|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Административные правонарушения, выявляемые по результатам проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля (Начало) ("Налоговый вестник", 2003, N 2)
"Налоговый вестник", N 2, 2003
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Административная ответственность за совершение правонарушений, которые могут быть выявлены по результатам осуществления налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении физических лиц, индивидуальных предпринимателей, организаций, предусмотрена ст.ст.14.5, 15.1, 15.2, 15.3 - 15.9, 15.11, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.ст.19.6 и 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1. Административные правонарушения, которые могут быть выявлены по результатам проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля. Сравнительный анализ
штрафных санкций, применяемых за административные правонарушения до 1 июля 2002 г. и после этой даты. Штрафные санкции, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации за аналогичный состав административных правонарушений
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно - кассовых машин (ККМ). Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц <*> - от тридцати до сорока МРОТ; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот МРОТ. ————————————————————————————————<*> Под должностным лицом в данном случае имеется в виду лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. При этом совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Таким образом, данной нормой установлена ответственность граждан (индивидуальных предпринимателей), должностных лиц организаций и организаций за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях ККМ. Порядок применения ККМ установлен Законом РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", Указом Президента Российской Федерации от 16.02.1993 N 224 "Об обязательном применении контрольно - кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением", Положением по применению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. Ранее ответственность за ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ, а также ответственность за продажу товаров или иных предметов населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, была предусмотрена ст.7 Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и применялась только к предприятию. Штраф, применяемый за данное правонарушение, с учетом положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июля 1993 года "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан" составлял от пятидесяти до ста МРОТ (ст.146.5 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Статьей 15.1. КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц организаций в размере от сорока до пятидесяти МРОТ; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот МРОТ. Ответственность за вышеуказанные составы правонарушений также предусмотрена ст.9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей". Однако размеры штрафов, налагаемых на организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за совершение данных правонарушений поставлены Указом Президента Российской Федерации в зависимость соответственно от установленных предельных сумм - штраф в двухкратном размере суммы произведенного платежа; от денежной наличности - штраф в трехкратном размере неоприходованной суммы; от установленных лимитов - штраф в трехкратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. На руководителей организаций, допустивших вышеуказанные нарушения, в соответствии с нормами Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 могут быть наложены административные штрафы в пятидесятикратном установленном законодательством Российской Федерации МРОТ. С учетом вышеизложенного органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе в соответствующих случаях при обнаружении административного правонарушения применить административную ответственность к организациям и должностным лицам организаций в размере, не превышающем размеры штрафа, установленного ст.15.1 КоАП РФ. Статьей 15.2 КоАП РФ установлена ответственность должностного лица учреждения банка за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением правил ведения кассовых операций в виде административного штрафа в размере от двадцати до тридцати МРОТ. Основными нормативными актами, регулирующими правила ведения кассовых операций, соблюдать которые обязаны должностные лица учреждения банка и при несоблюдении положений которых данные лица могут быть привлечены согласно вышеназванной норме к административной ответственности, являются Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (см. Письмо Банка России от 04.10.1993 N 18), и Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 25.03.1997 N 56, утвержденное Приказом Председателя Банка России от 25.03.1997 N 02-101. Письмами Банка России от 17.02.1994 N 14-4/35, от 16.03.1995 N 14-4/95 даны некоторые разъяснения по применению Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. Письмами Банка России от 30.12.1997 N 121-У, от 19.06.1997 N 472, от 15.01.2001 N 7-ОР, от 25.12.2001 N 163-Т даны разъяснения по применению Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации. Частью первой ст.15.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц <**> организации за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, в размере от пяти до десяти МРОТ. ————————————————————————————————<**> Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в ст.ст.15.3 - 15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к должностным лицам, определение которым дано в ст.2.4 Кодекса, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Частью второй ст.15.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц организации за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, в размере от двадцати до тридцати МРОТ. Ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе установлена положениями ст.116 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и зависит от количества дней просрочки подачи в налоговый орган заявления о постановке на учет в налоговом органе: - до 90 дней (включительно) - 5000 руб.; - более 90 дней - 10 000 руб. Ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе установлена положениями ст.117 НК РФ и зависит от количества месяцев, в течение которых организация осуществляла деятельность без постановки на учет в налоговом органе: - до 3 месяцев (включительно) - 10% от доходов, полученных в течение вышеуказанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.; - более 3 месяцев - 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. При этом необходимо учитывать разъяснения, содержащиеся в п.39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым на налогоплательщика, вставшего на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных ст.83 НК РФ оснований, не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье Кодекса основанию. Таким образом, если налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) уже стоит на учете в этом налоговом органе по какому-либо основанию, предусмотренному ст.83 НК РФ, он не может быть привлечен к ответственности по ст.116 НК РФ. Аналогично в данном случае не может быть возложена административная ответственность на должностное лицо организации при несвоевременной подаче в налоговый орган заявления о постановке на учет. Статьей 15.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной организации. Нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ. Обязанность представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной организации, а также срок (десять дней) представления данной информации установлены в п.2 ст.23 НК РФ. НК РФ установлена ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за нарушение установленного данным Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке в виде штрафа в размере 5000 руб. Таким образом, при выявлении налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля данного правонарушения - нарушения десятидневного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке либо иной кредитной организации - с учетом п.4 ст.108 НК РФ: налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) подлежит привлечению к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст.118 НК РФ); должностное лицо организации - в размере от десяти до двадцати МРОТ. Статьей 15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц организации в размере от трех до пяти МРОТ. Ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за представление декларации в сроки более поздние, чем установлено законодательством о налогах и сборах, предусмотрена ст.119 НК РФ и зависит от количества дней просрочки представления декларации: - до 180 дней (включительно) - 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.; - более 180 дней - 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня. Таким образом, при выявлении налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля данного правонарушения: налогоплательщик (организация или индивидуальный предприниматель) подлежит привлечению к налоговой ответственности в виде штрафа на основании положений ст.119 НК РФ; должностное лицо организации - в размере от трех до пяти МРОТ. Частью первой ст.15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Согласно вышеуказанной норме КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ. Ответственность налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, предусмотрена ч.1 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. на основании ч.2 ст.126 НК РФ. Частью второй ст.15.6 КоАП РФ установлена ответственность за непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц <***>, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. ————————————————————————————————<***> С 1 июля 2002 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является МНС России (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц").
Таким образом, вышеуказанной нормой установлена ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде: - должностного лица органа, осуществляющего государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; - должностного лица органа, осуществляющего выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой; - должностного лица органа, осуществляющего регистрацию лиц по месту жительства; - должностного лица органа, осуществляющего регистрацию актов гражданского состояния; - должностного лица органа, осуществляющего учет и регистрацию имущества и сделок с ним; - нотариуса или должностного лица, уполномоченного совершать нотариальные действия. Обязанности вышеуказанных органов сообщать в налоговый орган сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, предусмотрены соответствующими положениями ст.85 НК РФ. При неисполнении возложенной на них обязанности данные органы и лица подлежат привлечению к налоговой ответственности, установленной ст.129.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 1000 руб., а в случае повторного нарушения - 5000 руб. Должностные лица вышеуказанных органов, а также нотариусы подлежат привлечению к ответственности в виде административного штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ. Статьей 15.7 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение банком или иной кредитной организацией порядка открытия счета налогоплательщику. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати МРОТ. Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ. Налоговая ответственность банка за данный состав правонарушений установлена п.1 ст.132 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. Статьей 15.8 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса). Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти МРОТ. Статьей 133 НК РФ установлена ответственность банка за нарушение срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Статьей 135 НК РФ установлена ответственность банка за неправомерное неисполнение им в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки. Статьей 15.9 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Осуществление банком или иной кредитной организацией расходных операций, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, сборщика налогов и (или) сборов или иных лиц при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о приостановлении операций по таким счетам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ. Налоговая ответственность банка за данный состав правонарушений установлена ст.134 НК РФ в виде штрафа в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности. Статьей 15.11 КоАП РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Согласно вышеуказанной норме грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ. При этом под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: - искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%; - искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Ответственность налогоплательщика (организации) за аналогичное (но не идентичное) правонарушение: за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения - предусмотрена ст.120 НК РФ, согласно которой: - грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.; - те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 000 руб.; - те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. При этом под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов - фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Статьей 19.4 (ч.1) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль). Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ, а на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ. В данной норме декларируется запрет на неповиновение должностному лицу органа при предъявлении им законных требований в рамках возложенных на него действующим законодательством прав и обязанностей. Права и обязанности налоговых органов установлены ст.ст.31 и 32 НК РФ, а также положениями Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". Статьей 19.5 (часть первая) КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ. Статьей 19.6 КоАП РФ установлена ответственность за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ. Ранее п.12 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" была установлена ответственность руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан за невыполнение требований налоговых органов по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности в виде штрафа в размере от двух с половиной до пяти МРОТ. Статьей 19.7 НК РФ установлена ответственность за непредставление сведений (информации). Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ. При применении административной ответственности необходимо учитывать, что к ней могут привлекаться индивидуальные предприниматели, должностные лица организации, организации (юридические лица). Из вышеуказанных составов индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности, установленной ст.ст.14.5, 15.1, ч.1 ст.19.4, ст.19.5 (ч.1), ст.ст.19.6, 19.7 КоАП РФ. Должностные лица организации могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной ст.ст.14.5, 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 15.11, 19.4 (ч.1), 19.5 (ч.1), ст.ст.19.6, 19.7 КоАП РФ. При этом необходимо учитывать, что к административной ответственности подлежит привлечению должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей (ст.2.4 КоАП РФ). Таким образом, необходимым обстоятельством, при наличии которого возможно привлечение должностного лица к ответственности, предусмотренной КоАП РФ, будут являться факты, свидетельствующие о том, что данным должностным лицом ненадлежаще исполнены служебные обязанности, что стало следствием совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена той или иной нормой настоящего Кодекса. Юридические лица - организации могут быть привлечены к ответственности, установленной ст.ст.14.5, 15.1, 19.5 (ч.1), ст.19.7 КоАП РФ. Однако необходимо иметь в виду, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм. Таким образом, юридическое лицо может быть подвергнуто административному наказанию лишь в случае, если на нем в силу действующего законодательства лежала обязанность соблюдения правил, ответственность за несоблюдение которых установлена соответствующими положениями Кодекса и для исполнения которых оно имело возможность. Кроме того, необходимо учитывать правило ч.3 ст.2.1 КоАП РФ, согласно которому назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо (в данном случае и должностное лицо), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Таким образом, возможно одновременно привлечение как организации, так и должностного лица организации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, если статья КоАП РФ, устанавливающая ответственность за данное правонарушение, предусматривает в качестве субъекта как должностное, так и юридическое лицо (ст.ст.14.5, 15.1, 19.5 (ч.1), ст.19.7 КоАП РФ). Пунктом 7 ст.101 НК РФ предусмотрено, что по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые соответствующие лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения (рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций), ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (п.2 ст.10 НК РФ). С 1 июля 2002 г. порядок производства по делам об административных правонарушениях производится в соответствии с положениями КоАП РФ.
2. Общие положения, при наличии которых возможно привлечение к административной ответственности
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Итак, необходимым элементом для привлечения юридического лица или физического лица (должностного лица) к административной ответственности является наличие вины. Статья 1.5 КоАП РФ предусматривает следующие правила: - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; - лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело; - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; - неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Формы вины установлены ст.2.2 КоАП РФ, согласно которой административное правонарушение может быть признано совершенным умышленно или по неосторожности. Учитывая то, что положениями КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде минимальной и максимальной суммы штрафа, лицо, осуществляющее производство по делам об административном правонарушении, при назначении административного наказания в виде административного штрафа должно руководствоваться правилами, закрепленными в ст.4.1 настоящего Кодекса: - административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения назначается в пределах (минимальном и максимальном), установленных КоАП РФ, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение; - при назначении административного наказания физическому лицу (должностному лицу организации) учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; - при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Кроме того, данным положением КоАП РФ определены не менее важные принципы: - лицо, привлеченное к административной ответственности, не освобождается от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание в виде административного штрафа было назначено; - никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено право судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, при малозначительности совершенного административного правонарушения освобождать лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиваться устным замечанием. Таким образом, лицо, осуществляющее производство по делам об административном правонарушении, может применять к физическому лицу (должностному лицу) или юридическому лицу административную ответственность в определенных пределах, предусмотренных КоАП РФ, в частности, может применять обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие эту ответственность. Согласно п.1 ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: 1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; 2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; 3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним; 5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. При этом п.2 ст.4.2 КоАП РФ предусмотрено, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе. При наличии данных обстоятельств судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при наложении административного наказания в виде штрафа вправе применить минимальный размер штрафа, предусмотренный соответствующей статьей КоАП РФ, устанавливающей ответственность за совершенное данным лицом административное правонарушение. Согласно п.1 ст.4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: 1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; 2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6 настоящего Кодекса; 3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; 4) совершение административного правонарушения группой лиц; 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание в виде административного штрафа, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Кроме того, необходимо иметь в виду, что список обстоятельств, содержащихся в ст.4.3 КоАП РФ, является исчерпывающим. Любое иное обстоятельство, являющееся, по мнению судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, отягчающим ответственность, не влияет на размер применяемого к правонарушителю штрафа. При наличии обстоятельств, содержащихся в ст.4.3 КоАП РФ, и признании данных обстоятельств отягчающими судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при наложении административного наказания в виде штрафа вправе применить максимальный размер штрафа, предусмотренный соответствующей статьей настоящего Кодекса, устанавливающей ответственность за совершенное данным лицом административное правонарушение. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст.4.6 КоАП РФ). Данное правило необходимо для применения ответственности к лицу, совершившему административное правонарушение, так как согласно пп.2 п.1 ст.4.3 и ст.4.6 КоАП РФ если в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа данное лицо будет подвергнуто привлечению к административному наказанию за совершенное им иное административное правонарушение, данное обстоятельство может быть признано судьей, органом, должностным лицом, назначающим административное наказание в виде административного штрафа, отягчающим, и на данное лицо будет наложен максимальный административный штраф, установленный статьей настоящего Кодекса, в соответствии с которой лицо подлежит привлечению к административной ответственности. Статьей 4.4 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - по истечении одного года со дня обнаружения административного правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении. Если ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица удовлетворено, срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
3. Порядок производства по делам об административных правонарушениях
3.1. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Дела об административных правонарушениях в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 настоящего Кодекса: 1) судьями (с учетом положений ст.23.1 настоящего Кодекса - мировыми судьями); 2) налоговыми органами. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.15.3 - 15.9, 15.11, ч.1 ст.19.4, ч.1 ст.19.5, ст.ст.19.6 и 19.7 КоАП РФ. Налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.14.5, 15.1, 15.2 КоАП РФ. При этом непосредственно дела об административных правонарушениях от имени налоговых органов рассматривают в пределах своих полномочий следующие должностные лица налогового органа: 1) Министр Российской Федерации по налогам и сборам, его заместители; 2) руководители УМНС России в субъектах Российской Федерации, их заместители; 3) руководители ИМНС России в городах, районах Российской Федерации.
3.2. Производство по делам об административных правонарушениях
В ст.1.7 КоАП РФ закреплен ряд важных правил, которые сводятся к следующему: - лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения; - производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу; - закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. КоАП РФ предусматривает как открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях, так и закрытое. Закрытое рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в случае, если открытое рассмотрение дела может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случае, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также обеспечения защиты чести и достоинства вышеуказанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения. Статьей 24.4 КоАП РФ предусмотрено право лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении, заявлять письменные ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе отказать в удовлетворении ходатайства. Лицо, участвующее в деле об административном правонарушении, вправе заявить ходатайство о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
(Окончание см. "Налоговый вестник", N 3, 2003)
Л.А.Короткова Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 16.01.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |