Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности налогообложения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 2)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 2, 2003

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В соответствии со ст.246 гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на прибыль признаны российские организации, включая, естественно, и образовательные. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст.247 НК РФ). К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета (ст.248 НК РФ).

Серьезные изменения в гл.25 НК РФ внесены Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ. В соответствии с п.2 ст.256 НК РФ в ранее действовавшей редакции имущество бюджетных учреждений не подлежало амортизации даже в том случае, если они вели наряду с основной предпринимательскую деятельность. В то же время некоммерческие организации вправе были начислять амортизацию по имуществу, используемому для осуществления предпринимательской деятельности. Эта ситуация ставила бюджетные учреждения в крайне невыгодное положение. В пп.1 п.2 ст.256 в редакции Закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ указано, что не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.

Данный Закон дополнил гл.25 НК РФ ст.321.1 "Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями", в которой установлено, что если бюджетные учреждения ведут деятельность за счет бюджетных средств, а также получают доходы от иных источников, то в целях налогообложения необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности. Налоговый учет операций по коммерческой деятельности ведется в порядке, установленном гл.25 НК РФ.

До исчисления налога на прибыль по коммерческой деятельности она не может быть направлена на покрытие расходов по бюджетной деятельности.

Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно - управленческого персонала за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, и средств целевого финансирования производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). При этом в общей сумме доходов для указанных целей не учитываются внереализационные доходы (доходы в виде банковских процентов по средствам, находящимся на расчетном, депозитном счетах, от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и др.).

При определении налоговой базы к расходам, связанным с коммерческой деятельностью, помимо расходов, произведенных в целях ее осуществления, относятся суммы амортизации, начисленные по имуществу, приобретенному за счет средств, полученных от этой деятельности, и используемому для ее осуществления. При этом по основным средствам, приобретенным до 1 января 2002 г., остаточная стоимость определяется как разница между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бухгалтерского учета за период эксплуатации такого объекта.

Таковы основные принципы налогообложения прибыли бюджетных учреждений в 2002 и последующих годах.

Рассмотрим, какие изменения произошли у образовательных учреждений в связи с введением транспортного налога.

Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. по состоянию на 24.07.2002) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (п.3 ст.4) определил размер ставки налога на пользователей автомобильных дорог: с 2001 г. он установлен в размере 1% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), или от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате торговой деятельности. Этот налог действовал до 2003 г.

В Законе Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 (с последующими изменениями и дополнениями) не были предусмотрены льготы для образовательных учреждений, хотя согласно п.3 ст.40 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ) они эти льготы имели. Образовательные учреждения, обращавшиеся по этому поводу в арбитражные суды, как правило, выигрывали процессы. В связи со сложившейся арбитражной практикой МНС России обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по вопросу применения льгот по налогам, не предусмотренным налоговым законодательством (Письмо от 06.04.1999 N ГБ-15-07/276). В ответе заместителя председателя ВАС РФ сообщалось, что суды правомерно исходят из того, что сфера применения данной льготы определяется п.3 ст.40 Закона "Об образовании" (Письмо от 03.06.1999 N С5-5/уп-618).

Тем не менее в большинстве регионов налоговые органы продолжали отказывать образовательным учреждениям в праве на применение льготы (чаще всего - по налогу на пользователей автомобильных дорог) и постоянно проигрывали такие налоговые споры в арбитражных судах. В связи с этим в Письме Управления государственных целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов МНС России от 17.03.2000 N 07-2-06/2/227 предлагалось в случае несогласия налогоплательщиков (образовательных учреждений) с решением налоговой инспекции об уплате налога на пользователей автомобильных дорог руководствоваться сложившейся арбитражной практикой.

В п.15 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежало применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены - связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.

Таким образом, до конца 2002 г. образовательные учреждения не имели права не уплачивать налог на пользователей автомобильных дорог.

В Письме МНС России от 31.07.2001 N ВГ-6-03/592@ указывалось, что при проведении налоговыми органами камеральных и выездных налоговых проверок образовательным учреждениям в части осуществляемой ими непредпринимательской деятельности не начисляются суммы налогов, по которым законодательными актами Российской Федерации таким учреждениям предоставлены льготы, если иное не предусмотрено соответствующими главами части второй НК РФ, а также не начисляются пени и штрафы. В Письме разъяснялось, что возврат налогоплательщику излишне уплаченных сумм налогов, по которым законодательными актами Российской Федерации образовательным учреждениям предоставлены льготы, производится только при наличии соответствующего решения арбитражного суда. Однако в соответствии с Письмом МНС России от 21.10.2002 N ВГ-6-03/1600 этот абзац утратил силу.

Следовательно, те образовательные учреждения, которые уплачивали налог на пользователей автомобильных дорог, вправе вернуть его из бюджета даже без решения арбитражного суда.

В 2003 г. вступила в силу гл.28 "Транспортный налог" НК РФ. Этот налог вводится в регионах законами субъектов Российской Федерации вместо налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств. При этом могут устанавливаться налоговые льготы (ст.356 НК РФ). В ряде регионов такие льготы предусмотрены для образовательных учреждений.

Плательщиками налога признаются лица (физические и юридические), на которых зарегистрированы транспортные средства. Федеральный закон определил виды транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. Образовательные учреждения не относятся к льготной категории налогоплательщиков.

Налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговым периодом признан календарный год. В ст.361 НК РФ определены налоговые ставки в расчете на 1 л. с. мощности двигателя автомобиля. Так, налоговая ставка на 1 л. с. легкового и грузового автомобиля мощностью двигателя до 100 л. с. составляет 5 руб. Далее идут градации от 100 до 150, от 150 до 200, от 200 до 250 и свыше 250 л. с. В последнем случае ставка для легкового автомобиля равна 30 руб., для грузового - 17 руб.

Законами субъектов Российской Федерации данные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз. Иными словами, возможна ситуация, когда в одном регионе ставка налога на 1 л. с. для двигателя мощностью до 100 л. с. составит 1 руб., а в соседнем регионе - 25 руб. В связи с этим следует обратить внимание на то, что уплата налога производится налогоплательщиками не по месту расположения организации, а по месту нахождения транспортного средства. Организации исчисляют сумму налога самостоятельно.

Ю.Донин

Налоговый консультант

ООО "ПРОФИТ - Аудиторская фирма"

Подписано в печать

08.01.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Признаются ли расходами в целях исчисления налога на прибыль организаций расходы, связанные с добровольным страхованием имущественных интересов третьих лиц в связи с ведением работ по метрологии и сертификации? Необходимость данного страхования определяется общепринятыми международными требованиями. ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 2) >
Статья: Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности организаций - застройщиков ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.