Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О бухгалтерской и налоговой учетной политике на 2003 год (Начало) ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 2002

О БУХГАЛТЕРСКОЙ И НАЛОГОВОЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

НА 2003 ГОД

Как показывает практика, ряд руководителей и главных бухгалтеров относятся формально к составлению приказа по учетной политике и рассматривают его всего лишь как обязательный информативный документ, необходимый для представления в налоговую инспекцию вместе с годовым отчетом.

Учетная политика организации является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации и, как следствие, ее платежеспособность и финансовую независимость, а также защиту прав как налогоплательщика.

Все остальные внутренние организационно - распорядительные документы, регулирующие финансово - хозяйственную деятельность, должны формироваться именно на основе учетной политики.

Цель данной статьи - оказать практическую помощь руководителям и главным бухгалтерам предприятий в составлении приказа по учетной политике.

1. Необходимость формирования

учетной политики организации

Учетная политика организации - это совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

При формировании учетной политики утверждаются:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации исходя из требований п.3 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и на основе норм Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, и одобряется руководителем организации.

Организация должна последовательно придерживаться принятой учетной политики из года в год. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Необходимость обязательного формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета всеми предприятиями и организациями независимо от организационно - правовой формы обусловлена требованиями п.3 ст.5 Закона N 129-ФЗ и п.3 ПБУ 1/98.

Разработка и утверждение учетной политики для целей налогообложения предусмотрена нормами п.12 ст.167 и ст.313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Исключение (в части формирования бухгалтерской учетной политики) составляют только организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, в связи с тем, что в соответствии с требованиями ст.ст.346.17 и 346.24 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, вводимой в действие с 1 января 2003 г., им предоставлено право исчисления налоговой базы и суммы налога на основании книги учета доходов и расходов (без организации синтетического и аналитического учета). Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций утверждаются МНС России по согласованию с Минфином России.

Это позволяет сделать вывод о том, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения согласно нормам гл.26.2 НК РФ и Приказу МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения", освобождаются от обязанности формировать свою учетную политику для целей бухгалтерского учета и оформлять приказ о ней.

Что касается налоговой учетной политики, то согласно ст.346.14 НК РФ (в ред. от 24.07.2002 N 104-ФЗ) до 1 января 2005 г. для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, элементом налоговой учетной политики является объект налогообложения, а именно:

- доходы (ставка единого налога - 6%; осуществленные расходы не влияют на сумму единого налога; убытки по результатам работы за налоговый период на будущее не переносятся);

- или доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка единого налога - 15%, перечень расходов является закрытым; перенос убытков, полученных по результатам работы за налоговый период, на будущее).

Выбор объекта налогообложения с полученных доходов на весь период применения упрощенной системы налогообложения осуществляется такими организациями самостоятельно и должен быть оформлен соответствующим организационно - распорядительным документом.

Для организаций розничной торговли, перешедших на упрощенную систему налогообложения в 2003 г., следует, по нашему мнению, осуществить выбор объекта налогообложения с полученных доходов, поскольку 6% единого налога с полученных доходов применительно к условиям 2002 г. означают 5% налога с продаж и всего 1%, приходящийся на налог на прибыль, налог на имущество, НДС и единый социальный налог. Напоминаем, что согласно п.2 ст.346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Иные налоги уплачиваются такими организациями в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, эти организации производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Ответственность за уклонение от обязанностей

формирования учетной политики организации

Уклонение организации от обязанностей по формированию учетной политики может быть квалифицировано налоговым органом как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выражающееся в данном случае в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского и налогового учета) и, как следствие, в неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности.

За уклонение от обязанности формирования учетной политики организация может нести как налоговую, так и административную ответственность (см. табл.).

     
   ——————————————————————————————————————T——————————————————————————¬
   |       Налоговое правонарушение      | Налоговые санкции (штраф)|
   |            (ст.120 НК РФ)           |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Грубое нарушение организацией правил |                          |
   |учета доходов и (или) расходов и     |                          |
   |(или) объектов налогообложения:      |                          |
   |— если эти деяния совершены в течение|         5 000 руб.       |
   |одного налогового периода при        |                          |
   |отсутствии признаков налогового      |                          |
   |правонарушения                       |                          |
   |— те же деяния, если они совершены в |        15 000 руб.       |
   |течение более одного налогового      |                          |
   |периода                              |                          |
   |— те же деяния, если они повлекли    |10% от суммы неуплаченного|
   |занижение налоговой базы             |налога, но не менее       |
   |                                     |15 000 руб.               |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |   Административная ответственность  |Административное взыскание|
   |           (гл.15 КоАП РФ)           |(штраф на должностных лиц)|
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Грубое нарушение правил ведения      |от 20 до 30 МРОТ <*>      |
   |бухгалтерского учета и представления |                          |
   |бухгалтерской отчетности (ст.15.11   |                          |
   |КоАП РФ):                            |                          |
   |— искажение сумм начисленных налогов |                          |
   |и сборов не менее чем на 10%         |                          |
   |— искажение любой статьи (строки)    |                          |
   |бухгалтерской отчетности не менее чем|                          |
   |на 10%                               |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Непредставление в установленный      |от 3 до 5 МРОТ <*>        |
   |законодательством о налогах и сборах |                          |
   |срок либо отказ от представления в   |                          |
   |налоговые органы оформленных в       |                          |
   |установленном порядке документов     |                          |
   |и (или) иных сведений, необходимых   |                          |
   |для осуществления налогового         |                          |
   |контроля, а равно представление таких|                          |
   |сведений в неполном объеме или в     |                          |
   |искаженном виде (п.1 ст.15.6 КоАП РФ)|                          |
   L—————————————————————————————————————+———————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> В соответствии со ст.5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 29.04.2002 N 42-ФЗ) исчисление штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что действующее законодательство не предусматривает необходимости представления налоговым органам и другим внешним пользователям организационно - распорядительного документа об учетной политике в полном объеме и заранее.

Отдельные элементы учетной политики в соответствии с требованиями документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Так, согласно п.4 ст.13 Закона N 129-ФЗ (в ред. от 28.03.2002 N 32-ФЗ), п.11 ПБУ 1/98 (в ред. от 30.12.1999 N 107н) и разд.VI Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, в пояснительной записке по итогам отчетного года должна содержаться существенная информация о методах оценки статей бухгалтерской отчетности, а также о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случае, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием.

Иными словами, вышеуказанные нормы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета подчеркивают необходимость раскрытия принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, а не формирования учетной политики.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация также объявляет об изменениях, вносимых в свою учетную политику на следующий отчетный год.

Кроме того, в соответствии с п.3 Приказа Минфина России от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности согласно действующему законодательству, предоставлено право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности пояснительную записку.

Бухгалтерская и налоговая учетная политика может быть оформлена как одним, так и разными организационно - распорядительными документами (приказами, распоряжениями). В связи с наличием существенных различий между бухгалтерским и налоговым учетом рекомендуем разграничить правила формирования информации, утвердив бухгалтерскую и налоговую политику двумя разными приказами.

В соответствии с п.7 ПБУ 1/98 учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой).

Если признание объекта учета по различным видам договоров и соответствующие бухгалтерские проводки производятся исходя из формы первичных документов, а не из содержания выполненных работ (оказанных услуг), то главный бухгалтер несет за это ответственность, поскольку в результате сделанных им записей могут быть искажены данные финансовой отчетности организации, что приведет к возникновению налоговых рисков и рисков всех заинтересованных пользователей.

Поэтому профессиональное суждение бухгалтера при признании того или иного объекта учета должно основываться на синтезе экономического и юридического (гражданско - правового) содержания хозяйственных операций, то есть на органической взаимосвязи бухгалтерской, налоговой и договорной политики организации (см. схему).

Схема взаимосвязи бухгалтерской учетной,

налоговой учетной и договорной политики организации

     
   ————————————————————TTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTTT————————————————————¬
   |   Бухгалтерская   |||||||||||||||||||||||||  Налоговая учетная |
   |  учетная политика |||||||||||||||||||||||||      политика      |
   L———————————————————+++++++++++++++++++++++++—————————————————————
   
¦ Договорная политика ¦ L---------------------- ————

3. Особенности формирования бухгалтерской

учетной политики в 2003 году

3.1. Общие положения

Общепринятые правила ведения бухгалтерского учета не означают полной унификации учетного процесса. Учетная политика должна быть ориентирована на индивидуальные специфические особенности коммерческой деятельности организации, касающиеся правил организации и ведения бухгалтерского учета.

Действующие документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета позволяют применять разнообразные варианты учета.

Согласно п.4 ст.13 Закона N 129-ФЗ в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случае, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, подчеркивается, что в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные этой Инструкцией.

Вышеуказанные нормы предоставляют организациям возможность для обоснованного отступления от установленных правил и формирования своей бухгалтерской учетной политики.

В то же время необходимо иметь в виду, что при формировании элементов учетной политики организация не должна, с одной стороны, выходить за рамки, установленные документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а с другой - имеет право выбирать приемлемый для нее вариантный способ учета или самостоятельно устанавливать определенный всесторонне обоснованный способ учета при наличии операций, нормативно не урегулированных действующим законодательством.

Согласно п.16 ПБУ 1/98 не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны, по существу, от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Как показывает аудиторская практика, организациям необходимо обратить внимание на следующие элементы бухгалтерской учетной политики, которые организации либо вообще не включают в соответствующий приказ, либо сформулированы формально без учета их значимости.

3.2. Элемент учетной политики "Порядок ведения

бухгалтерского учета в целых рублях"

Аудиторская практика показывает, что некоторые организации производят в бухгалтерском учете начисление налогов с округлением до целых рублей, поскольку налоговые декларации составляются в рублях без копеек, в то время как остальные хозяйственные операции учитывают с копейками.

На основании п.25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Возникающие при этом суммовые разницы относятся на финансовые результаты у коммерческой организации.

Учитывая требования ст.3 Закона N 129-ФЗ, касающиеся обеспечения организациями единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, принцип округления до целых рублей должен соблюдаться по всем без исключения хозяйственным операциям.

В связи с этим рекомендуем организациям, избравшим при отражении хозяйственных операций принцип округления до целых рублей, включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:

"Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе принципа округления до целых рублей".

3.3. Элемент учетной политики

"Порядок проведения инвентаризации"

Инвентаризация является не только важнейшим инструментом контроля финансово - хозяйственной деятельности организации, но и в ряде случаев способом, позволяющим регулировать платежи по налогу на имущество. Это касается, в первую очередь, организаций материалоемких отраслей экономики, создающих завышенные гарантийные материально - производственные запасы в целях обеспечения бесперебойной работы. Своевременное осуществление инвентаризации позволяет в ряде случаев выявить излишнее не используемое в производственной деятельности имущество и успеть его реализовать до истечения отчетного периода (квартала) по налогу на имущество, что также способствует оптимизации расчетов с бюджетом.

Согласно п.26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и п.2.1 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, количество, даты проведения инвентаризаций в отчетном году, а также перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, организация устанавливает самостоятельно (за исключением случая, если проведение инвентаризации обязательно).

Как правило, при регламентировании порядка и сроков проведения инвентаризаций недостаточно внимания уделяется инвентаризации отдельных объектов учета, например незавершенного производства, бланков строгой отчетности, а также обязательств коммерческой организации. В рамках проведения инвентаризации обязательств необходимо осуществить обязательную сверку расчетов с бюджетом.

Рекомендуем в приказе по учетной политике отразить данный элемент таким образом:

"В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности инвентаризации подлежит все имущество организации, независимо от места нахождения, и все виды обязательств.

Инвентаризация проводится в следующие сроки:

- основных средств - не реже одного раза в два года по состоянию на 1 ноября;

- материальных остатков на складе и в торговом зале - ежеквартально по состоянию на конец квартала;

- незавершенного производства - ежемесячно по состоянию на конец месяца;

- кассы - не реже одного раза в квартал, а также в случае передачи денежных средств другому материально - ответственному лицу;

- расходов будущих периодов - ежегодно по состоянию на 31 декабря;

- дебиторской задолженности - по окончании каждого отчетного (налогового) периода;

- расчетов с кредиторами - ежеквартально по состоянию на конец квартала;

- расчетов по налогам и обязательным отчислениям в бюджет и внебюджетные фонды - ежегодно по состоянию на 31 декабря;

- внутрихозяйственных расчетов - ежемесячно по состоянию на конец месяца.

Внезапные инвентаризации кассы и материально - производственных запасов производятся по решению руководителя организации.

Обязательная инвентаризация проводится в случаях, предусмотренных п.2 ст.12 Закона N 129-ФЗ.

Для проведения инвентаризации головной организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается генеральным директором организации.

Для осуществления инвентаризации обособленных подразделений состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем соответствующего обособленного подразделения.

Список материально - ответственных лиц, при смене которых инвентаризация обязательна, утверждается генеральным директором организации и является приложением к приказу по учетной политике".

3.4. Элемент учетной политики "Критерий признания

доходов (расходов) по обычным видам деятельности"

В соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из нормативных требований, специфики своей деятельности, вида доходов и условий их получения. На основании п.5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Следовательно, при осуществлении коммерческой деятельности организация должна определить, какие поступления являются поступлениями от обычных видов деятельности, и, соответственно, установить перечень этих обычных видов деятельности.

Необходимость выбора критерия для признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности (предмету деятельности) обычно возникает у организаций, осуществляющих несколько видов деятельности или планирующих их осуществление.

Выбор рассматриваемого критерия актуален также для организаций, осуществляющих сдачу имущества в аренду на основании соответствующих договоров аренды. Практическое значение признания доходов от сдачи имущества в аренду доходами от обычных видов деятельности на основании п.5 ПБУ 9/99 или прочими поступлениями в виде операционных доходов согласно п.7 ПБУ 9/99 заключается в возможности разного налогообложения таких доходов (в частности, НДС).

Для определения критерия для признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности целесообразно использовать результаты финансово - экономического анализа и полученные на его основе оценочные показатели.

При удовлетворении полученных доходов выбранному критерию они признаются доходами (расходами) от обычных видов деятельности.

Выбранный критерий должен быть конкретизирован согласно следующим показателям:

- существенность поступлений, выраженная в процентах от общего итога поступлений, например 5%;

- стабильность, регулярность фактических поступлений (ежемесячно, ежеквартально) или планируемые объемы поступлений.

Рекомендуем включить в приказ по учетной политике следующий пункт:

"Доходы (расходы) организации в зависимости от их характера, условий получения и специфики деятельности организации делятся на доходы (расходы) от обычных видов деятельности, операционные доходы (расходы) и внереализационные доходы (расходы).

Критерием признания доходов (расходов) по обычным видам деятельности (кроме доходов (расходов) от сдачи имущества в аренду) является предельный уровень их существенности, составляющий 5% и более от общей суммы поступлений.

Доходы (расходы), составляющие менее 5% от общей суммы поступлений, признаются прочими поступлениями.

Критерием признания доходов (расходов) от сдачи имущества в аренду является регулярность таких поступлений, выраженная в ежемесячных фактических платежах по каждому договору аренды, заключенному организацией.

По объектам основных средств, сданным в аренду, амортизационные отчисления отражаются в составе расходов, связанных с получением доходов по договору аренды при условии регулярности поступления этих доходов".

3.5. Элемент учетной политики "Постановка учета

и организация внутрихозяйственных расчетов

с обособленными подразделениями"

Согласно п.10 ПБУ 1/98 избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Следовательно, если организация имеет обособленные подразделения, то бухгалтерская и налоговая учетная политика, утвержденная головной организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений. Соответственно, филиалы и иные обособленные подразделения не имеют права разрабатывать и применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации.

В связи с этим при формировании учетной политики в целом по организации, имеющей разветвленную организационную структуру, необходимо определить сроки представления соответствующих учетных данных в адрес головной организации для их включения в бухгалтерскую отчетность организации согласно п.33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и п.8 ПБУ 4/99.

Рекомендуем в приказ по бухгалтерской учетной политике включить пункт следующего содержания:

"Организация выделяет (не выделяет) на отдельный баланс следующие обособленные подразделения (по перечню): ______________.

Бухгалтерский учет хозяйственных операций, осуществляемых обособленными подразделениями, ведется с применением единой учетной политики бухгалтерией головной организации (или бухгалтерией обособленного подразделения).

Порядок отражения операций по расчетам с обособленными подразделениями, выделенными на отдельный баланс, ведется на счете 79 "Внутрихозяйственные расчеты" с применением следующих субсчетов:

- субсчет 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу";

- субсчет 79-2 "Расчеты по текущим операциям";

- субсчет 79-4 "Расчеты по налоговым обязательствам";

- субсчет 79-5 "Расчеты по распределению прибыли".

При наличии существенных оборотов по счету 79 (свыше 5% от общего итога суммы дебиторской или кредиторской задолженности, отраженной по соответствующим статьям баланса) осуществляется ежемесячная сверка расчетов между обособленным подразделением и головной организацией, результаты которой оформляются актом сверки по форме, утвержденной в приложении к настоящему приказу.

Порядок отражения операций по расчетам с обособленными подразделениями, не выделенными на отдельный баланс, ведется на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" с открытием соответствующих субсчетов по каждому структурному подразделению, не выделенному на отдельный баланс.

Установить образец формы основного первичного документа - авизо (извещения), используемого при проведении внутрихозяйственных расчетов между головной организацией и обособленным подразделением, в приложении к настоящему приказу.

Бухгалтерская отчетность обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, представляется в головную организацию в срок до __________. Ответственность за достоверность представляемой отчетности возложить на руководителя обособленного подразделения.

Первичные учетные документы и (или) регистры учета и отчетности, оформляемые обособленными подразделениями, не выделенными на отдельный баланс, необходимые для составления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в целом по организации, представляются главному бухгалтеру головной организации в срок __________ (конкретный срок или согласно Положению о внутреннем учете и отчетности головной организации, имеющей обособленные подразделения, являющемуся приложением к настоящему приказу). Ответственность за достоверность представляемой отчетности возложить на бухгалтера обособленного подразделения".

Приложение

__________________________

(наименование организации)

Кому ____________________________________

Копия ___________________________________

Авизо N ___ дата ________ о произведенных записях по счету 79

"Внутрихозяйственные расчеты"

в ________ месяце 2003 г.

Основание ___________________________________________________

     
   —————————————————————————————————————————T———————————————————————¬
   |           Произведена запись           |        Записать       |
   +————————————————T———————————T———————————+———————————T———————————+
   |   Содержание   |   дебет   |   кредит  |   дебет   |   кредит  |
   |  хозяйственной |           |           |           |           |
   |    операции    |           |           |           |           |
   +————————————————+—————T—————+—————T—————+—————T—————+—————T—————+
   |                | счет|сумма| счет|сумма| счет|сумма| счет|сумма|
   +————————————————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+
   |                |     |     |     |     |     |     |     |     |
   +————————————————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+
   |                |     |     |     |     |     |     |     |     |
   +————————————————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+
   |Итого           |     |     |     |     |     |     |     |     |
   L————————————————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+—————+——————
   

Приложение на ___ листах. Подпись _____________

М.П.

3.6. Элемент учетной политики "Переоценка

группы однородных объектов основных средств"

Согласно п.15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (в ред. от 18.05.2002 N 45н), коммерческой организации предоставлено право выбора проведения переоценки (не чаще одного раза в год - на начало отчетного года) группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

При принятии решения о проведении переоценки по таким основным средствам организации необходимо помнить, что в последующем они должны переоцениваться регулярно.

Результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что проведение переоценки путем индексации в настоящее время невозможно на основании п.6 Письма Госкомстата России от 09.04.2001 N МС-1-23/1480. Разработка индексов для переоценки основных фондов Госкомстатом России прекращена с 2001 г. Постановления или поручения Правительства РФ по их разработке также отсутствуют. Кроме того, Минфин России не обращался с просьбами по разработке индексов для проведения переоценок основных фондов на основе ПБУ 6/01.

Применение индекса инфляции (ИРИП), ранее используемого исключительно для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при реализации основных фондов, для проведения переоценки невозможно, поскольку начиная с апреля 2002 г. Госкомстат России прекратил публикацию индекса инфляции в связи с отменой Постановления Правительства РФ от 21.03.1996 N 315 Постановлением Правительства РФ от 20.02.2002 N 121 (п.18).

Следовательно, если организация в качестве элемента учетной политики признает переоценку группы однородных объектов основных средств, то осуществить ее можно только методом прямого счета. При этом источниками информации о рыночных ценах объектов основных средств могут быть:

- информация государственных органов по статистике, органов, регулирующих ценообразование, и иных уполномоченных органов;

- информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.

Кроме того, оценка рыночной цены на объекты основных средств может быть осуществлена в соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.2002 N 31-ФЗ) оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке.

Рекомендуем в приказ по учетной политике включить пункт следующего содержания:

"Переоценка группы однородных объектов основных средств (только по группе автотранспортных средств) производится один раз в год (на начало отчетного года) методом прямого счета на основе информации о рыночных ценах, размещенной, например, на сайтах сети Интернет".

3.7. Элемент учетной политики

"Определение срока полезного использования

объектов основных средств"

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" вышеуказанная Классификация может использоваться и для целей бухгалтерского учета.

В связи с этим рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:

"Определение срока полезного использования объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету по дебету счета 01 "Основные средства", начиная с 1 января 2002 г., производить на основе Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1".

3.8. Элемент учетной политики "Порядок учета

объектов основных средств стоимостью

до 10 000 руб. за единицу"

В соответствии с п.18 ПБУ 6/01 объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть налажен надлежащий контроль за их движением.

В Письме Минфина России от 29.08.2002 N 04-05-06/34 подчеркивается, что действие нормы, изложенной в последнем абзаце п.18 ПБУ 6/01, в части стоимостных ограничений не более 10 000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, распространяется только на объекты основных средств, принятые к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 г. Амортизация по объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету до указанной даты, для целей бухгалтерского учета продолжает начисляться исходя из срока полезного использования, определенного при постановке объекта на учет и выбранного организацией для группы однородных объектов способа начисления амортизации.

Рекомендуем включить в приказ по учетной политике пункт следующего содержания:

"Производить списание объектов основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу на затраты производства (расходы на продажу) по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Для учета таких объектов применять инвентарную карточку учета основных средств (форма N ОС-6), утвержденную Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а".

(Окончание см. "Налоговый вестник", N 1, 301)

Е.В.Орлова

Начальник сектора эккаунтинга,

аудита и корпоративных стандартов

ЗАО "Управляющая компания СТИН Холдинг"

Подписано в печать

14.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Нарушения таможенных правил (научно - практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях) (Продолжение) ("Налоговый вестник", 2002, N 12) >
Вопрос: ...Является ли изменение, внесенное Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, обязательным для бухучета при исчислении сроков полезного использования ранее принятых к учету объектов основных средств? Считаем, что для принятия решения необходимо учитывать, что установленные ранее сроки определялись централизованно согласно Постановлению Совмина СССР N 1072. ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.