![]() |
| ![]() |
|
Статья: Доходы от аренды и уплата налогов ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2003, N 1)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 1, 2003
ДОХОДЫ ОТ АРЕНДЫ И УПЛАТА НАЛОГОВ
Предприятие осуществляет выпуск различных видов застежек "молния" и ворсовых застежек "контакт" для легкой промышленности. В 1999 г. в связи с неблагоприятной для предприятия ситуацией на рынке сбыта возникла острая нехватка оборотных средств. Чтобы решить эту проблему, предприятие сдало часть помещений в аренду. В бухгалтерском учете аренда была отражена как внереализационный доход с начислением НДС, но без начисления налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы. При документальной налоговой проверке в 2002 г. налоговая инспекция потребовала доначисления суммы этих налогов за 1999 г., уплаты штрафа и пени за просрочку платежа на основании ст.ст.38 и 39 НК РФ, в которых возмездное оказание услуг признано реализацией. И все же признать решение налоговой инспекции правильным нельзя. Согласно абз.2 п.1 ст.38 НК РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи. В 1999 г. действовал Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 10.02.1999 N 32-ФЗ), в п.2 ст.5 которого база налогообложения определена как процент от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг). Кроме того, налогоплательщик обязан был руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30. В п.21.3 Инструкции было указано, что организации, уставной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества, в том числе по договору лизинга (кроме имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности), уплачивают налог от арендной платы, полученной от реализации этих услуг. Организация при извлечении дохода от аренды руководствовалась уставом, который предусматривает любую разрешенную законом деятельность. Однако в уставе организации сдача помещений в аренду не предусмотрена, это было вынужденной мерой из-за недостатка оборотных средств. Налоговые органы считают арендные платежи выручкой, поскольку Управление МНС России по г. Москве в Письме от 08.02.2002 N 23-10/3/05954 дало именно такое определение. Согласно действовавшему в 1999 г. Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, к доходам, отражаемым на счете "Прибыли и убытки", относились доходы от сдачи имущества в аренду (п.14 разд.II "Формирование финансовых результатов"). На счете "Прибыли и убытки" отражаются внереализационные доходы. По нашему мнению, действия налоговых органов противоречат требованию п.6 ст.3 НК РФ, где указано, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ). Трактовка законодательства налоговыми органами в данном случае привела к разногласиям. Ведь при камеральной проверке должны были выявиться расхождения в базах обложения НДС и налогом на пользователей автомобильных дорог. Однако предприятие не было извещено о необходимости уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы с доходов от аренды после камеральной проверки. Арбитражный суд г. Москвы признал незаконным решение налоговой инспекции о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, соответствующих пени и штрафов, связанных со сдачей имущества в аренду, как не соответствующее п.2 ст.5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", ст.3 Закона г. Москвы от 16.03.1994 N 5-25 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы".
М.Титчева ООО "Компания ИНФИН" Подписано в печать 04.01.2003
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |