Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 22)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, 2002

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 26.10.2002 N 127-ФЗ

"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)">

Закон о банкротстве за последние десять лет принимали трижды. Первый Закон от 1992 г. отличался усложненной процедурой банкротства. Поэтому неэффективные и убыточные предприятия продолжали существовать за счет кредиторов. То есть первый Закон фактически не работал.

Второй - Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6-ФЗ) - заработал вовсю. Он принципиально отличался от первого Закона тем, что его процедура начала банкротства была максимально упрощена. В итоге обанкротить стало возможным практически любое предприятие, даже вполне успешное. В настоящее время в судебном производстве находится 62 000 дел о банкротстве.

Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий-должников, продавались за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т.д.

Закон N 6-ФЗ был явно прокредиторским. Он не выполнял основную функцию закона о банкротстве - согласование интересов кредиторов, должников и собственников. Фактически он зачастую являлся инструментом для передела собственности и недобросовестной борьбы с конкурентами.

Выше опубликован третий вариант закона о банкротстве (далее - Закон). Он имеет целый ряд принципиальных отличий от Закона N 6-ФЗ. Именно поэтому разработчик - Правительство РФ - издал новый Закон, а не стал вносить изменения в действующий. Рассмотрим эти отличия.

Признаки и условия банкротства

Закон не изменил признаки банкротства. По-прежнему считается, что организация не способна удовлетворить требования кредиторов, если она не исполнила свои обязательства в течение трех месяцев. Отметим, что это относится как к денежным обязательствам по гражданско-правовым сделкам, так и к обязательным платежам (налогам, сборам, обязательным взносам).

Также считается, что гражданин не способен удовлетворить требования кредиторов, если он не исполнил свои обязательства в течение трех месяцев. При этом сумма обязательств должна превышать стоимость принадлежащего ему имущества.

Условия для возбуждения дела о банкротстве в арбитражном суде изменились незначительно. Закон N 6-ФЗ устанавливал, что для возбуждения дела задолженность организации должна составлять не менее 500 МРОТ (50 000 руб.), а задолженность гражданина - не менее 100 МРОТ (10 000 руб.).

Закон о банкротстве устанавливает фиксированные значения минимальной задолженности. Для организаций это 100 000 руб., а для граждан те же 10 000 руб.

Начало банкротства по денежным обязательствам

Оставив прежними признаки банкротства и незначительно изменив условия для возбуждения дела, законодатель принципиально изменил саму процедуру банкротства.

Раньше кредитор мог выявить, когда долг ему превысит установленные 50 000 руб., подождать три месяца и обратиться с заявлением о банкротстве должника в суд. Арбитражный судья единолично, не оповещая должника, мог принимать решение о возбуждении дела.

Теперь Закон устанавливает различные процедуры инициирования банкротства для денежных обязательств и обязательных платежей.

Требования кредитора к должнику по денежным обязательствам должны быть подтверждены вступившим в законную силу решением суда (суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда). Другими словами, для того чтобы задействовать процедуру банкротства, необходимо сначала в обычном порядке подать исковое заявление, выиграть дело в суде и оформить исполнительный лист. Только когда исполнительное производство не принесет результата, можно задействовать процедуру банкротства.

Статья 7 Закона устанавливает следующий срок. Кредитор может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом через 30 дней после направления исполнительного документа приставу. Одновременно копия исполнительного листа будет направлена должнику.

Следует отметить, что эта вновь введенная норма Закона вступает в противоречие с Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Дело в том, что судебный пристав, получив исполнительный лист, должен провести множество мероприятий:

- должнику предлагается погасить долг;

- налагается арест на счета должника в банках,

- списываются деньги со счетов должника;

- налагается арест на имущество первой очереди;

- продается имущество первой очереди;

- налагается арест на имущество второй, третьей очереди;

- имущество продается и т.д.

Очевидно, что само исполнительное производство занимает больше времени, чем установленные ст.7 Закона 30 дней. Поэтому начинать процедуру банкротства, когда еще не окончено исполнительное производство, некорректно. С другой стороны, если кредитор собрался банкротить должника, то вообще начинать исполнительное производство нелогично. Такое противоречие между этими двумя федеральными законами могут разрешить только судьи.

Начало банкротства по обязательным платежам

По обязательным платежам процедура банкротства начинается иначе. Для этого требуется решение налоговой инспекции или таможни о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Напомним, в случае неуплаты налога в установленный срок представители МНС могут принудительно обратить взыскание на денежные средства организации на ее счетах в банках (п.1 ст.46 НК РФ).

При недостаточности денег в банке в счет налога можно изъять имущество фирмы (п.7 ст.46 НК РФ). В этом случае налоговая инспекция направляет судебному приставу постановление о взыскании налога на счет имущества налогоплательщика.

Если же судебному приставу не удается погасить задолженность по налогам в течение 30 дней, то уполномоченные органы могут начать процедуру банкротства.

Закон не уточняет, какие государственные структуры являются уполномоченными органами, т.е. кто будет участвовать в делах о банкротстве со стороны государства. Этот вопрос будет решать Правительство РФ.

Подчеркнем, что обоснованность требований по погашению обязательных платежей (как и по денежным обязательствам) будет рассматривать суд (ст.48 Закона). Если он примет положительное решение, то начинается процедура банкротства.

Таким образом, инициирование банкротства усложнено по сравнению с Законом N 6-ФЗ. Однако, в отличие от первого Закона о банкротстве 1992 г., это вполне рабочая процедура.

Процедуры банкротства

Статья 27 Закона вводит следующие процедуры банкротства (стадии):

- наблюдение;

- финансовое оздоровление;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- мировое соглашение.

Как видно, по сравнению с Законом N 6-ФЗ добавлена еще одна процедура - финансовое оздоровление.

Один из основных принципов Закона - возможность погасить долги и прекратить процедуру банкротства на любой из ее стадий. Причем сделать это могут как собственники, учредители, так и третьи лица.

Во время первой стадии - наблюдения - деятельность организации-должника продолжается в обычном порядке. Введение наблюдения автоматически не отстраняет руководителя должника. Это может сделать только арбитражный суд по ходатайству временного управляющего (в случае нарушения руководителем требований Закона).

На этой стадии проводится первое собрание кредиторов. Кредиторы получают информацию о финансовом состоянии должника.

Если наблюдение не приводит к восстановлению платежеспособности должника, то вводится вторая стадия банкротства - финансовое оздоровление. Причем с ходатайством о введении этой стадии могут выступить учредители или собственники имущества должника.

На этой стадии принимается план финансового оздоровления и график погашения задолженности. План может предусматривать конкретные мероприятия по восстановлению платежеспособности должника. Например, привлечение средств внешнего инвестора.

Если стадия финансового оздоровления не приносит результата, то начинается следующая стадия - внешнего управления. На этой стадии прекращаются полномочия руководителя должника и управление делами полностью переходит к внешнему управляющему.

Внешний управляющий должен попытаться сохранить предприятие и не довести его до ликвидации. При этом план внешнего управления может включать следующие мероприятия:

- перепрофилирование производства;

- закрытие нерентабельных производств;

- взыскание дебиторской задолженности;

- уступка прав требования должника;

- размещение дополнительных акций должника и т.д.

Отметим, что в качестве одной из мер восстановления платежеспособности предприятия Закон предусматривает дополнительную эмиссию акций.

Если эта стадия не приносит результата, то вводится конкурсное производство, т.е. продажа предприятия.

Очередность удовлетворения требований кредиторов

Закон N 6-ФЗ предусматривал очередность для пяти групп кредиторов. Первые четыре очереди были привилегированными, пятая - общая очередь. Задолженность по обязательным платежам погашалась в четвертую, привилегированную, очередь. При этом государственные ведомства могли голосовать только на первом собрании кредиторов. В дальнейшем процедура банкротства проходила без их участия.

Новый Закон о банкротстве в корне меняет этот порядок. Теперь очередь состоит из трех групп кредиторов. Первые две очереди не изменились. По-прежнему в них включаются:

- требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также компенсация морального вреда;

- выплата выходных пособий и оплата труда по трудовому договору и авторским договорам.

В третьей очереди производятся расчеты с остальными кредиторами, в том числе и по обязательным платежам. Таким образом, государство из привилегированной очереди переведено в общую очередь. Однако при этом государство может голосовать на всех стадиях банкротства.

Эта новация также является одной из важнейших в Законе. Дело в том, что в структуре задолженности предприятий задолженность по обязательным платежам составляет 40 процентов. Голосование кредиторов проводится пропорционально объему задолженности. Поэтому в большинстве дел о банкротстве у государства будет контрольный пакет долга. Таким образом, государство получает возможность реально влиять на проведение процедуры банкротства. Как полагают разработчики Закона, новый порядок погашения долгов будет выгоден именно государству.

Арбитражные управляющие

Новый Закон существенно повышает требования к арбитражным управляющим. На разных стадиях процедуры банкротства это временный, административный, внешний или конкурсный управляющий. Согласно ст.20 Закона арбитражный управляющий должен:

- быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;

- иметь высшее образование;

- иметь стаж руководящей работы не менее чем два года;

- сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

- пройти стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

- не иметь судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

- являться членом одной из саморегулируемых организаций (например, ассоциации).

Закон N 6-ФЗ устанавливал минимальные квалификационные требования к арбитражным управляющим. Главное было получить лицензию в Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству (далее - ФСФО).

ФСФО выдавала лицензии трех категорий в зависимости от значимости предприятия. Выдав лицензию, ФСФО уже не могла нести ответственности за деятельность арбитражного управляющего.

В Законе лицензии для арбитражных управляющих не предусмотрены. При этом Закон вводит новый механизм управления - саморегулируемые организации. Эти структуры будут следить за соблюдением законодательства Российской Федерации своими членами, а также защищать их права и законные интересы.

Контролировать саморегулируемые организации со стороны государства будет специальное ведомство, которое определит Правительство РФ.

В декабре 2002 г. в Государственную Думу должен быть внесен законопроект о саморегулируемых организациях, который обеспечит правовую поддержку этих структур.

Заметим, что лицензирование деятельности арбитражных управляющих прекращено с 1 июля 2002 г. (Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ). До вступления Закона в силу деятельность арбитражных управляющих контролируется ФСФО.

Финансовая ответственность арбитражных управляющих

Важной новацией является введение финансовой ответственности за проведение процедуры банкротства. Закон предусматривает два уровня страхования ответственности арбитражных управляющих и создание компенсационных фондов саморегулируемых организаций.

Во-первых, арбитражный управляющий должен заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору) должна превышать 3 млн руб. в год.

Во-вторых, в течение десяти дней со дня утверждения судом арбитражный управляющий должен дополнительно застраховать свою ответственность. Сумма страховки зависит от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату.

Кроме того, саморегулируемая организация должна сформировать компенсационный фонд (образовать общество взаимного страхования). Из него будут выплачиваться средства в возмещение убытков, причиненных членами организации при исполнении обязанностей арбитражных управляющих.

Компенсационный фонд формируется за счет взносов членов организации. Закон устанавливает минимальную величину этих взносов - не менее 50 000 руб. на каждого участника.

Вступление Закона в силу

Комментируемый Закон был опубликован в "Российской газете" 2 ноября 2002 г. Он вступает в силу через 30 дней со дня официального опубликования, т.е. со 2 декабря 2002 г. Исключения касаются нескольких положений и разделов Закона.

Во-первых, п.3 ст.231 вступает в силу со дня опубликования Закона (со 2 ноября 2002 г.). В нем говорится, что регулирующий орган в течение года будет управлять арбитражными управляющими, которые не состоят членами саморегулируемых организаций. Это положение дает время на создание саморегулируемых организаций. Арбитражные управляющие могут в течение года работать самостоятельно.

Во-вторых, абз.11 п.4 ст.29 вступает в силу через три месяца после вступления в силу Закона (со 2 марта 2003 г.). Здесь приводится перечень функций, которые должен выполнять регулирующий орган. Очевидно, законодатели дали некоторое время Правительству РФ для того, чтобы оно определилось с этой структурой и подготовило соответствующее постановление.

В-третьих, § 6 гл.IX вступает в силу с 1 января 2005 г. В нем рассказано об особенностях банкротства субъектов естественных монополий. Банкротство таких организаций до указанной даты будет проводиться по общим правилам, установленным Законом.

Статья 231 Закона содержит также ряд переходных положений, касающихся утверждения кандидатур арбитражных управляющих. Эти положения будут действовать в течение года со дня вступления в силу Закона.

Арбитражные суды будут применять новый Закон по делам, которые возбуждены со дня его вступления в силу, т.е. со 2 декабря 2002 г.

С этой же даты утрачивает силу Закон N 6-ФЗ. Однако он еще будет применяться по делам, производство которых возбуждено до 2 декабря 2002 г., вплоть до завершения процедуры банкротства (внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения). Как только такая процедура будет завершена, начнут применяться положения Закона. В частности, это будет касаться таких процедур, введенных Законом, как финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение.

В заключение подчеркнем принципиальные новшества, внесенные комментируемым документом в законодательство о банкротстве:

- стало сложнее инициировать банкротство;

- фирма может, погасив долг, в любой момент остановить процедуру банкротства;

- введена новая процедура - финансовое оздоровление;

- государственным ведомствам стало проще участвовать в управлении процессом банкротства;

- изменилась очередность погашения долгов по обязательным платежам;

- повысились требования к арбитражным управляющим;

- введен институт саморегулируемых организаций;

- установлена финансовая ответственность арбитражных управляющих.

Как полагают разработчики документа, эти особенности Закона позволят согласовать интересы различных сторон - кредиторов, должников и собственников.

В.В.Олифиров

Эксперт "НА"

Подписано в печать

18.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 31.10.2002 N 134-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 22) >
Статья: <Комментарий к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 30.07.2002 N 68 "О практике применения части второй статьи 1002 Гражданского кодекса Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.