Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги и сборы Республики Казахстан ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



"Налоговый вестник", N 12, 2002

НАЛОГИ И СБОРЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

1. Налоги и сборы Республики Казахстан

1.1. Общие положения

В соответствии с налоговым законодательством в Республике Казахстан взимаются налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов.

К налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- корпоративный подоходный налог;

- индивидуальный подоходный налог;

- налог на имущество;

- земельный налог;

- налог на транспортные средства;

- налоги и специальные платежи недропользователей;

- социальный налог.

Сборы включают:

- сбор за государственную регистрацию юридических лиц;

- сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

- сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

- сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

- сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;

- сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;

- сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов;

- сбор за государственную регистрацию лекарственных средств;

- сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

- сбор с аукционов;

- гербовый сбор;

- лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

- сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

К платам относятся:

- плата за пользование земельными участками;

- плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

- плата за загрязнение окружающей среды;

- плата за пользование животным миром;

- плата за лесные пользования;

- плата за использование особо охраняемых природных территорий;

- плата за использование радиочастотного спектра;

- плата за пользование судоходными водными путями;

- плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Таможенные платежи подразделяются на таможенную пошлину, таможенные сборы, плату, сборы.

1.2. Налог на добавленную стоимость

НДС представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. В Республике Казахстан существуют два объекта налогообложения: обороты по реализации товаров (работ, услуг) и их импорт.

Плательщиками НДС являются юридические и физические лица, которые встали или обязаны встать на учет по НДС в Республике Казахстан, а также нерезиденты Республики, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, имеющие объекты налогообложения.

Размер облагаемого НДС оборота определяется на основе стоимости реализуемых товаров, работ или услуг.

Определены обороты и импорт, освобожденные от НДС:

- обороты по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных ст.255 Налогового кодекса Республики Казахстан (далее - Налоговый кодекс);

- реализация и (или) аренда зданий и помещений;

- предоставление права владения и пользования землей;

- финансовые услуги, за исключением сейфовых операций, пересылки банкнот, монет и ценностей, а также услуги по хранению ценных бумаг;

- передача имущества в финансовый лизинг;

- обороты по реализации услуг, осуществляемые некоммерческими организациями;

- геолого - разведочные и геолого - поисковые работы;

- услуги, работы в сфере культуры, науки и образования, если они относятся к услугам, работам, поименованным в ст.231 Налогового кодекса;

- товары и услуги в сфере медицинской и ветеринарной деятельности в случаях, установленных ст.232 Налогового кодекса;

- услуги, выполняемые уполномоченными государственными органами, в связи с которыми взимается государственная пошлина, и т.д.

Установлен также порядок обложения НДС при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). Экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев наличия международных договоров, участником которых является Республика Казахстан, а также случаев экспорта товаров в государства, которые при экспорте товаров в Республику применяют цены с учетом НДС.

Ставка НДС установлена в 16%.

Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммой начисленного налога по облагаемым оборотам и суммой налога, относимого в зачет.

Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по НДС является календарный месяц. Если среднемесячные платежи за квартал по НДС составляют менее 1000 месячных расчетных показателей, то отчетным периодом является квартал.

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДС осуществляется налоговыми и таможенными органами.

В части подтверждения экспорта в страны СНГ в налоговом законодательстве Республики Казахстан имеется следующая особенность: документами, подтверждающими экспорт товаров в государства - участники СНГ, с которыми Республикой Казахстан заключены международные договоры, предусматривающие обложение НДС экспорта товаров по нулевой ставке, является (помимо перечисленных выше) копия ГТД, оформленной в стране импорта товаров, вывезенных с таможенной территории Республики Казахстан в режиме экспорта.

В соответствии с международным договором уполномоченным государственным органом Республики Казахстан может быть установлен иной порядок подтверждения экспорта товаров в государства - участники СНГ.

1.3. Акцизы

Акцизы являются косвенным налогом, взимаемым с подакцизных товаров, и включаются в стоимость реализации товаров.

Акцизами облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Республики. Не облагаются акцизами экспортируемые подакцизные товары при условии подтверждения товаропроизводителем вывоза товаров на экспорт, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, участником которых является Республика Казахстан.

Плательщиками акцизов являются юридические и физические лица:

1) производящие подакцизные товары на территории Республики Казахстан;

2) импортирующие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан;

3) осуществляющие оптовую, розничную торговлю бензином (за исключением авиационного) и дизельным топливом;

4) осуществляющие реализацию конфискованных бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству, если по вышеуказанным товарам акциз на территории Республики Казахстан ранее не был уплачен;

5) осуществляющие подакцизные виды деятельности на территории Республики.

На всей территории Республики действуют единые ставки акцизов. Ставки акцизов на подакцизные товары, произведенные или импортируемые на территорию Республики, утверждаются Правительством Республики Казахстан в процентах к стоимости товара или в установленном размере к физическому объему в натуральном выражении.

На объекты игорного бизнеса устанавливаются максимальный и минимальный пределы базовой ставки акциза из расчета на год.

Объектами обложения акцизами являются:

1) следующие операции, осуществляемые плательщиками акцизов с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми ими подакцизными товарами:

- реализация подакцизных товаров;

- передача подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

- передача подакцизных товаров, являющихся продуктом переработки давальческих сырья и материалов, в том числе подакцизных;

- взнос в уставный капитал;

- использование подакцизных товаров при натуральной оплате;

- отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям;

- использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд;

2) оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

3) розничная реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива;

4) реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров, и т.д.

Не подлежат обложению акцизами:

1) экспорт подакцизных товаров, если он отвечает требованиям, установленным налоговым законодательством Республики Казахстан;

2) спирт этиловый в пределах квот, определяемых уполномоченным государственным органом по контролю за производством и оборотом этилового спирта, отпускаемый:

- для изготовления лечебных и фармацевтических препаратов при наличии у товаропроизводителя лицензии Республики Казахстан на право производства вышеуказанной продукции;

- государственным медицинским учреждениям;

3) спиртосодержащая продукция медицинского назначения (кроме бальзамов), разлитая в потребительскую тару емкостью не более 0,1 л и зарегистрированная в качестве лекарственного средства.

Сумма акцизов определяется плательщиком самостоятельно исходя из стоимости реализуемых товаров и установленных ставок.

Отчетным периодом по расчетам с бюджетом по акцизам является календарный месяц.

1.4. Корпоративный подоходный налог

Плательщиками корпоративного подоходного налога являются юридические лица - резиденты, кроме Национального банка Республики Казахстан, а также юридические лица - нерезиденты Республики, их филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году.

Объектами обложения корпоративным подоходным налогом являются налогооблагаемый доход, исчисленный как разница между совокупным годовым доходом и вычетами, предусмотренными налоговым законодательством Республики Казахстан, доход, облагаемый у источника выплаты, и чистый доход юридического лица - нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Ставки корпоративного подоходного налога установлены в следующих размерах:

- для юридических лиц - 30% от налогооблагаемого дохода;

- для юридических лиц, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны, - 20% от налогооблагаемого дохода;

- для юридических лиц, для которых земля является основным средством производства, - 10% от доходов, полученных от непосредственного ее использования.

Доход от реализации доли участия в юридическом лице - резиденте Республики, выплачиваемый юридическим лицам, подлежит обложению налогом у источника выплаты по ставке 15% и дальнейшему налогообложению не подлежит при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты.

Кроме того, вознаграждение (интерес), выплачиваемое юридическим лицам, облагается у источника выплаты по ставке 15% от причитающейся суммы. При этом сумма удержанного налога при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты, относится в зачет корпоративного подоходного налога, начисленного за налоговый год.

Предусмотрены льготы отдельным юридическим лицам - некоммерческим организациям и государственным учреждениям, а также международным организациям, перечень которых определен Правительством Республики, и т.д.

Налогоплательщики представляют декларацию о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах налоговым органам по месту налоговой регистрации до 31 марта года, следующего за отчетным.

Налогоплательщик осуществляет окончательный расчет и уплачивает корпоративный подоходный налог по истечении 10 дней со дня представления декларации о совокупном годовом доходе и произведенных вычетах за отчетный год, но не позднее 10 апреля года, следующего за отчетным.

1.5. Индивидуальный подоходный налог

Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан, имеющие объекты налогообложения.

Объектами обложения индивидуальным подоходным налогом являются:

1) доходы, облагаемые у источника выплаты;

2) доходы, не облагаемые у источника выплаты.

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:

- адресная социальная помощь, пособия и компенсации, за исключением связанных с оплатой труда, выплачиваемые за счет средств государственного бюджета в установленных размерах;

- алименты, полученные на детей и иждивенцев;

- возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

- вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, имеющих лицензию Национального банка Республики Казахстан, и вознаграждение по долговым ценным бумагам;

- доходы от операций с государственными ценными бумагами и т.д.

Доходы налогоплательщика подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом за налоговый год по следующим ставкам (см. табл. 1).

Таблица 1

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |             Доходы             |             Ставки            |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |До 15—кратного годового         |5% с суммы облагаемого дохода  |
   |расчетного показателя           |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |От 15—кратного до 40—кратного   |Сумма налога с 15—кратного     |
   |годового расчетного показателя  |годового расчетного            |
   |                                |показателя + 10% с суммы,      |
   |                                |превышающей его                |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |От 40—кратного до 600—кратного  |Сумма налога с 40—кратного     |
   |годового расчетного показателя  |годового расчетного            |
   |                                |показателя + 20% с суммы,      |
   |                                |превышающей его                |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |От 600—кратного годового        |Сумма налога с 600—кратного    |
   |расчетного показателя и выше    |годового расчетного            |
   |                                |показателя + 30% с суммы,      |
   |                                |превышающей его                |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Доходы в виде дивидендов, вознаграждений (за исключением вознаграждений по договорам накопительного страхования), выигрышей облагаются по ставке 15%.

Доходы адвокатов и частных нотариусов облагаются по ставке 10%.

К доходам налогоплательщика, облагаемым у источника выплаты, относятся:

1) доход работника;

2) доход от разовых выплат;

3) пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов;

4) доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей;

5) стипендии;

6) доход по договорам накопительного страхования.

К доходам налогоплательщика, не облагаемым у источника выплаты, относятся:

1) имущественный доход;

2) налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя;

3) доход адвокатов и частных нотариусов;

4) прочие доходы.

Уплата индивидуального подоходного налога по итогам налогового года с учетом внесенных авансовых платежей осуществляется налогоплательщиком самостоятельно не позднее 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по индивидуальному подоходному налогу.

1.6. Налог на имущество

Объектами обложения налогом на имущество являются:

у физических лиц - находящиеся в их личном пользовании жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, помещения, не используемые в предпринимательской деятельности;

у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - амортизируемые активы (в соответствии с действующим законодательством в области бухгалтерского учета активами, подлежащими амортизации, считаются основные средства и нематериальные активы).

Ставки налога на имущество также различны:

в отношении имущества граждан применяются прогрессивные ставки (по мере увеличения стоимости объекта налогообложения ставка прогрессирует);

в отношении объектов налогообложения юридических лиц (в том числе нерезидентов), их филиалов и иных структурных подразделений, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, применяется ставка налога 1%.

Отчетным периодом по фактическим расчетам с бюджетом по налогу на имущество является календарный год.

Юридические лица (в том числе нерезиденты), их филиалы и иные структурные подразделения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно исчисляют налог на имущество и уплачивают его по месту нахождения объектов.

Среднегодовая остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как одна тринадцатая суммы, полученной при сложении остаточных стоимостей таких активов на 1-е число каждого месяца отчетного налогового года и 1-е число следующего за ним года.

Если продолжительность отчетного периода составляет менее одного года (при образовании юридического лица в течение года, реорганизации, ликвидации и др.), усредненная остаточная стоимость амортизируемых активов исчисляется как сумма, полученная при сложении остаточных стоимостей этих активов на 1-е число каждого начинающегося в отчетном периоде месяца и на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, деленная на число слагаемых в этой сумме.

1.7. Земельный налог

Все физические и юридические лица независимо от форм собственности при наличии у них земельных участков на праве собственности, в постоянном пользовании или первичном безвозмездном временном пользовании обязаны уплачивать земельный налог. Юридические лица - нерезиденты, а также филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения юридических лиц признаются самостоятельными плательщиками земельного налога по земельным участкам, находящимся у них на вышеуказанных правах.

Земельный налог не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца и землепользователя и исчисляется ежегодно путем применения установленных налоговым законодательством Республики ставок налога к площади земельного участка.

Особенностью при исчислении земельного налога являются ставки налога, которые установлены в зависимости от принадлежности земельных участков к следующим категориям земель, определенным земельным законодательством:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

4) земли особо охраняемых природных территорий;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда.

Законодательством Республики Казахстан определены следующие базовые ставки налога:

1) на земли сельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от показателя качества почвы земли (балл бонитета);

2) на земли населенных пунктов ставки налога установлены в расчете на 1 кв. м площади и дифференцируются по земельным участкам, занятым жилищным фондом (включая строения и сооружения при них), и земельным участкам, занятым нежилыми строениями, сооружениями, участками, необходимыми для их содержания, а также санитарно - защитными зонами объектов, техническими и иными зонами;

3) на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения ставки налога установлены в расчете на 1 га и зависят от балла бонитета.

Кроме базовых ставок, установленных на земельные участки в зависимости от их принадлежности к определенной категории земель, в действующем налоговом законодательстве Республики предусмотрены следующие ставки земельного налога с учетом характера использования земельного участка:

1) на земли, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства, включая земли, занятые под постройками:

- при площади до 0,50 га - 20 тенге за 0,01 га;

- на площадь, превышающую 0,50 га, - 100 тенге за 0,01 га;

2) на придомовые земельные участки, за исключением земель, занятых жилищным фондом, включая строения и сооружения при них:

- для г. Астаны, Алматы и городов областного значения при площади до 0,06 га - 20 тенге за 0,01 га, на площадь, превышающую 0,06 га, - 600 тенге за 0,01 га;

- для остальных населенных пунктов при площади до 0,50 га - 20 тенге за 0,01 га, на площадь, превышающую 0,50 га, - 100 тенге за 0,01 га;

3) на земли населенных пунктов, занятые под территории, на которых осуществляется деятельность со взиманием сбора за право реализации товаров на рынках Республики Казахстан, под автостоянки, автозаправочные станции, - по ставкам, установленным для земель, занятых нежилыми строениями, сооружениями, необходимыми для их содержания, а также санитарно - защитными зонами объектов, техническими и иными зонами, увеличенным в 10 раз.

1.8. Налог на транспортные средства

Налог на транспортные средства уплачивается всеми физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности, если они имеют транспортные средства на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения или оперативного управления, состоящие на государственном учете.

Ставки налога установлены в месячных расчетных показателях (МРП) и дифференцируются в зависимости от вида транспортных средств:

1) по легковым автомобилям - в зависимости от рабочего объема двигателя в куб. см;

2) по грузовым автомобилям - в зависимости от грузоподъемности;

3) по самоходным машинам и механизмам на пневматическом ходу (кроме находящихся на гусеничном ходу) - 3 МРП с каждого объекта;

4) по автобусам - в зависимости от количества посадочных мест;

5) по мотоциклам, мотороллерам, мотосаням, маломерным судам (с мощностью двигателя менее 55 кВт) - 1 МРП с каждого объекта;

6) по катерам, судам, буксирам, баржам, яхтам - в зависимости от лошадиных сил двигателя;

7) по летательным аппаратам - 8% от МРП с каждого киловатта мощности.

При этом к приведенным выше ставкам применяются поправочные коэффициенты. В случаях регистрации и перерегистрации транспортных средств уплата налога производится до совершения вышеуказанных действий по месту регистрации и учета транспортных средств.

При перерегистрации транспортных средств в связи с изменением владельца или переменой места жительства на территории республики Казахстан в текущем году налог вторично не уплачивается. При отчуждении права собственности на транспортное средство в течение года внесенные плательщиком суммы налога возврату не подлежат.

Транспортные средства, не подлежащие обложению налогом на транспортные средства, являются объектами обложения налогом на имущество.

1.9. Социальный налог

Плательщиками социального налога являются:

1) юридические лица - резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

2) индивидуальные предприниматели;

3) частные нотариусы, адвокаты.

Объектом налогообложения являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов.

Социальный налог взимается по ставке 21%.

Юридические лица - резиденты, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянное учреждение, уплачивают социальный налог за иностранных специалистов административно - управленческого, инженерно - технического персонала по ставке 11%.

Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в размере 3 МРП за каждого работника.

Сумма социального налога, подлежащая уплате по структурным подразделениям, рассчитывается исходя из исчисленного социального налога по доходам работников данного структурного подразделения.

Декларация по социальному налогу представляется в налоговые органы ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

1.10. Специальные налоговые режимы

В Республике Казахстан специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении:

1) субъектов малого предпринимательства;

2) крестьянских (фермерских) хозяйств;

3) юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции;

4) отдельных видов предпринимательской деятельности.

Документом, удостоверяющим право применения специального налогового режима, является разовый талон, который подтверждает факт расчета с бюджетом по индивидуальному подоходному налогу. Патент удостоверяет право применения специального налогового режима и подтверждает факт уплаты в бюджет сумм налогов.

Крестьянские (фермерские) хозяйства и юридические лица - производители сельскохозяйственной продукции могут осуществлять расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для субъектов малого предпринимательства.

Объектом налогообложения является доход за налоговый период, состоящий из всех видов доходов, полученных (подлежащих получению) на территории Республики Казахстан и за ее пределами.

Не являются объектом налогообложения имущественный доход и прочие доходы индивидуального предпринимателя, не облагаемые у источника выплаты.

Налоговым периодом для индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе патента, является календарный год; для субъекта малого предпринимательства, осуществляющего расчеты с бюджетом на основе упрощенной декларации, - квартал.

Для субъектов малого предпринимательства, применяющих специальный налоговый режим и являющихся плательщиками НДС, в доход за налоговый период сумма этого налога не включается.

Субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим на основе разового талона;

3) специальный налоговый режим на основе патента;

4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер. Под предпринимательской деятельностью, носящей эпизодический характер, понимается деятельность, осуществляемая в общей сложности не более девяноста дней в году.

Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных законодательных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью.

Физические лица, осуществляющие деятельность эпизодического характера на основе разового талона без применения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, выполняющие следующие условия:

1) не используют труд наемных работников;

2) осуществляют деятельность в форме личного предпринимательства;

3) доход за год не превышает 1,0 млн тенге.

Патент выдается индивидуальному предпринимателю на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3% к заявленному доходу. Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов.

Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации применяется субъектами малого предпринимательства, выполняющими следующие условия:

1) для индивидуальных предпринимателей:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 15 человек, включая самого индивидуального предпринимателя;

предельный доход за налоговый период составляет 4500,0 тыс. тенге;

2) для юридических лиц:

предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет 25 человек;

предельный доход за налоговый период составляет 9000,0 тыс. тенге.

Доход индивидуального предпринимателя подлежит налогообложению в зависимости от уровня доходности дифференцировано в пределах 4 - 18% с суммы дохода, а доход юридического лица - в пределах 5 - 19% с суммы дохода.

Упрощенная декларация представляется в налоговый орган ежеквартально не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.

Налоговым периодом по единому земельному налогу является календарный год.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, применяющие специальный налоговый режим на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками следующих пяти видов налогов: индивидуального подоходного налога, НДС, земельного налога по деятельности, налога на транспортные средства, налога на имущество.

1.11. Налоги с недропользователей

Единственным нормативным актом, устанавливающим налоговый режим, является контракт на недропользование.

Налогообложение недропользователей осуществляется согласно двум моделям.

Первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и других обязательных платежей, определенных Налоговым кодексом.

Вторая модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату налогов и других обязательных платежей, установленных Налоговым кодексом, за исключением:

- акциза на сырую нефть и другие полезные ископаемые;

- налога на сверхприбыль;

- земельного налога;

- налога на имущество.

Первая модель налогового режима устанавливается во всех контрактах, за исключением контрактов о разделе продукции, для которых применяется вторая модель налогового режима.

Уровень налоговых обязательств недропользователя должен быть равным независимо от применения одной из двух моделей налогового режима.

Специальные платежи и налоги включают бонусы (подписные и коммерческие), роялти, налог на сверхприбыль, долю Республики Казахстан по разделу продукции.

Все виды бонусов и роялти являются вычетами при определении облагаемого дохода для исчисления подоходного налога и налога на сверхприбыль.

Все контракты, заключаемые между договаривающимися сторонами, до момента их заключения должны проходить обязательную налоговую экспертизу в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.

Данное положение распространяется и на изменения и дополнения, вносимые в ранее заключенные контракты. При этом согласованный налоговый режим подлежит обязательному включению в окончательный текст контракта.

2. Налогообложение иностранных юридических лиц

Под доходом из казахстанского источника понимаются следующие виды доходов:

- доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг в Республике Казахстан;

- доходы, получаемые от управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию рисков), консультационных, аудиторских, маркетинговых, юридических (за исключением адвокатских), агентских, информационных услуг, оказываемых резидентам или нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение и связанным с таким постоянным учреждением, независимо от места фактического оказания услуг;

- доходы от прироста стоимости, получаемые в результате реализации имущества, находящегося на территории Республики Казахстан, реализации ценных бумаг, выпущенных резидентами, а также долей участия в юридическом лице - нерезиденте или имуществе, расположенном в Республике Казахстан.

- доходы от уступки прав требования долга резидентам или нерезидентам в связи с деятельностью в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

- неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств резидентами и нерезидентами, возникшие в ходе деятельности таких нерезидентов в Республике Казахстан, в том числе по заключенным контрактам (договорам, соглашениям) на выполнение работ (оказание услуг) и (или) по внешнеторговым контрактам на поставку товаров;

- доходы в форме дивидендов, поступающие от юридического лица - резидента, и доходы от доли участия в таком юридическом лице;

- доходы в форме вознаграждений, за исключением вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемые от резидентов, нерезидентов, имеющих постоянное учреждение или имущество, расположенное в Республике Казахстан, если задолженность этих нерезидентов относится к их постоянному учреждению или имуществу;

- доходы в форме вознаграждений по долговым ценным бумагам, получаемые от эмитентов - резидентов, эмитентов - нерезидентов, имеющих постоянное учреждение или имущество, расположенное в Республике Казахстан, если задолженность этих нерезидентов относится к их постоянному учреждению или имуществу;

- доходы в форме роялти, получаемые от резидентов или нерезидентов в связи с деятельностью в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в Республике Казахстан;

- доходы, получаемые от недвижимого имущества, находящегося в Республике Казахстан;

- доходы в форме страховых премий, выплачиваемые по договорам страхования или перестрахования рисков, возникающих в Республике Казахстан;

- доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках, одной из сторон которых является Республика Казахстан;

- доходы от деятельности в Республике Казахстан по индивидуальным трудовым договорам (контрактам) или по иным договорам гражданско - правового характера;

- гонорары руководителей и (или) иные выплаты, получаемые членами высшего органа управления (совета директоров, правления или иного подобного органа) юридического лица - резидента, независимо от места фактического выполнения возложенных на таких лиц управленческих обязанностей;

- надбавки, выплачиваемые в связи с проживанием в Республике Казахстан;

- доходы в форме компенсации расходов, понесенных работодателем или нанимателем, на материальные, социальные блага или иные материальные выгоды физических лиц - нерезидентов, работающих в Республике Казахстан, в том числе расходы на питание, проживание, обучение детей в учебных заведениях, расходы, связанные с отдыхом, включая поездки членов их семей в отпуск;

- пенсионные выплаты, осуществляемые накопительными пенсионными фондами - резидентами;

- доходы, выплачиваемые работникам искусства: артистам театра, кино, радио, телевидения, музыкантам, художникам, спортсменам - от деятельности в Республике Казахстан, независимо от того, кому осуществляются выплаты;

- выигрыши, выплачиваемые резидентами;

- доходы, получаемые от оказания независимых личных (профессиональных) услуг в Республике Казахстан;

- доходы в форме безвозмездного получения имущества, находящегося в Республике Казахстан, включая доходы от такого имущества;

- другие доходы, не названные в предыдущих подпунктах, возникающие на основании деятельности в Республике Казахстан.

Постоянным учреждением нерезидента в Республике Казахстан признается постоянное место деятельности, через которое он полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность, включая деятельность, осуществляемую через уполномоченное лицо, в частности:

1) любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой, поставкой, реализацией товаров, независимо от сроков осуществления деятельности;

2) любое место управления, филиал, отделение, представительство, бюро, контора, офис, кабинет, агентство, фабрика, мастерская, цех, лаборатория, магазин, склад нерезидента независимо от сроков осуществления деятельности;

3) любое место осуществления деятельности, связанной с добычей природных ресурсов, включая место добычи углеводородов: шахту, рудник, нефтяную и (или) газовую скважину, карьер, наземные или морские вышки и (или) скважины, - независимо от сроков осуществления деятельности;

4) любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой и (или) разработкой природных ресурсов, установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском и (или) обслуживанием оборудования, независимо от сроков осуществления деятельности;

5) любое другое место осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, транспортной или иной инфраструктурой, независимо от сроков осуществления деятельности.

Строительная площадка, монтажный или сборочный объект, проведение проектных работ образуют постоянное учреждение независимо от сроков осуществления работ.

При этом под строительной площадкой (объектом), в частности, понимается место осуществления деятельности по возведению и (или) реконструкции объектов недвижимости, в том числе строительство зданий, сооружений и (или) проведение монтажных работ, строительство и (или) реконструкция мостов, дорог, каналов, укладка трубопроводов, монтаж энергетического, технологического или иного оборудования и (или) осуществление прочих схожих работ.

Строительная площадка (объект) прекращает свое существование со дня, следующего за днем подписания акта приемки объекта в эксплуатацию (объемов выполненных работ) и полной оплаты строительства.

Нерезидент также образует постоянное учреждение в Республике Казахстан, если:

1) производит сбор страховых премий и (или) осуществляет страхование или перестрахование рисков в Республике Казахстан через уполномоченного агента;

2) оказывает услуги на территории Республики Казахстан непрерывно более девяноста календарных дней в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в данном налоговом периоде, через служащих или персонал, нанятый для этих целей;

3) является участником простого товарищества (договора о совместной деятельности), образованного в соответствии с законодательством Республики Казахстан и действующего на территории Республики;

4) проводит выставки в Республике Казахстан на платной основе, на которых производится реализация товаров;

5) на основании договорных отношений наделяет резидента или нерезидента правом представлять его интересы в Республике Казахстан, действовать или заключать от его имени контракты (договоры, соглашения).

Временные или сезонные перерывы при осуществлении деятельности, указанной выше, не приводят к ликвидации постоянного учреждения.

Нерезидент, осуществляющий предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через независимого посредника (брокера и (или) иного независимого агента, действующего на основании договора поручения, комиссии, консигнации или другого аналогичного договора), не уполномоченного подписывать контракты от имени этого нерезидента, не рассматривается как образующий постоянное учреждение.

Под независимым посредником понимается лицо, действующее в рамках своей обычной (основной) деятельности и являющееся как юридически, так и экономически независимым от нерезидента.

Доходы юридического лица - нерезидента, которые не связаны с постоянным учреждением в Республике Казахстан, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по следующим ставкам (см. табл. 2).

Таблица 2

     
   ————————————————————————————————————————————————————————————T————¬
   |Дивиденды, доходы от доли участия и вознаграждения         | 15%|
   +———————————————————————————————————————————————————————————+————+
   |Страховые платежи, выплачиваемые по договорам страхования  | 10%|
   |рисков                                                     |    |
   +———————————————————————————————————————————————————————————+————+
   |Страховые премии, выплачиваемые по договорам               |  5%|
   |перестрахования рисков                                     |    |
   +———————————————————————————————————————————————————————————+————+
   |Доходы от оказания транспортных услуг в международных      |  5%|
   |перевозках                                                 |    |
   +———————————————————————————————————————————————————————————+————+
   |Доходы, определенные ст.178 Налогового кодекса, за         | 20%|
   |исключением доходов, указанных в пп.1 — 4 настоящей        |    |
   |статьи Кодекса                                             |    |
   L———————————————————————————————————————————————————————————+—————
   

Под выплатой дохода понимается передача денег в наличной и (или) безналичной формах, ценных бумаг, товаров, имущества, выполнение работ, оказание услуг.

Налогообложению у источника выплаты не подлежат:

1) выплаты, связанные с поставкой товаров по внешнеторговым операциям на территорию Республики Казахстан;

2) доходы от оказания услуг, связанных с открытием и ведением корреспондентских счетов банков - резидентов и осуществлением расчетов по ним;

3) доходы от прироста стоимости при реализации ценных бумаг;

4) доходы от операций с государственными ценными бумагами;

5) выплаты, связанные с корректировкой по качеству стоимости реализации сырой нефти, транспортируемой по единой трубопроводной системе за пределы Республики Казахстан;

6) суммы накопленных (начисленных) вознаграждений по долговым ценным бумагам, оплаченные покупателями - резидентами (неэмитентами) нерезидентам при их покупке.

Налогообложение доходов нерезидента у источника выплаты производится независимо от распоряжения данным нерезидентом своими доходами в пользу третьих лиц и (или) своих подразделений в других государствах.

Порядок исчисления и удержания подоходного налога у источника выплаты с вознаграждений по долговым ценным бумагам устанавливается уполномоченным государственным органом.

Подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица - нерезидента, подлежит уплате в государственный бюджет:

1) по выплаченным суммам дохода - в течение пяти рабочих дней после окончания месяца, в котором производилась выплата;

2) по начисленным, но не выплаченным суммам дохода при их отнесении на вычеты - в течение десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу.

Исчисление корпоративного подоходного налога производится юридическим лицом - нерезидентом самостоятельно, и налог подлежит уплате в течение десяти рабочих дней с момента получения дохода с обязательным представлением декларации по корпоративному подоходному налогу в налоговый орган по месту регистрации эмитента.

Суммы уплаченного за пределами Республики Казахстан подоходного налога засчитываются при уплате подоходного налога в Республике. При этом размер засчитываемых сумм не должен превышать суммы, начисленные в Республике Казахстан к этому доходу по ставкам, действующим в Республике.

Если резиденту Республики Казахстан принадлежит прямо или косвенно более 10% уставного капитала иностранного юридического лица или он имеет более 10% голосующих акций этого юридического лица, которое, в свою очередь, получает доход в стране с льготным налогообложением, то в этом случае часть дохода юридического лица, относящаяся к резиденту, включается в его налогооблагаемый доход. Данное положение применяется также к участию резидента в других формах организации предпринимательской деятельности, не образующих юридическое лицо.

3. Специальные положения по международным договорам

3.1. Общие положения

Положения международного договора об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения доходов или имущества (капитала), одной из сторон которого является Республика Казахстан, применяются к лицам, которые являются резидентами одного или обоих государств, заключивших такой договор.

Если положениями международного договора при определении налогооблагаемого дохода юридического лица - нерезидента от деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение допускается вычет управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных в целях получения такого налогооблагаемого дохода как в Республике Казахстан, так и за ее пределами, то сумма таких расходов определяется по одному из следующих методов:

1) метод пропорционального распределения расходов;

2) метод непосредственного (прямого) отнесения расходов на вычеты.

Юридическое лицо - нерезидент самостоятельно выбирает один из вышеуказанных методов отнесения управленческих и общеадминистративных расходов на вычеты.

Выбранный метод отнесения управленческих и общеадминистративных расходов на вычеты постоянному учреждению (включая порядок исчисления расчетного показателя, используемого при методе пропорционального распределения расходов) применяется ежегодно и может быть изменен только по согласованию с налоговым органом.

3.2. Метод пропорционального распределения расходов

При использовании метода пропорционального распределения сумма управленческих и общеадминистративных расходов, относимых на вычеты постоянному учреждению, определяется как произведение суммы таких расходов и расчетного показателя.

Расчетный показатель исчисляется по одному из следующих способов:

1) соотношение суммы совокупного годового дохода, полученного юридическим лицом - нерезидентом от осуществления деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение за налоговый период, к общей сумме совокупного годового дохода юридического лица - нерезидента в целом за вышеуказанный налоговый период;

2) определение средней величины по трем показателям:

соотношение суммы совокупного годового дохода, полученного юридическим лицом - нерезидентом от осуществления деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение за налоговый период, к общей сумме совокупного годового дохода юридического лица - нерезидента в целом за указанный налоговый период;

соотношение стоимости основных средств, учтенных в финансовой отчетности постоянного учреждения в Республике Казахстан по состоянию на конец налогового периода, к общей стоимости основных средств юридического лица - нерезидента в целом за такой же налоговый период;

соотношение размера фонда оплаты труда персонала, работающего в постоянном учреждении в Республике Казахстан по состоянию на конец налогового периода, к общему размеру фонда оплаты труда персонала юридического лица - нерезидента в целом за такой же налоговый период.

Один из вышеуказанных способов исчисления расчетного показателя определяется юридическим лицом - нерезидентом самостоятельно.

Сумма управленческих и общеадминистративных расходов, определенная расчетным путем, относится на вычеты постоянному учреждению только при наличии подтверждающих документов.

Подтверждающими документами являются:

1) копия финансовой отчетности юридического лица - нерезидента, в которой в зависимости от определенного юридическим лицом - нерезидентом расчетного показателя раскрываются:

общая сумма совокупного годового дохода в целом;

общая сумма фонда оплаты труда персонала в целом;

первоначальная и остаточная стоимость основных средств в целом;

общая сумма расходов с постатейной расшифровкой, в том числе с расшифровкой общей суммы управленческих и общеадминистративных расходов;

2) копия аудиторского заключения по аудиту финансовой отчетности юридического лица - нерезидента (при осуществлении аудита финансовой отчетности такого лица).

Расчет суммы вышеуказанных расходов, относимых на вычеты постоянному учреждению в Республике Казахстан, прилагается к декларации по корпоративному подоходному налогу, представляемой в соответствующий налоговый орган Республики.

В случае неотражения в финансовой отчетности суммы управленческих и общеадминистративных расходов, подлежащих пропорциональному распределению, такие расходы не принимаются на вычеты постоянному учреждению.

3.3. Метод непосредственного (прямого)

отнесения расходов

При использовании метода непосредственного (прямого) отнесения управленческих или общеадминистративных расходов нерезидента такие расходы относятся на вычеты постоянному учреждению в Республике Казахстан, если они прямо определяемы и непосредственно понесены для целей получения доходов от деятельности в Республике через постоянное учреждение.

Вышеуказанные расходы относятся на вычеты постоянному учреждению только при наличии подтверждающих документов, которыми являются:

1) бухгалтерские документы, подтверждающие расходы, понесенные юридическим лицом - нерезидентом на территории Республики Казахстан в целях получения доходов от деятельности через постоянное учреждение;

2) копии бухгалтерских документов, подтверждающих расходы, понесенные юридическим лицом - нерезидентом за пределами Республики Казахстан в целях получения доходов от деятельности в Республике через постоянное учреждение.

4. Специальная экономическая зона

"Астана - новый город"

Специальная экономическая зона "Астана - новый город" (далее - СЭЗ) расположена на левом берегу реки Ишим в пределах территориальной границы города Астаны и составляет 1052,6 га.

СЭЗ создается с 1 января 2002 г. по 2007 г. в целях ускоренного развития левобережья реки Ишим путем привлечения инвестиций и использования передовых технологий в строительстве, а также создания современной инфраструктуры.

Налогообложение на территории СЭЗ регулируется налоговым законодательством. Вместе с этим на территории СЭЗ действуют специальные положения, предусматривающие льготное обложение НДС, земельным налогом, налогом на имущество.

С.С.Канатов

Председатель Налогового комитета

Министерства финансов

Республики Казахстан

Н.Т.Мамбеталиев

Советник

Секретариата ЕврАзЭС,

к. т. н.

Ш.Е.Шоранова

Начальник управления

Налогового комитета

Министерства финансов

Республики Казахстан

Подписано в печать

14.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Следует ли применять ККМ при оказании услуг населению по дрессировке собак? Если возможно использование бланков строгой отчетности, то какой формы и где их можно заказать? ("Интернет-сайт МНС России", 2002) >
Статья: О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации ("Налоговый вестник", 2002, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.