Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об имуществе организации, подлежащем отражению в налоговой декларации для целей обложения налогом на имущество предприятий (Окончание) ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 2002

ОБ ИМУЩЕСТВЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДЛЕЖАЩЕМ ОТРАЖЕНИЮ

В НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ

НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ

(Окончание. Начало см. "Налоговый вестник", N 11, 2002)

Рассмотрим особенности предоставления льготы по налогу на имущество предприятий в отношении объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, стоимость которых при использовании льготы по данному налогу должна быть отражена в налоговой декларации.

Согласно п."а" ст.5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (далее - Закон N 2030-1) стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно - коммунальной и социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.

К объектам жилищно - коммунальной сферы относятся жилой фонд; гостиницы (кроме туристических); дома и общежития для приезжих; коммунальное хозяйство - объекты внешнего благоустройства, улично - дорожная сеть; искусственные сооружения; объекты инженерной защиты города; зеленые насаждения общего пользования; уличное освещение; сооружения санитарной уборки городов; здания и подсобные сооружения дорожно - мостового хозяйства и инженерной защиты городов; сооружения и оборудование пляжей и переправ; элементы простейшего водоснабжения; объекты коммунального и бытового водоснабжения: очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями, все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально - бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно - коммунального хозяйства.

Независимо от организационно - правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности организации вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество предприятий такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов, находящиеся у них на балансе, указав их стоимость в налоговой декларации.

При этом квартиры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и Жилищным кодексом Российской Федерации относятся к жилому фонду и не подлежат обложению налогом на имущество предприятий, если они используются для проживания (не переведены в состав нежилого фонда).

Вышеуказанной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в сфере жилищно - коммунального хозяйства, в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, в социальной сфере и непроизводственных видах бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные, медицинские услуги), в том числе оказывающие гостиничные услуги, осуществляющие деятельность в санаторно - курортной сфере. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

Под балансовой стоимостью объекта следует понимать стоимость его имущества по статьям актива баланса, отражающим объект налогообложения, то есть основные средства, нематериальные активы, запасы, затраты.

Пример. Если организация осуществляет деятельность в сфере коммунального хозяйства по обеспечению организаций города тепловой энергией, электроэнергией, газом и водой, питьевой водой, то стоимость вышеперечисленных объектов подлежит исключению из налоговой базы по налогу на имущество предприятий в части оказания услуг населению и удовлетворения коммунально - бытовых нужд при условии ведения раздельного учета льготируемого имущества.

У организации, оказывающей гостиничные услуги, из налоговой базы могут исключаться жилые помещения (отдельные здания, предназначенные для проживания, гостиничные номера (в том числе имущество, находящееся в этих номерах)), имущество библиотек, медицинского кабинета (в том числе медицинское оборудование и инструменты), коммуникации и оборудование коммунального хозяйства.

В аналогичном порядке предоставляется льгота по налогу на имущество предприятий санаторно - курортным организациям, являющимся юридическими лицами. При этом административные здания, автотранспорт, компьютеры, столовые (за исключением имущества столовых для лечебного питания) и другие объекты, не предназначенные для непосредственного обслуживания клиентов, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

В целях правильного применения льготы организации обязаны обеспечивать раздельный (обособленный) учет льготируемых объектов.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект. При этом в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования или предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Для организации раздельного учета льготируемых объектов налогоплательщики должны вести инвентарный список льготируемых объектов (или их отдельных частей) или другой соответствующий документ, содержащий сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его остаточной (восстановительной) стоимости, а также сведения о выбытии (перемещении) объекта, стоимость которых должна быть отражена в налоговой декларации (в Приложении "В" или по обособленному подразделению в Приложении "Б1").

При отсутствии раздельного учета для целей обложения налогом на имущество предприятий вышеуказанных объектов или при их нецелевом использовании стоимость этих объектов подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

Рассмотрим порядок предоставления льготы по налогу на имущество предприятий при образовании в организациях страховых и сезонных запасов, а также порядок льготирования законсервированных основных средств, стоимость которых также может быть отражена в налоговой декларации.

