Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение малого бизнеса ("Финансы", 2003, N 1)



"Финансы", N 1, 2003

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА

За основу при подготовке гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" был взят Федеральный закон N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Сохранилась добровольность перехода. В то же время отсутствие в названии гл.26.2 НК РФ указания на субъекты малого предпринимательства объясняется, на наш взгляд, тем, что контингент вероятных плательщиков уже не совсем подходит под понятие субъектов малого бизнеса. Если раньше под действие упрощенной системы налогообложения попадал весьма ограниченный контингент плательщиков (численность работников по всем договорам гражданско - правового характера не должна была превышать 15 чел., а совокупный доход на момент подачи заявления - 100 000 МРОТ), то теперь эта численность ограничивается 100 чел. и выручкой от реализации 9-ти месяцев того года, когда подано заявление, - 11 млн руб. Появились и новые ограничения. Не могут использовать преимущества новой системы те организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25% или если стоимость амортизируемого имущества претендента превышает 100 млн руб. Таким образом, очевидно, что значительная часть плательщиков налога на прибыль являются потенциальными плательщиками нового налога.

Если ранее объектами налогообложения устанавливались совокупный доход или валовая выручка, то теперь - доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения доходов и расходов максимально адаптирован к условиям гл.25 НК РФ, а потому вычитаемые расходы значительно шире трактуются, чем было раньше. В частности, при действующей системе перечень затрат существенно скромнее, поскольку нет таких затрат, как оплата труда и амортизация, что делает, с одной стороны, невыгодным применение упрощенной системы для зарплатоемких и фондоемких производств, а с другой стороны - увеличивает налоговую базу на довольно значительные суммы. Кроме того, новые правила снижения налогооблагаемой базы за счет списания расходов на приобретение основных средств, расходов на обязательное страхование и некоторых других расходов не может не сказаться на снижении налогового бремени отдельного плательщика.

Налицо существенное снижение ставки налога: вместо действующих 10% с выручки или 30% с чистого дохода соответственно 6 или 15%.

Еще одним важным фактором снижения поступлений налога вследствие введения соответствующего раздела Налогового кодекса является система переносов убытков на финансовый результат будущих периодов, которая формируется в соответствии с гл.25 НК РФ. Вероятность получения такого убытка увеличивается предоставленной возможностью крайне льготного списания расходов на приобретение основных средств, где в немалой степени задействован механизм ускоренной амортизации.

Доходы и расходы налогоплательщика в основном определяются кассовым методом, что также является фактором, противодействующим росту поступлений.

Таким образом, очевидно, что в отличие от нововведений, связанных с налогом на прибыль, где присутствовали факторы, способствующие и увеличению, и снижению налоговой базы, упрощенная система налогообложения обладает набором характеристик, который позволяет предположить резкое снижение налоговой базы не только тех плательщиков, которые ранее платили налоги в общеустановленном порядке, но и тех плательщиков, которые платили единый налог при упрощенной системе учета и отчетности. Конечно, общая сумма налога должна резко увеличиться, но это произойдет не из-за увеличения платежей по отдельным плательщикам, а из-за резкого увеличения количества этих плательщиков. Такое положение не сможет не сказаться на поступлениях налога на прибыль, а также и налога на добавленную стоимость и налога на имущество в сторону снижения.

Предположить, что контингент плательщиков увеличится за счет выхода предпринимателей из "тени" крайне наивно, поскольку рассматриваемый механизм ранее применялся и уже был значительно более привлекательным, чем обычный, что предопределяло достаточно высокий рост поступлений, особенно за счет перехода на этот метод предпринимателей - физических лиц, но не за счет новых плательщиков.

Общий вывод по введению в Налоговый кодекс гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" следующий: предприниматели получают все преимущества, предусмотренные в гл.25 НК РФ для расчета базы по налогу на прибыль, в виде налоговых вычетов и переноса убытков на будущее, а также дополнительные преимущества в виде крайне низкой ставки налога и определения доходов и расходов кассовым методом, что снизит поступления от тех плательщиков, которые ранее подпадали под действие этой системы, и тех плательщиков, которые перейдут на нее, имея численность работников от 15 до 100 чел., компенсацией выпадающих доходов может быть только потенциальное увеличение числа плательщиков за счет нелегального ранее бизнеса, что крайне сомнительно.

Введение гл.26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" наоборот значительно сузило контингент вероятных плательщиков по сравнению с действующим законодательством. Основными плательщиками становятся: предприятия бытового обслуживания, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг и ремонта автотранспорта, а также оказание ветеринарных услуг. Такое нововведение вполне логично, поскольку ранее в числе плательщиков ЕНВД, основная идея которого связывалась с охватом налогообложением микробизнеса, оказывались достаточно крупные предприниматели. Кроме строительного бизнеса, под общие налоговые законы или, если позволят критерии оценки, под действие упрощенной системы попадают аудиторские и консультационные услуги, гостиницы, сборщики металлолома и некоторые другие виды деятельности, которые легко поддаются контролю со стороны налоговых органов и без специальных условий налогообложения.

Увеличения количества плательщиков можно ожидать в связи с изменением обусловленных параметров деятельности предпринимателей. Отменены практически все ограничения. Если раньше предприятия розничной торговли попадали под действие закона о ЕНВД только при численности работников не более 30 чел., а предприятия общественного питания - 50 чел., то теперь численность не ограничивается, но, правда, торговый зал не должен превышать 70 кв. м, автотранспортные услуги могут оказываться при любой численности сотрудников, но не более, чем двадцатью автомобилями. Для других видов деятельности никаких дополнительных условий не существует.

Вмененный доход, как и прежде, определяется как потенциально возможный доход налогоплательщика. Однако ранее этот потенциальный доход выглядел как потенциально возможный валовый доход без потенциально необходимых затрат. Расчет этого показателя опирался на субъективные расчеты и редко отражал реальную действительность, что приводило к большим перекосам в определении налога по одним и тем же видам деятельности в разных регионах. Теперь вмененный доход определяется как потенциально возможный доход, рассчитанный с учетом совокупности факторов, влияющих на его получение.

Попытка устранения возможных перекосов региональных законодательств, имевших место при введении ЕНВД в прошлом, состоит в том, что в Налоговом кодексе установлены обязательные параметры, необходимые для расчета налога - физические показатели и базовая доходность в месяц, а также 2 коэффициента: К1, зависящий от кадастровой стоимости земли, и К3, являющийся индексом - дефлятором, соответствующим изменению индекса цен.

На откуп органам власти субъектов Федерации оставлен один, регулирующий сумму налога коэффициент - К2, учитывающий совокупность прочих особенностей предпринимательской деятельности. Важно, что законодательство ограничивает возможности использования коэффициента К2 пределами от 0,1 до 1.

Первый вывод, который напрашивается при сравнении двух документов, регламентирующих введение ЕНВД, это значительное снижение налогового бремени соответствующих плательщиков в условиях, предложенных в Налоговом кодексе. Так, в действующих условиях базовая доходность на одно оборудованное рабочее место бытового обслуживания, где, как правило, работает 1 человек, составляет 18 000 руб., в Налоговом кодексе на 1 работника базовая доходность составляет 5000 руб., а по ремонту автотранспортных средств - 8000 руб. Резко снизились показатели базовой доходности для торговли: с 36 000 руб. кв. м до 1200 руб. кв. м, а при отсутствии торгового зала до 6000 руб. за торговое место и для общественного питания с 6000 до 700 руб. за кв. метр обслуживаемого зала.

Невозможно не удивиться метаморфозе, произошедшей с налогообложением торговли горюче - смазочными материалами. Возможность применения ЕНВД для этой отрасли долго дискутировалась, но была решена положительно. При этом была установлена достаточно высокая базовая доходность с одного раздаточного пистолета - 36 000 руб. Учитывая безусловно высокую доходность этой отрасли торговли, такая ставка вполне оправдана. Правительственный проект Налогового кодекса предполагал снижение ставки до 10 000 руб. В результате введения Налогового кодекса торговля горюче - смазочными материалами отдельно не выделена как самостоятельная отрасль торговли, а значит, этот вид деятельности является одним из составляющих в разделе "розничная торговля" с общими для этого вида деятельности условиями налогообложения, что явно пролоббировано, учитывая особенности отрасли и резко расширяющийся контингент плательщиков.

Аналогичная ситуация сложилась в области оказания автотранспортных услуг: вместо 6000 руб. с тонны грузоподъемности базовая доходность составила 4000 руб. с одного автомобиля.

По расчетам Правительства, в результате введения Налогового кодекса налоговая нагрузка на соответствующих плательщиков снизится в 2,4 раза. Если иметь в виду вышеперечисленные аргументы, то это очевидно. В то же время можно надеяться на увеличение поступлений налога на прибыль, налога на имущество, отчислений в социальные фонды от тех отраслей, которые в новых условиях будут платить налоги по общей схеме. Это в первую очередь строители, аудиторы и консультанты, владельцы гостиниц, являющиеся достаточно высокорентабельными предприятиями.

И еще одно соображение связывается с влиянием введения корректирующих коэффициентов. Коэффициент К2, устанавливаемый органами власти субъектов Федерации в зависимости от конкретных условий деятельности плательщика, ни в коей мере не работает на увеличение размеров поступлений, но может снизить налог даже в 10 раз. Стимулирующее значение этого коэффициента только в потенциальном увеличении количества плательщиков из числа "нелегальных" за счет привлекательности условий налогообложения.

Коэффициент К1, с которым связана основная корректировка базовой доходности, зависит от кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности и максимальной кадастровой стоимости земли для данного вида деятельности.

1000 + Коф

К1 = ----------,

1000 + Ком

где:

Коф - кадастровая стоимость земли по месту осуществления деятельности;

Ком - максимальная кадастровая стоимость земли.

Очевидно, что этот коэффициент < = 1, то есть сумма базовой доходности в зависимости от месторасположения объекта увеличиваться не может, но может существенно снизиться.

Что касается третьего коэффициента, то по большому счету в условиях отсутствия галопирующей инфляции его значение невелико. В результате поставлены практически в равные условия "Русское бистро", столовая и элитный ресторанчик в центре столичного города, булочная, ликероводочный и ювелирный магазины, снимающие помещение в одном торговом центре, салон "Велла" или "Жак Дессанж" и рядовая парикмахерская.

Ранее существующие условия, рекомендованные для расчета ЕНВД, хотя и не учитывали все нюансы деятельности плательщиков, но все же предусматривали четыре поправочных коэффициента, в том числе по месту осуществления деятельности существовали три коэффициента от 0,2 до 3, по подвидам деятельности от 0,1 до 6, то есть предполагалась возможность существенного увеличения величины вмененного дохода.

Поскольку ставка налога остается на уровне ранее действовавшей - 15%, а предложенные к расчету размеры базовой доходности и действие поправочных коэффициентов ниже существующих, рост поступлений можно связывать только с ростом числа плательщиков.

Существующая практика применения ЕНВД показала отсутствие ответственности плательщиков за состояние чистоты окружающей среды, поскольку соответствующие платежи были упразднены, то есть был разрушен экономический механизм, стимулирующий проведение природоохранных мероприятий, связанных с сокращением вредных веществ, образованием промышленных отходов и ликвидацией последствий сверхлимитных выбросов за свой счет, то есть соответствующие затраты возлагаются на государство.

По данным налоговых органов, в некоторых регионах, где введен ЕНВД, поступления обязательных платежей за загрязнение окружающей среды существенно сократились. В Налоговом кодексе, несмотря на то что негативные последствия действующей практики неоднократно отмечались и государственными органами, и средствами массовой информации, недостаток не устранен.

Еще одним показателем, характеризующим налоговое законодательство с позиций его привлекательности для предпринимателей, является количественное развитие соответствующих отраслей. Если сравнить отношение ликвидированных предприятий к вновь созданным, то очевидно, что наиболее устойчивый рост числа открытых предприятий при наименьшем количестве закрытых наблюдается в торговле и на транспорте, значительно хуже положение в строительстве и бытовом обслуживании, хотя все эти отрасли имели возможность использовать преимущества специальных систем налогообложения. Если рассматривать показатели с позиций динамики по годам применения этих систем, то налицо положительная тенденция по всем отраслям.

С государственных позиций единый налог на вмененный доход имел преимущество в том, что уплачивался 100%-ными авансовыми платежами, что позволяло производить жесткое налоговое администрирование. Это преимущество действующей практики для налоговых инспекций устранено и условия уплаты налога адаптированы к общим. Соответственно отменены свидетельства, которые являлись документом, доказывающим уплату налога. В то же время ссылка на наличие свидетельства, видимо по ошибке, попала в текст в ст.346.27, что необходимо устранить.

В результате предложенных нововведений в Налоговом кодексе получились две специальные системы налогообложения: одна для малого, а другая для микробизнеса. На последнюю возлагаются надежды, связанные с резким ростом количества плательщиков, вышедших из "тени", поскольку, по словам заместителя министра финансов С. Шаталова, "сегодня только 25% от полноценной налоговой нагрузки попадает под налогообложение". В то же время нельзя не отметить, что и в настоящее время темпы роста поступлений единого налога на вмененный доход очень высоки, при этом поступления возрастают за счет юридических и физических лиц, чего нельзя сказать про единый налог, применяемый при упрощенной системе учета и отчетности, где общие высокие темпы роста налога достигаются за счет перехода юридических лиц при падении темпов роста для физических лиц. Так, за первый квартал 2002 г. при росте налоговых поступлений по сравнению с предыдущим годом в федеральный бюджет на 20,8 пункта и в территориальный бюджет на 30,1 пункта поступления единого налога при упрощенной системе возросли на 40,8 и 31 пункт при падении темпов поступления этого налога от физических лиц на 4,1 пункта. В то же время поступления ЕНВД увеличились соответственно на 37 и 74,2 пункта, в том числе по юридическим лицам на 37 и 76 пунктов и по физическим лицам на 73,3 пункта каждый. Увеличился и удельный вес поступлений в общей сумме налоговых платежей.

Такое положение объясняется не только и не столько привлекательностью ЕНВД для предпринимателей, сколько обязательностью перехода на него того контингента, который предусмотрен законодательством. Очевидно, что существенное сокращение численности этого контингента, предусмотренное Налоговым кодексом, а также более льготные условия расчета базовой доходности и величины вмененного дохода отрицательно скажутся на размерах поступлений, а выход неплательщиков из тени - вопрос скорее не совершенствования налоговой системы, а изменения психологии плательщиков и повышения контроля, что является проблемами не близкой перспективы.

Динамика зарегистрированных

и ликвидированных предприятий

(по данным Госкомстата России)

     
   ——————————————T——————————T——————T———————T———————T———————T————————¬
   |             |          | 1998 |  1999 |  2000 |  2001 |  2002  |
   |             |          |      |       |       |       |(4 мес.)|
   +—————————————+——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |Транспорт    |зарег.    | 6 869|  6 047|  6 553|  7 628|  3 784 |
   |             +——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |             |ликв.     | 1 269|  1 030|  1 139|  1 252|    649 |
   |             +——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |             |отн. ликв.| 0,18 |  0,17 | 17,4  | 16,4  | 17,2   |
   |             |к зарег.  |      |       |       |       |        |
   +—————————————+——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |Строительство|зарег.    |16 848| 17 113| 20 662| 25 402| 12 763 |
   |             +——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |             |ликв.     | 6 004|  5 577|  6 785|  6 927|  4 002 |
   |             +——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |             |отн. ликв.| 0,35 | 32,5  | 32,8  | 27,3  | 31,4   |
   |             |к зарег.  |      |       |       |       |        |
   +—————————————+——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |Торговля и   |Зарег.    |93 080|103 126|128 937|134 106| 65 206 |
   |общественное +——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |питание      |Ликв.     |19 133| 17 053| 20 955| 20 807| 11 569 |
   |             +——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |             |отн.      | 0,20 | 16,5  | 16,2  | 15,5  | 17,7   |
   |             |зарег.    |      |       |       |       |        |
   |             |к ликв.   |      |       |       |       |        |
   +—————————————+——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |Бытовое      |зарег.    | 1 212|  1 510|  1 657|  1 971|    983 |
   |обслуживание +——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |             |ликв.     |   454|    412|    440|    456|    232 |
   |             +——————————+——————+———————+———————+———————+————————+
   |             |отн.      | 37,5 | 27,3  | 26,6  | 23,1  | 23,6   |
   |             |зарег.    |      |       |       |       |        |
   |             |к ликв.   |      |       |       |       |        |
   L—————————————+——————————+——————+———————+———————+———————+—————————
   

Поступления налогов по специальным системам

налогообложения в общей сумме поступлений

млрд руб.

     
   —————————————————————————————————T——————————————————————T————————¬
   |           Показатели           |Поступило в I квартале|  Темпы |
   |                                +——————————T———————————+роста, %|
   |                                |  2001 г. |  2002 г.  |        |
   +————————————————————————————————+——————————+———————————+————————+
   |Поступило по налоговым платежам,|          |           |        |
   |всего                           |  373,5   |   467,2   | 125,1  |
   |В том числе в:                  |          |           |        |
   |федеральный бюджет              |  200,4   |   242,1   | 120,8  |
   |территориальный бюджет          |  173,0   |   225,1   | 130,1  |
   +————————————————————————————————+——————————+———————————+————————+
   |Единый налог, взимаемый в связи |          |           |        |
   |с применением упрощенной системы|    1,4   |     1,9   | 134,4  |
   |В том числе в:                  |          |           |        |
   |федеральный бюджет              |    0,5   |     0,7   | 140,8  |
   |территориальный бюджет          |    0,9   |     1,2   | 131,0  |
   +————————————————————————————————+——————————+———————————+————————+
   |Единый налог на вмененный доход |          |           |        |
   |для определенных видов          |          |           |        |
   |деятельности                    |    4,0   |     6,7   | 168,7  |
   |В том числе в:                  |          |           |        |
   |федеральный бюджет              |    0,6   |     0,8   | 137,0  |
   |территориальный бюджет          |    3,4   |     5,9   | 174,2  |
   +————————————————————————————————+——————————+———————————+————————+
   |Доля единого налога при         |          |           |        |
   |упрощенной системе в общей сумме|          |           |        |
   |поступлений                     |    0,40  |     0,41  |   —    |
   |В том числе в:                  |          |           |        |
   |федеральном бюджете             |    0,25  |     0,30  |   —    |
   |территориальном бюджете         |    0,52  |     0,53  |   —    |
   +————————————————————————————————+——————————+———————————+————————+
   |Доля налога на вмененный доход в|          |           |        |
   |общей сумме поступлений         |    1,1   |     1,4   |   —    |
   |В том числе в:                  |          |           |        |
   |федеральном бюджете             |    0,30  |     0,33  |   —    |
   |территориальном бюджете         |    2,0   |     2,6   |   —    |
   L————————————————————————————————+——————————+———————————+—————————
   

Н.И.Малис

Ведущий научный сотрудник НИФИ

Минфина России

Подписано в печать

05.01.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В каком налоговом периоде и при каких условиях налогоплательщик имеет право произвести вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения? ("Московский налоговый курьер", 2003, N 11) >
Статья: Особенности налогового учета основных средств в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" ("Финансы", 2003, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.