Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Мониторинг налогового потенциала региона ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 2002

МОНИТОРИНГ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Регион представляет собой сложный социально - экономический комплекс, политико - административное образование, в котором между производственной и социально - бытовой сферами устанавливается определенная согласованность, взаимозависимость, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения. Мониторинг налогового потенциала региона предназначен для более глубокого исследования проблем теории и практики региональной экономики, мер антикризисной политики, стабилизации режима функционирования хозяйственных связей, кредитования инвестиций в реальный сектор экономики, а также моделирования эффективных схем формирования регионального бюджета. Концепция моделирования региональных экономических систем допускает два различных подхода: один - единой модели региона, охватывающей все его связи; другой - взаимосвязанной системы моделей, каждая из которых описывает отдельный элемент структуры региона. В первом случае модель должна располагать достаточно детализированной информацией о возможностях функционирования всех элементов региона, что является идеальным, но практически недостижимым вариантом. Во втором случае выделяются отдельные функциональные части, которые описываются с помощью различных экономико - математических моделей.

Декомпозиционный подход структурного анализа позволяет выделить следующие региональные подсистемы:

- производственный комплекс региона, обеспечивающий воспроизводство товаров и услуг производственно - технического назначения;

- социальный комплекс, обеспечивающий условия жизнедеятельности и воспроизводства населения региона;

- финансово - бюджетную систему, обеспечивающую перераспределение валового регионального продукта между производственной и социальной системами.

Свойства и отношения элементов финансово - бюджетной системы формально однороднее, чем экономические свойства и отношения региональных систем в целом. Существует большое количество конкретных отношений между элементами финансово - бюджетной системы. Вместе с тем в основе этого многообразия отношений находится конечный набор базовых отношений. Базовый набор отражает способность человека вычленять те или иные отношения при реализации. Остальные отношения сводятся к комбинации базовых отношений. Базовые отношения делятся на группы: временные, пространственные и др.

Системная модель, построенная в синтетическом процессе "моделирование - проектирование", должна быть многоуровневой моделью, способной представить проектируемую систему на любом из нескольких имеющихся уровней детализации. Поэтому моделирование на многих уровнях естественным образом вытекает из принципа синтеза моделирования и проектирования. Кроме того, этот метод моделирования играет важную роль при построении и использовании любой имитационной модели большого размера. Мониторинг оценки налогового потенциала региона должен базироваться на многокритериальной оптимизации функционирования региональных экономических систем с диалоговым компьютерным обеспечением на базе сценарных вариантов поведения систем. С методической точки зрения, речь идет о процессе, в котором должны учитываться, во-первых, основные тенденции динамики налогового потенциала региона, а во-вторых, должен производиться анализ соответствия полученного базового варианта фактическим показателям функционирования региональных экономических систем, то есть адекватности. Организационная схема формирования и функционирования мониторинга финансово - бюджетной системы, производственного и социально - экономического комплексов региона может быть представлена в следующем виде (см. схему).

¦

\ /

u ------------¬ ----------------¬

     
   ———————>|Финансово —|<—————————————————————+   Постановка  |<————¬  
   ———————>| бюджетная +———————¬      ————————+ целей и задач |     |
   |       |  система  |       |      |       |               |     |
   |       L————————————       |      |       L————————————————     |
   |                          \ /    \ /                            |
   |                     ———————————————————¬                       |
   |                     |     Стратегия    |                       |
   |                     |    социально —   |                       |
   |                     |  экономического  |                       |
   |                     |     развития     |                       |
   |                     L———————————————————                       |
   |                               |                                |
   |                              \ /                               |
   |                     ———————————————————¬                       |
   |                     | Совершенствование|                       |
   |                     |    налогового    +————¬         |v       |
   |                     |    потенциала    |    |         |        |
   |                     L—————————T—————————   \ /       \ /       |
   |                               |          ————————————————¬     |
   |                               |          |  Формирование |     |
   |                               |<—————————+    системы    |     |
   |                               |          |   критериев   |     |
   |                               |          L————————————————     |
   |                              \ /                / \            |
   |                     ———————————————————¬         |             |
   |                     |    Разработка    |         |             |
   |                     |    мониторинга   |         |             |
   |                     L—————————T—————————         |             |
   |                               |                  |             |
   |             ———————————————————                  |             |
   |             |                                    |             |
   |            \ /                                   |             |
   |       ———————————————¬                           |             |
   |       |Математическое|                   ————————+———————¬     |
   |       |       и      +——————————————————>| Корректировка |     |
   |       |информационное|                   |    моделей    |     |
   |       |  обеспечение |                   L————————————————     |
   |       L—————T—————————                          / \            |
   |             |                                    |             |
   |             |       ———————————————————¬         |             |
   |             L——————>| Поиск оптимальных|         |             |
   |                     |     вариантов    |         |             |
   |                     L————————T——————————         |             |
   |                              |                   |             |
   |                             \ /                  |             |
   |                     ———————————————————¬         |             |
   |                     |   Выбор статей   |         |             |
   |                     L————————T——————————         |             |
   |                              |                   |             |
   |                             \ /                  |             |
   |                     ———————————————————¬         |             |
   |                     |      Оценка      +——————————             |
   |                     |   адекватности   |                       |
   |                     L————————T——————————                       |
   |                              |                                 |
   |                             \ /                                |
   |                     ———————————————————¬                       |
   L—————————————————————+ Принятие решений +————————————————————————
   
L----------------- ———— Обозначения: u - управляющие воздействия; v - возмущающие воздействия.

Целевая функция подобного типа строится исходя из содержательных предпосылок, представляя собой функциональную зависимость из комбинации субмоделей. В таких моделях цели и приоритеты не являются неизменными, застывшими и жестко фиксированными. В процессе функционирования системы могут происходить существенные изменения во внутренней и внешней среде и открываться возможности более рационального использования, в том числе и налогового потенциала.

Подобные схемы компьютерного мониторинга оценки налогового потенциала позволяют:

- производить диагностику социально - экономического положения региона с целью выявления особенностей его функционирования;

- выявлять основные факторы, влияющие на экономическую стабильность и финансовую устойчивость региона;

- проводить региональное индикативное, программно - целевое и бюджетное планирование;

- выявлять возможные социально - экономические последствия воздействия негативных вариантов развития ситуаций;

- осуществлять научно обоснованную оценку налогового потенциала региона;

- прогнозировать динамику развития налогового потенциала региона;

- прогнозировать объемы налоговых поступлений всех видов;

- прогнозировать объемы инвестиционных поступлений;

- оценивать региональные инвестиционные проекты;

- определять цели, задачи и приоритетные направления развития на региональном уровне;

- определять оптимальную структурную динамику развития региона, совокупность показателей функционирования финансово - бюджетной системы, промышленно - экономического комплекса и социальной сферы;

- анализировать изменения отраслевой структуры выпуска продукции и взаимосвязи динамики роста отраслей промышленности со сдвигами в региональной структуре производства.

А.Д.Морозов

Подписано в печать

14.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики ("Налоговый вестник", 2002, N 12) >
Статья: Глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в схемах (Окончание) ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.