Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новый Закон о банкротстве ("Экономико-правовой бюллетень", 2003, N 1)



"Экономико-правовой бюллетень", N 1, 2003

НОВЫЙ ЗАКОН О БАНКРОТСТВЕ

Институт банкротства во всем мире считается одной из важнейших юридических процедур, регулирующих отношения хозяйствующих субъектов на рынке, поэтому вполне понятно стремление российского законодателя разработать такой закон о банкротстве, который бы позволил установить стабильную, надежную систему правоотношений, прав и обязанностей субъектов в ситуации несостоятельности.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон) является уже третьим законом о банкротстве за десять лет с того момента, когда этот институт появился в российском правовом пространстве. Первый Закон был принят в 1992 г., второй - в 1998 г., а 3 декабря 2002 г. введен в действие новый Закон, за исключением:

- положений, регулирующих деятельность арбитражных управляющих, не являющихся членами саморегулируемых организаций (вступили в силу со дня официального опубликования - 2 ноября 2002 г.);

- положений, регулирующих банкротство субъектов естественных монополий (вводятся в действие с 1 января 2005 г.).

Кроме того, положения Закона, относящиеся к банкротству граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступят в силу лишь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (п.2 ст.231 Закона).

Действие Закона

Закон распространяется на правоотношения, возникшие после его вступления в законную силу. В отношении дел о банкротстве, которые были возбуждены в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) и производство по которым велось в момент вступления Закона в силу, применяются положения Закона N 6-ФЗ до окончания конкретной процедуры (наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство). А с момента введения следующей процедуры правоотношения будут регулироваться согласно положениям нового Закона (ст.233 Закона).

Понятие несостоятельности (банкротства)

Прежде всего следует обратить внимание на то, что Закон расширяет круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). В соответствии с п.2 ст.1 Закона несостоятельными (банкротами) могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций (п.2 ст.1 Закона), в то время как согласно положениям Закона N 6-ФЗ в отношении некоммерческих организаций, действующих в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, банкротство не могло быть возбуждено.

Критерии несостоятельности, а также признаки банкротства остались теми же. В соответствии со ст.2 Закона несостоятельность - это неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Но Закон изменил размер задолженности должника, которая может повлечь подачу кредитором заявления в арбитражный суд о возбуждении дела о банкротстве. Исходя из минимального размера оплаты труда, установленного в данное время, размер требований к должнику по сравнению с Законом N 6-ФЗ увеличился в два раза (по отношению к должнику - юридическому лицу размер требований составляет 100 тыс. руб., а к должнику - гражданину - 10 тыс. руб.).

Законом введено также важное положение, касающееся требований кредиторов к должнику. Теперь в соответствии с п.3 ст.6 Закона все требования кредиторов к должнику должны быть в обязательном порядке подтверждены вступившим в законную силу приговором суда, арбитражного суда, третейского суда.

Если кредитором являются уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти РФ, исполнительные органы субъектов РФ, муниципальные органы, которые уполномочены представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам, то основанием обращения в арбитражный суд являются решения таких органов (налоговых, таможенных) о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Таким образом, Закон исключил действия недобросовестных кредиторов, которые необоснованно обращались в суд с иском о признании должника банкротом, так как согласно предыдущему Закону кредитор мог обратиться с иском в суд даже при отсутствии документов, подтверждающих задолженность должника.

Лица, участвующие в деле о банкротстве

Статьей 34 Закона установлен закрытый перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, к которым относятся:

- должник;

- арбитражный управляющий;

- конкурсные кредиторы;

- уполномоченные органы;

- федеральные органы исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъектов, муниципальные органы;

- лица, предоставившие обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Как видно, перечень этих лиц изменен.

Во-первых, теперь в деле не участвует государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, хотя в соответствии с Законом N 6-ФЗ этот орган обладал таким правомочием. Следует заметить, что временно, на срок три месяца со дня вступления Закона в силу, на Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству возложено исполнение функций уполномоченного органа, представляющего в делах о банкротстве и процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также функции регулирующего органа, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2002 г. N 855 "Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротстве и процедурах банкротства"). В дальнейшем в соответствии со ст.29 Закона деятельность регулирующей организации и уполномоченных органов должна быть разграничена.

Во-вторых, из участия в деле исключен прокурор.

В-третьих, добавлена такая категория, как лица, предоставившие обеспечение для проведения финансового оздоровления, правовой статус которых будет рассмотрен в рамках вопроса о финансовом оздоровлении.

Обращение в арбитражный суд с заявлением

о признании должника банкротом

В ст.7 Закона по сравнению с Законом N 6-ФЗ расширен круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если раньше таким правом обладали должник, кредитор и прокурор, то теперь к ним добавлены еще и уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые представляют в деле о банкротстве интересы государства.

Обращаем внимание на то, что с заявлением о признании должника банкротом кредитор может обратиться в арбитражный суд только при соблюдении следующих условий:

- требования кредитора подтверждены решением суда, арбитражного суда, третейского суда;

- истекло 30 дней со дня направления исполнительного листа в службу судебных приставов.

Уполномоченный орган вправе обратиться в арбитражный суд, если:

- имеется решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника;

- прошло 30 дней со дня вынесения такого решения.

Поэтому заявитель обязан приложить к заявлению, во-первых, вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда, третейского суда или решение уполномоченного органа; во-вторых, доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (наряду с другими документами, указанными в ст.39 Закона).

Срок рассмотрения дела о банкротстве

Законом увеличен срок рассмотрения дела о банкротстве с трех месяцев (ст.47 Закона N 6-ФЗ) до семи месяцев (ст.51 Закона).

Статус арбитражного управляющего

Основным действующим лицом при проведении всех процедур банкротства является арбитражный управляющий, статус которого значительно изменен Законом.

Статьей Закона введено два новых признака, которым должен удовлетворять арбитражный управляющий: он должен быть гражданином РФ, а также членом саморегулируемой организации. О саморегулируемых организациях будет сказано ниже.

Несмотря на то что деятельность арбитражных управляющих уже не является лицензируемой, требования к арбитражным управляющим отнюдь не стали мягче. Напротив, Законом установлены повышенные требования к арбитражным управляющим по сравнению с прежним законодательством.

Так, согласно п.1 ст.20 Закона арбитражный управляющий должен:

- быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

- обязательно иметь высшее образование;

- иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

- сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

- пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

- являться членом саморегулируемой организации.

Арбитражный управляющий не должен иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Помимо указанных выше обязательных требований конкурсные кредиторы (собрание кредиторов) вправе сами предъявлять к арбитражному управляющему дополнительные требования, закрытый перечень которых установлен ст.23 Закона:

- требование о наличии у кандидата высшего образования в конкретной сфере (юридическое, экономическое или иное);

- требование о наличии у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителя предприятия в какой-то конкретной отрасли;

- установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Важной новеллой Закона является введение финансовой ответственности арбитражных управляющих путем страхования их ответственности. Каждый арбитражный управляющий должен ежегодно заключать договор страхования ответственности с последующим его возобновлением на тот же срок. Минимальная сумма финансового обеспечения должна быть не менее 3 млн руб. (п.8 ст.20 Закона). Кроме того, арбитражный управляющий обязательно дополнительно страхует гражданскую ответственность по конкретному делу в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника.

Утверждение кандидатуры арбитражного управляющего

Закон принципиально изменил порядок утверждения арбитражного управляющего (ст.45 Закона). Если раньше в соответствии с Законом N 6-ФЗ кандидатуру арбитражного управляющего выбирало собрание кредиторов, а арбитражный суд лишь утверждал соответствующую кандидатуру, то теперь собрание кредиторов вправе лишь предоставить в суд заявку с требованиями к кандидатуре с указанием размера вознаграждения и саморегулируемой организации, членом которой должен являться кандидат.

Арбитражный суд, в свою очередь, направляет предоставленный собранием кредиторов запрос в указанную саморегулируемую организацию, которая составляет список из трех кандидатов, расположенных в порядке уменьшения их соответствия заявленным требованиям. Из заявленного списка должник и кредиторы имеют право отвести по одной кандидатуре. Соответственно оставшийся кандидат и утверждается арбитражным судом. Если ни одна из сторон, участвующих в деле, не отвела ни одной кандидатуры, то суд назначает арбитражного управляющего, кандидатура которого занимает высшую позицию в списке.

Следует указать, в каких случаях арбитражный суд должен отказать в назначении арбитражного управляющего. По ранее действовавшему законодательству такому назначению препятствовало наличие судимости, дисквалификация, а также опыт арбитражного управления по этому же делу. Теперь невозможно утверждение кандидатуры, если (п.8 ст.20 Закона):

- кандидат является заинтересованным лицом по отношению как к должнику, так и к кредиторам;

- в отношении кандидата введена процедура банкротства;

- кандидат дисквалифицирован;

- отсутствует договор обязательного страхования ответственности;

- арбитражный управляющий не возместил убытки, причиненные ранее должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей.

Саморегулируемая организация

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих - некоммерческая организация, которая удовлетворяет следующим признакам (ст.2 Закона):

- основана на членстве;

- создана гражданами РФ;

- включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций;

- цели деятельности - регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Права и обязанности саморегулируемой организации определены в ст.22 Закона.

Так как процесс создания таких организаций и урегулирования всех организационных вопросов займет определенное время, законодатель установил переходный срок - один год, в течение которого такое требование к арбитражным управляющим, как членство в какой-либо саморегулируемой организации, не является обязательным (п.5 ст.231 Закона).

Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица в настоящее время применяются следующие процедуры:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Процедуры банкротства, применяемые при рассмотрении дела о банкротстве должника - физического лица, не изменились.

Опубликование сведений о процедурах банкротства

Отметим важное нововведение Закона, обеспечивающее дополнительную защиту прав кредиторов.

В отличие от Закона N 6-ФЗ, когда обязательному опубликованию подлежали сведения лишь о введении окончательной процедуры по отношению к должнику - конкурсного производства (ст.ст.50 и 100 Закона N 6-ФЗ), теперь в соответствии со ст.28 Закона должна публиковаться информация не только о введении конкурсного производства, но и о введении наблюдения.

Если количество кредиторов превышает сто или их количество не может быть определено, то обязательному опубликованию подлежат сведения о начале каждой. Такая обязанность возложена на арбитражного управляющего, который в течение трех дней со дня получения соответствующего судебного акта направляет эту информацию в официальное издание, которое, в свою очередь, обязано опубликовать полученную информацию в десятидневный срок (ст.ст.54, 28 Закона).

До определения Правительством РФ официального издания, в котором публикуется информация о делах по банкротству, эти сведения подлежат опубликованию в "Российской газете" (п.6 ст. 231 Закона).

Наблюдение

Процедура наблюдения подверглась определенным изменениям.

Теперь процедура наблюдения вводится не сразу после принятия заявления (ст.56 Закона N 6-ФЗ), а по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя (ст.62 Закона). Наблюдение вводится сразу лишь по заявлению самого должника.

Следует отметить, что арбитражный суд в отдельном заседании рассматривает обоснованность требований заявителей в любом случае, даже если со стороны должника или иных лиц нет никаких возражений. По результатам такого рассмотрения требования кредиторов либо включаются в реестр требований кредиторов, либо признаются необоснованными и не принимаются (ст.71 Закона).

Как и ранее, с момента введения наблюдения органы управления должника (руководитель) не отстраняются от руководства. Однако новый Закон (ст.69) предусмотрел возможность замены руководителя должника арбитражным судом по ходатайству временного управляющего на иное лицо.

Кроме того, также по заявлению временного управляющего арбитражный суд вправе вынести решение в отношении руководителя о запрете совершать какие-либо сделки или действия либо совершать их только с согласия управляющего.

Наблюдение оканчивается с момента вынесения арбитражным судом определения о введении следующей процедуры банкротства, утвержденной первым собранием кредиторов.

Так, возможно введение финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства либо вообще прекращение дела и утверждение мирового соглашения (ст.75 Закона).

Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление - новая процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст.2 Закона).

Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет.

Финансовое оздоровление вводится в следующих случаях (ст.75 Закона):

если собрание кредиторов приняло соответствующее решение, - по инициативе руководителя должника, который обязан предложить ввести эту процедуру;

если первое собрание не приняло никакого решения относительно следующих процедур и если имеется ходатайство учредителей (участников), собственника имущества должника или третьих лиц, - при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

если имеется ходатайство указанных выше субъектов и банковская гарантия в качестве обеспечения исполнения обязательств должника по графику.

Законом установлены определенные правила подачи ходатайств для каждой категории лиц, и они имеют определенные различия. Однако принципиальные требования заключаются в том, что к ходатайству должен прилагаться график погашения задолженности с указанием срока ее погашения и доказательства предоставления обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (ст.ст.77, 78 Закона). Причем графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено начало погашения задолженности не позднее чем через месяц со дня вынесения определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года со дня начала удовлетворения требований кредиторов.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено: залогом (ипотекой); банковской гарантией; государственной или муниципальной гарантией; поручительством; иными способами, не противоречащими Закону.

Ходатайство не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В случае если лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств, не исполнили свои обязательства в пятидневный срок со дня обращения к ним административного управляющего, то тогда к ним применяются меры гражданской ответственности (ст.91 Закона).

Если же такие лица обеспечили исполнение должником обязательств перед кредиторами, то они получают право регрессного требования к должнику после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди (п.4 ст.89 Закона).

Для проведения финансового оздоровления арбитражным судом утверждается арбитражный управляющий (который на данном этапе называется административным управляющим), права и обязанности которого определены в ст.83 Закона.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, но с ограничениями, установленными ст.82 Закона.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления арбитражный суд принимает одно из следующих решений:

- определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Внешнее управление

Срок внешнего управления увеличен Законом с двенадцати до восемнадцати месяцев, причем, как и ранее, он может быть продлен еще на шесть месяцев (ст.93 Закона, ст.68 Закона N 6-ФЗ).

Ранее согласно Закону N 6-ФЗ органы управления должника в ходе внешнего управления вообще устранялись от управления должником. Теперь же органы управления должника ряд своих полномочий сохраняют (п.2 ст.94 Закона).

Эти полномочия касаются, во-первых, вопросов деятельности органов управления акционерными обществами (например, решение об увеличении уставного капитала, размещение дополнительных акций, проведение собрания акционеров), во-вторых, таких вопросов, как продажа предприятия должника, замещение активов должника, избрание представителя учредителей должника, заключение соглашения между третьими лицами и органами управления должника о совершении крупных сделок или предоставлении денежных средств для исполнения обязательств должника.

Следует отметить, что, как и раньше, кредитор вправе предъявить свои требования в любой момент внешнего управления. Но такие требования должны быть обязательно подтверждены судебным актом, а также должны направляться не только должнику (как было раньше, см. ст.75 Закона N 6-ФЗ), а в арбитражный суд и внешнему управляющему (п.1 ст.100 Закона).

Новый Закон в ст.109 вводит дополнительные меры по восстановлению платежеспособности должника: увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, размещение дополнительных обыкновенных акций, замещение активов должника (под которым понимается создание на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ).

Одной из важных мер восстановления платежеспособности должника является также продажа предприятия. Рассмотрим подробнее положения Закона, касающиеся этой меры.

Несмотря на то что ст.110 Закона в целом воспроизводит ст.86 Закона N 6-ФЗ, в ней имеются важные новеллы, на которые следует обратить внимание.

Так, Законом определено само понятие предприятия для целей данного Закона (чего не было в Законе N 6-ФЗ). Согласно п.1 ст.110 Закона под предприятием понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица.

Теперь продажа предприятия осуществляется путем открытых торгов в форме аукциона, за исключением случая, когда в состав имущества входит ограниченно оборотоспособное имущество. То есть положение Закона N 6-ФЗ о том, что закрытые торги могут вводиться планом внешнего управления, исключено, что позволит исключить процедуру банкротства как способ передела собственности.

Кроме того, начальная стоимость предприятия устанавливается теперь, как и прежде, собранием (комитетом) кредиторов, но только на основании рыночной стоимости, которую должен определить независимый оценщик. Таким образом, уменьшается возможность скупки предприятия за бесценок. Кроме того, начальная цена не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия (п.5 ст.110 Закона).

Закон также подробным образом регламентировал типичную ситуацию, когда торги по продаже предприятия не могут состояться из-за отсутствия заявок на участие. В таком случае могут предприниматься еще попытки продажи предприятия, причем цена предприятия может неоднократно снижаться, но не ниже цены, определенной органами управления должника (п.7 ст.110 Закона).

Конкурсное производство

Что касается процедуры конкурсного производства, то здесь Закон также содержит ряд нововведений.

Изменился порядок определения судьбы имущества, относящегося к объектам социальной инфраструктуры. Все эти объекты разделены на две группы (ст.132 Закона). К первой относятся объекты жилищного фонда, а ко второй - дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системе жизнеобеспечения.

Если раньше Закон N 6-ФЗ обязывал должника все указанные выше объекты передать органам местного самоуправления, то теперь Закон определяет другой порядок.

Должник сначала пытается продать объекты, относящиеся ко второй группе, путем проведения торгов в форме конкурса. Причем покупатели таких объектов должны после проведения торгов заключить с органом местного самоуправления дополнительное соглашение о целевом использовании приобретенных объектов.

Если же какие-то объекты социальной инфраструктуры не были проданы, то они вместе с жилищным фондом подлежат передаче органам местного самоуправления, которые обязаны их принять. В случае отказа или уклонения муниципальных органов от принятия таких объектов конкурсный управляющий правомочен обратиться в арбитражный суд (п.9 ст.132 Закона).

Новыми являются положения ст.146 Закона, в соответствии с которой должник может избежать признания его банкротом, если:

- конкурсный управляющий, опираясь на данные финансового анализа, сочтет, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

- в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление или (и) внешнее управление.

В таком случае конкурсный управляющий в течение месяца созывает собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления. Если собранием кредиторов одобрено такое предложение, то такое ходатайство подается в суд. Оно должно содержать информацию о сроке внешнего управления и требования к кандидатуре внешнего управляющего. Арбитражный суд может утвердить такое решение, но только при наличии у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

И наконец, изменилась очередность погашения требований кредиторов.

Расширен перечень требований, которые погашаются вне очереди за счет конкурсной массы. К указанным ранее Законом N 6-ФЗ обязательствам по судебным расходам, по выплатам арбитражным управляющим, по текущим коммунальным и эксплуатационным платежам, а также обязательствам перед кредиторами, которые возникли в период после принятия заявления о признании должника банкротом, добавлены:

- задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства;

- иные расходы, связанные с проведением конкурсного производства;

- расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных и (или) экологических катастроф или гибели людей (в случае если прекращение деятельности должника может повлечь такие последствия).

Те же кредиторы, требования которых погашаются после внеочередных задолженностей, разделены на три очереди (в отличие от Закона N 6-ФЗ, в котором было предусмотрено пять очередей):

- первую очередь образуют граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также за моральный вред (в Законе N 6-ФЗ компенсация за моральный вред не была указана);

- вторую очередь составляют работающие или работавшие по трудовым договорам, которым должник должен выплатить выходные пособия и оплату за труд, а также лица, которым должник должен выплатить вознаграждения по авторским договорам;

- в третью очередь производятся расчеты со всеми другими кредиторами, включенными в реестр (в том числе с кредиторами, требования которых обеспечены залогом имущества должника).

Мировое соглашение

Как и прежде, на любой стадии банкротства должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Теперь Законом подробно урегулированы особенности заключения мирового соглашения в ходе каждой процедуры банкротства (ст.ст.151 - 154 Закона).

Более подробно в Законе раскрывается понятие о содержании мирового соглашения, определяется порядок обжалования и пересмотра определения арбитражного суда об утверждении мирового соглашения, порядок расторжения мирового соглашения.

В заключение отметим, что хотя новый Закон и не закрыл все лазейки для фиктивного или преднамеренного банкротства, а также не разрешил ситуацию, когда предприятие подпадает под процедуру банкротства по вине государства, которое не платит за заказанную продукцию, тем не менее этот Закон является несомненным шагом вперед по целому ряду причин:

- лучше обеспечены права и законные интересы кредиторов;

- защищены права добросовестных собственников (учредителей, участников) организации - должника;

- изменены статус и процедура регулирования деятельности арбитражного управляющего в сторону повышения его ответственности за свои действия;

- установлены особенности регулирования отдельных категорий должников;

- введена новая стадия - финансовое оздоровление;

- более подробно урегулированы все стадии процедуры банкротства и т.д.

Однако будут ли на самом деле в полной мере реализованы положения нового Закона, покажет только арбитражная практика.

Ю.Михалычева

Подписано в печать

04.01.2003

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новые требования к порядку проведения общего собрания акционеров ("Экономико-правовой бюллетень", 2003, N 1) >
Статья: Обзор судебной практики: налоговые споры ("Экономико-правовой бюллетень", 2003, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.