|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О земельном налоге ("Налоговые известия Московского региона", 2002, N 11)
"Налоговые известия Московского региона", N 11, 2002
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
В связи с поступающими вопросами по порядку уплаты земельного налога за земли, выделенные под индивидуальное жилищное строительство, Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Московской области сообщает следующее. Статьей 15 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) определено, что основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком. В соответствии с ч.5 ст.8 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным) в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 28,8 коп. за один квадратный метр в 2002 г. Увеличение ставки земельного налога для всех категорий земель в 2002 г. по сравнению со ставками, действовавшими в 2001 г., в два раза предусмотрено ст.14 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год". Согласно Жилищному кодексу РСФСР жилищный фонд образуют жилые дома, а также жилые помещения в других строениях. Аналогичное определение жилищного фонда дано и в Законе РФ от 24 декабря 1992 г. 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с изменениями и дополнениями). Жилищный фонд подлежит государственному учету, осуществляемому независимо от его принадлежности по единой для Российской Федерации системе учета - (путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, объекты строительства не могут рассматриваться как жилищный фонд до момента окончания строительства и включения построенного объекта в состав жилищного фонда. Законом РФ "О плате за землю" не предусмотрено применение льготных ставок земельного налога за земли, предоставленные для строительства жилья в период его строительства, до ввода в эксплуатацию.
Поэтому за земельные участки, предоставленные гражданам для строительства жилых домов, до момента окончания строительства и приема их в эксплуатацию земельный налог взимается по полным налоговым ставкам, установленным для данной территории населенного пункта. Ставки земельного налога за земли городов и поселков устанавливаются в соответствии со ст.8 Закона РФ "О плате за землю" (Приложение 2, таблицы 1, 2, 3) и ст.ст.2 и 9 Закона Московской области от 16 июня 1995 г. N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" (с изменениями и дополнениями). Статьей 17 указанного Закона установлено, что пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предшествующих года. Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Установление льготных ставок земельного налога для данной категории земель затрагивает интересы федерального бюджета. Согласно ст.4 Налогового кодекса РФ исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Следует иметь в виду, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе в соответствии со ст.ст.13 и 14 Закона РФ "О плате за землю" устанавливать льготы отдельным категориям налогоплательщиков по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении, в том числе льготы, направленные на стимулирование индивидуального жилищного строительства. Статьей 12 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 14-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" установлено, что в 2002 г. плательщики земельного налога и плательщики арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства по следующим нормативам: в федеральный бюджет - 15%; в бюджеты субъектов Российской Федерации - 35%; в бюджеты городов и поселков - 50%. Следовательно, в 2002 г. эта льгота может составлять 85% от налоговых платежей по земельному налогу с установлением ее на уровне области и муниципальных образований. Одновременно с этим сообщаем, что на основании ст.10 Федерального закона от 27 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в 2003 г. вся сумма земельного налога полностью зачисляется в территориальные бюджеты. Поэтому с 2003 г. законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут предоставлять льготу по земельному налогу в полной сумме. В качестве возможного варианта для уменьшения платы за землю под жилищным строительством при выдаче (переоформлении) документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, можно выделить отдельно площадь, занятую под жилье (в соответствии с технической документацией), которая и будет облагаться по полной ставке до завершения строительства. Остальная часть участка может быть оформлена как личное подсобное хозяйство. Управлением МНС России по Московской области дано указание инспекциям МНС России по городам и районам впредь до особых указаний приостановить предъявление доначисленных сумм земельного налога за три предшествующих года (1999, 2000, 2001 гг.) за земельные участки, предоставленные для индивидуального строительства. Управлением МНС России по Московской области рекомендовано руководителям инспекций обратиться в Совет депутатов и Администрацию района или города по вопросу об установлении льготы по земельному налогу гражданам, осуществляющим строительство жилья, и приведении в соответствие с действующим законодательством принятых решений о ставках земельного налога до наступления сроков его уплаты в 2002 г. Налоговыми органами Московской области проведена большая разъяснительная работа в местных средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение) по вопросу исчисления земельного налога за земельные участки, предоставленные для строительства жилых домов в границах городской (поселковой) черты. Вышеназванная проблема находится на совместном рассмотрении Управления МНС России по Московской области, Московской областной Думы и Правительства Московской области.
И.А.Сорокина Заместитель руководителя Управления МНС России по Московской области Подписано в печать 10.11.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |