|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Мониторинг налогового потенциала региона ("Налоговый вестник", 2002, N 12)
"Налоговый вестник", N 12, 2002
МОНИТОРИНГ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Регион представляет собой сложный социально - экономический комплекс, политико - административное образование, в котором между производственной и социально - бытовой сферами устанавливается определенная согласованность, взаимозависимость, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения. Мониторинг налогового потенциала региона предназначен для более глубокого исследования проблем теории и практики региональной экономики, мер антикризисной политики, стабилизации режима функционирования хозяйственных связей, кредитования инвестиций в реальный сектор экономики, а также моделирования эффективных схем формирования регионального бюджета. Концепция моделирования региональных экономических систем допускает два различных подхода: один - единой модели региона, охватывающей все его связи; другой - взаимосвязанной системы моделей, каждая из которых описывает отдельный элемент структуры региона. В первом случае модель должна располагать достаточно детализированной информацией о возможностях функционирования всех элементов региона, что является идеальным, но практически недостижимым вариантом. Во втором случае выделяются отдельные функциональные части, которые описываются с помощью различных экономико - математических моделей. Декомпозиционный подход структурного анализа позволяет выделить следующие региональные подсистемы: - производственный комплекс региона, обеспечивающий воспроизводство товаров и услуг производственно - технического назначения; - социальный комплекс, обеспечивающий условия жизнедеятельности и воспроизводства населения региона; - финансово - бюджетную систему, обеспечивающую перераспределение валового регионального продукта между производственной и социальной системами. Свойства и отношения элементов финансово - бюджетной системы формально однороднее, чем экономические свойства и отношения региональных систем в целом. Существует большое количество конкретных отношений между элементами финансово - бюджетной системы. Вместе с тем в основе этого многообразия отношений находится конечный набор базовых отношений. Базовый набор отражает способность человека вычленять те или иные отношения при реализации. Остальные отношения сводятся к комбинации базовых отношений. Базовые отношения делятся на группы: временные, пространственные и др. Системная модель, построенная в синтетическом процессе "моделирование - проектирование", должна быть многоуровневой моделью, способной представить проектируемую систему на любом из нескольких имеющихся уровней детализации. Поэтому моделирование на многих уровнях естественным образом вытекает из принципа синтеза моделирования и проектирования. Кроме того, этот метод моделирования играет важную роль при построении и использовании любой имитационной модели большого размера. Мониторинг оценки налогового потенциала региона должен базироваться на многокритериальной оптимизации функционирования региональных экономических систем с диалоговым компьютерным обеспечением на базе сценарных вариантов поведения систем. С методической точки зрения, речь идет о процессе, в котором должны учитываться, во-первых, основные тенденции динамики налогового потенциала региона, а во-вторых, должен производиться анализ соответствия полученного базового варианта фактическим показателям функционирования региональных экономических систем, то есть адекватности. Организационная схема формирования и функционирования мониторинга финансово - бюджетной системы, производственного и социально - экономического комплексов региона может быть представлена в следующем виде (см. схему).
¦ \ / u ------------¬ ----------------¬ ———————>|Финансово —|<—————————————————————+ Постановка |<————¬ ———————>| бюджетная +———————¬ ————————+ целей и задач | | | | система | | | | | | | L———————————— | | L———————————————— | | \ / \ / | | ———————————————————¬ | | | Стратегия | | | | социально — | | | | экономического | | | | развития | | | L——————————————————— | | | | | \ / | | ———————————————————¬ | | | Совершенствование| | | | налогового +————¬ |v | | | потенциала | | | | | L—————————T————————— \ / \ / | | | ————————————————¬ | | | | Формирование | | | |<—————————+ системы | | | | | критериев | | | | L———————————————— | | \ / / \ | | ———————————————————¬ | | | | Разработка | | | | | мониторинга | | | | L—————————T————————— | | | | | | | ——————————————————— | | | | | | | \ / | | | ———————————————¬ | | | |Математическое| ————————+———————¬ | | | и +——————————————————>| Корректировка | | | |информационное| | моделей | | | | обеспечение | L———————————————— | | L—————T————————— / \ | | | | | | | ———————————————————¬ | | | L——————>| Поиск оптимальных| | | | | вариантов | | | | L————————T—————————— | | | | | | | \ / | | | ———————————————————¬ | | | | Выбор статей | | | | L————————T—————————— | | | | | | | \ / | | | ———————————————————¬ | | | | Оценка +—————————— | | | адекватности | | | L————————T—————————— | | | | | \ / | | ———————————————————¬ | L—————————————————————+ Принятие решений +————————————————————————L----------------- ———— Обозначения: u - управляющие воздействия; v - возмущающие воздействия.
Целевая функция подобного типа строится исходя из содержательных предпосылок, представляя собой функциональную зависимость из комбинации субмоделей. В таких моделях цели и приоритеты не являются неизменными, застывшими и жестко фиксированными. В процессе функционирования системы могут происходить существенные изменения во внутренней и внешней среде и открываться возможности более рационального использования, в том числе и налогового потенциала. Подобные схемы компьютерного мониторинга оценки налогового потенциала позволяют: - производить диагностику социально - экономического положения региона с целью выявления особенностей его функционирования; - выявлять основные факторы, влияющие на экономическую стабильность и финансовую устойчивость региона; - проводить региональное индикативное, программно - целевое и бюджетное планирование; - выявлять возможные социально - экономические последствия воздействия негативных вариантов развития ситуаций; - осуществлять научно обоснованную оценку налогового потенциала региона; - прогнозировать динамику развития налогового потенциала региона; - прогнозировать объемы налоговых поступлений всех видов; - прогнозировать объемы инвестиционных поступлений; - оценивать региональные инвестиционные проекты; - определять цели, задачи и приоритетные направления развития на региональном уровне; - определять оптимальную структурную динамику развития региона, совокупность показателей функционирования финансово - бюджетной системы, промышленно - экономического комплекса и социальной сферы; - анализировать изменения отраслевой структуры выпуска продукции и взаимосвязи динамики роста отраслей промышленности со сдвигами в региональной структуре производства.
А.Д.Морозов Подписано в печать 14.11.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |