Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок вычета НДС по командировочным расходам ("Финансовая газета", 2002, N 46)



"Финансовая газета", N 46, 2002

ПОРЯДОК ВЫЧЕТА НДС ПО КОМАНДИРОВОЧНЫМ РАСХОДАМ

Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ в НК РФ внесены изменения, некоторые из которых коснулись порядка вычета НДС. Теперь налогоплательщики будут исчислять сумму налога, предъявленную к вычету из бюджета, используя расчетный метод, а не расчетные налоговые ставки 16,67 и 9,09%. Также отменено право организаций применять расчетную ставку для определения налоговых вычетов по командировочным расходам.

В соответствии с п.7 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки и принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, а именно:

расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно;

расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями;

расходы по найму жилого помещения.

Необходимо отметить, что в НК РФ закреплено право организаций возмещать НДС по командировочным расходам, но при условии, если налог ранее был уплачен в бюджет. В то же время согласно прежней редакции п.7 ст.171 НК РФ сумма налога, подлежащая вычету, исчислялась по расчетной ставке 16,67% от суммы командировочных расходов. Более того, и в случае отсутствия таких документов сумма налога, подлежащая вычету, исчислялась по расчетной ставке 16,67% от установленных норм на указанные расходы. Таким образом, законодатель предоставлял право налогоплательщику предъявлять к вычету НДС вне зависимости от того, содержится или нет НДС в документах, а также вне зависимости от того, имеется или нет документальное подтверждение наличия этого налога. В связи с этим хотелось бы отметить, что, например, предприниматели или организации, пользующиеся льготами согласно п.1 ст.145 НК РФ, не уплачивают НДС в бюджет. Предъявление налогоплательщиком НДС к возмещению из бюджета, в случае если налог ранее не был уплачен поставщиком при реализации товаров (работ, услуг), на наш взгляд, не отвечает экономической сущности налогообложения.

Пунктом 4 ст.168 НК РФ закреплено, что в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах - фактурах соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой. В то время согласно п.5 той же статьи, в случае если в стоимости реализованных товаров (работ, услуг) НДС отсутствует, расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета - фактуры выставляются без выделения сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись (ставится штамп) "Без налога (НДС)".

Таким образом, в тех случаях, когда в документах НДС не выделен отдельной строкой, но и не сделана запись (не поставлен штамп), свидетельствующая об отсутствии НДС, возникает спорная ситуация, в которой налогоплательщик должен самостоятельно принять решение, возмещать НДС или нет. В любом случае это решение влияет на налогообложение организации и соответственно на величину налоговых поступлений в бюджет. Возможные варианты представлены в таблице.

     
   ————————————————————————T————————————————T———————————————————————¬
   |        Действия       |  НДС возмещен  |    НДС не возмещен    |
   |  налогоплательщика /  |                |                       |
   |        Ситуация       |                |                       |
   +———————————————————————+————————————————+———————————————————————+
   |НДС не выделен и       |        —       |Завышена себестоимость |
   |отсутствует запись     |                |на сумму НДС к вычету, |
   |(штамп) "Без НДС", но  |                |а следовательно,       |
   |поставщик уплатил НДС  |                |занижен налог на       |
   |                       |                |прибыль                |
   +———————————————————————+————————————————+———————————————————————+
   |НДС не выделен и       |Завышена сумма  |           —           |
   |отсутствует запись     |НДС,            |                       |
   |(штамп) "Без НДС",     |предъявляемая к |                       |
   |поставщик освобожден от|зачету из       |                       |
   |уплаты налога          |бюджета         |                       |
   L———————————————————————+————————————————+————————————————————————
   

В спорных ситуациях организации могли руководствоваться п.7 ст.3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Как и раньше, вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки, перечисленные в п.7 ст.171 НК РФ. В связи с внесенными изменениями теперь налогоплательщики будут исчислять сумму налога в виде процентного соотношения налоговой ставки, предусмотренной п.2 (10%) или п.3 (20%) ст.164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки. Иными словами, расчетный метод сводится к применению ставок 10/110 и 20/120.

Указанный метод может применяться:

при получении авансов;

при удержании налога налоговыми агентами;

при реализации имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом;

при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Несмотря на то что в приведенном перечне командировочные расходы отсутствуют, некоторые специалисты считают правомерным применение расчетного метода и к командировочным расходам, ссылаясь на п.4 ст.164 НК РФ, в котором сказано, что расчетный метод может применяться и в иных случаях, когда в соответствии с Кодексом сумма налога должна определяться расчетным методом. Однако прямого указания на применение расчетного метода в отношении командировочных расходов здесь нет и поэтому правомерность использования данного способа не обоснована.

Таким образом, в связи с тем что применение расчетной ставки отменено, вычету подлежит сумма налога только в случае, если она отдельно выделена в указанных документах.

В отличие от организаций, оказывающих услуги гостиничного хозяйства, которые в большинстве своем выделяют в расчетных документах сумму НДС, транспортные организации в проездных документах НДС выделяют редко. Ситуация осложняется еще и тем, что командируемые работники рассматриваются поставщиками услуг как физические лица, оплачивающие услуги за наличный расчет. Поэтому, если даже сумма налога и включается в цену услуги, на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма не выделяется (п.6 ст.168 НК РФ). Таким образом, у налогоплательщиков теперь появится меньше возможностей возмещать НДС по командировочным расходам. В связи с этим для организаций, занимающихся перевозкой пассажиров, оказанием гостиничных услуг, как нам представляется, необходимо разработать формы документов, содержащие отдельную строку, в которой указывалось бы, присутствует ли НДС в стоимости оказываемых услуг, а также законодательно закрепить обязательное требование к отражению НДС в этих документах.

Кроме того, заслуживает внимания и тот факт, что новый порядок вычета НДС по командировочным расходам распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 г. Тем самым нарушены требования п.2 ст.5 НК РФ, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Поскольку исходя из новых правил платить НДС в бюджет организации будут больше, то распространение указанной нормы на отношения, сложившиеся до ее принятия, неправомерно.

Пунктом 1 ст.5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. В связи с этим изменения, касающиеся порядка возмещения НДС по командировочным расходам, должны вступить в силу только с 1 июля 2002 г. Таким образом, организации могут не пересчитывать суммы НДС, предъявляемые к вычету по командировочным расходам за период с 1 января по 31 июня 2002 г., а в случае возникновения разногласий с налоговыми органами разрешить их в судебном порядке, основываясь на положениях ст.5 НК РФ.

А.Яковлева

Компания "ЛИСС плюс и К"

Подписано в печать

13.11.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Объединение обществ с ограниченной ответственностью: документальное оформление, правовые и налоговые последствия (Окончание) ("Финансовая газета", 2002, N 46) >
Вопрос: ...Организация в 2000 г. заключила договор аренды государственной собственности. Собственность (производственное помещение) находится в одном районе Москвы, а организация зарегистрирована в другом районе, где также есть производственные помещения. Является ли арендованное помещение обособленным подразделением? Куда необходимо было платить арендную плату и НДС? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2002, N 46)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.