|
|
Статья: Порядок исчисления расходов в целях налогообложения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 52)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 52, 2002
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, было установлено, что для целей налогообложения произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов. К нормируемым затратам, в частности, относились затраты на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затраты на командировки, рекламу и представительские расходы. Однако с 1 января 2002 г. гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - гл.25) установлен новый порядок исчисления расходов в целях налогообложения. Так, в соответствии со ст.252 гл.25 в целях указанной главы налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст.270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения"). Перечень расходов, связанных с производством и реализацией и учитываемых при налогообложении, приведен в ст.253 гл.25. Он включает в том числе прочие расходы, связанные с производством и реализацией продукции. Перечень прочих расходов, определенный ст.264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" гл.25, включает, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, расходы на командировки, расходы на подготовку и переподготовку кадров, представительские расходы. Подпунктом 11 п.1 ст.264 гл.25 предусмотрено, что расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей принимаются в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации. Постановлением от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (с изменениями от 15.11.2002) Правительство Российской Федерации установило следующие нормы: легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно - 1200 руб. в месяц, свыше 2000 куб. см - 1500 руб., мотоциклы - 600 руб. в месяц. Указанные нормы отличаются от размеров компенсации, выплачиваемой работникам, использующим личный автотранспорт в служебных целях. Кроме того, ст.188 "Возмещение расходов при использовании личного имущества работника" Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), введенного в действие с 1 февраля 2002 г., установлено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. К прочим расходам относятся также расходы на командировки. В соответствии с пп.12 п.1 ст.264 гл.25 к ним, в частности, относятся: расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы; наем жилого помещения (по этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах, за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно - оздоровительными объектами); суточные и (или) полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации; оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы. В гл.24 "Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность" ТК РФ дается определение понятия "командировка". Так, в соответствии со ст.166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В этом определении, в отличие от ранее действовавшего (Постановление Совета Министров СССР от 18.03.1988 N 351 и Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62), отсутствует признак направления для выполнения служебного задания в другую местность (т.е. другой населенный пункт), и, следовательно, командировкой может считаться направление работника по распоряжению работодателя для выполнения служебного поручения в пределах одного административного пункта, но вне места постоянной работы (так называемая местная командировка). При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст.166 ТК РФ). При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных с такой командировкой. К возмещаемым расходам относятся расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (ст.167 ТК РФ). В ст.168 ТК РФ установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, однако размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета (до утверждения указанных размеров постановлением Правительства Российской Федерации применяются нормы возмещения, введенные в действие с 1 января 2002 г. Приказом Минфина России от 06.07.2001 N 49н, в ред. Приказа от 09.11.2001 N 91н). Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" (с изменениями от 15.11.2002), принятое в соответствии с пп.12 п.1 ст.264 гл.25, предусматривает, что с 1 января 2002 г. при определении налоговой базы по налогу на прибыль к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы организации на выплату суточных в пределах следующих норм: за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации - суточные в размере 100 руб.; за каждый день нахождения в заграничной командировке - суточные в размере согласно Приложению к данному Постановлению.
Все поездки работников, связанные с гражданско - правовыми договорами, не являются служебными командировками, и, следовательно, связанные с ними расходы не относятся к прочим расходам согласно пп.12 п.1 ст.264 гл.25. С 1 января 2002 г. ст.264 гл.25 к прочим расходам отнесены также представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (пп.22 п.1); расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе (пп.23 п.1); расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках (пп.28 п.1). Однако п.2 ст.264 гл.25 установлен перечень расходов, которые в целях налогообложения относятся к представительским. В частности, к ним относятся помимо указанных в пп.22 п.1 данной статьи расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий (к представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний). Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда (ст.255 "Расходы на оплату труда" гл.25). При определении налоговой базы не учитываются в соответствии с п.42 ст.270 гл.25 расходы в виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные п.2 ст.264 гл.25. Как уже указывалось, к прочим расходам относятся также расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика (пп.23 п.1 ст.264 гл.25). До введения в действие этой главы данные расходы учитывались при налогообложении в пределах установленных норм и при условии заключения договоров с государственными и негосударственными профессиональными образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию, а также с зарубежными образовательными учреждениями. С 1 января 2002 г. нормы указанных расходов не установлены, т.е. расходы принимаются при исчислении налога на прибыль в полном объеме понесенных затрат. Однако в п.3 ст.264 гл.25 определено, что указанные расходы на обучение могут быть отнесены к прочим расходам, если: соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус; подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате, а для эксплуатирующих организаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации отвечающих за поддержание квалификации работников ядерных установок, - работники этих установок; программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика. В соответствии со ст.196 "Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров" ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Этой же статьей предусмотрено, что работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования (в соответствии со ст.12 Федерального закона "Об образовании" в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ к образовательным относятся учреждения, в том числе следующих типов: учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также учреждения дополнительного образования взрослых) на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Пунктом 2 ст.264 гл.25 предусмотрено, что не принимаются для целей налогообложения расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования, а также расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения. Расходы на рекламу также относятся к прочим расходам (в отличие от ранее действовавшего порядка, к расходам на рекламу теперь относится реклама не только произведенной продукции, но и приобретенных и (или) реализуемых товаров, работ, услуг, а также товарного знака и знака обслуживания). В соответствии с п.4 ст.264 гл.25 к расходам организации на рекламу относятся: расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок - продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Указанные виды расходов включаются в состав прочих расходов в полном объеме, т.е. без каких-либо ограничений. Кроме того, в целях налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки, определяемой в соответствии со ст.249 гл.25, расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также прочие виды рекламы, осуществленные налогоплательщиком в течение налогового (отчетного) периода.
Г.Титова Минфин России Подписано в печать 25.12.2002
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |