Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нарушения таможенных правил (научно - практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях) (Продолжение) ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 2002

НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

(НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 16

КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ)

(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник",

N N 7, 8, 9, 10, 11, 2002)

12. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа (ст.16.13 КоАП РФ)

Под объектом нарушения таможенных правил, о котором идет речь в комментируемой статье КоАП РФ, подразумевается порядок таможенного контроля и таможенного оформления, устанавливаемый в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу Российской Федерации.

До вступления в силу КоАП РФ ответственность за совершение такого правонарушения предусматривалась ст.260 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ).

В соответствии со ст.16.13 КоАП РФ перевозчик, а также иные субъекты таможенных правоотношений (получатель товара, декларант, владелец склада временного хранения) могут быть привлечены к ответственности за невыполнение требований следующих статей ТК РФ:

- ст.134 "Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного оформления";

- ст.135 "Взятие проб и образцов товаров в целях таможенного оформления";

- ст.142 "Представление товаров и транспортных средств в месте доставки";

- ст.195 "Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, взятие проб и образцов для проведения таможенного контроля".

В ст.134 ТК РФ устанавливается обязанность лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, осуществлять в отношении таких товаров и транспортных средств по требованию таможенного органа следующие грузовые операции:

- транспортировку;

- взвешивание или иное определение количества товаров;

- погрузку;

- выгрузку;

- перегрузку;

- исправление поврежденной упаковки;

- вскрытие упаковки;

- упаковку;

- переупаковку.

Кроме того, по указанию таможенного органа должно быть произведено вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению.

При этом особое значение в связи с применением комментируемой статьи КоАП РФ имеет положение ч.2 ст.134 ТК РФ, предусматривающее следующее: если таможенное оформление товаров и транспортных средств, в отношении которых возникла необходимость совершения грузовых и иных операций, не завершено, упомянутые действия (операции) могут осуществляться только с разрешения таможенного органа.

Осуществление вышеуказанных действий, как правило, вызвано необходимостью проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их идентификации, определения точного количества и наименования.

В большинстве случаев необходимость проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному оформлению, возникает при осуществлении предварительных операций <*>: уведомлении таможенного органа о пересечении таможенной границы Российской Федерации, доставке товаров под таможенным контролем, представлении товаров таможенному органу по завершении доставки, временном хранении и пр. Однако их проведение по требованию таможенного органа возможно и по завершении предварительных операций, например при изменении таможенного режима товаров.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Действия, имеющие отношение к таможенному делу, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (ст.137 ТК РФ).

Производство таких операций может потребоваться для обеспечения сохранности имущества, подлежащего таможенному оформлению, недопущения его смешивания с декларированными товарами и транспортными средствами либо товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации другим лицом, в соответствии с иным внешнеторговым договором и т.д.

В отдельных случаях нормативными правовыми актами по таможенному делу оговаривается возможность совершения определенных грузовых операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному оформлению, без получения предварительного согласия таможенного органа. Так, п.7.6 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных Приказом ГТК России от 20.05.1996 N 304, установлено, что при наличии реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров перевозчик вправе по собственному усмотрению принять решение о выгрузке или перегрузке товаров. В этом случае перевозчик должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров, и обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган или доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товара.

Согласно ст.135 ТК РФ таможенные органы вправе брать пробы и образцы товаров и проводить их исследование (экспертизу) в целях таможенного оформления; при этом лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями и другими органами государственного контроля пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут взиматься только с разрешения таможенного органа.

Предметом экспертизы (исследования), проводимой с взятыми пробами и образцами, могут быть установление точного описания товаров для их классификации согласно ТН ВЭД России, их соответствия фитосанитарным, гигиеническим и иным требованиям, а также определение прочих характеристик товаров в целях таможенного оформления и таможенного контроля.

В Приказе ГТК России от 25.06.1993 N 264 образец товара определяется как единица продукции, являющаяся тождественной по структуре, составу и свойствам всей серии (партии) продукции, а под пробой понимается оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту исследования (экспертизы). Пробы и образцы товаров берутся в минимальном количестве, достаточном, однако, для проведения их анализа с учетом возможных контрольных проверок (ч.3 ст.135 ТК РФ).

Основанием для получения разрешения таможенного органа для отбора проб и образцов иными государственными органами, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, является ходатайство таких государственных органов и лиц, подаваемое в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, в письменном виде и содержащее следующие сведения:

- наименование и адрес лица, подающего ходатайство;

- фамилию, имя, отчество и должность лица, подписавшего обращение;

- основание для взятия проб и образцов;

- местонахождение товаров;

- сведения о товаре, в том числе и указанные в товаросопроводительных документах;

- идентификационные сведения о транспортных средствах, в которые загружены товары, подлежащие исследованию;

- прочие сведения, необходимые для взятия проб и образцов товаров;

- обязательство представления в таможенный орган результатов исследования взятых проб и образцов незамедлительно после его проведения (п.8 Положения о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 25.06.1993 N 264).

Обязательным условием для получения согласия таможенного органа на взятие третьими лицами проб и образцов товаров, подлежащих таможенному оформлению, является обеспечение присутствия должностных лиц таможенного органа при производстве такого отбора.

О взятии проб и образцов таможенным органом, иным государственным органом и лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, составляется акт по форме, утвержденной Приказом ГТК России от 25.06.1993 N 264 "Об утверждении нормативно - методических документов, принятых коллегией по вопросу "О программе развития таможенных лабораторий ГТК России". Копии актов отбора проб и образцов, составленных третьими лицами, в обязательном порядке представляются таможенному органу, выдавшему разрешение на проведение такой операции.

Таможенный орган извещается о результатах экспертного исследования, проведенного по пробам и образцам, взятым третьими лицами. Лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, также вправе знакомиться с результатами исследования отобранных проб и образцов.

В ст.142 ТК РФ устанавливается следующее:

- после представления товаров с разрешения таможенного органа лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители могут брать пробы и образцы товаров с целью их помещения под таможенный режим;

- оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузка и перегрузка товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадка пассажиров, вскрытие упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации допускаются только с разрешения таможенного органа.

Нарушение положений данной статьи ТК РФ не влечет ответственности перевозчика только в случае, если он докажет, что существовала реальная угроза жизни и здоровью пассажиров и экипажа транспортного средства, угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортного средства. Об обстоятельствах, вызвавших нарушение вышеуказанных положений, перевозчик обязан незамедлительно уведомить таможенный орган.

В ст.195 ТК РФ закрепляется, что грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, а также взятие проб и образцов для проведения таможенного контроля подпадают под действие ст.ст.134 и 135 ТК РФ, регулирующих аналогичные действия на этапе таможенного оформления.

Нарушение требований ст.ст.134, 135, 142 и 195 ТК РФ, связанных с транспортировкой, погрузкой, выгрузкой, перегрузкой, исправлением повреждений упаковки, упаковкой, переупаковкой, принятием для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, взятием проб и образцов таких товаров либо вскрытием помещений или других мест, где могут находиться вышеуказанные товары и (или) транспортные средства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

13. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения с ними операций (ст.16.14 КоАП РФ)

Комментируемая статья КоАП РФ имеет целью обеспечение установленного законодательством порядка таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых (помещенных) на склад временного хранения, таможенный склад, свободный склад.

Правовой режим склада временного хранения определен гл.23 ТК РФ, а также другими нормативными правовыми актами (Приказ ГТК России от 23.03.2001 N 290 "Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем"). Временное хранение товаров и транспортных средств под таможенным контролем представляет собой процедуру таможенного оформления, в соответствии с которой товары и транспортные средства хранятся под таможенным контролем в специально выделенных и обустроенных помещениях (складах временного хранения или иных предусмотренных законодательством местах временного хранения).

Правовые основы таможенного режима таможенного склада определены гл.7 ТК РФ, Приказом ГТК России от 24.07.2001 N 720 "Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада". Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ (ст.41 ТК РФ).

Свободный склад - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к вышеуказанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ (ст.75 ТК РФ). В соответствии со ст.3 ТК РФ периметры свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации. Порядок помещения и хранения товаров на свободном складе определен гл.12 ТК РФ.

К ответственности по ст.16.14 КоАП РФ субъект правонарушения (декларант, владелец склада, получатель товара и т.д.) может быть привлечен за нарушение:

а) установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения или свободный склад;

б) порядка хранения;

в) сроков хранения;

г) порядка проведения с товарами, находящимися на складе, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.

Ответственность по ст.16.14 КоАП РФ наступает в случае, если не применяются другие статьи гл.16 КоАП РФ. Прежде всего это касается следующих статей:

- ст.16.5 "Нарушение режима зоны таможенного контроля";

- ст.16.9 "Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них";

- ст.16.11 "Уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации";

- ст.16.15 "Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета";

- ст.16.16 "Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств";

- ст.16.19 "Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами".

Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения с ними операций влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 3 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 30 до 100 МРОТ.

14. Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст.16.15 КоАП РФ)

Комментируемая статья КоАП РФ охраняет установленный таможенным законодательством порядок таможенного контроля в части, касающейся одной из его форм, - ведения учета и представления отчетности.

В ст.180 ТК РФ закрепляется следующее: "Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации; в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации". Таким образом, проверка системы учета и отчетности является одной из форм таможенного контроля.

Действующее таможенное законодательство обязывает вести учет товаров и транспортных средств:

- владельцев таможенных складов. В соответствии со ст.49 ТК РФ владелец таможенного склада обязан вести учет хранящихся товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК России;

- владельцев магазинов беспошлинной торговли. Статья 55 ТК РФ, устанавливая требования, предъявляемые к владельцам магазинов беспошлинной торговли, обязывает последних вести учет поступающих и реализуемых товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК России;

- владельцев складов временного хранения. Согласно ст.152 ТК РФ они обязаны вести учет и представлять таможенному органу отчетность о хранящихся товарах и транспортных средствах в порядке, определяемом ГТК России;

- владельцев свободных складов, а также лиц, осуществляющих операции в свободных таможенных зонах. Статья 82 ТК РФ предписывает следующее: "Лица, осуществляющие операции с товарами в свободных таможенных зонах, и владельцы свободных складов ведут учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представляют таможенным органам Российской Федерации отчетность об этих товарах в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны отражаться в учетных документах".

Вышеуказанные лица и могут стать субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей КоАП РФ.

Если обязанность вышеперечисленных субъектов вести учет и представлять отчетность закрепляется в ТК РФ, то сам порядок ведения учета и представления отчетности устанавливается, как правило, актами ГТК России.

Так, для складов временного хранения такой порядок установлен в п.п.112 - 121 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, утвержденного Приказом ГТК России от 23.03.2001 N 290; для таможенных складов - в п.п.117 - 121 Положения о таможенном режиме таможенного склада, утвержденного Приказом ГТК России от 24.07.2001 N 720, для магазинов беспошлинной торговли - в п.13 Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденного Приказом ГТК России от 23.07.1999 N 468.

В диспозиции комментируемой статьи КоАП РФ исчерпывающим образом перечислены деяния, совершение которых составляет объективную сторону данного правонарушения:

- непредставление отчетности;

- несвоевременное представление отчетности;

- представление недостоверной отчетности;

- несоблюдение порядка ведения учета.

Санкцией за совершение данного нарушения таможенных правил является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.

(Продолжение см. "Налоговый вестник", N 1, 2003)

А.Н.Козырин

Профессор, д. ю. н.

Подписано в печать

14.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Предприниматель осуществляет торговлю товарами в помещении, имеющем торговый зал площадью 30 кв. м, а также поставляет на личном автотранспорте товар магазинам для дальнейшей реализации населению. Реализация товара через торговый зал осуществляется предпринимателем как населению, так и организациям за наличный расчет. Подлежит ли он переводу на уплату ЕНВД? ("Налоговый вестник", 2002, N 12) >
Статья: О бухгалтерской и налоговой учетной политике на 2003 год (Начало) ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.