее товары. Таможенный брокер не имеет в отношении декларируемых товаров прав имущественного характера и не обладает надлежащими полномочиями для того, чтобы иметь обязательства об их будущем вывозе либо ввозе. Кроме того, Приказ ГТК России от 25.12.2000 N 1207 "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров" закрепляет положение, в соответствии с которым в случае декларирования товаров таможенным брокером временный ввоз (вывоз) товаров допускается только при представлении обязательства об обратном вывозе (ввозе) лица, перемещающего товары.

Санкцией ч.1 ст.16.18 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа - от одно- до двукратного размера стоимости товаров и транспортных средств, являвшихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией либо без таковой, либо в виде конфискации предметов правонарушения. За нарушение таможенных правил, предусмотренное ч.2 ст.16.18 КоАП РФ, налагается административный штраф на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц <*> - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ. Если срок нарушения требования об обратном вывозе (ввозе) временного ввезенных (вывезенных) товаров является несущественным, имеются основания для освобождения лица от ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и объявления ему устного замечания на основании ст.2.9 КоАП РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица.

18. Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами (ст.16.19 КоАП РФ)

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.19 КоАП РФ, образуют:

- нарушение условий, ограничений и требований таможенного режима при проведении операций с товарами и транспортными средствами;

- изменение состояния товаров и транспортных средств, пользование или распоряжение ими не в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены.

Под таможенным режимом понимается совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (ст.18 ТК РФ). В ст.23 ТК РФ содержится следующий перечень таможенных режимов:

1) выпуск для свободного обращения;

2) реимпорт;

3) транзит;

4) таможенный склад;

5) магазин беспошлинной торговли;

6) переработка на таможенной территории;

7) переработка под таможенным контролем;

8) временный ввоз (вывоз);

9) свободная таможенная зона;

10) свободный склад;

11) переработка вне таможенной территории;

12) экспорт;

13) реэкспорт;

14) уничтожение;

15) отказ в пользу государства.

Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Статья 24 ТК РФ предусматривает право Правительства РФ и ГТК России в пределах своей компетенции и впредь до принятия соответствующих законодательных актов определять особенности правового регулирования таможенных режимов, а также устанавливать иные таможенные режимы. Так, Постановлениями Правительства РФ от 23.10.1993 N 1067 и от 25.11.1994 N 1290 определены таможенные режимы вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом и вывоза отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР.

Условия, ограничения и требования таможенных режимов определяются правовой регламентацией соответствующего таможенного режима. Изменение состояния товаров и транспортных средств, а также пользование или распоряжение ими не в соответствии с их таможенным режимом, как правило, сопряжено с несоблюдением какого-либо условия, ограничения или требования таможенного режима.

Анализ норм, содержащихся в ТК РФ и иных нормативных правовых актах по таможенному делу, позволяет сделать вывод о том, что условиями таможенного режима являются обстоятельства, которые предопределяют возможность помещения под него товаров и транспортных средств, ограничениями - прямые либо косвенные запреты на осуществление с товарами и транспортными средствами, помещенными под таможенный режим, определенных действий, а требованиями - действия, с совершением которых связана возможность завершения таможенного режима в соответствии с требованиями таможенного законодательства. Таким образом, условия, ограничения и требования таможенных режимов соотносятся с соответствующим этапом их применения - предоставление таможенного режима, его использование и его завершение.

Так, условиями выпуска товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта являются фактический ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в течение 10 лет со дня вывоза, а также их нахождение в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза (ст.33 ТК РФ). Для помещения товаров под любой из таможенных режимов переработки (переработка на таможенной территории, переработка под таможенным контролем и переработка вне таможенной территории) необходимо получение соответствующей лицензии (ст.ст.60, 66, 90 ТК РФ).

Примером ограничения может служить положение, в соответствии с которым в рамках таможенного режима временного ввоза допускается только пользование товарами (ст.68 ТК РФ), что исключает возможность их отчуждения либо передачи во временное пользование третьему лицу. Согласно ст.44 ТК РФ с товарами, помещенными под таможенный режим таможенного склада, могут производиться только операции по обеспечению их сохранности, а также операции по их подготовке к продаже и транспортировке.

В соответствии со ст.104 ТК РФ требованием таможенного режима уничтожения товаров является оформление отходов, образовавшихся в результате использования вышеуказанного режима, в таможенном отношении (за исключением отходов, дальнейшее использование которых невозможно в силу того, что они захоронены). Для таможенных режимов экспорта, временного ввоза, реэкспорта характерно требование о вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст.ст.68, 97, 99, 100, 101 ТК РФ).

При применении ст.16.19 КоАП РФ следует учитывать, что на товары могут распространяться только такие условия, ограничения и требования таможенных режимов, которые действовали на момент выпуска товаров в соответствии с конкретным режимом. Условия, ограничения и требования, установленные в момент помещения товаров под таможенный режим, продолжают распространяться на эти товары, даже если они впоследствии были изменены или отменены. В соответствии с общим правилом, закрепленным ст.5 ТК РФ, в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. Согласно ст.28 ТК РФ пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются в соответствии с таможенным режимом, под который они помещены. Ссылка в этом случае на ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, согласно которой закон, смягчающий ответственность или иным образом улучшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, необоснованна, поскольку изменение или отмена условия, ограничения или требования таможенного режима являются не смягчением, не отменой административной ответственности, не обстоятельством, иным образом улучшающим положение лица, совершившего административное правонарушение, а является лишь изменением обязанности участников внешнеэкономической деятельности.

КоАП РФ предусматривает три статьи, по которым можно квалифицировать деяния лиц в случае нарушения ими требований, условий и ограничений таможенных режимов, - 16.17 ("Неисполнение требований таможенного режима экспорта"), 16.18 ("Невывоз за пределы таможенной территории Российской Федерации либо невозвращение на эту территорию товаров и (или) транспортных средств") и 16.19, сфера действия которой распространяется на иные нарушения таможенных режимов. В случае совершения лицом деяния, подпадающего одновременно под признаки ст.ст.16.17 или 16.18 и ст.16.19 КоАП РФ, квалификация должна проводиться по ст.16.17 и ст.16.18 КоАП РФ как по более специальным.

В практике таможенных органов часто возникают случаи распоряжения временно ввезенными товарами без разрешения таможенного органа. Распоряжение товаром, помещенным под таможенный режим временного ввоза, свидетельствует о нарушении лицом одного из ограничений таможенного режима, предполагающего лишь пользование товаром на таможенной территории Российской Федерации (ст.68 ТК РФ); в связи с этим такого рода действия подлежат квалификации по ч.1 рассматриваемой статьи КоАП РФ.

Несоблюдение требования таможенного режима экспорта об обязательном вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (так называемый псевдоэкспорт) также образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.19 КоАП РФ. Вышеуказанное требование вытекает из самого определения таможенного режима, в соответствии с которым под экспортом понимается режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию (ст.97 ТК РФ), а также из ст.99 ТК РФ, предписывающей вывезти товары из Российской Федерации в том же состоянии, в котором они находились на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров, произошедших вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.

Основной приводимый в свою защиту экспортерами аргумент, заключающийся в том, что товар был продан на условиях, в соответствии с которыми момент передачи товара является моментом перехода права собственности, не может служить причиной их освобождения от ответственности. Помимо обязанностей, вытекающих из отношений гражданско - правового характера, экспортер наделен также определенными обязанностями перед таможенным органом, в том числе и обязанностью завершить заявленный таможенный режим. Такая обязанность носит индивидуальный характер и не может быть передана третьему лицу ни по договору, ни каким-либо иным способом. Следует при этом иметь в виду, что если в соответствии с условиями договора подача таможенной декларации в обязанности производителя товаров не входит, бремя таможенного оформления и выполнения требований, вытекающих из помещения товаров под таможенный режим экспорта, и, как следствие, ответственность за их невыполнение должны быть возложены на покупателя.

При привлечении лиц к ответственности по факту невывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации необходимо иметь в виду, что товары в момент их помещения под таможенный режим экспорта должны реально существовать и соответствовать количеству товаров, заявленных к таможенному оформлению.

Часть 2 ст.16.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за завершение действия таможенного режима с нарушением установленных сроков. Под завершением таможенного режима следует понимать выполнение требований, предусмотренных регламентацией таможенного режима. По этой части наступает ответственность в случае, если требование какого-либо таможенного режима выполнено, но с нарушением установленного срока. В противном случае действия лица подлежат квалификации в соответствии с ч.1 ст.16.19 КоАП РФ. Наиболее часто за завершение действия таможенного режима с нарушением установленного срока привлекаются лица при использовании таможенных режимов переработки, в то время как в действительности нарушение выражается в непомещении продуктов переработки под таможенный режим, а не в нарушении срока их помещения.

Если нарушенный срок выполнения требования таможенного режима является незначительным, в силу чего деяние не имеет общественной опасности, представляется обоснованным применение ст.2.9 КоАП РФ и освобождение лица от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Субъектом рассматриваемого нарушения таможенных правил следует считать лицо, на которое возлагаются обязанности по соблюдению условий и ограничений таможенных режимов и завершению его действия в соответствии с требованиями таможенного законодательства, то есть лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. Таможенный брокер, выполнявший для такого лица процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, не может быть субъектом ответственности согласно ст.16.19 КоАП РФ, за исключением случая, когда он является одновременно лицом, перемещающим товары. Согласно п.8 Положения о таможенном брокере, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.1997 N 873, факт совершения таможенным брокером операций по процедуре помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим не возлагает на таможенного брокера обязанностей по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иных обязанностей, которые в соответствии с ТК РФ могут быть возложены только на лицо, перемещающее товары.

Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.16.19 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц - от 1/3 до двукратного размера стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, а ч.2 этой статьи КоАП РФ - на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ, а на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

Обращаем внимание читателей журнала, что санкция этой статьи КоАП РФ предусматривает назначение наказания только должностным и юридическим лицам. Это подтверждает позицию, отраженную во многих нормативных правовых актах по таможенному делу, в соответствии с которой физические лица, перемещающие товары не для коммерческих целей, осуществляют упрощенный порядок таможенного оформления, предусмотренный ст.109 ТК РФ, без помещения товаров под какой-либо таможенный режим. Однако такая точка зрения не согласуется с общими положениями ТК РФ. Во-первых, в соответствии со ст.22 ТК РФ перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации производится согласно их таможенному режиму в порядке, предусмотренном ТК РФ. Из данного положения следует, что перемещение производится и в соответствии с таможенным режимом, и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Таким образом, применение согласно ст.109 ТК РФ упрощенного, льготного порядка перемещения автотранспортных средств не может быть основанием для их перемещения не в соответствии с таможенным режимом. Во-вторых, под таможенным оформлением понимается именно процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения его действия в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ (ст.18), что не позволяет говорить о таможенном оформлении (пусть в упрощенном, льготном порядке) в отрыве от заявления таможенного режима.

(Окончание см. "Налоговый вестник", N 3, 2003)

В.В.Егиазарова

К. ю. н.

Подписано в печать

16.01.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков регламент разрешения ситуации в случае технической неисправности со стороны оператора связи или налоговых органов? ("Налоговый вестник", 2003, N 2) >
Статья: Расходы на рекламу: бухгалтерский и налоговый учет ("Налоговый вестник", 2003, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.