Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 30.10.2002 N 131-ФЗ и к Федеральному закону от 30.10.2002 N 130-ФЗ> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 22)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 22, 2002

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 30.10.2002 N 131-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

(ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ"

И К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 30.10.2002 N 130-ФЗ>

"О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

Комментируемые документы внесли серьезные изменения в деятельность Комитета по финансовому мониторингу (КФМ), организаций, которые должны отчитываться перед ним, и их клиентов. Сфера деятельности Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, расширилась, обязанности участников увеличились, а наказание за их неисполнение ужесточилось.

Расширение сферы деятельности

Внесены коррективы в список операций, подлежащих контролю по Закону о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Теперь в тексте прямо указано, что контроль осуществляется за финансовыми операциями вне зависимости от валюты платежа (рубли, иностранная валюта). Достаточно того, чтобы эквивалент таких операций был равен 600 000 руб. Валютные операции пересчитываются в рубли по курсу Банка России на день совершения сделки.

КФМ будет использовать "черные" списки стран, которые не препятствуют отмыванию денег. Любая из организаций, которые работают с такими странами, может быть проверена.

Напомним, что "черные" списки стран, к примеру, составляет FATF - международная комиссия по борьбе с отмыванием преступных доходов. В этот список, к сожалению, попала и Украина. Поэтому российским предприятиям, торгующим с ней, придется приготовиться к тщательной проверке своих экспортно-импортных финансовых операций.

Если у вас открыт счет в украинском банке, то будьте готовы к тому, что вы будете считаться подозрительным лицом. У ваших контрагентов будут проверять все финансовые операции на сумму 600 000 руб. и больше, которые они проводят с вами.

Наконец, комментируемыми документами установлены критерии отнесения физических и юридических лиц к экстремистам (их операции подлежат обязательному контролю). Теперь это можно сделать не только по приговору суда, но и по решению прокурора о приостановлении деятельности организации, определению следователя (прокурора) о возбуждении уголовного дела или по данным международных организаций.

Пополнение рядов "информаторов"

До внесения изменений отчитываться перед КФМ должны были банки, страховые и лизинговые компании, ломбарды, почтовики, брокеры и дилеры. Теперь к ним добавились:

- фирмы и предприниматели, занимающиеся скупкой и продажей драгоценностей;

- владельцы тотализаторов, организаторы лотерей, букмекеры;

- инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды.

Соответственно, руководству таких организаций надо срочно изучить целый пакет правительственных требований, которые им теперь придется выполнять. В первую очередь, это Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 N 983-р). Также следует обратить внимание на Инструкцию о представлении в Комитет РФ по финансовому мониторингу информации (утв. Приказом КФМ России от 03.09.2002 N 62).

Новые обязанности кредитных организаций

Изменения в ст.7 Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, дали банкам законную возможность не открывать счета тем, кто не представил все необходимые для контроля документы. Раньше этому препятствовал п.2 ст.846 Гражданского кодекса, который запрещал банкам отказывать в открытии счета.

Кроме того, теперь банки могут отказаться выполнять ваши распоряжения о совершении операций по счету, если вы не представите все необходимые им документы. Исключение сделано только для поступления денег на счет: они будут зачислены, но воспользоваться ими вы не сможете. При этом дополнения в Закон снимают с банков всякую ответственность за разглашение сведений о клиентах и полученные ими в результате этих действий убытки.

Обратите внимание: теперь банки должны приостановить на два дня выполнение любых распоряжений своего клиента (кроме получения денег на счет), если появится информация о его причастности к терроризму. Одновременно им следует отправить срочное сообщение в управление КФМ. После этого они будут ждать распоряжений - совершать операции по счету или нет. Управление может приостановить выполнение операции еще на пять дней, если сочтет подозрения своего "информатора" обоснованными. В течение этого срока оно отправит все данные о вашей операции в правоохранительные органы.

Состав сведений для совершения операции

Для того чтобы любое учреждение, которое обязано отчитываться перед КФМ, совершило по вашему указанию финансовую операцию, вы должны представить ему исчерпывающие сведения о себе, вашей организации, вашем контрагенте или любом другом участнике этой операции. Это могут быть паспортные данные, ИНН, номера регистрации, сведения о месте жительства и т.д.

Кроме этого, "информаторы" по собственной инициативе могут запросить у вас дополнительную информацию об операции - в случае, если сочтут вашу сделку необычной. Причем обычная сделка для других клиентов, вполне возможно, будет считаться необычной именно для вас.

Кредитные учреждения, действуя по указаниям Банка России, могут перепроверить те данные, которые вы им представите. Если они не подтвердятся, вас ждут большие неприятности - вплоть до уголовного наказания.

Необычные сделки

Операции на сумму меньше 600 000 руб. не входят в число операций, по которым проверка является обязательной. Но они вполне могут войти в число необычных сделок.

Решение о передаче информации о необычных сделках в КФМ банки и другие "информаторы" принимают по своему усмотрению. Скорее всего, подозрительными для них будут:

- отказ представить банку дополнительные сведения по сделке, если их не обязательно представлять по закону;

- отказ от более выгодных условий при совершении операции;

- трудность проверки сведений, которые фирма представила банку по его запросу;

- невозможность связи с контрагентами фирмы;

- зачисление на счет в короткий срок мелких перечислений, которые в сумме будут больше 600 000 руб. (исключение - организации, которые принимают платежи от населения);

- перечисление со счета платежей мелкими суммами по одному основанию за короткий срок на общую сумму больше 600 000 руб.

Более подробный список таких признаков приведен в Указаниях Банка России от 28.11.2001 N 137-Т "О Рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Новая административная ответственность

Для того чтобы банки и другие "информаторы" острее чувствовали свою ответственность за состояние борьбы с отмыванием денег, в административный Кодекс внесены дополнения.

В главу, предусматривающую наказание за нарушения в сфере финансов, налогов и ценных бумаг, добавили ст.15.27. В ней предусмотрены солидные штрафы за нарушение Закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Руководители и предприниматели, нарушившие закон, будут платить штраф в 10 000 - 20 000 руб. А организациям придется перечислять от 50 000 до 500 000 руб. Причем давность привлечения к ответственности по таким нарушениям равна году - на это указано в ст.4.5 административного Кодекса.

Руководители управлений КФМ на местах получили новые возможности:

- проводить административные расследования - ст.28.7 административного Кодекса;

- наказывать за невыполнение своих требований и письменных распоряжений - ст.ст.19.4 и 19.5 административного Кодекса;

- наказывать за неустранение причин, которые привели к нарушению, - ст.19.6 административного Кодекса;

- штрафовать за непредставление сведений, которые запросило управление КФМ, - ст.19.7 административного Кодекса.

П.В.Яковенко

Аудитор

Подписано в печать

18.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Принимаются ли затраты на сертификацию системы качества и производства, проводимую в рамках добровольной сертификации продукции и услуг, в целях налогообложения прибыли? ("Московский налоговый курьер", 2003, N 8) >
Статья: <Комментарий к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 24.09.2002 N 69 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.