Согласно п."ж" ст.4 Закона N 2030-1 налогом на имущество предприятий не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов в организациях, связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Территориальные органы исполнительной власти самостоятельно определяют перечень организаций, расположенных на их территории и связанных с сезонным (природно - климатическим) циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования), независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Организации, включенные в такой перечень, согласовывают размеры страховых и сезонных запасов с вышеуказанными органами.

При расчетах налога на имущество предприятий из налоговой базы могут быть исключены сезонные и страховые запасы, а также емкости и склады для их хранения на основании решения органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации о создании нормативных запасов и отражены в налоговой декларации в соответствующих приложениях.

К запасам, созданным в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, относятся, в частности, основные средства предприятий, законсервированные согласно установленному порядку.

Основанием для исключения стоимости законсервированного имущества из расчета при исчислении налога на имущество предприятий является решение о консервации имущества, принятое соответствующим органом. Распоряжение организации о консервации имущества является основанием для предоставления вышеуказанной льготы только при наличии соответствующего решения, принятого одним из вышеназванных органов. При этом решение о консервации имущества организации, принятое органом местного самоуправления, должно быть согласовано с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения этого имущества, например, к таким объектам могут быть отнесены основные средства (в том числе нефтяные, газовые скважины, законсервированные решениями органов Госгортехнадзора России), объекты, не завершенные строительством, а также иные запасы, создаваемые соответствующими органами государственной власти.

Пунктом "и" ст.5 Закона N 2030-1 установлено, что стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. Эта норма распространяется на мобилизационные мощности, как используемые, так и не используемые в текущем производстве.

Данная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется налогоплательщикам независимо от организационно - правовых форм и форм собственности на основании мобилизационного задания, установленного соответствующими органами исполнительной власти или организацией, уполномоченной Правительством РФ доводить эти задания до непосредственных исполнителей, утвержденного перечня имущества, связанного с его обеспечением, и договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов).

Пунктом "г" ст.4 Закона N 2030-1 предусмотрено, что налогом на имущество предприятий не облагается имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. Перечень объектов, в отношении которых предоставляются льготы, и организаций установлен в Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33).

Льгота по налогу на имущество предприятий представляется не только организациям, непосредственно осуществляющим деятельность в области культуры и образования (перечень таких объектов приведен в п.5 Инструкции N 33), но и организациям, оказывающим услуги для учебных заведений, выпускающим или реализующим учебно - техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, по имуществу в доле, приходящейся на эту продукцию.

При отнесении продукции к учебно - технической необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93. К такой продукции, в частности, относится литература учебная (код 953005), иллюстрированные каталоги учебные (код 954130), печатные учебно - наглядные таблицы (код 954201), учебные наглядные пособия (код 954420), карты листовые учебные (код 955200), карты листовые учебные природы (код 955240), карты листовые учебные политико - административные (код 955250), карты листовые учебные исторические (код 955260). Кроме того, к вышеуказанной продукции относятся карты листовые учебные социально - экономические, тематические прочие и цифровые, атласы учебные, альбомы условных знаков учебных карт, пособия картографические учебные, глобусы учебные, учебная литература, учебно - педагогическая, учебная нотная литература, изделия спортивные и оборудование и инвентарь для учебных заведений и другая аналогичная учебная продукция, производимая промышленными организациями для нужд образования.

Данная льгота по налогу на имущество предприятий предоставляется организациям, выпускающим учебно - техническую продукцию для нужд образования по государственному заказу органов исполнительной власти, осуществляющих политику в области образования, и договорам с учебными заведениями, а также организациям оптовой (розничной) торговли, если вышеуказанная продукция непосредственно реализуется учебным заведениям на основании договоров о поставке продукции, счетов - фактур.

Организации, выпускающие и (или) реализующие учебно - техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, в целях использования льготы по налогу на имущество предприятий обязаны обеспечивать раздельный учет этой продукции и имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации вышеуказанной продукции. Если имущество организации используется не только для производства и (или) реализации учебно - технической продукции, то доля не облагаемого налогом имущества, относящегося к вышеуказанной продукции, работам и услугам (то есть связанного непосредственно с производством и (или) реализацией учебно - технической продукции), определяется исходя из выручки от реализации данной продукции в общей сумме выручки от реализации продукции, работ, услуг организации. Такое имущество отражается в налоговой декларации по налогу на имущество предприятий на отчетную дату как льготируемое имущество согласно Закону N 2030-1.

В налоговой декларации может быть отражено необлагаемое (льготируемое) имущество организаций народных художественных промыслов.

Пунктом "е" ст.4 Закона N 2030-1 установлено, что не облагается налогом на имущество предприятий имущество организаций народных художественных промыслов, причем согласно законодательству при условии, что выручка от реализации изделий народных художественных промыслов составляет не менее 50% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

К народным художественным промыслам относится деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

К изделиям народных художественных промыслов относятся художественные изделия утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленные в соответствии с традициями данного промысла.

Если по результатам работы отчетного года выручка от реализации изделий народных художественных промыслов по данным бухгалтерского учета предприятия составляет менее 50% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то уплата налога на имущество предприятий за отчетный год производится по годовому расчету.

Отдельные виды некоммерческих организаций также могут указывать в налоговой декларации имущество, которое находится у них на балансе как льготируемое, в порядке, предусмотренном Законом N 2030-1.

В соответствии с п."з" ст.4 Закона N 2030-1 налогом на имущество предприятий не облагается имущество жилищно - строительных, дачно - строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ. Такое имущество отражается в налоговой декларации как льготируемое вне зависимости от осуществления вышеуказанными организациями предпринимательской деятельности.

Следует иметь в виду, что некоммерческие организации в соответствии с Законом РФ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут создаваться в различных формах, в том числе в форме общественных организаций (объединений), фондов, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, ассоциаций, союзов и др.

В соответствии с п."з" ст.4 Закона N 2030-1 налогом на имущество предприятий не облагается имущество только общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание вышеуказанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность.

Согласно ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно - правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. При этом правоспособность общественного объединения возникает с момента государственной регистрации в органах юстиции Российской Федерации.

Общественные объединения (имеющие свидетельство о государственной регистрации, выданное органами юстиции), ассоциации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в том числе по ведению приносящих доход внереализационных операций, в частности по сдаче в аренду имущества или по хранению средств на депозитных счетах в банках, являются плательщиками налога на имущество предприятий в общеустановленном порядке. Уплата этого налога производится за период осуществления предпринимательской деятельности.

Под периодом осуществления предпринимательской деятельности понимается количество дней для осуществления такой деятельности в отчетном налоговом периоде (квартал, полугодие, 9 месяцев и год). При этом период осуществления предпринимательской деятельности может быть определен исходя из заключенных договоров гражданско - правового характера, даты поступления выручки от реализации продукции (работ, услуг) на расчетный счет и других документов, позволяющих определить указанный период.

Подлежащая уплате сумма налога на имущество предприятий за период осуществления предпринимательской деятельности определяется как отношение исчисленной суммы налога за отчетный налоговый период к количеству дней в отчетном налоговом периоде, умноженное на количество дней осуществления предпринимательской деятельности в отчетном налоговом периоде.

Не рассматривается как предпринимательская деятельность отраженная в договоре на расчетно - кассовое обслуживание обязанность банка платить общественным объединениям и ассоциациям за остаток средств на расчетном (текущем) счете.

Уплата налога на имущество предприятий некоммерческими организациями производится за счет средств, предусмотренных сметой доходов и расходов, или за счет финансовых результатов, полученных от предпринимательской деятельности.

В соответствующих приложениях налоговой декларации, в которых указывается льготируемое имущество, может быть отражено также имущество организаций, в штате которых состоят инвалиды.

Причем согласно п."и" ст.4 Закона N 2030-1 налогом на имущество предприятий не облагается имущество общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

Под общим числом работников понимается среднесписочная численность предприятия, учреждения и организации, в которую включаются работники, состоящие в штате, а также совместители (без внутренних) и работники, выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера.

При определении права на получение вышеуказанной льготы следует исходить из среднесписочной численности организации, в которой работают инвалиды, того отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев, года), за который составляется налоговый расчет. Если в отчетном периоде численность инвалидов, исчисленная нарастающим итогом, составила менее 50% с учетом предыдущих налоговых периодов, то за этот отчетный период льгота по налогу на имущество предприятий организации не предоставляется. При этом льгота по налогу, предоставленная за предыдущие отчетные периоды, сохраняется.

К льготируемому имуществу относятся также объекты, используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны, в том числе имущество организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, предназначенное для указанных целей, например объекты пожарной безопасности - пожарное оборудование и пожарно - техническое вооружение, пожарная сигнализация, охранно - пожарная сигнализация и иные защитные средства против пожара и для пожаротушения; объекты гражданской обороны - бомбоубежище (помещение под бомбоубежище), противогазы, медикаменты и иные защитные средства.

Льготы по налогу на имущество предприятий, установленные ст.ст.4 и 5 Закона N 2030-1, в том числе дополнительные льготы, определенные законами субъектов Российской Федерации, предоставляются организации, в том числе ее обособленным подразделениям, в отношении стоимости имущества, находящегося в этих обособленных подразделениях организации. Имущество, которое не подлежит обложению налогом на имущество предприятий, отражается налогоплательщиком в формах расчета налога на имущество предприятий в соответствующих приложениях.

Рассмотрим особенности отражения в налоговой декларации стоимости имущества банков.

В соответствии со ст.1 Закона N 2030-1 плательщиками налога на имущество предприятий являются банки, к которым в соответствии с НК РФ относятся и другие кредитные организации.

Для определения налоговой базы по налогу на имущество предприятий МНС России рекомендует по банкам и другим кредитным организациям принимать стоимость имущества, отражаемую согласно Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Банка России от 18.06.1997 N 02-263, по следующим счетам бухгалтерского учета: 604 "Основные средства банков" (за минусом суммы амортизации, учитываемой на балансовом счете 606 "Амортизация основных средств"); 605 "Основные средства, переданные в пользование организациям банков" (за минусом сумм амортизации, учитываемых на балансовом счете 606 "Амортизация основных средств"); 607 "Капитальные вложения" (за исключением расходов на приобретение земельных участков, объектов природопользования и расходов, не увеличивающих стоимость основных средств); 608 "Лизинговые операции" (за вычетом суммы амортизации, учитываемой на балансовом счете 60803 "Амортизация машин, оборудования, транспортных средств, передаваемых в лизинг"); 609 "Нематериальные активы" (за минусом суммы амортизации нематериальных активов, учитываемой на этом счете); 610 "Хозяйственные материалы"; 611 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы износа, учитываемого на этом счете); 61403 "Расходы будущих периодов по другим операциям".

При этом в Инструкции N 33 установлено, что расходы банков, учитываемые на балансовом счете 607 "Капитальные вложения", по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно - финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества банков по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно - сметной документацией.

Таким образом, затраты организации на строительство (монтаж оборудования), учитываемые на счете 607 "Капитальные вложения", облагаются налогом на имущество предприятий после окончания строительства (монтажа оборудования), то есть после истечения нормативного срока строительства, определенного договором в соответствии с проектом организации строительства.

При исчислении среднегодовой стоимости имущества по филиалам и иным обособленным подразделениям банков в расчет принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:

604 "Основные средства банков" (за минусом суммы износа);

605 "Основные средства, переданные в пользование организациям банков" (за минусом суммы износа);

610 "Хозяйственные материалы";

611 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом износа).

Начисление амортизационных отчислений банками производится в следующем порядке.

Согласно Указаниям Банка России от 12.06.2000 N 821-У "Об отражении в бухгалтерском учете кредитных организаций, расположенных на территории Российской Федерации, отдельных операций по учету основных средств" начисление амортизации по объектам основных средств, принятым к бухгалтерскому учету до 1 января 2000 г., производится по нормам на полное восстановление, установленным при постановке на баланс объекта, которые изменению не подлежат.

При заполнении налоговой декларации необходимо также иметь в виду, что в первоначальную стоимость основных средств банков включается НДС, который учитывается при исчислении налога на имущество предприятий, что обусловлено следующим.

В соответствии с п.п.20 и 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Таким образом, организации (за исключением банков и иных кредитных учреждений) при оприходовании основных средств в бухгалтерском учете на счет 01 "Основные средства" НДС не учитывают.

В то же время согласно Приложению 6 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на счете 604 "Основные средства" учитываются основные средства в первоначальной оценке, которая определяется для объектов, внесенных акционерами (учредителями) в счет вкладов в уставный капитал кредитной организации, - по договоренности сторон; полученных безвозмездно - экспертным путем или по данным документов приемки - передачи основных средств; приобретенных за плату - исходя из фактически произведенных затрат, включая расходы по доставке, монтажу, сборке, установке; построенных - по фактической себестоимости строительства.

Одновременно согласно п.5 ст.170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). В связи с этим НДС по основным средствам, учтенный в их стоимости, исключению из налоговой базы по налогу на имущество предприятий не подлежит.

Напомним формы налоговой декларации, которые представляются банками и другими налогоплательщиками в налоговые инспекции по месту нахождения организации и месту нахождения обособленного подразделения:

- форма 1152001 представляется по месту нахождения организации (месту государственной регистрации);

- форма 1152002 представляется только по месту нахождения обособленных подразделений организации.

Если организация не имеет обособленных подразделений и не пользуется льготами по налогу на имущество предприятий, Приложения "А" и "В" к форме N 1152001 не заполняются.

Если организация использует более одной льготы по налогу на имущество предприятий, например согласно п.п."а" и "б" ст.5 Закона N 2030-1, организация обязана заполнить сведения о льготируемом имуществе по каждой льготе, то есть по каждой льготе заполнить Приложение "В" к форме N 1152001 (в том числе Приложение "Б1" к форме N 1152001, если имущество фактически находится в обособленном подразделении).

Если организация имеет несколько филиалов или иных обособленных подразделений, она должна заполнить форму N 1152002 по каждому обособленному подразделению и представить ее в налоговый орган по месту нахождения этих обособленных подразделений.

Рассмотрим порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке и контроле налоговых органов за уплатой налога на имущество предприятий, поскольку результаты инвентаризации влияют на отражение стоимости имущества в налоговой декларации.

Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденное Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N N 20н, ГБ-3-04/39 и введенное в действие с 1 января 1999 г. (далее - Положение), устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выездной налоговой проверке.

Для целей проведения инвентаризации под имуществом налогоплательщика понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (в том числе товары на комиссии, оборудование для монтажа, незавершенное строительство и производство и другое имущество).

Кроме того, в состав перечня имущества, подлежащего инвентаризации, могут входить производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие налогоплательщику, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, в доверительном управлении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке проводится по месту нахождения налогоплательщика, месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений, месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, а также по месту нахождения каждого материально - ответственного лица.

Руководитель налогового органа или его заместитель принимает решение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение, которым утверждается персональный состав комиссии, сроки проведения инвентаризации, причины ее проведения, а также виды имущества.

Инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться при выездной налоговой проверке по усмотрению руководителя ГНИ при наличии достаточных оснований, например при наличии сведений об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов; недостоверности бухгалтерской отчетности (то есть несопоставимости отчетных данных с первичными документами, данными, отраженными в Главной книге, и т.д.); в случае изменения учетной политики в отчетном периоде; при наличии грубых нарушений правил ведения бухгалтерского учета (или уклонении от его ведения); необоснованном внесении исправлений в кассовые и банковские документы; при частой смене материально - ответственных лиц; в случае получения организацией убытков от финансово - хозяйственной деятельности в течение длительного времени; изменений в оценке дебиторской задолженности, имущества и других обязательств; при некачественном проведении обязательной инвентаризации (уклонении от проведения) в установленных законодательством случаях.

Инвентаризационной комиссии должны быть предоставлены все необходимые бухгалтерские документы на момент проведения инвентаризации (инвентарные карточки, инвентарные книги, оборотные ведомости, технические паспорта, акты приемки - передачи основных средств, договоры на аренду имущества и доверительного управления имуществом, договоры купли - продажи и другие необходимые договоры, при необходимости - поэтажный план зданий и т.д.). При этом материально - ответственные лица, а также лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на приобретение имущества, дают расписки о сдаче всех документов в бухгалтерию или непосредственно комиссии, а также о том, что все материальные ценности к началу инвентаризации оприходованы или списаны в расход.

Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится по материально - ответственным лицам. При проведении инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и др.), сырья и материалов, производственных запасов в незавершенном производстве и объектов незавершенного строительства, готовой продукции, товаров составляются установленные Положением инвентаризационные описи.

При инвентаризации члены комиссии в присутствии материально - ответственных лиц проверяют фактическое наличие основных фондов, материалов, запасов и других товарно - материальных ценностей, осматривают объекты и записывают их полное наименование, инвентарные номера, стоимость в инвентаризационную опись. Объекты, не числящиеся в учете, также включаются в инвентаризационную опись.

При необходимости эксперты производят оценку объектов, то есть определяют их стоимость и износ по фактическому техническому состоянию. Основные средства и другие материальные ценности, не числящиеся в учете и выявленные в процессе инвентаризации, должны быть оприходованы и внесены в описи. На вновь выявленные неучтенные объекты составляются инвентаризационные описи. По арендованным объектам составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются сведения об арендодателе и сроке аренды.

Инвентаризация нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, предоставленных займов производится на основании данных бухгалтерского баланса и подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций, установленным Банком России.

Инвентаризация других финансовых активов проводится на основании данных бухгалтерского учета и отчетности, первичных документов. При этом инвентаризационная комиссия должна также установить правильность расчетов по налогам с бюджетом.

Результаты проведенной инвентаризации отражаются в акте проверки налогового органа, проводившего инвентаризацию имущества налогоплательщика, который передается на рассмотрение руководителю организации.

Окончательное решение о зачете, начислении дополнительных налогов, взыскании финансовых санкций за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета и сокрытие от налогообложения объектов принимается руководителем налогового органа.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Результаты проведенной инвентаризации должны быть отражены в соответствующих документах, бухгалтерской отчетности и в налоговой декларации на соответствующую дату после проведения инвентаризации имущества организации.

Н.А.Гаврилова

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

14.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Согласно договору о передаче исключительной лицензии на использование промышленного образца, зарегистрированного в Роспатенте в августе 2001 г., патентообладатели передали исключительную лицензию на использование образца иностранному юрлицу. Как один из патентообладателей налогоплательщик получает с ноября 2001 г. вознаграждение на свой банковский счет... ("Налоговый вестник", 2002, N 12) >
Вопрос: ...Сотрудники российского предприятия направляются на работу в другие страны на длительный срок. В соответствии с условиями контракта несколько дней в году они могут проводить в РФ. Российское предприятие производит начисление и выплату этим сотрудникам вознаграждения за работу. Будет ли такое вознаграждение относиться к доходам от источников за пределами РФ? ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.