|
|
Статья: Мониторинг налогового потенциала региона ("Налоговый вестник", 2002, N 12)
"Налоговый вестник", N 12, 2002
МОНИТОРИНГ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Регион представляет собой сложный социально - экономический комплекс, политико - административное образование, в котором между производственной и социально - бытовой сферами устанавливается определенная согласованность, взаимозависимость, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения. Мониторинг налогового потенциала региона предназначен для более глубокого исследования проблем теории и практики региональной экономики, мер антикризисной политики, стабилизации режима функционирования хозяйственных связей, кредитования инвестиций в реальный сектор экономики, а также моделирования эффективных схем формирования регионального бюджета. Концепция моделирования региональных экономических систем допускает два различных подхода: один - единой модели региона, охватывающей все его связи; другой - взаимосвязанной системы моделей, каждая из которых описывает отдельный элемент структуры региона. В первом случае модель должна располагать достаточно детализированной информацией о возможностях функционирования всех элементов региона, что является идеальным, но практически недостижимым вариантом. Во втором случае выделяются отдельные функциональные части, которые описываются с помощью различных экономико - математических моделей. Декомпозиционный подход структурного анализа позволяет выделить следующие региональные подсистемы: - производственный комплекс региона, обеспечивающий воспроизводство товаров и услуг производственно - технического назначения; - социальный комплекс, обеспечивающий условия жизнедеятельности и воспроизводства населения региона; - финансово - бюджетную систему, обеспечивающую перераспределение валового регионального продукта между производственной и социальной системами. Свойства и отношения элементов финансово - бюджетной системы формально однороднее, чем экономические свойства и отношения региональных систем в целом. Существует большое количество конкретных отношений между элементами финансово - бюджетной системы. Вместе с тем в основе этого многообразия отношений находится конечный набор базовых отношений. Базовый набор отражает способность человека вычленять те или иные отношения при реализации. Остальные отношения сводятся к комбинации базовых отношений. Базовые отношения делятся на группы: временные, пространственные и др. Системная модель, построенная в синтетическом процессе "моделирование - проектирование", должна быть многоуровневой моделью, способной представить проектируемую систему на любом из нескольких имеющихся уровней детализации. Поэтому моделирование на многих уровнях естественным образом вытекает из принципа синтеза моделирования и проектирования. Кроме того, этот метод моделирования играет важную роль при построении и использовании любой имитационной модели большого размера. Мониторинг оценки налогового потенциала региона должен базироваться на многокритериальной оптимизации функционирования региональных экономических систем с диалоговым компьютерным обеспечением на базе сценарных вариантов поведения систем. С методической точки зрения, речь идет о процессе, в котором должны учитываться, во-первых, основные тенденции динамики налогового потенциала региона, а во-вторых, должен производиться анализ соответствия полученного базового варианта фактическим показателям функционирования региональных экономических систем, то есть адекватности. Организационная схема формирования и функционирования мониторинга финансово - бюджетной системы, производственного и социально - экономического комплексов региона может быть представлена в следующем виде (см. схему).
¦ \ / u ------------¬ ----------------¬
———————>|Финансово —|<—————————————————————+ Постановка |<————¬
———————>| бюджетная +———————¬ ————————+ целей и задач | |
| | система | | | | | |
| L———————————— | | L———————————————— |
| \ / \ / |
| ———————————————————¬ |
| | Стратегия | |
| | социально — | |
| | экономического | |
| | развития | |
| L——————————————————— |
| | |
| \ / |
| ———————————————————¬ |
| | Совершенствование| |
| | налогового +————¬ |v |
| | потенциала | | | |
| L—————————T————————— \ / \ / |
| | ————————————————¬ |
| | | Формирование | |
| |<—————————+ системы | |
| | | критериев | |
| | L———————————————— |
| \ / / \ |
| ———————————————————¬ | |
| | Разработка | | |
| | мониторинга | | |
| L—————————T————————— | |
| | | |
| ——————————————————— | |
| | | |
| \ / | |
| ———————————————¬ | |
| |Математическое| ————————+———————¬ |
| | и +——————————————————>| Корректировка | |
| |информационное| | моделей | |
| | обеспечение | L———————————————— |
| L—————T————————— / \ |
| | | |
| | ———————————————————¬ | |
| L——————>| Поиск оптимальных| | |
| | вариантов | | |
| L————————T—————————— | |
| | | |
| \ / | |
| ———————————————————¬ | |
| | Выбор статей | | |
| L————————T—————————— | |
| | | |
| \ / | |
| ———————————————————¬ | |
| | Оценка +—————————— |
| | адекватности | |
| L————————T—————————— |
| | |
| \ / |
| ———————————————————¬ |
L—————————————————————+ Принятие решений +————————————————————————
L-----------------
————
Обозначения: u - управляющие воздействия; v - возмущающие воздействия.
Целевая функция подобного типа строится исходя из содержательных предпосылок, представляя собой функциональную зависимость из комбинации субмоделей. В таких моделях цели и приоритеты не являются неизменными, застывшими и жестко фиксированными. В процессе функционирования системы могут происходить существенные изменения во внутренней и внешней среде и открываться возможности более рационального использования, в том числе и налогового потенциала. Подобные схемы компьютерного мониторинга оценки налогового потенциала позволяют: - производить диагностику социально - экономического положения региона с целью выявления особенностей его функционирования; - выявлять основные факторы, влияющие на экономическую стабильность и финансовую устойчивость региона; - проводить региональное индикативное, программно - целевое и бюджетное планирование; - выявлять возможные социально - экономические последствия воздействия негативных вариантов развития ситуаций; - осуществлять научно обоснованную оценку налогового потенциала региона; - прогнозировать динамику развития налогового потенциала региона; - прогнозировать объемы налоговых поступлений всех видов; - прогнозировать объемы инвестиционных поступлений; - оценивать региональные инвестиционные проекты; - определять цели, задачи и приоритетные направления развития на региональном уровне; - определять оптимальную структурную динамику развития региона, совокупность показателей функционирования финансово - бюджетной системы, промышленно - экономического комплекса и социальной сферы; - анализировать изменения отраслевой структуры выпуска продукции и взаимосвязи динамики роста отраслей промышленности со сдвигами в региональной структуре производства.
А.Д.Морозов Подписано в печать 14.11.2002
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |