![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: С введением в действие гл.25 НК РФ налоговый учет подменяет бухгалтерский учет. В организациях бухгалтеры вынуждены вести двойной учет. Возможно ли пересмотреть положения гл.25 НК РФ и отменить налоговый учет? ("Налоговый вестник", 2002, N 10)
"Налоговый вестник", N 10, 2002
Вопрос: С введением в действие гл.25 НК РФ налоговый учет подменяет бухгалтерский учет. В организациях бухгалтеры вынуждены вести двойной учет. Возможно ли пересмотреть положения гл.25 НК РФ и отменить налоговый учет?
Ответ: В настоящее время в стране проводится масштабная налоговая реформа. Проведение налоговой реформы предполагает, что в результате будут достигнуты следующие позитивные цели: 1) снижение налогового бремени на налогоплательщика. Для этого следует, в частности, отменить неэффективные и оказывающие негативное влияние на экономическую деятельность налоги, прежде всего уплачиваемые с выручки от реализации товаров (работ, услуг), существенно снизить налогообложение фонда оплаты труда, изменить подход к определению налогооблагаемой базы при взимании налога на прибыль. Предлагается снизить общий размер отчислений в социальные внебюджетные фонды (до 35 - 36%); 2) выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, которое может быть обеспечено только отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам; 3) упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов. Для реализации перечисленных программных задач осуществляется работа по созданию НК РФ, который должен стать единым законодательным актом Российской Федерации о налогах и сборах, позволяющим систематизировать законодательство о налогах и сборах. Так, в рамках работы над НК РФ с 1 января 2002 г. введена в действие гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Положения гл.25 НК РФ направлены на значительное сокращение налогового бремени на организации - налогоплательщиков (с 35 до 24%), выравнивание налоговой нагрузки для всех налогоплательщиков независимо от вида экономической деятельности, создание для законопослушных организаций оптимальных условий для дальнейшего экономического развития. Возникающие трудности, с которыми неизбежно столкнулись организации - плательщики налога на прибыль в связи с вступлением в силу гл.25 НК РФ, по нашему мнению, наряду с объективными причинами, связанными со значительным объемом работ по расчету налоговой базы переходного периода, переходом на метод начисления доходов и расходов, носят и чисто психологический характер, вызванный введением, по сути, нового законодательства о налоге на прибыль, которое концептуально изменило порядок исчисления налога на прибыль, отменив все ранее действующие льготы и установив открытые перечни доходов и расходов, ввело в законодательство о налоге на прибыль понятие "налоговый учет" и т.д.
Глава 25 НК РФ существенным образом изменяет порядок определения доходов и расходов, учитываемых при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль. Налогоплательщику предоставлено право уменьшать полученные в ходе экономической деятельности доходы на сумму произведенных расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), и на сумму внереализационных расходов. Причем впервые в практике российского законодательства о налоге на прибыль для организаций под расходами для целей налогообложения признаются любые экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Вышеуказанные нормы стали причиной введения налогового учета. Система налогового учета является необходимым инструментом, обеспечивающим возможность с минимальными затратами для налогоплательщика исчислить размер прибыли, подлежащей обложению налогом на прибыль организаций в соответствии с положениями гл.25 НК РФ. В соответствии со ст.314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиками самостоятельно. Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета. Первичные документы, являющиеся основанием для организации бухгалтерского учета, применяются и для организации налогового учета. При этом следует отметить, что Федеральный закон от 29.05.2002 N 57-ФЗ внес существенные изменения и дополнения в отдельные нормы гл.25 НК РФ, и в том числе в положения, направленные на сближение бухгалтерского и налогового учета, подчеркивающие первичную базовую роль бухгалтерского учета для налогового учета, и т.п.
Подписано в печать Р.Н.Митрохина 16.09.2002 Консультант
Департамента налоговой политики Минфина России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |