|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Аудиторская палата России и новые законодательные требования ("Аудиторские ведомости", 2003, N 2)
"Аудиторские ведомости", N 2, 2003
АУДИТОРСКАЯ ПАЛАТА РОССИИ И НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
До недавнего времени перед отечественным аудитом стояла цель оформиться в подсистему рыночной экономики и утвердиться в общественном сознании как профессия. Можно с большой уверенностью констатировать, что эта цель успешно достигнута. В настоящее время решается задача сближения правовой и нормативной базы отечественного аудита с практикой работы, в том числе с практикой работы международной системы аудита. Правовые основы такого сближения заложены Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". В развитие этого нормативного акта Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.1992 N 696 утверждены первые шесть федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Минфин России Приказом от 29.04.2002 N 38н утвердил Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов Российской Федерации. Эти документы нацелены на повышение качества деятельности аудиторских организаций и аудиторов. Данную проблему предполагается решать путем создания нормативных и организационных механизмов, предназначенных для оказания аудиторским организациям и аудиторам информационной, консультационной и другой помощи; путем разработки системы правил (стандартов), соответствующих или максимально приближенных к международным стандартам аудита (МСА), а также путем разработки общероссийских требований профессиональной аудиторской этики. Предполагается такое создание и функционирование четкой разноуровневой системы контроля качества аудиторской деятельности, профессионализма и профессиональной этикой аудиторов. Эти новые моменты в полной мере учитывает в своей деятельности Аудиторская палата России. Она проводит серьезную работу в направлении достижения своего соответствия новым требованиям законодательства и нормативных актов, издаваемых Минфином России как федеральным государственным органом регулирования аудиторской деятельности. Первое требование законодательства - наличие в составе аккредитованного профессионального аудиторского объединения не менее 100 аудиторских организаций. Сегодня число аудиторских организаций и аудиторов - членов АПР, внесенных в ее реестр, превысило этот порог более чем в 3 раза. В соответствии с уставом АПР ее членами являются также 20 профессиональных аудиторских объединений и 21 вуз. В 2002 г. продолжался прием в члены АПР, причем не только аудиторских организаций и аудиторов, но и региональных профессиональных аудиторских объединений и вузов, занимающихся подготовкой аудиторов. Так, членами АПР стали НП "Аудиторы Кузбасса", Московский государственный университет леса и Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. Общая численность Палаты за 2002 г. увеличилась в 2 раза. Нам представляется, что активная работа в регионах позволяет профессиональному аудиторскому объединению в своей деятельности полнее учитывать территориальные особенности функционирования аудиторских организаций и аудиторов. Поэтому в своей региональной политике АПР считает приоритетной задачей усиление взаимодействия с межрегиональными и региональными аудиторскими объединениями - членами АПР, а также создание региональных представительств. К началу 2003 г. члены Палаты зарегистрированы на территориях 60 субъектов Российской Федерации, действуют практически на всей ее территории. Проводимая АПР региональная политика позволяет успешно решать многие вопросы взаимодействия членов Палаты с местными органами власти, объединениями промышленников и предпринимателей, организовывать на высоком уровне повышение квалификации аудиторов, оперативно оказывать им консультационные и информационные услуги. Второе требование законодательства к аккредитованному профессиональному аудиторскому объединению состоит в том, что оно должно быть саморегулируемым, а его структура должна обеспечивать условия деятельности своих членов и защиту их интересов. Саморегулирование деятельности АПР, как нам представляется, достигается использованием в ее системе управления принципа разумного разделения полномочий представительных и исполнительных ветвей власти. Высшим органом управления в Палате, как и предусмотрено Федеральным законом "О некоммерческих объединениях", является общее собрание ее членов. В промежутках между общими собраниями работает Совет АПР, который в соответствии с ее уставом решает отнесенные к его компетенции вопросы, в основном перспективного характера. Всей текущей деятельностью Палаты руководят президент и правление, формируемое из председателей профильных комитетов и комиссий, которые утверждаются Советом АПР по представлению президента АПР. В настоящее время корректируется структура профильных комитетов и комиссий АПР с целью достижения большего соответствия структуре рабочих органов Совета по аудиторской деятельности при Минфине России. Третье требование законодательства к аккредитованному профессиональному аудиторскому объединению - наличие обязательных для своих членов правил (стандартов) аудиторской деятельности и Кодекса профессиональной этики. В соответствии с решением Совета АПР до момента вступления в силу федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности члены АПР в своей работе руководствуются требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. В настоящее время наш профильный комитет приступил к изучению утвержденных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в целях создания на их базе, как предусмотрено Законом N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", внутренних правил (стандартов) АПР. Члены Палаты в своей деятельности применяют Кодекс профессиональной этики аудиторов, который утвержден решением общего собрания членов АПР от 26.09.2001 (протокол N 2). Четвертое требование законодательства относится к системе контроля аккредитованного профессионального аудиторского объединения за соблюдением его членами правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, за качеством аудита. Эта система должна функционировать на постоянной основе. Поэтому в АПР проведена большая работа по корректировке имевшейся ранее системы контроля для приведения ее в соответствие с новыми законодательными требованиями. В частности, Советом АПР утвержден комплект нормативных документов, регламентирующих работу новой системы контроля - Временного положения о Комиссии по контролю за качеством аудиторской деятельности и соблюдением профессиональной этики аудиторскими организациями и аудиторами - членами Аудиторской палаты России, Временного положения о контроле за качеством аудиторской деятельности и соблюдением профессиональной этики аудиторскими организациями и аудиторами - членами Аудиторской палаты России и Временного порядка привлечении (отбора) и участия в проведении проверок качества аудиторской деятельности уполномоченных экспертов. Эти документы неоднократно обсуждались на правлении АПР и Совете АПР, прошли экспериментальную проверку. Их окончательное утверждение общим собранием членов Палаты запланировано на март 2003 г. Качество аудиторской деятельности членов АПР напрямую связано с уровнем их профессионализма. Этому аспекту своей деятельности органы управления Палаты уделяют самое пристальное внимание. Так, в истекшем году создан и успешно функционирует Институт повышения квалификации АПР. Он, в частности, является организатором проведения телемостов Москва - регионы, в рамках которых в прямом эфире обсуждаются наиболее актуальные проблемы аудиторской деятельности. Ежегодно АПР совместно с Минфином России при активном участии ИПК АПР и Международной школы управления "Интенсив" РАГС при Президенте Российской Федерации проводит Всероссийские научно - практические конференции "Аудит в России". Как показывают результаты проведенных социологических исследований, эти мероприятия приносят российским аудиторам ощутимую пользу. Аналогичные конференции АПР совместно с ее региональными структурами проходят на межрегиональном и региональном уровнях. Так, в организации конференций в Астраханской и Пензенской областях приняли активное участие органы власти этих субъектов Российской Федерации, а в числе участников кроме аудиторов были руководители предприятий, их главные бухгалтеры, специалисты из налоговых, финансовых и экономических органов.
Для оперативного обеспечения членов АПР современной актуальной информацией создан в структуре АПР и успешно функционирует Информационный центр. Его основная задача - подготовка еженедельных обзоров новых законодательных и нормативных актов по аудиторской деятельности, бухгалтерскому учету, налогообложению, арбитражной практике, другим аудиторским услугам, а также ответы на вопросы наших членов. Работа этой структуры оценивается членами Палаты положительно. Укреплению контактов с аудиторами, а значит, и росту качества их профессиональной деятельности в значительной мере способствует созданная в АПР комплексная система электронной связи, которая состоит из сайта в Интернете, электронной почты, факса и телефонов. Полученная по этим каналам связи информация обрабатывается Информационным центром и используется в работе всех органов управления Палатой. В заключение подчеркнем, что руководство АПР уделяет серьезное внимание перспективным проблемам развития Палаты. В этой связи разработан проект концепции развития Аудиторской палаты России, который в основном был одобрен Советом АПР. После доработки с учетом высказанных замечаний и пожеланий проект концепции будет представлен общему собранию членов АПР.
Б.Н.Соколов Президент АПР, член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России Подписано в печать 15.01.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |