Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О переходе российских организаций на Международные стандарты финансовой отчетности ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 2002

О ПЕРЕХОДЕ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Работа по приведению российских правил бухгалтерского учета в соответствие с международной практикой началась еще в 1990 - 1991 гг., когда был издан План счетов бухгалтерского учета, уже во многом адаптированный к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Тогда же были определены такие понятия рыночной экономики, как "капитал", "финансовые вложения", "ценные бумаги", "нематериальные активы" и многие другие. С 1994 г. в российскую практику была введена практика разработки учетной политики организаций. В 1995 г. произошел переход на метод начисления, то есть на правила бухгалтерского учета, при которых факты хозяйственной деятельности отражаются при переходе прав на собственность или получении дохода независимо от сроков оплаты. Были разработаны положения, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций, и эти положения были уже полностью адаптированы к МСФО. Начиная с 1998 г. Правительство РФ взяло переход российских организаций на МСФО под жесткий контроль. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, которая охватывала в том числе и разработку конституционных изменений, связанных с передачей ряда функций от государства профессиональным объединениям. Программа включала также систему мер, направленных на повышение квалификации кадров, в том числе по изучению передовых правил и норм ведения бухгалтерского учета, составления отчетности. 13 апреля 2001 г. Правительство РФ одобрило "Меры по реализации в 2001 - 2005 гг. Программы реформирования бухгалтерского учета".

Какие основные документы приняты для осуществления с 2001 по 2005 г. перехода российских организаций на МСФО?

К настоящему моменту утверждено 16 Положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), адаптированных к МСФО. Совсем недавно были приняты Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н, "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02, утвержденное Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н. Были пересмотрены еще три важных документа - это Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методические указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора о доверительном управлении имуществом, утвержденные Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 97. По существу, Минфину России осталось принять два серьезных нормативных документа - это "Учет финансовых вложений" (это ПБУ уже разработано и находится в настоящее время на юридической экспертизе) и "Учет инфляционных ожиданий" (работу над этим ПБУ планируется закончить в 2003 г.). Принятие вышеуказанных документов было рассчитано на период с 2001 по 2003 г. В перспективе предстоит принять стандарты, касающиеся периодической отчетности, пояснительной записки, реорганизации предприятий, учета аренды и т.д. В ближайшее время будут приняты еще, как минимум, 6 ПБУ. 2004 г. будет посвящен практическому внедрению тех ПБУ, которые были подготовлены и изданы в течение 2002 - 2003 гг.

Как организации будут осуществлять переход на МСФО с 1 января 2004 г.?

Речь не идет о каком-то внезапном, сиюминутном переходе, то есть это вовсе не значит, что начиная с 2004 г. все организации будут работать по-новому. Переход на МСФО будет происходить постепенно с тем, чтобы организации смогли адаптироваться к новым правилам бухгалтерского учета. Например, если то или иное ПБУ было разработано и утверждено в 2001 г., то оно должно было вступить в силу с 1 января 2002 г. ПБУ, которые утверждаются в настоящее время, будут вступать в силу с 1 января 2003 г. У организаций будет, как минимум, три - четыре месяца, а в большинстве случаев не менее полугода, для того, чтобы изучить и безболезненно внедрить новые правила, которые провозглашаются в этих нормативных документах. Планируется, что этот постепенный длительный процесс закончится к 2004 г. Но это не будет означать, что с 2004 г. (или даже с 2005 г.) в методическое регулирование бухгалтерского учета не будут вноситься изменения. Бухгалтерский учет - это зеркало экономики. И пока экономика развивается, бухгалтерский учет тоже видоизменяется и совершенствуется.

Должны ли будут все российские организации переходить на МСФО или для некоторых из них будут сделаны какие-либо исключения?

Переход на формирование сводной бухгалтерской отчетности на основе МСФО коснется организаций в разной степени. Для организаций, которые осуществляют эмиссию ценных бумаг, переход на МСФО будет означать кардинальное изменение подхода к информации, содержащейся в сводной отчетности. Эта группа организаций будет составлять сводную бухгалтерскую отчетность на основании тех стандартов, которые издает Лондонский комитет по МСФО. Что касается отчетности юридических лиц, то она будет формироваться по российским правилам, которые разрабатываются уже в течение десяти лет в полном соответствии с принципами, заложенными в МСФО. Разница в представляемой отчетности по крупным и малым предприятиям будет заключаться еще и в том, что если малому предприятию в большинстве случаев достаточно отчетности в виде двух форм - баланса и отчета о прибылях и убытках (и эта информация может представляться ими, по нашему мнению, не чаще одного раза в год), то для средних и крупных предприятий (но не крупнейших) достаточно представления информации в виде пяти форм годового отчета. Причем их отчетность должна быть в соответствующих случаях подтверждена аудиторским заключением. Что касается крупнейших предприятий, то, конечно, потребуется подробнейшая расшифровка всей существенной информации, включая составление дополнительных таблиц, форм, пояснений.

В связи с этим они должны представлять отчетную информацию, более полно отвечающую требованиям МСФО.

Единообразны правила МСФО для всех предприятий или имеются какие-либо отличия?

С точки зрения техники ведения бухгалтерского учета, содержания экономических категорий, порядка отражения фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета, эти правила единообразны для всех организаций, как для малых, так и для крупнейших. Более того, правила МСФО абсолютно идентичны во многих странах, будь то, например, США или Российская Федерация, но что касается представления информации о финансовом положении и результатах хозяйственной деятельности, то здесь, конечно, никакого единообразия быть не может и не должно.

Придется ли рядовому бухгалтеру переучиваться для работы по правилам МСФО?

Бухгалтер должен всегда повышать свою квалификацию. Если бухгалтер будет довольствоваться уже полученными знаниями, то он попросту не сможет работать в современных условиях, когда продолжается процесс реформирования российского законодательства. Меры по дальнейшему реформированию бухгалтерского учета в 2001 - 2005 гг. включают целый блок мероприятий по подготовке и переподготовке кадров. И эта переподготовка кадров должна охватывать не только главных бухгалтеров, но и рядовых специалистов. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается примерно 3 млн бухгалтеров.

Подготавливается ли в настоящее время какое-либо решение, обязывающее всех бухгалтеров пройти переподготовку для перехода на МСФО к определенному сроку?

Нет, система совершенствования бухгалтерского учета - это процесс постоянный. И задачу повышения квалификации своих сотрудников должны ставить прежде всего руководители организации, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы квалификация их специалистов соответствовала современным требованиям. В Российской Федерации создана достаточно разветвленная система учебно - методических центров, которые действуют в рамках федеральных органов исполнительной власти и профессиональных объединений и прежде всего Института профессиональных бухгалтеров. В этом плане Минфин России отводит особую роль именно профессиональным объединениям специалистов, которые имеют возможность заниматься работой по подготовке кадров. Что касается главных бухгалтеров, то для них повышение квалификации будет, скорее всего, обязательным. Такая мера предусмотрена Минфином России в проекте новой редакции Федерального закона "О бухгалтерском учете", согласно которому планируется ввести обязательную аттестацию главных бухгалтеров с тем, чтобы они в дальнейшем были не только заинтересованы, но и обязаны постоянно повышать свой теоретический уровень. При этом предполагается предоставить бухгалтерам полную свободу и не вводить жесткой регламентации в вопросах выбора как учебно - методических центров, так и непосредственно тематики конкретного курса.

Можно ли назвать переход на МСФО слепым копированием западной системы?

Действительно, Минфин России не раз упрекали в том, что он подстраивается под какие-то правила, которые ему навязывают извне. Но на самом деле все изменения, вносимые в порядок ведения бухгалтерского учета, вызваны объективными причинами. Переход от плановой экономики к рыночной как раз и обуславливает использование тех методов, которые на протяжении десятилетий разрабатывались в западных странах. Прежде всего потому, что их методология бухгалтерского учета наиболее адекватно отвечает рыночной форме хозяйствования. МСФО - это не техника ведения бухгалтерского учета. Они формируют правила представления информации в финансовой отчетности. При всем желании ни одна наша организация не сможет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, основываясь только на МСФО. Таким образом, ни о каком слепом копировании и речи быть не может не только из-за того, что российской системой бухгалтерского учета накоплен огромный опыт, но и потому, что одни только МСФО не обеспечивают ведение бухгалтерского учета в полном объеме.

Минфин России нередко упрекают в том, что он разрабатывает и принимает доморощенные стандарты, которые имеют мало общего с международными. Так ли это?

Многие МСФО вообще не имеют к российской практике никакого отношения (например, пенсионные схемы). И наоборот, в системе МСФО очень много пробелов, которые заполнены в ПБУ, выпущенных в Российской Федерации. Например, в МСФО нет Положений по учетной политике, по учету затрат, капитала, операций в добывающих отраслях, по учету страховой деятельности, не говоря об уникальной системе учета в кредитных организациях. Поэтому просто абсурдно во всем подражать МСФО. Если Международных стандартов на сегодняшний день насчитывается порядка 40, то Минфин России предполагает принять всего 23 Положения, которые аккумулируют все эти 40 стандартов. То, что в МСФО расписано в 10 стандартах, Минфин России сосредотачивает в трех - четырех, причем суть останется та же. МСФО - это скорее ориентир, а не прямое руководство к действию.

Каким образом МСФО будут соотноситься с налоговым учетом?

Самостоятельной системы налогового учета не существует ни в одной стране мира. Не потому, что в странах с развитой рыночной экономикой не могли прийти к этому, а просто из-за того, что в этом нет необходимости, так как это огромная дополнительная, необоснованно трудоемкая работа. Правила российского бухгалтерского учета носят общеэкономический характер. На основании данных бухгалтерского учета формируется представление о деятельности организации. В то же время налогооблагаемая база формируется исходя из налогового законодательства. По мнению Минфина России, в основе расчета налоговых платежей должна быть информация, формируемая в системе бухгалтерского учета. Но проблема состоит в том, что не всегда информация, используемая для налоговых расчетов, совпадает с данными бухгалтерского учета, и проконтролировать эти расхождения очень сложно. Эту проблему в настоящее время предлагается разрешить за счет увеличения трудоемкости учетного процесса. По нашим подсчетам, переход на параллельную систему налогового учета предполагает для крупных организаций налогоплательщиков дополнительные расходы в размере нескольких миллионов долларов в год. Поэтому, конечно, такое дублирование нецелесообразно. Минфину России хотелось бы сблизить эти два процесса в максимальной степени с тем, чтобы все-таки налоговые расчеты основывались на данных бухгалтерского учета, к которым бы применялись определенные корректировки, и соответствующие минимальные дополнительные расчеты позволяли бы учитывать требования налогового законодательства. Минфин России подготовил Положение по учету расчетов по налогу на прибыль, которое позволит учитывать отклонения бухгалтерского учета от налогового законодательства с помощью внедрения так называемых постоянных и временных разниц.

Пытался ли Минфин России наладить обратную связь с организациями, чтобы отследить, как осуществляется переход на новые правила?

Обратная связь необходима для того, чтобы можно было объективно судить о полноте и востребованности тех норм, которые сегодня разрабатываются. Минфин России вовсе не считает, что все, что он создал, - это верх совершенства. Наверняка, какие-то правила и положения нуждаются в совершенствовании и уточнении. Для налаживания этой обратной связи одних только усилий Минфина России явно недостаточно, потому что он все же методологический орган, а не контролирующий. Поэтому, по нашему мнению, необходимо реализовывать эту задачу, прежде всего с помощью двух важнейших институтов исполнительной власти: ФКЦБ России и Минимущества России.

И.Н.Ложников

Заместитель Руководителя

Департамента методологии

бухгалтерского учета и отчетности

Минфина России

Подписано в печать

14.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговое администрирование и борьба с уклонением от уплаты налогов в Канаде ("Налоговый вестник", 2002, N 12) >
Статья: О Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.