Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О модернизации работы в отдельно взятой налоговой инспекции ("Налоговый вестник", 2003, N 2)



"Налоговый вестник", N 2, 2003

О МОДЕРНИЗАЦИИ РАБОТЫ

В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

В соответствии с решением МНС России, принятым в 2001 г., Краснодарский край вошел в число девяти регионов Российской Федерации, в которых осуществляется первый этап модернизации налоговых органов. Из 32 налоговых инспекций, участвующих в эксперименте, 4 - из Краснодарского края, в том числе ИМНС России по курорту Анапа.

Для апробирования новшеств, вводимых в работу налоговых органов, ИМНС России по курорту Анапа выбрана не случайно. Во-первых, она обладает достаточным кадровым потенциалом, который соответствует уровню новых задач. Во-вторых, она стала базовым звеном по внедрению в краевой налоговой службе компьютерной техники, где впервые была применена на практике идея "обезличения" инспекторов (отказ от закрепления за каждым из них определенного числа конкретных налогоплательщиков). В-третьих, в ней раньше других инспекций был механизирован учет юридических, а затем и физических лиц, сформированы архивы при всех отделах, в порядке эксперимента созданы подразделения по работе с недоимками и по консультированию налогоплательщиков. В-четвертых, у нее имеется учебный центр, позволяющий повышать квалификацию налоговиков из других инспекций. В-пятых, недалеко находится пансионат "Эллада", на базе, которого можно проводить отраслевые семинары - совещания.

В основе модернизации работы налоговых органов - единые "правила игры". Иными словами, прошло то время, когда каждая налоговая инспекция имела собственную, только ей присущую структуру. Не сделано исключения и для ИМНС России по курорту Анапа: в настоящее время она действует по общим для всех параметрам. Не означает ли это, что опыт былого экспериментирования ныне стал ей не нужен?

На наш взгляд, он помогает в заданных рамках модернизации работы налоговых органов действовать все так же творчески. Например, в структуре налоговой инспекции (она типовая, так же как и у всех других инспекций) согласно принципу функционального разделения труда в настоящее время выделяются следующие блоки: общего обеспечения, информационно - аналитической работы, контроля налогообложения юридических и физических лиц и работы с налогоплательщиками. Это означает, что сотрудники каждого подразделения налоговой инспекции выполняют строго определенные обязанности, уточненные до мелочей, адаптированное для каждого специалиста. В противном случае модернизация работы налоговых органов не принесет желаемых результатов.

Перераспределение в функциях налоговиков далось непросто даже в Анапе, где налоговым инспекторам, казалось бы, не привыкать к переменам, при этом все взвешивая и ориентируясь на конечный результат. Как раз это и помогло налоговым инспекторам понять важность и целесообразность модернизации работы налоговых органов.

Главнейшая составляющая модернизации - внедрение новой компьютерной программы "Система электронной обработки данных" (ЭОД), которая позволила внести принципиальные изменения в налоговое администрирование и свести на нет общение инспекторов с налогоплательщиками. В настоящее время вся информация обрабатывается исключительно электронным способом, позволяя анализировать гораздо больше информации, чем раньше, и с большей точностью прогнозировать рост поступления налогов с реальным учетом возможностей налогоплательщиков.

Справедливости ради следует отметить, что эта компьютерная программа в Анапе была воспринята неоднозначно. Как, собственно, и любое новшество, она подверглась оценке налоговиков с тем, чтобы определить ее возможности и внести замечания и предложения для доведения разработчиками программного продукта до совершенства.

Каковы же, по нашему мнению, недостатки этой системы? К сожалению, она не наглядна, не предназначена для просмотра. Среди ее операций есть, на наш взгляд, лишние, что мешает детально разобраться в той или иной проблеме. То, что ЭОД рассчитана на высокий уровень оборудования, - это хорошо и плохо. Ведь ставка прежде всего сделана на электронную обработку данных. Но многие плательщики к этому оказались не готовы, особенно предприниматели. Однако мы смогли решить данную проблему с помощью аудиторских фирм, о чем будет сказано отдельно.

Об отношении специалистов к данному программному продукту. Молодым ЭОД очень нравится, они считают ее мобильным средством. Тем же специалистам, кто долгое время работал в прежнем режиме, пришлось довольно-таки сложно. С учетом этого была организована переподготовка кадров, специалисты были перераспределены по отделам. В этом плане все вопросы решены.

Если сравнивать ИМНС России по курорту Анапа до и после начала ее модернизации, то это как бы совершенно разные структуры, абсолютно не похожие друг на друга. В здании, в кабинетах неузнаваемо изменилась обстановка. Специалисты полностью обеспечены компьютерами. Создан и оборудован соответствующим образом операционный зал...

Раньше налогоплательщики толкались в коридорах, выстаивали в очередях. Теперь с любым вопросом, касающимся деятельности и отчетности организации, надо обращаться только в одно подразделение: отдел по работе с налогоплательщиками. Кстати, оно изолировано от остальной инспекции: имеет отдельный вход. И здесь по отношению к плательщикам налогов, состоящим на учете, обеспечивается исполнение всех процедур, предусмотренных налоговым законодательством.

Можно сделать вывод, что в ИМНС России по курорту Анапа в настоящее время созданы все удобства, которые возможны в такой службе. Например, декларацию теперь можно направлять через сайт инспекции: http://www.taxanapa.ru, а для формирования налоговой отчетности в электронном виде удобно воспользоваться услугами аудиторской фирмы.

Одна из основных целей модернизации работы налоговых органов - кардинальная перестройка взаимоотношений налоговиков с налогоплательщиками. Но как на деле добиться того, чтобы у налогоплательщиков возникало как можно меньше трудностей при общении с налоговым инспектором, реально до минимума сократить количество визитов в инспекцию, облегчить сдачу отчетности?

Этими вопросами налоговики Анапы задались давно. И пришли к выводу, что имеются реальные возможности для сокращения времени на сдачу отчетности в налоговый орган. Один из них - переход на использование магнитных носителей информации. И в настоящее время уже 95 - 97% юридических лиц подают сведения на магнитных носителях. Почему не все 100%? Потому что более двух десятков плательщиков уже направляют свою отчетность через Интернет. Еще 200 налогоплательщиков, которые находятся за пределами Анапы и Краснодарского края, пока шлют свою отчетность по почте. Передача отчетности на магнитных носителях все более популярна и среди предпринимателей, которых в Анапе свыше 14 тыс. Причем у нас эта категория плательщиков достаточно сложная и разнообразная.

Такое стало возможным благодаря тому, что к сдаче отчетности и к другим операциям подключены аудиторские фирмы города. Их три, но бесспорным авторитетом у налогоплательщиков пользуется научно - практический центр экономики и права "Экономика". Почему именно этому центру было отдано предпочтение?

По целому ряду причин научно - практический центр экономики и права "Экономика" раньше других скрепил права и обязанности сторон (плательщик - аудитор) договорными обязательствами. Первоначально они носили общий характер, то есть задачи формулировались довольно условно. И это было объяснимо: еще не было опыта работы аудиторской фирмы с налоговым органом.

Когда стало очевидным, что научно - экономический центр экономики и права "Экономика" способен в корне изменить сложившуюся рутинную практику сдачи налогоплательщиками отчетности, ИМНС России по курорту Анапа пошла ему навстречу, выделив специальное время для сдачи полученной и обработанной за день отчетности.

С учетом того, какие вопросы, связанные с исполнением налогового законодательства, способен решить научно - практический центр экономики и права "Экономика", внесены коррективы в распорядок и содержание работы ряда отделов налоговой инспекции. Тем из них, кто задействован в мероприятиях контроля, аудиторские проверки чаще всего позволяют выявить реальное положение дел с ведением налогоплательщиками бухгалтерской отчетности. И в силу этого все чаще встречаются случаи, когда налоговой проверке предшествует аудиторская.

Иными словами, посредничество аудиторской фирмы сняло былую напряженность, имевшую место в отношениях налогоплательщика и налогового инспектора. Раньше бухгалтеру требовалось не менее получаса для сдачи отчетности. Теперь в Анапе он тратит на посещение инспекции не более двух минут для того, чтобы взять готовый документ. В большинстве же случаев на основании ст.27 Налогового кодекса Российской Федерации отчетность в налоговый орган по доверенности сдает аудиторская фирма. Она же вручает клиенту и соответствующий документ.

Анализ показал, что научно - практический центр экономики и права "Экономика" обеспечивает высокий уровень всех оказываемых услуг. Грамотно обслуживая налогоплательщиков, при бесспорном соблюдении налогового законодательства, научно - практический центр экономики и права "Экономика" упреждает их возможные ошибки.

Поэтому вполне уместно сказать о вкладе "Экономики" в решение важнейшей задачи - наполнение государственной казны. Например, только при участии ее отдела антикризисного управления в бюджетную систему возвращены сотни миллионов рублей. Аудиторы реально способствуют сокращению санкций, суммы которых оседают в недоимке. И, как результат, она в Анапе за последние 10 месяцев уменьшилась более чем на 36 млн руб., или на 65,6%. Это - один из самых высоких показателей среди налоговых органов.

С переходом на электронную обработку данных налоговики, конечно, намерены расширять и углублять электронный обмен с налогоплательщиками. Так, ИМНС России по курорту Анапа уже готова к практической реализации Приказа МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 по приему налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью. В этой связи оформлен доступ в сеть Интернет по выделенной линии. УМНС России по Краснодарскому краю заключило соответствующий договор со специализированным оператором связи, которым является филиал НТУ "Атлас".

В реализации этого проекта самое активное участие примет и научно - практический центр экономики и права "Экономика", который уже оформил свой доступ в Интернет. Вне сомнения, вновь ее услугами воспользуются те налогоплательщики, которые для этой операции не располагают ни технической базой, ни квалифицированными специалистами. Мы уверены в том, что данное подразделение аудиторов в полной мере справится с новой задачей.

Е.С.Царев

Советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга,

заслуженный экономист Российской Федерации

П.Т.Сопкин

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга,

к. ф. н., доцент

Краснодарский край

Подписано в печать

16.01.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Административные правонарушения, выявляемые по результатам проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля (Начало) ("Налоговый вестник", 2003, N 2) >
Вопрос: Сдача налоговой отчетности по безбумажной технологии основана на применении электронной цифровой подписи. Каков принцип использования ЭЦП? ("Налоговый вестник", 2003, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.