Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"> ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 2002

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 24.07.2002 N 110-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

1. Общие положения

Глава 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) принята Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" и вводится в действие с 1 января 2003 г.

Согласно ст.356 НК РФ транспортный налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими следующие элементы налогообложения:

- налоговые ставки в пределах, установленных ст.361 НК РФ. Если ставки не установлены соответствующим законом субъекта Российской Федерации о налоге, применяются налоговые ставки, установленные п.1 ст.361 НК РФ;

- порядок и сроки уплаты налога в соответствии со ст.ст.360 и 363 НК РФ с учетом особенностей, установленных ст.ст.57 и 58 НК РФ. При этом обязанность уплаты транспортного налога физическими лицами возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации могут согласно п.1 ст.58 НК РФ устанавливать порядок и сроки уплаты налога, при которых уплата транспортного налога может производиться по окончании налогового периода разовым внесением всей суммы налога. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной порядок уплаты налога, например путем внесения авансовых платежей с окончательным перерасчетом по итогам налогового периода. Эта также подтверждается п.5 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 N 82-О "По жалобам граждан С.О. Евсикова, Т.Г. Сибирченковой, Р.К. Исламовой, Л.И. Ленгле, С.В. Рыбакова, А.В. Привалова на нарушения их конституционных прав положениями Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и положениями соответствующих Законов Республики Марий Эл, Ставропольского края, Нижегородской области и Пермской области";

- налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками в порядке, установленном ст.56 НК РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по транспортному налогу, не могут носить индивидуального характера.

Если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрена уплата транспортного налога в виде единовременной уплаты за календарный год всей суммы налога, а определен порядок, при котором уплата налога производится авансовыми платежами, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации могут определить форму отчетности по транспортному налогу.

В этом случае законом о транспортном налоге субъекта Российской Федерации может предусматриваться порядок, при котором налогоплательщик - организация должен представлять в налоговый орган промежуточную отчетность по данному налогу.

Если уплата авансовых платежей устанавливается и для физических лиц, по нашему мнению, отчетность для физических лиц законом о налоге предусматриваться не должна.

Налоговая декларация по транспортному налогу (в том числе электронная версия) для юридических лиц и инструкция по ее заполнению утверждаются МНС России в соответствии со ст.80 НК РФ.

В настоящее время нормативными актами и ведомственными документами предусмотрены следующие понятия транспортных средств:

- транспортное средство (имеются в виду наземные транспортные средства) - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Для целей обложения транспортным налогом к транспортным средствам относятся автомототранспортные средства максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепы к ним, а также другие виды самоходной техники (тракторы, самоходные дорожно - строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее), не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, государственная регистрация которых производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники";

- воздушное транспортное средство (судно) - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли и воды (ст.32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ);

- гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации (для перевозки пассажиров и грузов, осуществления других авиационных работ, а также выполнения организационно - мобилизационных задач в мирное время) и имеющее соответствующий сертификат (аттестат) летной годности (Приказ Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110);

- воздушное судно авиации общего назначения (АОН) - летательный аппарат, предназначенный для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов - спортсменов, пилотов - любителей, сверхлегкий летательный аппарат, воздушный шар, восстановленное воздушное судно старого образца (исторический экземпляр, построенное в единичном экземпляре по самостоятельному проекту судно, а также любой другой летательный аппарат, находящийся во владении, пользовании или распоряжении субъекта авиации общего назначения, используемый им в некоммерческих целях и не связанный с выполнением авиационных работ);

- сверхлегкое воздушное судно - сверхлегкий летательный аппарат (СЛА) класса параплан, дельтаплан, мотодельтаплан, мотопараплан, дельталет, микросамолет, автожир со взлетной массой менее 450 кг в сухопутном варианте (менее 450 кг - в гидроварианте или амфибии) и минимальной скоростью полета, не превышающей 65 км/ч (Приказ Минтранса России от 10.04.1995 N ДВ-44);

- экспериментальное воздушное судно - летательный аппарат, используемый для проведения опытно - конструкторских, экспериментальных, научно - исследовательских работ, а также испытаний авиационной техники. Экспериментальные воздушные суда подлежат государственному учету в уполномоченных органах в области оборонной промышленности (ст.23 Воздушного кодекса Российской Федерации);

- водное транспортное средство - самоходное или несамоходное плавучее сооружение (судно), используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ);

- судно смешанного (река - море) плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям (ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации);

- водное торговое транспортное средство (судно) - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (п.1 ст.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ);

- судно рыбопромыслового флота - обслуживающее рыбопромысловый комплекс судно, используемое для промысла водных биологических ресурсов, а также приемотранспортное, вспомогательное судно и судно специального назначения (п.2 ст.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). К судам рыбопромыслового флота относятся морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом, а также суда внутреннего плавания, суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

2. Плательщики транспортного налога

Плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, на которых в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.

Обязанность уплачивать транспортный налог возлагается на всех налогоплательщиков, на которых зарегистрированы наземные, водные и воздушные транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.

Признание налоговыми органами физических и юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном ст.362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что согласно законодательству о налогах и сборах плательщиками транспортного налога признаются также физические лица, владеющие и распоряжающиеся транспортными средствами на основании доверенностей, выданных до вступления в действие Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ лицами, на которых зарегистрированы транспортные средства (Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ был опубликован 29.07.2002).

При этом физические лица, на которых зарегистрированы вышеуказанные транспортные средства, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего жительства о передаче на основании доверенности данных транспортных средств.

Если уведомление о передаче на основании доверенности транспортных средств в налоговые органы по месту регистрации транспортного средства от физического лица не поступило, то именно это физическое лицо должно признаваться плательщиком транспортного налога.

Учет транспортных средств, признаваемых объектом обложения транспортным налогом в соответствии со ст.358 НК РФ, и лиц, признаваемых согласно ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога (на которых зарегистрированы транспортные средства), осуществляется в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств на основе информации, представляемой по установленной форме органами, указанными в ст.362 НК РФ (то есть органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств).

Следует иметь в виду, что согласно ст.83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств. При этом местом нахождения имущества в целях постановки на налоговый учет по месту нахождения транспортных средств признается (п.5 ст.83 НК РФ):

- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника данного имущества;

- для иных транспортных средств - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника транспортных средств.

Таким образом, местом нахождения водных и воздушных транспортных средств для обложения транспортным налогом является место нахождения организации (место государственной регистрации), на которую зарегистрированы транспортные средства, а для физического лица - место жительства физического лица, где оно постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано).

Местом нахождения наземных транспортных средств (автомототранспортных средств и другой самоходной техники) для целей обложения транспортным налогом является место государственной регистрации транспортных средств (или временной регистрации транспортных средств по месту пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации).

Для физических лиц, пользующихся транспортными средствами по доверенности, выданной до 29 июля 2002 г., на право владения или распоряжения транспортным средством, местом нахождения транспортного средства признается место жительства вышеуказанного физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.

Условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), присвоение КПП (код причины постановки на учет), формы документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, установлены Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц".

3. Объект налогообложения

При применении ст.358 НК РФ необходимо иметь в виду, что под объектом налогообложения понимаются наземные транспортные средства в части автомототранспортных средств и самоходной техники, а также водные и воздушные суда, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.358 НК РФ объектами обложения транспортным налогом признаются:

- легковые и грузовые автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани;

- воздушные транспортные (самолеты, вертолеты и иные воздушные транспортные средства);

- водные транспортные средства (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, яхты, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и иные водные транспортные средства).

При определении состава транспортных средств и видов деятельности организаций, на которых зарегистрированы транспортные средства, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденным Постановлением Минэкономики России и Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, а также Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст.

4. Государственная регистрация транспортных средств

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники (легковых и грузовых автомобилей, мотоциклов, мотороллеров, автобусов и других самоходных машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходов, мотосаней) осуществляется в соответствии со следующими документами:

- Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации";

- Приказ МВД России от 26.11.1996 N 624 "О порядке регистрации транспортных средств";

- Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно - строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденные Минсельхозпродом России от 16.01.1995;

- Приказ Минобороны России от 23.06.1997 N 246 "О государственных регистрационных и опознавательных знаках, надписях и обозначениях на транспортных средствах Вооруженных Сил Российской Федерации";

- иные документы о порядке регистрации транспортных средств.

При определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться следующими документами:

- Конвенция о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII;

- Классификация автотранспортных средств, принятая правилами Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН);

- Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденное совместным Приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N N 399, 388, 195.

Кроме того, можно использовать отраслевую нормаль ОН 025 270-66, применяемую на предприятиях автомобильной промышленности.

Государственная регистрация водных транспортных средств (теплоходов, яхт, парусных судов, катеров, моторных лодок, яхт, гидроциклов, несамоходных (буксируемых) судов и иных водных транспортных средств) осуществляется в соответствии со ст.17 Кодекса внутреннего водного транспорта и ст.35 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.

Порядок государственной регистрации вышеуказанных транспортных средств установлен Приказами Минтранса России от 26.09.2001 N 144 и от 29.11.2000 N 145, а также Приказом Минобороны России от 04.12.2000 N 570 (Приложение 3).

Государственная регистрация воздушных транспортных средств (самолетов, вертолетов и иных воздушных транспортных средств) осуществляется согласно ст.33 Воздушного кодекса Российской Федерации в порядке, определенном Приказом Минтранса России от 12.11.1995 N ДВ-110, а также Постановлением Правительства РФ от 31.01.2001 N 74.

5. Транспортные средства, не являющиеся объектом

обложения транспортным налогом

Пунктом 2 ст.358 НК РФ определены виды транспортных средств, не являющихся объектом обложения транспортным налогом.

Необходимо иметь в виду, что налогоплательщики, на которых зарегистрированы транспортные средства, не признаваемые объектом налогообложения, обязаны встать на налоговый учет в отношении этих транспортных средств и представлять налоговую декларацию по транспортному налогу в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах. При этом в налоговой декларации указываются основания неприменения к транспортным средствам установленного порядка налогообложения и представляются необходимые для этих целей документы.

Так, согласно пп.2 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектами налогообложения автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения.

В соответствии со ст.30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети - инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно - двигательного аппарата, обеспечиваются транспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Налогоплательщики (инвалиды или члены семьи, имеющие детей - инвалидов), на которых зарегистрированы полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения бесплатно или на льготных условиях легковые автомобили, представляют в налоговые органы по месту нахождения транспортных средств (месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию легковых автомобилей) соответствующие документы, выданные территориальными государственными органами социальной защиты населения.

Кроме того, не являются объектом налогообложения согласно пп.3 п.2 ст.358 НК РФ промысловые морские и речные суда.

Следует иметь в виду, что к промысловым морским и речным судам, зарегистрированным на организации и физических лиц, осуществляющим виды деятельности, связанные с рыболовством (промыслом рыбы) на коммерческой основе в открытом море, в прибрежных или внутренних водах и с производством только первичной обработки рыбной продукции (сортировка, охлаждение), китобойным промыслом, промыслом морских животных, ракообразных, моллюсков и добычей других морепродуктов (морских материалов), относятся:

- суда морские добывающие самоходные (траулеры, сейнеры рыболовные, суда для лова тунца и креветок, суда рыбо - мучные, боты рыболовные, мотоботы рыболовные, суда зверобойные, суда китобойные, суда для добычи водорослей и других морских продуктов);

- суда промысловые прибрежного плавания самоходные (суда добывающие (мотоневодники), мотолодки промысловые, катера и баркасы промысловые).

Рассмотрим еще одну категорию транспортных средств, не являющихся объектом обложения транспортным налогом, - пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся у организаций на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, которые не подлежат налогообложению при условии, если основным видом деятельности этих организаций является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.

Под основным видом деятельности организации по осуществлению пассажирских и грузовых морских, речных и воздушных перевозок, по нашему мнению, должна пониматься преобладающая деятельность организации, связанная с грузовыми и пассажирскими перевозками, определенная учредительными документами (уставом, положением и т.д.) и являющаяся целью создания данной организации.

Организации освобождаются от уплаты транспортного налога, если оказываемые услуги и выполняемые работы связаны с деятельностью по осуществлению по установленным маршрутам пассажирских и грузовых перевозок по водным и воздушным путям по расписанию, а также не по расписанию при условии имеющейся лицензии на осуществление грузовых и пассажирских перевозок.

При этом к деятельности по осуществлению пассажирских и грузовых перевозок по водным и воздушным путям, по нашему мнению, не относятся услуги буксиров, дебаркадеров, экскурсионных катеров, прогулочных и туристских катеров, водных трамвайчиков, водных такси и т.п.; транспортная обработка грузов, хранение грузов, портовые операции, вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность; деятельность бюро путешествий и экскурсий; деятельность по обеспечению лесосплава.

Согласно пп.5 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции и зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей, а именно: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

При применении этой нормы законодательства следует иметь в виду, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственным товаропроизводителем признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.

В целях определения в стоимостном выражении доли сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции для целей обложения транспортным налогом понимается выручка от реализации продукции (работ, услуг), исчисленная сельскохозяйственным производителем по итогам работы за год.

Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), предназначенные, но не используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями для производства сельскохозяйственной продукции, должны облагаться транспортным налогом в общеустановленном порядке.

В целях применения пп.5 п.2 ст.358 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и осуществляющие наряду с производством сельскохозяйственной продукции иные виды деятельности, обязаны обеспечить раздельный (обособленный) учет выручки, полученной от реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе сельскохозяйственной (рыбной) продукции и вылова биоресурсов, а также транспортных средств, используемых для производства сельскохозяйственной продукции.

Учет сельскохозяйственной продукции и сырья ведется сельскохозяйственными производителями по унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 29.09.1997 N 68 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья".

Сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие реализацию вышеуказанной продукции через свои обособленные подразделения (торговые предприятия), при определении доли выручки от производства сельскохозяйственной продукции по итогам работы за год (налоговый период) в общей сумме выручки от реализации продукции (работ услуг) не учитывают стоимость покупных товаров.

Если по итогам налогового периода сельскохозяйственным товаропроизводителем не подтверждается наличие необходимой выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, то налоговыми органами производится перерасчет транспортного налога за этот налоговый период.

Не перечисленные своевременно сельскохозяйственным товаропроизводителем доначисленные суммы транспортного налога считаются недоимкой, на которую начисляются пени на общих основаниях.

В соответствии с пп.6 п.2 ст.358 НК РФ не признаются объектом налогообложения транспортные средства, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

При этом под военной службой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках ФПС России, во внутренних войсках МВД России, в железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках ФАПСИ, войсках гражданской обороны, инженерно - технических и дорожно - строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах ФСБ России, органах ФПС России, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях (ст.2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

При определении федеральных органов исполнительной власти, на которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, в которых в отношении федеральных органов исполнительной власти предусмотрена военная служба.

Не признаются объектом налогообложения согласно пп.7 п.2 ст.358 НК РФ транспортные средства, находящиеся в розыске. Документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортных средств, находящихся в розыске, выдаются органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, а также другими органами, ведущими розыск транспортных средств.

При отнесении самолетов и вертолетов к транспортным средствам санитарной авиации и медицинской службы, не признаваемым объектом налогообложения согласно пп.8 п.2 ст.358 НК РФ, следует иметь в виду, что на воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов по оказанию медицинской помощи и проведению санитарных мероприятий, наносится изображение Красного Креста в соответствии с ГОСТ 18715-74.

В отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации на иностранные дипломатические и консульские представительства и приравненные к ним международные организации, а также на иностранных граждан, являющихся сотрудниками дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также членов их семей, применяются нормы, предусмотренные международными договорами (соглашениями) об избежании двойного налогообложения, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами.

Если соглашение об избежании двойного налогообложения Российской Федерацией с соответствующим иностранным государством не заключено и (или) в соглашении не содержится норма в отношении обложения транспортных средств транспортным налогом (или аналогичным налогом, взимаемым в иностранном государстве), указанные лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке на территории Российской Федерации транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, являются налогоплательщиками в общеустановленном порядке.

6. Об определении налоговой базы по транспортному налогу

В соответствии со ст.359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в следующем порядке.

По транспортным средствам, имеющим двигатели, включая автомототранспортные средства (легковые и грузовые автомобили, мотоциклы и мотороллеры, автобусы и другие транспортные средства, имеющие двигатели), по самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходам, мотосаням, водным судам (катерам, моторным лодкам, яхтам и другим парусно - моторным судам, гидроциклам и другим водным судам, имеющим двигатели), воздушным судам (самолетам, вертолетам и иным воздушным судам, имеющим двигатели) налоговая база определяется исходя из мощности двигателя, определяемой в единицах мощности для конкретного транспортного средства в лошадиных силах (далее - л.с/кВт).

Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в л.с/кВт.

Пример. Яхта имеет два двигателя, мощностью 50 л. с. и 100 л. с.; налоговая база по этому транспортному средству составит 150 л. с.

По несамоходным (буксируемым) морским судам и судам внутреннего плавания для исчисления налоговой базы определяется валовая вместимость судна как валовая вместимость в регистровых тоннах.

Валовая вместимость - вместимость судна, определяемая в соответствии с правилами обмера судов, содержащимися в Приложении 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. (ст.10 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

По другим водным и воздушным транспортным средствам, не имеющим двигателей, налоговая база устанавливается как единица транспортного средства.

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении водных и воздушных судов, не имеющих двигателей, налоговая база устанавливается отдельно по видам (категориям) транспортных средств.

Налогоплательщик - организация определяет налоговую базу по итогам каждого налогового периода самостоятельно на основании данных, указанных в свидетельстве о регистрации транспортного средства, выдаваемого органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, и иных документально подтвержденных данных о транспортных средствах, признаваемых объектом налогообложения согласно ст.358 НК РФ.

Налоговая база не определяется налогоплательщиками - физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей. При этом налоговая база по итогам налогового периода рассчитывается налоговыми органами по каждому транспортному средству, зарегистрированному на физическое лицо, на основании сведений, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

7. Налоговый период

Под налоговым периодом по транспортному налогу понимается календарный год.

При регистрации транспортного средства и (или) снятии транспортного средства с регистрации в течение календарного года налоговый период по транспортному налогу в данном календарном году определяется как период времени, исчисляемый календарными месяцами, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на конкретного налогоплательщика в государственном реестре.

При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются как полные календарные месяцы. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один календарный месяц.

8. Налоговые ставки

Налогообложение транспортных средств производится по налоговым ставкам, установленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах, определяемых п.2 ст.361 НК РФ.

В законах субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена норма, при которой уплата транспортного налога производится по ставкам, установленным п.1 ст.361 НК РФ. Кроме того, ставки налога могут быть определены в размерах, увеличенных (уменьшенных) по сравнению с установленными законодательством, но не более чем в пять раз.

Налоговые ставки по транспортному налогу установлены в п.1 ст.361 НК РФ в рублях в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства), мощности двигателя на 1 л.с/кВт, валовой вместимости на одну регистрационную тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В указанных пределах допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории транспортного средства (вида транспортного средства, мощности двигателя, валовой вместимости), а также срока полезного использования транспортного средства, определяемого в календарных годах от года выпуска транспортного средства.

Не допускается установление индивидуальных налоговых ставок для отдельных налогоплательщиков.

При установлении налоговых ставок законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать повышенные налоговые ставки для отдельных категорий транспортных средств в зависимости от возраста транспортного средства, определяемого в календарных годах от года выпуска транспортного средства.

Возраст транспортного средства определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах, следующих за годом выпуска транспортного средства.

Налоговые ставки, устанавливаемые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут быть установлены в следующих пределах, определяемых с учетом срока полезного использования транспортного средства (см. табл.).

Таблица

в руб.

     
   —————————————————————————————————————T—————————————T—————————————¬
   |Наименование объекта налогообложения|  Налоговая  |  Предельные |
   |                                    |   ставка,   |    ставки   |
   |                                    |установленная|             |
   |                                    |  п.1 ст.361 |             |
   |                                    |    НК РФ    |             |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |                  1                 |      2      |     3       |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Автомобили легковые с мощностью     |             |             |
   |двигателя (с каждой лошадиной силы):|             |             |
   |до 100 л. с. (до 73,55 кВт)         |       5     | 1,0 — 25,0  |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше |       7     | 1,4 — 35,0  |
   |73,55 кВт до 110,33 кВт)            |             |             |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше |      10     | 2,0 — 50,0  |
   |110,33 кВт до 147,1 кВт)            |             |             |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше |      15     | 3,0 — 75,0  |
   |147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно|             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)   |      30     | 6,0 — 150,0 |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Мотоциклы и мотороллеры с мощностью |             |             |
   |двигателя (с каждой лошадиной силы):|             |             |
   |до 20 л. с. (до 14,7 кВт)           |       2     | 0,4 — 10,0  |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше   |       4     | 0,8 — 20,0  |
   |14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт)    |      10     | 2,0 — 50,0  |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Автобусы с мощностью двигателя      |             |             |
   |(с каждой лошадиной силы):          |             |             |
   |до 200 л. с. (до 147,1 кВт)         |      10     | 2,0 — 50,0  |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт)   |      20     | 4,0 — 100,0 |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Грузовые автомобили с мощностью     |             |             |
   |двигателя (с каждой лошадиной силы):|             |             |
   |до 100 л. с. (до 73,55 кВт)         |       5     | 1,0 — 25,0  |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше |       8     | 1,6 — 40,0  |
   |73,55 кВт до 110,33 кВт)            |             |             |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше |      10     | 2,0 — 50,0  |
   |110,33 кВт до 147,1 кВт)            |             |             |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше |      13     | 2,6 — 65,0  |
   |147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно|             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт)   |      17     | 3,4 — 85,0  |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Другие самоходные транспортные      |       5     | 1,0 — 25,0  |
   |средства, машины и механизмы на     |             |             |
   |пневматическом и гусеничном ходу (с |             |             |
   |каждой лошадиной силы)              |             |             |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Снегоходы, мотосани с мощностью     |             |             |
   |двигателя (с каждой лошадиной силы):|             |             |
   |до 50 л. с. (до 36,77 кВт)          |       5     | 1,0 — 25,0  |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт)    |      10     | 2,0 — 50,0  |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Катера, моторные лодки и другие     |             |             |
   |водные транспортные средства        |             |             |
   |с мощностью двигателя (с каждой     |             |             |
   |лошадиной силы):                    |             |             |
   |до 100 л. с. (до 73,55 кВт)         |      10     | 2,0 — 50,0  |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)   |      20     | 4,0 — 100,0 |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Яхты и другие парусно — моторные    |             |             |
   |суда с мощностью двигателя (с каждой|             |             |
   |лошадиной силы):                    |             |             |
   |до 100 л. с. (до 73,55 кВт)         |      20     | 4,0 — 100,0 |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)   |      40     | 8,0 — 200,0 |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Гидроциклы с мощностью двигателя    |             |             |
   |(с каждой лошадиной силы):          |             |             |
   |до 100 л. с. (до 73,55 кВт)         |      25     | 5,0 — 125,0 |
   |включительно                        |             |             |
   |                                    |             |             |
   |свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)   |      50     |10,0 — 250,0 |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Несамоходные (буксируемые) суда, для|      20     | 4,0 — 100,0 |
   |которых определяется валовая        |             |             |
   |вместимость (с каждой регистровой   |             |             |
   |тонны валовой вместимости)          |             |             |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Самолеты, вертолеты и иные воздушные|      25     | 5,0 — 125,0 |
   |суда, имеющие двигатели (с каждой   |             |             |
   |лошадиной силы)                     |             |             |
   +————————————————————————————————————+—————————————+—————————————+
   |Другие водные и воздушные           |     200     |40,0 — 1000,0|
   |транспортные средства, не имеющие   |             |             |
   |двигателей (с единицы транспортного |             |             |
   |средства)                           |             |             |
   L————————————————————————————————————+—————————————+——————————————
   

Примеры. 1. Для категории транспортных средств "Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт)" и возрастом более 7 лет законом субъекта Российской Федерации налоговая ставка была увеличена в два раза против установленной п.1 ст.361 НК РФ и составила 14 руб.

2. Для категории транспортных средств "Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно" законом субъекта Российской Федерации налоговая ставка была понижена в два раза и составила против установленной п.1 ст.361 НК РФ 5 руб.

9. Порядок исчисления транспортного налога

Налогоплательщики - организации самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налогоплательщики - физические лица не исчисляют сумму транспортного налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическим лицом, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Сумма транспортного налога исчисляется по истечении налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. При исчислении транспортного налога учитываются налоговые льготы, а также количество календарных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятии транспортного средства с регистрации в течение календарного года исчисление суммы транспортного налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа календарных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в истекшем налоговом периоде, к числу 12.

Примеры. 1. Физическое лицо приобрело легковой автомобиль и поставило его на учет в органах ГАИ - ГИБДД в январе 2004 г. Легковой автомобиль был снят с учета в связи с его продажей в декабре 2004 г.; следовательно, сумма транспортного налога должна быть исчислена налоговым органом за 2004 г. полностью за весь налоговый период (за 12 месяцев).

2. Организация приобрела грузовой автомобиль и зарегистрировала в органах ГАИ - ГИБДД в январе 2003 г. и в январе 2004 г. продала его, сняв с учета. Налог за 2003 г. должен быть уплачен организацией полностью за весь налоговый период (12 месяцев), а за 2004 г. за этот грузовой автомобиль данная организация должна уплатить транспортный налог за один месяц.

3. Гражданин, являющийся предпринимателем, приобрел автомобиль, зарегистрировав его 10 мая 2003 г. в органах ГАИ - ГИБДД, а 25 мая текущего года продал его, одновременно сняв с учета. Расчет суммы налога за 2003 г., подлежащей уплате в региональный бюджет, должен быть произведен налоговым органом данному гражданину исходя из одной двенадцатой суммы транспортного налога, начисленного за налоговый период (за 12 месяцев), то есть за один месяц.

4. Организация А продала автомобиль организации Б, сняв его с учета 15 августа 2003 г. Транспортный налог за 2003 г. организация "А" должна уплатить в размере восьми двенадцатых от годовой суммы транспортного налога. Организация Б зарегистрировала этот автомобиль в органах ГАИ - ГИБДД 20 августа 2003 г. Организация Б должна уплатить сумму транспортного налога в размере пяти двенадцатых годовой суммы налога.

5. Гражданин продал предпринимателю катер 30 августа 2003 г., одновременно сняв его с учета. Гражданину направлено уведомление на уплату транспортного налога за 2003 г. за период с января по август включительно, то есть за 8 месяцев. Предприниматель зарегистрировал этот катер 1 сентября 2003 г. Транспортный налог, который предприниматель должен уплатить за 2003 г., составит четыре двенадцатых годовой суммы налога.

6. Гражданин продал предпринимателю катер 30 августа 2003 г., сняв его с учета только 2 сентября 2003 г. Гражданину направлено уведомление на уплату транспортного налога за 2003 г. за период с января по сентябрь включительно, то есть за 9 месяцев. Предприниматель зарегистрировал этот катер 2 сентября 2003 г. Транспортный налог, который предприниматель должен уплатить за 2003 г., составит четыре двенадцатых от годовой суммы налога.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно по каждому транспортному средству, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со ст.359 НК РФ.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, в течение 10 дней после регистрации транспортных средств или их снятия с регистрации в календарном году обязаны представлять налоговым органам по месту своего нахождения (в пределах территории, находящейся под их юрисдикцией) сведения о каждом зарегистрированном или снятом с регистрации в этих органах транспортном средстве, признаваемом объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, а также о лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, по установленной МНС России форме.

Сведения о транспортных средствах, подлежащих временному учету по месту приписки в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, на которые выдано свидетельство о временной регистрации транспортных средств, также подлежат передаче в вышеназванном порядке.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию на территории Российской Федерации транспортных средств, предоставляют также налоговым органам по месту своего нахождения сведения о всех зарегистрированных ими в государственном реестре транспортных средствах, а также данные о лицах, на которых эти транспортные средства зарегистрированы, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех изменениях, внесенных в государственный реестр транспортных средств (судовой реестр).

При этом органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, сообщают налоговым органам сведения о транспортном средстве, необходимые для исчисления транспортного налога, сведения о лицах, за которыми зарегистрировано транспортное средство, об их доле в праве общей долевой собственности (при наличии), а также иную необходимую информацию для идентификации транспортного средства в целях постановки на налоговый учет налогоплательщиков и осуществления налоговыми органами администрирования по транспортному налогу.

Налоговые органы субъектов Российской Федерации организуют работу по выписке уведомлений на уплату налога и направлению их гражданам, осуществляют учет транспортных средств и налогоплательщиков, разрабатывают порядок взаимодействия территориальных налоговых органов по вопросу обмена и передачи имеющихся сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, а также в целях повышения эффективности администрирования транспортного налога осуществляют взаимодействие с регистрирующими транспортные средства государственными органами.

При этом государственную регистрацию автомототранспортных средств (легковых и грузовых) и самоходных транспортных средств (машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, тракторов, самоходных дорожно - строительных транспортных средств и иной самоходной техники, снегоходов, мотосаней) осуществляют подразделения ГАИ - ГИБДД МВД России и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин.

Государственную регистрацию транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком на шесть месяцев и более, осуществляют таможенные органы Российской Федерации.

Транспортные средства воинских формирований, транспортные средства воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций проходят государственную регистрацию в автомобильных службах Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, а также автомобильных службах иных министерств и ведомств, имеющих воинские формирования.

Самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любые пассажирские и наливные суда, спортивные парусные и прогулочные парусные суда (независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов), другие спортивные и прогулочные суда (независимо от количества пассажиров на них), в том числе спортивные и прогулочные самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт, спортивные и прогулочные несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, регистрируются Государственной службой речного транспорта (например, ГРСИ по Московскому бассейну, ГРСИ по Волжскому бассейну, ГРСИ по Камскому бассейну, ГРСИ по Доно - Кубанскому бассейну, ГРСИ по Северо - Западному бассейну, ГРСИ по Ленскому бассейну и др.).

Морские администрации портов - Государственная служба морского флота Минтранса России - осуществляют регистрацию судов смешанного (река - море / море - река) плавания, совершающих международные рейсы, морских судов, грузо - пассажирских судов, нефтеналивных и буксирных судов, других самоходных и несамоходных судов.

Управление государственного надзора за безопасностью полетов - Государственная служба гражданской авиации Минтранса России - производит государственную регистрацию воздушных судов (самолетов, вертолетов и других воздушных судов), в том числе гражданских судов, государственных воздушных судов, других воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей.

Регистрация отдельных видов транспортных средств может осуществляться и иными уполномоченными органами.

Следует иметь в виду, что государственную регистрацию водных транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ, осуществляют органы не только Минтранса России, но и Минобороны России.

Государственные речные судоходные инспекции бассейнов осуществляют регистрацию самоходных судов внутреннего плавания с двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов, спортивных парусных и прогулочных парусных судов.

Государственные морские судоходные порты (капитаны речных портов, расположенных в устьях рек, либо капитаны морских торговых портов) производят регистрацию судов смешанного (река - море) плавания, осуществляющих судоходство, связанное с выходом на морские пути. Капитаны морских торговых портов производят регистрацию пассажирских, грузо - пассажирских, нефтеналивных, буксирных судов, а также других самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн. Капитаны морских рыбных портов осуществляют государственную регистрацию судов рыбопромыслового флота.

Органы технического надзора (Госкомспорт России, Минтранс России, Государственная инспекция по маломерным судам МПР России, РОСТО) осуществляют государственную регистрацию спортивных, прогулочных и иных судов.

Зарегистрированные транспортные средства, вывозимые за пределы соответствующего субъекта Российской Федерации, в установленных случаях по просьбе собственников могут быть поставлены на временный учет по месту их нахождения.

10. Порядок и сроки уплаты транспортного налога

Уплата транспортного налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, устанавливаемом актами законодательства о налогах и сборах по субъектам Российской Федерации.

Налог уплачивается по месту нахождения транспортных средств.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налоговое уведомление направляется налогоплательщику в срок не позднее 1 июня года налогового периода и не позднее 30 дней до наступления срока платежа. Форма налогового уведомления утверждается МНС России.

Налоговое уведомление на уплату налога передается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если физическое лицо уклоняется от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма транспортного налога, подлежащая уплате за налоговый (отчетный) период, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

Налогоплательщики - физические лица, уплачивающие транспортный налог на основании налогового уведомления, уплачивают его в сроки, указанные в этом налоговом уведомлении.

В законе субъекта Российской Федерации о транспортном налоге может быть предусмотрен один или несколько сроков уплаты транспортного налога для всех налогоплательщиков или для отдельной категории налогоплательщиков, например только для организаций и (или) для предпринимателей и (или) граждан.

Налогоплательщики - организации обязаны представить по окончании налогового периода в сроки, установленные законодательными органами по субъектам Российской Федерации, налоговую декларацию по транспортному налогу в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств.

Налогоплательщики - физические лица не представляют налоговую декларацию по транспортному налогу в налоговый орган. В случае изменения сведений о государственной регистрации транспортных средств и налогоплательщике в налоговом периоде налоговые органы согласно порядку, установленному в соответствующем законе о транспортном налоге, производят перерасчет суммы транспортного налога по итогам налогового периода и направляют гражданам уточненное налоговое уведомление в сроки, установленные этим законом.

Н.А.Гаврилова

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

14.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как избежать ошибок при осуществлении отдельных хозяйственных операций ("Налоговый вестник", 2002, N 12) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"> ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.