Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Меры нетарифного регулирования и экспортного контроля в таможенной практике (Начало) ("Налоговый вестник", 2002, N 10)



"Налоговый вестник", N 10, 2002

МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

И ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Проводимые в Российской Федерации экономические реформы обусловили необходимость радикальных изменений в механизме регулирования государственной внешнеторговой деятельности, которое осуществляется посредством применения экономического и административного методов управления внешнеторговой деятельностью в соответствии с действующим российским законодательством. Каждый метод предполагает использование конкретных инструментов регулирования, которые могут быть объединены в следующие группы:

- таможенно - тарифные инструменты, то есть импортный и экспортный тарифы;

- квазитарифные инструменты (таможенные сборы, акцизы и НДС, взимаемые таможенными органами, и т.д.);

- валютно - финансовое регулирование (порядок совершения валютных операций и т.д.);

- антидемпинговые и компенсационные пошлины;

- государственная монополия на внешнюю торговлю отдельными товарами;

- установление различного рода технических барьеров;

- контингентирование (квотирование);

- лицензирование внешнеторговых операций.

Большое значение в торгово - политическом механизме имеют нетарифные инструменты регулирования внешнеэкономической деятельности. Воздействие нетарифных инструментов на ход международной торговли нельзя оценить количественно, так как их влияние не носит явно выраженный характер. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в законодательном порядке, нетарифные ограничения могут вводиться по решению органов исполнительной и местной власти. По заключению экспертов ЮНКТАД <1>, в общем объеме нетарифных мер количественные ограничения занимают до 20%, столько же - налоговые меры (внутренние и пограничные), несколько меньше - технические нормы и правила. По общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD).

<2> Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - С. 15 - 17.

Хотя в Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) и в Законе РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" не дается определение нетарифного регулирования, под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля, которые создают препятствие для осуществления внешней торговли (за исключением таможенных пошлин) <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Ершов А.Д., Роденков А.И., Тараторин И.Г. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. - СПб., 2001. - С. 24.

Согласно Приказу Московского таможенного управления от 10.07.1996 N 171 "Об утверждении Типовой технологической схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в регионе деятельности Управления" меры нетарифного регулирования определяются как ограничение на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленное исходя из соображений экономической политики Российской Федерации, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего потребительского рынка в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (лицензирование, квотирование, сертификация, разрешительная система и т.п.), доводимое в установленном порядке до таможенных органов Российской Федерации.

Статья 6 Федерального закона от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 157-ФЗ) разграничивает понятия "нетарифное регулирование" и "экспортный контроль". Так, в ведении Российской Федерации находятся государственное регулирование внешнеторговой деятельности, включая финансовое, валютное, кредитное, таможенно - тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом.

Система мер нетарифного регулирования и экспортного контроля внешней торговли, применяемых в Российской Федерации, включает:

- запрет на ввоз, вывоз и транзит определенных товаров;

- сертификацию некоторых товаров на безопасность и соответствие существующим госстандартам;

- квотирование и лицензирование;

- разрешительную систему для ввоза и вывоза отдельных товаров;

- процедуру экспортного контроля.

Рассмотрим особенности применения этих мер нетарифного регулирования и экспортного контроля более подробно.

1. Меры нетарифного регулирования

Запрет на ввоз, вывоз и транзит определенных товаров является вынужденной мерой, признанной международной практикой.

В ст.19 ТК РФ закреплено положение о том, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Но установление запрета на ввоз и (или) вывоз товаров и транспортных средств не ведет к возникновению противоречий: Конституция Российской Федерации в п.3 ст.55 допускает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовую базу по вопросу о запрете на ввоз или вывоз отдельных видов товаров составляют: ТК РФ (ст.20); Закон N 157-ФЗ (ст.ст.19, 20), Закон РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (п.2 ст.51), Указ Президента Российской Федерации от 20.07.1997 N 740 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов"; Постановление Правительства РФ от 06.08.1996 N 943 "Об упорядочении ввоза и реализации на таможенной территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей и другими обозначениями, сопровождающими указанную продукцию"; Постановление Правительства РФ от 01.07.1996 N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" и др.

Основаниями для запрещения ввоза или вывоза конкретного товара или транспортного средства являются соображения государственной безопасности, защита общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, охрана окружающей природной среды, защита животных и растений, защита художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защита права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защита интересов российских потребителей ввозимых товаров и другие основания исходя из других интересов Российской Федерации в соответствии с актами российского законодательства и международными договорами. Перечень оснований для запрещения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств является открытым: он может быть дополнен и другими основаниями исходя из иных интересов Российской Федерации, обозначенных в российских законодательных актах и международных договорах Российской Федерации <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> До настоящего времени продолжает действовать Список предметов, запрещенных к ввозу в СССР и к вывозу из СССР, составляющий Приложение N 4 к Приказу ГУГТК при Совмине СССР от 26.05.1988 N 108.

К предметам, запрещенным к вывозу, относятся товары, вывоз которых запрещен федеральными законами или актами Правительства РФ исходя из следующих принципов:

- сохранение исторического, культурного, научного и иного наследия народов Российской Федерации;

- обеспечение национальной безопасности Российской Федерации;

- защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса Российской Федерации;

- выполнение международных обязательств Российской Федерации;

- по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Не подлежат вывозу из Российской Федерации:

- движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания;

- движимые предметы независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов данное правило может быть распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;

- культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

На территорию Российской Федерации запрещается ввоз товаров, если они:

- не соответствуют стандартам и требованиям, устанавливаемым законодательными актами Российской Федерации;

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации;

- запрещены к использованию как опасные потребительские товары;

- имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей;

- признаны опасными отходами Постановлением Правительства РФ от 01.07.1996 N 766 "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов".

Товары, ввоз и (или) вывоз которых запрещен, подлежат незамедлительному вывозу за пределы территории Российской Федерации либо возврату на российскую территорию, если только не предусмотрена конфискация таких товаров. Расходы по вывозу или возврату товаров возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика. При невозможности вывоза или возврата товары передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок хранения таких товаров на складах временного хранения составляет трое суток.

Наряду с полным запретом в отношении ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут быть предприняты различные ограничения: в торговле отдельными товарами (товарные ограничения), с отдельными странами или группами стран (географические ограничения), по времени.

Могут применяться запреты на отдельные виды товаров из какой-либо страны. Принятие таких запретов иногда вызывается несоблюдением экспортером санитарно - гигиенических и других связанных с качеством или стандартизацией требований.

Временные запреты на импорт могут применяться по очень веским причинам, имеющим нестабильный и краткосрочный характер проявления. Например, в связи с заболеванием в Финляндии и Австрии крупного рогатого скота спонгиформной энцефалопатией (BSE) был запрещен ввоз из этих стран живых жвачных животных, эмбрионов этих видов животных, мяса говядины на кости, баранины, субпродуктов и другой сырой продукции жвачных животных (Письмо Минсельхоза России от 13.12.2001 N 13-8-01/10750).

Сезонные запреты применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов с целью ограждения внутригосударственных производителей от иностранной конкуренции в периоды наличия данных продуктов.

Запрет на транзит через таможенную территорию Российской Федерации применялся в случае транзита необработанных природных алмазов, происходящих из Республики Сьерра - Леоне (Телефонограмма ГТК России от 20.11.2000 N ТФ-16867).

Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего рынка Российской Федерации, вводит количественные ограничения импорта и (или) экспорта, в том числе и в качестве ответной меры. Примером последнего случая является Постановление Правительства РФ от 26.12.2000 N 817 "О вывозе с территории Российской Федерации топлива автотранспортными средствами, зарегистрированными в Республике Польша". В нем Правительство РФ постановило во избежание снижения конкурентоспособности российских автомобильных перевозчиков и в связи с введением Республикой Польша ограничений на количество беспошлинно ввозимого топлива в баках автомобилей, зарегистрированных в Российской Федерации и осуществляющих международные перевозки, ограничить количество вывозимого с территории Российской Федерации топлива, находящегося в конструктивно предназначенных для этого емкостях автомобилей, зарегистрированных в Республике Польша и осуществляющих международные перевозки: для грузовых автомобилей - 200 литрами, для автобусов - 600 литрами.

Ограничения могут устанавливаться в актах российского, а также в источниках международного права; международных договорах, решениях международных организаций (о режиме международных санкций и т.д.).

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что важнейшими основаниями для принятия решения об ограничении на ввоз и вывоз являются соображения экономической политики, выполнение международных обязательств Российской Федерации, защита экономической основы суверенитета Российской Федерации, защита внутреннего потребительского рынка, ответная мера на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и др.

Другой мерой государственного регулирования внешней торговли является сертификация товаров (сертификат хлебной инспекции, ветеринарный, фитосанитарный, гигиенический сертификаты, сертификат соответствия (безопасности)). Сертификация - это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (ст.1 Закона РФ от 10.06.1993 N 5151-1 "О сертификации").

Сертификация товаров осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Система сертификации создается федеральными органами исполнительной власти, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе Законом "О сертификации".

В систему сертификации могут входить организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения. Данная система может состоять и из нескольких систем сертификации однородной продукции.

Таможенное оформление товаров, подлежащих сертификации, может производиться только в случае представления соответствующих сертификатов, то есть контроль возложен не только на таможенные органы, но также и на органы ветеринарного, фитосанитарного, транспортного, экологического и иного контроля, что соответствует ст.130 ТК РФ.

Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащих обязательной сертификации, определяется Госстандартом России по согласованию с ГТК России. На настоящий момент такой список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации, приведен в Письме ГТК России от 27.12.2001 N 01-06/51479.

Товары, подлежащие выпуску только при условии представления в таможенные органы Российской Федерации сертификатов, помещаются под следующие таможенные режимы <5>:

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Товары, ввозимые в единичных количествах и предназначенные для потребления исключительно лицами, их ввозящими, могут условно выпускаться без представления сертификатов при помещении под соответствующие таможенные режимы при наличии обязательства, представляемого в таможенный орган в произвольной форме. В случае отчуждения товаров они подлежат сертификации в установленном порядке.

- выпуск для свободного обращения;

- реимпорт (только товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации после 31 января 1994 г.);

- переработка под таможенным контролем (в случае выпуска продуктов переработки в свободное обращение);

- переработка вне таможенной территории (в части, касающейся ввоза продуктов переработки).

Независимо от таможенных режимов, под которые они помещаются, выпускаются без условия представления сертификатов следующие товары:

- товары, предназначенные для официального пользования представительств иностранных государств и международных межправительственных организаций, а также для их персонала;

- товары, ввозимые физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности (за исключением случаев ввоза таких товаров сверх установленных стоимостных и количественных квот).

Проверка наличия сертификатов соответствия при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих сертификации, производится при таможенном оформлении в установленных местах региона деятельности таможенного органа, в котором находится получатель этих товаров либо его структурное подразделение (отдельные категории товаров могут оформляться иными таможенными органами согласно порядку, устанавливаемому ГТК России).

На период таможенного оформления ввозимые товары находятся на временном хранении под таможенным контролем (предельный срок временного хранения не может превышать двух месяцев).

Для целей таможенного оформления и таможенного контроля используется заверенная копия сертификата. Копия может быть заверена нотариусом, органом, выдавшим сертификат, консульским учреждением Российской Федерации.

Приказом ГТК России от 23.05.1994 N 217 был утвержден Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Таможенные органы обращают большое внимание на меры по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации товаров по аннулированным, фальсифицированным или недействительным сертификатам соответствия.

Госстандартом России было дано указание территориальным органам по сертификации в случае аннулирования или обнаружения фальсифицированных сертификатов соответствия, а также приостановления действия сертификатов и признания недействительными копий и бланков сертификатов соответствия информировать по данным фактам ГТК России <6> (Письмо Госстандарта России от 13.03.1997 N 200/5).

     
   ————————————————————————————————
   
<6> ГТК России информирует региональные таможенные органы о вышеуказанных фактах.

Если таможенное оформление товаров, на которые представлены такие сертификаты соответствия, уже завершено и они выпущены в свободное обращение, то они изымаются из торговой сети в стадии их реализации сотрудниками Госторгинспекции. При выявлении таких случаев на копиях сертификатов соответствия, находящихся в делах таможенного органа, делается запись "Аннулирован" с указанием номера и даты письма ГТК России, которым доведена информация об их аннулировании.

Квотирование и лицензирование - это меры количественного ограничения экспортно - импортных операций.

Квоты - это количественное лимитирование размера импорта / экспорта с помощью так называемых глобальных (нераспределенных), индивидуальных (распределенных), сезонных, тарифных и других видов процентных ограничений. Необходимо различать понятия "общая квота" (количественные ограничения экспорта и импорта, вводимые Правительством РФ) и "квота" (доля общей квоты, определяемая Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и доводимая до Межведомственной комиссии по организациям проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот с целью размещения и продажи на конкурсе или аукционе). Объемы квот на товары, выставляемые на конкурс или аукцион, устанавливаются вышеуказанной Межведомственной комиссией <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Положение о Межведомственной комиссии по организации проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.1996 N 1299.

Сезонные квоты представляются на строго определенный период календарного года (как правило, на три месяца) и чаще всего применяются к сельскохозяйственным товарам.

Обращаем внимание читателей журнала на понятие "контингентирование". Контингентирование - это установление государством централизованного контроля над внешнеторговыми операциями посредством ограничения номенклатуры товаров в пределах установленных количественных или стоимостных квот, чаще всего на определенный промежуток времени. Контроль за выдачей квот ведется посредством лицензирования. От контингентов, устанавливающих количество товаров, разрешаемых к ввозу в страну и вывозу из страны, следует отличать тарифные контингенты (тарифные квоты). Тарифная квота обеспечивает преференциальный ввоз определенного количества товара беспошлинно или по сниженным ставкам. Товары, ввозимые сверх тарифной квоты, облагаются обычными пошлинами. Контингенты на импорт вводятся для защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс страны.

Лицензирование <8> - это регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путем выдачи специальных разрешений - лицензий для количественного регулирования торговли (когда с выдачей лицензии предоставляются квоты и в определенный момент их выдача прекращается) и контроля за импортом.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Лицензирование стало впервые использоваться в международной практике с 1931 года Францией. Подробнее см.: Шишаев И.И. Указ. соч. - С. 78 - 79.

Перечни лицензируемых товаров (работ, услуг) устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Товары, подпадающие под данную меру нетарифного регулирования, можно подразделить на следующие группы:

- товары, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в пределах квот, установленных ЕЭС (текстиль, карбид кремния) <9>;

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Только в страны ЕЭС.

- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в порядке, определяемом Минэкономразвития России по согласованию с соответствующими контролирующими органами (шифровальные средства, отдельные виды природных ресурсов животного и растительного происхождения и др.);

- товары, ввоз и вывоз которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации и Правительством РФ: товары, контролируемые системой экспортного контроля (система экспортного контроля - это совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного действующим законодательством порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно - технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники (товары двойного применения), по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка), опасные отходы, драгоценные металлы и драгоценные камни, порох, пиротехника, вооружение и военная техника, озоноразрушающие вещества, яды и др.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 N 1299 было утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством РФ количественных ограничений и Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации.

Выдача лицензий осуществляется Минэкономразвития России через своих уполномоченных в регионах, а в случае импорта спирта этилового и алкогольной продукции отдельных наименований - через уполномоченного по Центральному району. Данное Министерство является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление импортных и экспортных операций, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок.

Лицензии оформляются на бланках, изготовленных на специальной, защищенной от подделки бумаге, на основании заявлений, представленных на типовых бланках и заполненных в соответствии с правилами, определяемыми Минэкономразвития России <10>.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> По вопросу, касающемуся документов, представляемых юридическими лицами, не уполномоченными на осуществление оперативно - разыскной деятельности, для получения лицензии на экспорт (импорт) специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, см. Постановление Правительства РФ от 10.03.2000 N 214.

Решение о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 25 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости доработки представленных документов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на 10 дней со дня представления доработанных документов <11>.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля могут быть предусмотрены иные сроки принятия решения о выдаче лицензии или отказе в выдаче лицензии на экспорт товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль.

Лицензии оформляются на каждый вид товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности независимо от количества наименований товаров, включенных в контракт (договор).

Лицензии могут быть разовыми или генеральными. Разовая лицензия выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту (договору) сроком до 12 текущих месяцев начиная с даты выдачи лицензии <12>.

     
   ————————————————————————————————
   
<12> Срок действия лицензии может быть продлен с целью завершения выполнения контрактных обязательств. В отношении товаров, на которые установлены количественные ограничения экспорта или импорта, продление срока действия лицензии возможно только при условии продления срока действия этих ограничений, см. подробнее п.12 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.10.1996 N 1299.

Генеральная лицензия оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара. Основанием для выдачи генеральной лицензии является соответствующее решение Правительства РФ, в котором устанавливается срок действия лицензии.

Лицензия является основанием для проведения таможенного оформления лицензируемых товаров (работ, услуг). Владелец лицензии направляет оригинал лицензии в таможенный орган Российской Федерации по месту регистрации.

Рассмотрение документов о выдаче лицензии и оформление лицензии, а также продление срока действия выданной лицензии осуществляются за плату (ее размер определяется Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России).

Такая мера нетарифного регулирования, как разрешения государственных органов, под контролем которых находятся перемещаемые товары, нашла свое правовое закрепление в ст.130 ТК РФ: "В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, может быть завершено только после осуществление ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов контроля".

На многие лицензируемые товары для получения лицензии также требуется получение разрешения от соответствующего органа.

Встречаются определенные ситуации, когда воспользоваться льготами по таможенным платежам на товары можно только после получения подтверждения их назначения разрешениями (справками).

Согласно Закону РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарным контролем является деятельность, направленная на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, осуществляемая путем контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами ветеринарного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" карантинный фитосанитарный контроль представляет собой мероприятия по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.

Экологическим контролем может быть признана деятельность по наблюдению за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, а также по проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Такие разрешения выдаются в соответствующих министерствах и ведомствах (например, в Минздраве России, Минсельхозе России и др.). Таможенное оформление товаров, подпадающих под действие разрешительной системы, производится только при условии получения вышеуказанных разрешений.

Данная система действует, например, при ввозе и вывозе лекарственных средств. В настоящее время в Российской Федерации действует единый режим экспортно - импортных операций с лекарственными средствами на основе соответствующих разрешений, выдаваемых Минздравом России зарегистрированным на территории Российской Федерации хозяйствующим субъектам независимо от их форм собственности без права передачи этих лицензий другим лицам. Обязательным условием при этом является наличие у лица лицензии на право заниматься коммерческой деятельностью по реализации лекарственных препаратов, устава, в котором оговорен данный вид деятельности, а также подписанного или парафированного контракта.

Ввозить лекарственные средства на территорию Российской Федерации могут следующие юридические лица:

- предприятия - производители лекарственных средств (для целей собственного производства лекарственных средств);

- предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами;

- научно - исследовательские учреждения, институты, лаборатории (для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств);

- иностранные предприятия - производители лекарственных средств и предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами, при условии, что они имеют собственные представительства на территории Российской Федерации.

Вывозить же лекарственные средства с территории Российской Федерации могут следующие юридические лица:

- предприятия - производители лекарственных средств;

- предприятия, осуществляющие оптовую торговлю лекарственными средствами.

Что же касается физических лиц, то они могут вывозить лекарственные средства в количествах, необходимых для личного использования.

Разрешается ввоз в Российскую Федерацию лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) без лицензии на ввоз лекарственных средств или разрешения Минздрава России или Минсельхоза России, если они предназначены для:

- личного использования физическими лицами, прибывающими на территорию Российской Федерации;

- работников дипломатического корпуса или представителей международных организаций, аккредитованных в Российской Федерации;

- лечения пассажиров транспортных средств, прибывающих на территорию Российской Федерации;

- лечения животных в зоопарках при наличии соответствующего обращения ветеринарной службы Минсельхоза России.

При наличии разрешения Минздрава России или Минсельхоза России допускается ввоз конкретной партии:

- лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) для проведения клинических исследований, регистрации, перерегистрации;

- лекарственных средств (в том числе незарегистрированных) для разработки, проведения исследования и контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств научно - исследовательскими учреждениями, институтами, лабораториями;

- зарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для гуманитарных целей.

Перечень лекарственных средств и фармацевтических субстанций, применяемых в медицинских целях, ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России, приведен в Приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 25.12.1998 N 1539 "О ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее лекарственных средств и фармацевтических субстанций", но этот Перечень не является исчерпывающим, и лекарственные средства могут классифицироваться в иных товарных позициях ТН ВЭД России. В целях недопустимости ввоза в Российскую Федерацию незарегистрированных лекарственных средств, в том числе не включенных в Приложение N 1, ГТК России Письмом от 24.04.2001 N 01-06/15801 сообщил о возможности проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления товаров, зарегистрированных в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, только при наличии соответствующих документов. Таковыми являются лицензия Минэкономразвития России на ввоз в случаях, предусмотренных Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 N 1539, или регистрационное удостоверение на каждое ввозимое лекарственное средство, выданное Минздравом России, либо заверенная в установленном порядке копия этого документа, либо письмо Минздрава России, подтверждающее государственную регистрацию лекарственного средства (с указанием номера и даты оформления регистрационного удостоверения), подтверждающих, что ввозимые товары зарегистрированы в Российской Федерации как лекарственные средства, и заключение Минздрава России о том, что эти товары не подлежат специальному контролю в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также при наличии иных документов, необходимых для таможенных целей. Данный порядок не распространяется на ввоз незарегистрированных лекарственных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также на товары, номенклатура которых утверждена Постановлениями Правительства РФ от 03.08.1996 N 930 и от 30.06.1998 N 681.

Разрешительная система применяется также и при ввозе и вывозе оружия и боеприпасов, при ввозе радиоэлектронных и высокочастотных средств, при ввозе и вывозе культурных ценностей, при ввозе источников ионизирующего излучения, при ввозе и вывозе образцов дикой флоры и фауны (ввоз и вывоз которых регулируется Конвенцией СИТЕС <13>) и др.

     
   ————————————————————————————————
   
<13> Конвенция СИТЕС - Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.

Экспорт и импорт наркотических средств, психотропных веществ и ядов регламентируется положением Правительства РФ в строгом соответствии с требованиями конвенций ООН. На настоящий момент Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 864 "Об установлении государственных квот, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ" утверждены государственные квоты, в пределах которых осуществляются производство, хранение и ввоз (вывоз) наркотических средств и психотропных веществ. Внесение изменений и дополнений в эти государственные квоты осуществляется по представлению Минздрава России, согласованному с Минэкономразвития России.

Правительство РФ в Постановлении от 05.06.1994 N 643 утвердило Положение о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств).

Перемещение культурных ценностей через таможенную границу осуществляется при представлении в таможенный орган разрешения Минкультуры России.

Полагаем целесообразным отметить, что несмотря на рекомендации ВТО / ГАТТ по снижению количества применяемых мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности эти меры применяются в Российской Федерации в полной мере в целях защиты национальной экономики, соблюдения международной безопасности, охраны жизни и здоровья людей и т.п.

(Окончание см. "Налоговый вестник", N 11, 2002)

Подписано в печать Т.Н.Трошкина

16.09.2002 К.ю.н.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация реализовала товар физическому лицу. Покупатель расплатился векселем Сбербанка России. Нужно ли в этом случае начислять налог с продаж? ("Московский налоговый курьер", 2002, N 21) >
Вопрос: ...Заемные средства были получены 1 августа 1996 г. Исчисляется ли налог на доходы физических лиц с материальной выгоды по заемным средствам, полученным до вступления в силу гл.23 НК РФ? Какая ставка рефинансирования, установленная Банком России, применяется для расчета НДФЛ: действующая на дату получения заемных средств либо на дату вступления в силу НК РФ? ("Налоговый вестник", 2002, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.