|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О модернизации работы в отдельно взятой налоговой инспекции ("Налоговый вестник", 2003, N 2)
"Налоговый вестник", N 2, 2003
О МОДЕРНИЗАЦИИ РАБОТЫ В ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ
В соответствии с решением МНС России, принятым в 2001 г., Краснодарский край вошел в число девяти регионов Российской Федерации, в которых осуществляется первый этап модернизации налоговых органов. Из 32 налоговых инспекций, участвующих в эксперименте, 4 - из Краснодарского края, в том числе ИМНС России по курорту Анапа. Для апробирования новшеств, вводимых в работу налоговых органов, ИМНС России по курорту Анапа выбрана не случайно. Во-первых, она обладает достаточным кадровым потенциалом, который соответствует уровню новых задач. Во-вторых, она стала базовым звеном по внедрению в краевой налоговой службе компьютерной техники, где впервые была применена на практике идея "обезличения" инспекторов (отказ от закрепления за каждым из них определенного числа конкретных налогоплательщиков). В-третьих, в ней раньше других инспекций был механизирован учет юридических, а затем и физических лиц, сформированы архивы при всех отделах, в порядке эксперимента созданы подразделения по работе с недоимками и по консультированию налогоплательщиков. В-четвертых, у нее имеется учебный центр, позволяющий повышать квалификацию налоговиков из других инспекций. В-пятых, недалеко находится пансионат "Эллада", на базе, которого можно проводить отраслевые семинары - совещания. В основе модернизации работы налоговых органов - единые "правила игры". Иными словами, прошло то время, когда каждая налоговая инспекция имела собственную, только ей присущую структуру. Не сделано исключения и для ИМНС России по курорту Анапа: в настоящее время она действует по общим для всех параметрам. Не означает ли это, что опыт былого экспериментирования ныне стал ей не нужен? На наш взгляд, он помогает в заданных рамках модернизации работы налоговых органов действовать все так же творчески. Например, в структуре налоговой инспекции (она типовая, так же как и у всех других инспекций) согласно принципу функционального разделения труда в настоящее время выделяются следующие блоки: общего обеспечения, информационно - аналитической работы, контроля налогообложения юридических и физических лиц и работы с налогоплательщиками. Это означает, что сотрудники каждого подразделения налоговой инспекции выполняют строго определенные обязанности, уточненные до мелочей, адаптированное для каждого специалиста. В противном случае модернизация работы налоговых органов не принесет желаемых результатов. Перераспределение в функциях налоговиков далось непросто даже в Анапе, где налоговым инспекторам, казалось бы, не привыкать к переменам, при этом все взвешивая и ориентируясь на конечный результат. Как раз это и помогло налоговым инспекторам понять важность и целесообразность модернизации работы налоговых органов. Главнейшая составляющая модернизации - внедрение новой компьютерной программы "Система электронной обработки данных" (ЭОД), которая позволила внести принципиальные изменения в налоговое администрирование и свести на нет общение инспекторов с налогоплательщиками. В настоящее время вся информация обрабатывается исключительно электронным способом, позволяя анализировать гораздо больше информации, чем раньше, и с большей точностью прогнозировать рост поступления налогов с реальным учетом возможностей налогоплательщиков. Справедливости ради следует отметить, что эта компьютерная программа в Анапе была воспринята неоднозначно. Как, собственно, и любое новшество, она подверглась оценке налоговиков с тем, чтобы определить ее возможности и внести замечания и предложения для доведения разработчиками программного продукта до совершенства.
Каковы же, по нашему мнению, недостатки этой системы? К сожалению, она не наглядна, не предназначена для просмотра. Среди ее операций есть, на наш взгляд, лишние, что мешает детально разобраться в той или иной проблеме. То, что ЭОД рассчитана на высокий уровень оборудования, - это хорошо и плохо. Ведь ставка прежде всего сделана на электронную обработку данных. Но многие плательщики к этому оказались не готовы, особенно предприниматели. Однако мы смогли решить данную проблему с помощью аудиторских фирм, о чем будет сказано отдельно. Об отношении специалистов к данному программному продукту. Молодым ЭОД очень нравится, они считают ее мобильным средством. Тем же специалистам, кто долгое время работал в прежнем режиме, пришлось довольно-таки сложно. С учетом этого была организована переподготовка кадров, специалисты были перераспределены по отделам. В этом плане все вопросы решены. Если сравнивать ИМНС России по курорту Анапа до и после начала ее модернизации, то это как бы совершенно разные структуры, абсолютно не похожие друг на друга. В здании, в кабинетах неузнаваемо изменилась обстановка. Специалисты полностью обеспечены компьютерами. Создан и оборудован соответствующим образом операционный зал... Раньше налогоплательщики толкались в коридорах, выстаивали в очередях. Теперь с любым вопросом, касающимся деятельности и отчетности организации, надо обращаться только в одно подразделение: отдел по работе с налогоплательщиками. Кстати, оно изолировано от остальной инспекции: имеет отдельный вход. И здесь по отношению к плательщикам налогов, состоящим на учете, обеспечивается исполнение всех процедур, предусмотренных налоговым законодательством. Можно сделать вывод, что в ИМНС России по курорту Анапа в настоящее время созданы все удобства, которые возможны в такой службе. Например, декларацию теперь можно направлять через сайт инспекции: http://www.taxanapa.ru, а для формирования налоговой отчетности в электронном виде удобно воспользоваться услугами аудиторской фирмы. Одна из основных целей модернизации работы налоговых органов - кардинальная перестройка взаимоотношений налоговиков с налогоплательщиками. Но как на деле добиться того, чтобы у налогоплательщиков возникало как можно меньше трудностей при общении с налоговым инспектором, реально до минимума сократить количество визитов в инспекцию, облегчить сдачу отчетности? Этими вопросами налоговики Анапы задались давно. И пришли к выводу, что имеются реальные возможности для сокращения времени на сдачу отчетности в налоговый орган. Один из них - переход на использование магнитных носителей информации. И в настоящее время уже 95 - 97% юридических лиц подают сведения на магнитных носителях. Почему не все 100%? Потому что более двух десятков плательщиков уже направляют свою отчетность через Интернет. Еще 200 налогоплательщиков, которые находятся за пределами Анапы и Краснодарского края, пока шлют свою отчетность по почте. Передача отчетности на магнитных носителях все более популярна и среди предпринимателей, которых в Анапе свыше 14 тыс. Причем у нас эта категория плательщиков достаточно сложная и разнообразная. Такое стало возможным благодаря тому, что к сдаче отчетности и к другим операциям подключены аудиторские фирмы города. Их три, но бесспорным авторитетом у налогоплательщиков пользуется научно - практический центр экономики и права "Экономика". Почему именно этому центру было отдано предпочтение? По целому ряду причин научно - практический центр экономики и права "Экономика" раньше других скрепил права и обязанности сторон (плательщик - аудитор) договорными обязательствами. Первоначально они носили общий характер, то есть задачи формулировались довольно условно. И это было объяснимо: еще не было опыта работы аудиторской фирмы с налоговым органом. Когда стало очевидным, что научно - экономический центр экономики и права "Экономика" способен в корне изменить сложившуюся рутинную практику сдачи налогоплательщиками отчетности, ИМНС России по курорту Анапа пошла ему навстречу, выделив специальное время для сдачи полученной и обработанной за день отчетности. С учетом того, какие вопросы, связанные с исполнением налогового законодательства, способен решить научно - практический центр экономики и права "Экономика", внесены коррективы в распорядок и содержание работы ряда отделов налоговой инспекции. Тем из них, кто задействован в мероприятиях контроля, аудиторские проверки чаще всего позволяют выявить реальное положение дел с ведением налогоплательщиками бухгалтерской отчетности. И в силу этого все чаще встречаются случаи, когда налоговой проверке предшествует аудиторская. Иными словами, посредничество аудиторской фирмы сняло былую напряженность, имевшую место в отношениях налогоплательщика и налогового инспектора. Раньше бухгалтеру требовалось не менее получаса для сдачи отчетности. Теперь в Анапе он тратит на посещение инспекции не более двух минут для того, чтобы взять готовый документ. В большинстве же случаев на основании ст.27 Налогового кодекса Российской Федерации отчетность в налоговый орган по доверенности сдает аудиторская фирма. Она же вручает клиенту и соответствующий документ. Анализ показал, что научно - практический центр экономики и права "Экономика" обеспечивает высокий уровень всех оказываемых услуг. Грамотно обслуживая налогоплательщиков, при бесспорном соблюдении налогового законодательства, научно - практический центр экономики и права "Экономика" упреждает их возможные ошибки. Поэтому вполне уместно сказать о вкладе "Экономики" в решение важнейшей задачи - наполнение государственной казны. Например, только при участии ее отдела антикризисного управления в бюджетную систему возвращены сотни миллионов рублей. Аудиторы реально способствуют сокращению санкций, суммы которых оседают в недоимке. И, как результат, она в Анапе за последние 10 месяцев уменьшилась более чем на 36 млн руб., или на 65,6%. Это - один из самых высоких показателей среди налоговых органов. С переходом на электронную обработку данных налоговики, конечно, намерены расширять и углублять электронный обмен с налогоплательщиками. Так, ИМНС России по курорту Анапа уже готова к практической реализации Приказа МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 по приему налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи с электронной цифровой подписью. В этой связи оформлен доступ в сеть Интернет по выделенной линии. УМНС России по Краснодарскому краю заключило соответствующий договор со специализированным оператором связи, которым является филиал НТУ "Атлас". В реализации этого проекта самое активное участие примет и научно - практический центр экономики и права "Экономика", который уже оформил свой доступ в Интернет. Вне сомнения, вновь ее услугами воспользуются те налогоплательщики, которые для этой операции не располагают ни технической базой, ни квалифицированными специалистами. Мы уверены в том, что данное подразделение аудиторов в полной мере справится с новой задачей.
Е.С.Царев Советник налоговой службы Российской Федерации I ранга, заслуженный экономист Российской Федерации
П.Т.Сопкин Советник налоговой службы Российской Федерации II ранга, к. ф. н., доцент Краснодарский край Подписано в печать 16.01.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |