Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О применении Закона РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" ("Налоговый вестник", 2002, N 10)



"Налоговый вестник", N 10, 2002

О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНА РФ "О НАЛОГЕ С ИМУЩЕСТВА,

ПЕРЕХОДЯЩЕГО В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ"

В ст.ст.35 и 40 Конституции Российской Федерации закреплена правовая охрана объектов частной собственности и гарантия их наследования.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает механизм принятия наследства наследником.

Закон РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" регулирует налоговые отношения по наследству и дарению (далее - Закон N 2020-1).

Закон N 2020-1 определяет плательщика налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имущество, подлежащее налогообложению, размеры не облагаемых налогом минимумов и ставок налога, категории лиц, имеющих право на льготы, а также порядок исчисления и уплаты этого налога в местные бюджеты.

Согласно Закону N 2020-1 плательщиками налога являются наследники имущества, на которое нотариусом выдано свидетельство о наследовании, но объектом налогообложения является не все имущество, а лишь следующее: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно - строительных, гаражно - строительных и дачно - строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог исчисляется по прогрессивным ставкам со стоимости унаследованного имущества, превышающей 850-кратный размер минимального размера оплаты труда (МРОТ).

В соответствии со ст.5 Закона N 2020-1 налог исчисляется налоговыми органами на основании справок о стоимости имущества, представляемых нотариусами. Оценка жилого дома и квартиры производится организациями технической инвентаризации.

Уплата налога производится наследником на основании налогового уведомления, врученного налоговым органом, в течение трех месяцев.

Согласно ст.4 Закона N 2020-1 от налогообложения освобождаются:

- имущество, переходящее в порядке наследования супругу, пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного супруга другому;

- жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно - строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (дарения);

- имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

- жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам I и II групп;

- транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца. Потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Вышеуказанный перечень является закрытым, и при его буквальном рассмотрении налоговые органы не вправе предоставлять льготы по иным объектам налогообложения.

Как видно из вышеприведенных категорий населения, имеющих право на льготу по налогу, инвалиды I и II групп инвалидности в соответствии с абз.5 вышеуказанной статьи Закона N 2020-1 освобождены от его уплаты лишь в отношении жилых домов и транспортных средств, переходящих по наследству, но не в отношении квартир.

Буквально выполняя эту норму Закона N 2020-1, налоговые органы не предоставляли льготу по налогу инвалидам I и II групп в отношении квартир, полученных ими в наследство, что стало причиной подачи жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации, по которой вынесено Определение от 07.02.2002 N 13-О.

Суть жалобы состояла в следующем.

Гражданка Кулакова М.И. в своем обращении в Конституционный Суд Российской Федерации утверждала, что примененный к ее делу о наследовании абз.5 ст.4 Закона N 2020-1 лишает инвалидов, получивших в наследство квартиру, льготы по налогообложению, чем нарушается право собственности, конституционные принципы равного налогового бремени, соразмерности налоговых ограничений и учета фактической платежеспособности налогоплательщика.

Рассматривая эту жалобу, Конституционный Суд Российской Федерации установил, что Закон N 2020-1 вступил в силу с 1 января 1992 г. в период радикального преобразования отношений собственности на жилье.

Право частной собственности на жилые помещения было закреплено Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993 г., в связи с чем в ГК РФ и в Жилищный кодекс РСФСР были внесены дополнения, касающиеся права собственности на приватизированные квартиры, квартиры в ЖСК, по которым выплачен пай, и на квартиры, приобретенные по договорам купли - продажи. Этими законодательными актами было предусмотрено, что физические лица вправе продавать, завещать, сдавать внаем жилые помещения, а также гарантировано их наследование по закону. Именно в этой связи в жилищном законодательстве понятие "жилой дом (часть дома)" было заменено новым понятием "жилой дом (часть дома), квартира".

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что эти изменения не нашли отражения в абз.5 ст.4 Закона N 2020-1, что привело к несогласованности льготы, так как жилые помещения, представляющие собой дома в виде обособленных строений с прилегающей к ним территорией, и квартиры в домах имеют одинаковую ценность.

Именно поэтому Конституционный Суд Российской Федерации установил, что такой подход не может быть объяснен ни с правовой точки зрения, ни фискальными интересами государства, ни с точки зрения социальной защиты инвалидов.

Такое немотивированное исключение квартир, переходящих в собственность инвалидов I и II групп в порядке наследования, из общего регулирования льготного налогообложения жилья не соответствует юридической логике.

Конституционный Суд Российской Федерации изложил свои правовые позиции, которые ранее были отражены в решениях, в частности, в вопросах освобождения от уплаты налоговых платежей, например в Постановлении от 23.12.1999 при рассмотрении конституционности отдельных положений федеральных законов о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации заключается в том, что освобождение от уплаты налога является прерогативой законодателя, который не может при этом нарушать следующие принципы налогообложения: справедливое налогообложение, юридическое равенство, равное финансовое обременение, всеобщность налогообложения и законное установление обязательных платежей. Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что установление для инвалидов особых условий уплаты страховых взносов является разновидностью государственной поддержки и социальной защиты, при том, что такое регулирование не может носить дискриминационный характер и ставить одни категории инвалидов в худшее положение по отношению к другим.

Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что отсутствие в абз.5 ст.4 Закона N 2020-1 положения о праве инвалидов I и II групп на льготу по налогу с квартиры, полученной в наследство, не может пониматься как исключение такой льготы в отношении квартиры, имеющей тот же титул, что и жилой дом.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации выявил, что конституционно - правовой смысл льготы является основой для правоприменительной практики в отношении льгот при налогообложении квартир, перешедших в собственность инвалидам I и II групп в порядке наследования.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения абз.5 ст.4 Закона N 2020-1 не могут служить основанием для отказа инвалидам I и II групп инвалидности в их освобождении от уплаты налога в отношении квартир, перешедших в их собственность в порядке наследования, что является общеобязательным и исключает иное его истолкование в правоприменительной практике.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации в отношении абз.5 ст.4 Закона N 2020-1 должно также применяться и в отношении пп."г" п.13 Инструкции Госналогслужбы России от 30.05.1995 N 32 "О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения".

В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Вышеназванное Определение Конституционного Суда Российской Федерации должно исполняться всеми налоговыми органами и налогоплательщиками.

При этом необходимо иметь в виду, что для предоставления льготы наследник - инвалид I или II группы должен представить в налоговый орган документ, подтверждающий инвалидность. Инвалиды I и II групп инвалидности при получении жилого дома или квартиры в наследство будут иметь право на льготу независимо от того, как они вступают в наследство: по закону или по завещанию.

Согласно абз.5 ст.4 Закона N 2020-1 от налога освобождаются жилые дома, квартиры и транспортные средства, переходящие только в порядке наследования, но не в порядке дарения.

Подписано в печать Л.Н.Крыканова

16.09.2002 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Подпадает ли под действие единого налога на вмененный доход деятельность индивидуального предпринимателя, связанная с оказанием на основе договоров почасовой аренды услуг по предоставлению физическим лицам в обособленном помещении оборудования для проведения игр в бильярд? ("Налоговый вестник", 2002, N 10) >
Вопрос: Индивидуальные предприниматели осуществляют альтернативные услуги связи. Работники почтовых отделений имеют право на спецодежду, спецобувь и средства спецзащиты. Имеют ли право индивидуальные предприниматели включать такие затраты в состав своих расходов? ("Налоговый вестник", 2002, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.