Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоги и сборы Азербайджанской Республики ("Налоговый вестник", 2002, N 10)



"Налоговый вестник", N 10, 2002

НАЛОГИ И СБОРЫ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Введение

Для осуществления новой налоговой политики и формирования доходной части государственного бюджета в 1990 г. в составе Министерства финансов Азербайджанской Республики была создана Государственная налоговая служба.

С целью совершенствования системы контроля за соблюдением налогового законодательства и государственной ценовой дисциплины, усиления роли Государственной налоговой службы в этой области, обеспечения самостоятельного функционирования и объективности контрольной деятельности Государственная налоговая служба была реорганизована в октябре 1991 г. в самостоятельно функционирующую Главную государственную налоговую инспекцию.

Для обеспечения и осуществления единой государственной налоговой политики, полного и своевременного поступления в государственный бюджет налогов и других обязательных платежей, государственного контроля в этой области Указом Президента Азербайджанской Республики от 11.02.2000 на базе Главной государственной налоговой инспекции было создано Министерство по налогам Азербайджанской Республики, которое имеет следующую структуру: Министерство по налогам Нахчиванской Автономной Республики; Главное Бакинское налоговое управление; семь территориальных зональных налоговых управлений; Департамент при Министерстве по работе с крупными налогоплательщиками и предприятиями с особым налоговым режимом; Департамент при Министерстве по предварительному расследованию налоговых преступлений; Учебный центр; налоговые отделения (управления) по районам (городам).

1. Налоговая система Азербайджанской Республики

В Азербайджанской Республике устанавливаются и уплачиваются государственные налоги, налоги автономной республики, местные (муниципальные) налоги.

Под государственными налогами подразумеваются налоги, обязательные к уплате на всей территории Азербайджанской Республики.

Под налогами автономной республики понимаются налоги, установленные в соответствии с Налоговым кодексом Азербайджанской Республики (далее - Налоговый кодекс) и уплачиваемые в Нахчиванской Автономной Республике.

Под местными (муниципальными) налогами подразумеваются налоги, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и соответствующим законом, применяемые по решению муниципалитетов и уплачиваемые на территории муниципалитетов.

Иные обязательные платежи, применяемые муниципалитетами, устанавливаются соответствующим законом. Муниципалитеты регулируют на своих территориях налоговые льготы, а также налоговые ставки в пределах, установленных налоговым законодательством.

Налоги взимаются:

- непосредственно у источника (до получения прибыли или дохода);

- согласно декларации (после получения прибыли или дохода);

- согласно извещению (суммы налога, исчисляемого на основании стоимости объекта налогообложения налоговым органом или муниципалитетом).

К государственным налогам относятся:

1) налог на доходы физических лиц;

2) налог на прибыль юридических лиц;

3) НДС;

4) акцизы;

5) налог на имущество юридических лиц;

6) земельный налог юридических лиц;

7) дорожный налог;

8) промысловый налог;

9) налог по упрощенной системе.

Предельные ставки всех государственных налогов устанавливаются Налоговым кодексом. Ставки государственных налогов, устанавливаемые на каждый отдельный год, не могут превышать ставки, установленные Налоговым кодексом. При принятии закона о государственном бюджете Азербайджанской Республики эти ставки могут быть пересмотрены.

К налогам автономной республики относятся взимаемые в Нахчиванской Автономной Республике вышеперечисленные государственные налоги (кроме дорожного налога).

К местным (муниципальным) налогам относятся:

1) земельный налог физических лиц;

2) налог на имущество физических лиц;

3) промысловый налог на добычу строительных материалов местного значения (кирпично - черепичные глины, строительные пески и сырье для высокопрочного щебня (гравия));

4) налог на прибыль предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Участниками отношений, регулируемых Налоговым кодексом, являются:

- юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками;

- юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом агентами;

- государственные налоговые органы Азербайджанской Республики;

- таможенные органы Азербайджанской Республики;

- финансовые органы Азербайджанской Республики - при решении вопросов, предусмотренных налоговым законодательством;

- органы государственной власти, местные органы самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица.

Налог - это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с налогоплательщиков в государственный бюджет, в местные бюджеты в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципалитетов.

Налог считается установленным лишь в случае, если определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения;

2) налогооблагаемая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы.

Объектами налогообложения являются доход, прибыль, имущество, земля, полезные ископаемые, стоимость товаров (работ, услуг) и иные объекты налогообложения. Налогооблагаемая база - это количественное выражение налогооблагаемой части объекта налогообложения.

2. Налог на добавленную стоимость

НДС определяется как разница между суммой налога, исчисленного с налогооблагаемого оборота, и суммой налога, подлежащей к зачету в соответствии со счетами - фактурами, выставленными согласно положениям Налогового кодекса, или документами, подтверждающими уплату НДС при импорте.

Плательщиками НДС являются лица, зарегистрированные либо подлежащие регистрации как плательщики НДС. Лицо, у которого при осуществлении предпринимательской деятельности в течение трех предыдущих месяцев объем налогооблагаемых операций превышает трехсоткратный размер суммы не облагаемого налогом месячного дохода, обязано подать заявление о регистрации в целях НДС налоговому органу в течение 10 дней по завершении этого периода. Занимающееся предпринимательской деятельностью лицо, не подлежащее регистрации, вправе добровольно подать заявление в налоговый орган о регистрации в целях НДС.

Объектами налогообложения являются стоимость налогооблагаемых операций и налогооблагаемый импорт. Налогооблагаемыми операциями являются производство товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках предпринимательской деятельности, если вышеуказанные операции осуществляются на территории Азербайджанской Республики. Оказание услуг или выполнение работ за пределами Азербайджанской Республики не включается в состав налогооблагаемых операций.

Стоимость налогооблагаемой операции определяется на основании суммы (с включением пошлины, налогов или иных сборов), полученной налогоплательщиком от заказчика или иного лица либо подлежащей оплате (без учета НДС).

НДС не облагаются следующие товары (работы, услуги):

- выкупаемое в порядке приватизации имущество государственных предприятий, а также часть арендной платы от аренды государственного имущества, которая подлежит уплате в бюджет;

- оказание финансовых услуг (включая финансовый лизинг);

- поставка либо импорт национальных или иностранных валют (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг;

- вклад любых средств в уставный фонд предприятия и т.д.

Ставка НДС составляет 18% от стоимости каждой налогооблагаемой операции и каждого налогооблагаемого импорта.

По ставке 0% облагаются НДС следующие товары (работы, услуги):

- товары (работы, услуги), предусмотренные для официального использования зарубежных дипломатических и аналогичных представительств, а также для личного пользования дипломатических, административных и технических сотрудников, в том числе членов их семей, совместно проживающих с ними;

- приобретение и импорт товаров, работ, услуг за счет безвозмездной финансовой помощи, полученной из-за рубежа (гранты);

- экспорт товаров;

- международные и транзитные грузовые и пассажирские перевозки (выполнение работ, оказание услуг), непосредственно связанные с международными перелетами.

Моментом совершения налогооблагаемой операции признается момент представления счета - фактуры по НДС в отношении этой операции, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом, или пятидневный период по истечении сроков поставки товаров (работ, услуг), если счет - фактура по НДС не предъявлен. Местом представления товаров является место их передачи. Если в условиях поставки товаров предусмотрена их доставка или транспортировка, то местом представления товаров признается место отправки или транспортировки товаров. Если поставщик товаров к тому же устанавливает или монтирует их, то местом представления товаров считается место установки или монтажа товаров.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет от налогооблагаемого оборота в течение отчетного периода, определяется как разница между суммой исчисленного налога от налогооблагаемого оборота и суммой налога, подлежащей зачету. Суммой засчитываемого НДС признается сумма налога, уплаченного по налоговым счетам - фактурам, выданным налогоплательщику.

Лицо, зарегистрированное как плательщик НДС и осуществляющее налогооблагаемые операции, обязано выдать налоговые счета - фактуры лицу, принявшему товары (работы, услуги). Лицо, не зарегистрированное в целях НДС, не имеет право выдавать налоговые счета - фактуры. Налоговый счет - фактура является документом строгой отчетности, составляемым по форме, установленной Министерством налогов по согласованию с Министерством финансов Азербайджанской Республики.

Налогоплательщик обязан:

- представлять налоговому органу декларацию по НДС за каждый отчетный период;

- уплачивать налог в бюджет по каждому отчетному периоду в сроки, установленные для подачи декларации.

Отчетным периодом по НДС является календарный месяц.

3. Акцизы

Акциз - это налог, включаемый в цену реализации подакцизного товара, которым облагаются подакцизные товары, произведенные на территории Азербайджанской Республики либо импортируемые на территорию Азербайджанской Республики. Все предприятия и физические лица, производящие на территории Азербайджанской Республики подакцизные товары, являются плательщиками акцизов.

При производстве товаров из сырья, поставленного заказчиком, производитель товаров (подрядчик) является плательщиком акцизов. В таком случае производитель (подрядчик) вправе потребовать возмещения заказчиком сумм акцизов.

Сумма налогооблагаемой операции для товаров, произведенных на территории Азербайджанской Республики, устанавливается от суммы платежа, полученной или подлежащей уплате налогоплательщику от заказчика либо от какого-либо иного лица, в том числе на бартерной основе, но не ниже оптовых рыночных цен. Для товаров, произведенных на территории Азербайджанской Республики, моментом отпуска подакцизных товаров за пределы производственных зданий является момент совершения налогооблагаемой операции.

Экспорт подакцизных товаров облагается налогом по ставке 0%.

От обложения акцизами освобождаются:

- ввоз трех литров алкогольных напитков и трех блоков сигарет для индивидуального потребления физического лица, а для лиц, въезжающих в Азербайджанскую Республику на автомобилях, - топливо в баке, предусмотренное техническим паспортом этого автомобиля;

- товары, перевозимые транзитом через территорию Азербайджанской Республики;

- временный ввоз товаров на территорию Азербайджанской Республики, за исключением товаров, предназначенных для реэкспорта;

- товары, предусмотренные для реэкспорта и гарантированные залогом.

К подакцизным товарам относятся:

- пищевой спирт, пиво и все виды спиртных напитков;

- табачные изделия;

- нефтепродукты.

Ставки акцизов устанавливаются соответствующим постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики (см. табл. 1).

Таблица 1

Ставки акцизов на ввозимые на территорию

Азербайджанской Республики подакцизные товары

     
   ——————————————————————————————————————T——————————————————————————¬
   |            Наименование             |Ставки акцизов в долларах |
   |                                     | США за единицу измерения |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Все виды спирта                      |1,0 за 1 литр             |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Пиво                                 |0,7 за 1 литр             |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Вина и винные напитки                |1,5 за 1 литр             |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Спирт этиловый неденатурированный,   |3,0 за 1 литр             |
   |спиртовые настойки, ликеры и прочие  |                          |
   |спиртовые напитки                    |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Аррак, кальвадос и прочие спиртовые  |3,0 за 1 литр             |
   |напитки                              |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Табачные изделия                     |5,0 за 1000 штук          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Нефть и нефтепродукты для процессов  |100,0 за 1 тонну          |
   |переработки                          |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Бензин                               |250,0 за 1 тонну          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Дизельное и реактивное топливо,      |100,0 за 1 тонну          |
   |прочие дистилляты                    |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Нефть, уайт — спирит, бензины        |1,0 за 1 тонну            |
   |авиационные, топливо бензиновое      |                          |
   |реактивное, легкие дистилляты        |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Нефть для специфических процессов    |1,0 за 1 тонну            |
   |переработки                          |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Моторные масла, компрессорное        |60,0 за 1 тонну           |
   |смазочное масло                      |                          |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Электрические изоляционные масла     |60,0 за 1 тонну           |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Вазелин нефтяной                     |10,0 за 1 тонну           |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Кокс нефтяной, битум нефтяной        |30,0 за 1 тонну           |
   +—————————————————————————————————————+——————————————————————————+
   |Битум, асфальт, смеси битумные       |1,0 за 1 тонну            |
   L—————————————————————————————————————+———————————————————————————
   

Отчетным периодом по акцизам является календарный месяц. При производстве подакцизных товаров акцизы по налогооблагаемым операциям должны уплачиваться в государственный бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.

4. Налог на прибыль организаций

Предприятия - резиденты и нерезиденты - являются плательщиками налога на прибыль.

Объектом налогообложения предприятия - резидента является его прибыль. Прибылью является разница между доходами и расходами, вычитаемыми из дохода.

Прибыль предприятий облагается налогом по ставке 27%.

От налога на прибыль организаций освобождены:

- доходы благотворительных организаций, за исключением дохода, полученного от предпринимательской деятельности;

- безвозмездные переводы, полученные некоммерческими организациями, членские взносы и пожертвования;

- некоторые другие виды доходов.

Ставка налога на прибыль производственных предприятий, принадлежащих общественным организациям инвалидов, снижается на 50% при условии, что инвалиды составляют не менее 50% от общей численности работников такого предприятия.

Все расходы, связанные с извлечением дохода, вычитаются из дохода, за исключением расходов, не вычитаемых из дохода.

Из дохода исключается фактическая сумма процентов, выплаченных за ссуду, но не свыше 150% от уровня процентных ставок на межбанковском кредитном аукционе на момент предоставления ссуды.

Амортизационные отчисления по основным средствам, используемым в предпринимательской и непредпринимательской деятельности, вычитаются из дохода. Годовые нормы амортизации устанавливаются по категориям основных средств в следующих размерах:

1) здания, строения и сооружения - до 10%;

2) машины, оборудование и вычислительная техника - до 25%;

3) транспортные средства - до 25%;

3) иные основные средства - до 20%;

4) затраты на геолого - разведочные работы и на подготовительные работы по добыче природных ресурсов - до 25%;

5) нематериальные активы - до 10%.

Сумма расходов на ремонт, подлежащая вычету из дохода каждого года, ограничивается пределом остаточной стоимости по балансу на конец года для каждой категории основных средств, установленным соответствующим органом исполнительной власти. Если фактическая сумма ремонтных расходов не больше суммы, установленной вышеуказанным пределом, сумма фактических расходов на ремонт вычитается из дохода.

Часть расходов предприятия, разрешенных к вычету из дохода, но превышающих доходы, переносится на следующий пятилетний срок и компенсируется за счет прибыли предстоящих периодов без ограничения по годам.

Проценты, выплаченные резидентом либо постоянным представительством нерезидента, находящимся в Азербайджанской Республике, облагаются налогом по ставке 10% у источника выплаты, если доход получен из азербайджанского источника.

Чистая прибыль постоянного представительства нерезидента, помимо налога на прибыль, облагается налогом по ставке 10% от любой суммы, перечисленной (выданной) в пользу этого нерезидента из прибыли постоянного представительства. При уплате налога в Азербайджанской Республике засчитываются суммы налога на доходы или налога на прибыль, не относящиеся к азербайджанским источникам, уплаченные за пределами Азербайджанской Республики.

Если резидент непосредственно или косвенно владеет более 20% уставного фонда нерезидента, получившего доход в стране с льготным налогообложением, или если владеет более 20% акций с правом голоса, вышеуказанный доход резидента включается в его налогооблагаемый доход. Под зарубежной страной с льготным налогообложением подразумевается страна с налоговой ставкой в два или более раза ниже ставок, установленных налоговым законодательством Азербайджанской Республики, либо страна, в которой действует закон о тайне информации о компаниях.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций является календарный год.

Налогооблагаемый доход должен быть исчислен методом, используемым налогоплательщиком в бухгалтерском учете, при условии внесения изменений, необходимых для соблюдения требований налогового законодательства.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять текущие выплаты не позднее 15 дней по завершении квартала. Предприятия и организации, находящиеся в муниципальной собственности, уплачивают налог на прибыль в местные бюджеты (муниципальные бюджеты). Сумма каждой выплаты составляет одну четвертую часть налоговой суммы, исчисленной в предыдущем налоговом году.

5. Налог на доходы физических лиц

Физические лица (резиденты и нерезиденты) являются плательщиками налога на доход.

Объектом налогообложения у резидентов в налоговом году является разница между всеми доходами, полученными резидентами в вышеуказанный период, и вычетами из дохода. При удержании налога у источника объектом налогообложения является доход, подлежащий налогообложению.

Налогоплательщик - нерезидент, осуществляющий деятельность в Азербайджанской Республике через постоянное представительство, является налогоплательщиком по налогооблагаемым доходам постоянного представительства.

Налогооблагаемым доходом считается разница между совокупным доходом конкретного периода, полученным из азербайджанских источников в связи с постоянным представительством, и расходами, понесенными при извлечении этого дохода и вычитаемыми из дохода.

Доход налогоплательщика - резидента состоит из доходов, полученных на территории Азербайджанской Республики и за ее пределами. Доход налогоплательщика - нерезидента состоит из доходов, полученных из источников Азербайджанской Республики.

Месячный доход облагается налогом на доходы физических лиц по следующим ставкам (см. табл. 2).

Таблица 2

     
   ———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬
   |     Размер налогооблагаемого     |         Сумма налога        |
   |     месячного дохода, манат      |                             |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |До 100 000                        |Налог не удерживается        |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |100 001 — 1 000 000               |12% с суммы, превышающей     |
   |                                  |100 000 манатов              |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |1 000 001 — 5 000 000             |108 000 манатов плюс 25%     |
   |                                  |с суммы, превышающей         |
   |                                  |1 000 000 манатов            |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Свыше 5 000 000                   |1 108 000 манатов плюс 35%   |
   |                                  |с суммы, превышающей         |
   |                                  |5 000 000 манатов            |
   L——————————————————————————————————+——————————————————————————————
   

Годовой доход облагается налогом по следующим ставкам (см. табл. 3).

Таблица 3

     
   ———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬
   |     Размер налогооблагаемого     |         Сумма налога        |
   |      годового дохода, манат      |                             |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |До 1 200 000                      |Налог не удерживается        |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |От 1 200 001 — 12 000 000         |12% с суммы, превышающей     |
   |                                  |1 200 000 манатов            |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |12 000 001 — 60 000 000           |1 296 000 манатов плюс 25%   |
   |                                  |с суммы, превышающей         |
   |                                  |12 000 000 манатов           |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Свыше 60 000 000                  |13 296 000 манатов плюс 35%  |
   |                                  |с суммы, превышающей         |
   |                                  |60 000 000 манатов           |
   L——————————————————————————————————+——————————————————————————————
   

От налога на доход освобождены следующие доходы физических лиц:

1) полученные сотрудниками дипломатических и консульских служб, не являющихся гражданами Азербайджанской Республики, в связи с выполнением служебных обязанностей;

2) полученные нерезидентом Азербайджанской Республики либо лицом, не являющимся ее гражданином, находившимся на территории Азербайджанской Республики в течение налогового года совокупно менее 182 дней, при условии, что этот доход выплачивается работодателем - нерезидентом Азербайджанской Республики, либо выплачивается от его имени и не связан с постоянным представительством нерезидента, либо не выплачивается в связи с деятельностью постоянного представительства;

3) подарки, материальная помощь и наследство, получаемые в течение календарного года, при выполнении следующих условий:

- стоимость подарков, материальной помощи для оплаты стоимости учебы или лечения составляет сумму до 50-кратного, оплаты лечения за рубежом - до 100-кратного, наследства - до 1000-кратного размера не облагаемого налогом месячного дохода;

- подарок, материальная помощь либо наследство получены от членов семьи налогоплательщика - вся их стоимость;

4) безвозмездные государственные переводы, государственные пенсии, государственные стипендии и государственные пособия, в том числе по беременности и родам, выплаты и пособия в связи с потерей главы семьи;

5) алименты;

6) единовременные выплаты и материальная помощь за счет бюджета;

7) доход от предоставления движимого материального имущества, за исключением драгоценных камней и металлов, изделий из драгоценных камней и металлов, предметов антиквариата и имущества, используемых либо использованных в предпринимательской деятельности налогоплательщика;

8) ограниченный перечень других сумм доходов.

Налогооблагаемый месячный доход от работы по найму уменьшается на сумму 20-кратного размера не облагаемого налогом месячного дохода у следующих физических лиц:

1) Героев Азербайджанской Республики;

2) Героев Советского Союза и Социалистического Труда;

3) лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;

4) инвалидов войны I и II группы;

5) лиц, награжденных орденами и медалями за самоотверженный труд в тылу в 1941 - 1945 гг.;

6) некоторых других лиц.

6. Налог на имущество

Плательщиками налога на имущество являются физические лица и предприятия, имеющие в собственности налогооблагаемые объекты. Объектами налогообложения являются стоимость строений и их частей, находящихся в частной собственности физических лиц; средства воздушного и водного транспорта, принадлежащие физическим лицам; автотранспортные средства; среднегодовая стоимость основных средств, состоящих на балансе предприятий.

Физические лица уплачивают налог на имущество по следующим ставкам:

- 1% - с инвентарной стоимости зданий (налог не взимается, если эта стоимость не превышает 300-кратного размера не облагаемого налогом месячного дохода);

- 0,02% - от размера не облагаемого налогом месячного дохода за 1 куб. см двигателя воздушного и водного транспорта;

- 1% - от рыночной стоимости не имеющих двигателя средств воздушного и водного транспорта.

Физические лица уплачивают налог на имущество за текущий год равными долями не позднее 15 августа и 15 ноября.

Предприятия уплачивают налог на имущество в размере 1% от стоимости основных средств.

Предприятия и физические лица уплачивают годовой налог на имущество за автотранспортные средства в зависимости от объема двигателя этих средств (из расчета за 1 куб. см) по нижеследующим ставкам (см. табл. 4).

Таблица 4

     
   ———————————————————————————————————T—————————————————————————————¬
   |       Наименование объекта       |В процентах к не облагаемому |
   |          налогообложения         |  налогом месячному доходу   |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Легковые автомобили               |             0,01            |
   +——————————————————————————————————+—————————————————————————————+
   |Автотранспортные средства,        |             0,02            |
   |перевозящие грузы, и автобусы     |                             |
   L——————————————————————————————————+——————————————————————————————
   

От уплаты налога на имущество освобождены органы государственной власти, бюджетные организации и органы местного самоуправления, Национальный банк Азербайджанской Республики и его структуры, государственные фонды и общественные организации инвалидов. Не облагаются налогом на имущество здания художественных мастерских или части зданий, где расположены вышеуказанные мастерские.

Стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на размер стоимости:

1) объектов, используемых для экологии, пожарной безопасности или гражданской обороны;

2) продуктопроводов, железных и автомобильных дорог, линий связи и электропередачи, систем орошения и мелиорации;

3) автотранспортных средств;

4) основных средств, амортизируемых в соответствии с Налоговым кодексом;

5) других объектов.

Налоговым периодом по налогу на имущество предприятия признается календарный год.

Плательщики налога на имущество уплачивают налог не позднее 15-го числа второго месяца каждого квартала в размере 25% суммы налога на имущество предыдущего года в качестве текущих налоговых выплат.

В целях налогообложения принимается среднегодовая остаточная стоимость имущества. Среднегодовая остаточная стоимость имущества предприятия исчисляется в нижеследующем порядке:

1) при деятельности предприятия в течение всего года остаточная стоимость его имущества по балансу на начало и конец отчетного года складывается и делится на два;

2) при создании предприятия в течение отчетного года остаточная стоимость его имущества по балансу на конец года делится на 24 и умножается на количество месяцев, приходящихся до конца года с месяца образования предприятия;

3) при ликвидации предприятия в течение отчетного года остаточная стоимость его имущества по балансу на начало года и на дату ликвидации складывается, делится на 24 и умножается на количество месяцев с начала года до момента ликвидации.

7. Земельный налог

Независимо от результатов хозяйственной деятельности собственников или пользователей земли земельный налог ежегодно исчисляется в виде стабильного платежа за площадь земли. Предприятия (резиденты и нерезиденты) после получения документов, подтверждающих их права на владение и пользование земельными участками, обязаны встать на учет в течение одного месяца: физические лица и муниципальные предприятия - в муниципалитетах, остальные предприятия - в налоговом органе.

Плательщиками налога на землю являются физические лица и предприятия, владеющие землей. Объектом налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или во владении физических лиц и предприятий на территории Азербайджанской Республики.

Ставка налога по сельскохозяйственным землям устанавливается в размере 0,3% не облагаемого налогом месячного дохода за один условный балл. Условные баллы устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти с учетом качества, географического размещения и назначения сельскохозяйственных земель по ценовым кадастровым районам и административным районам. За каждый квадратный метр земельного участка в процентах от не облагаемого налогом месячного дохода по промышленному, строительному, транспортному, торгово - бытовому обслуживанию, по обслуживанию связи и других земель специального назначения применяются ставки, приведенные в табл. 5.

Таблица 5

     
   ———————————————————————T————————————————————————T————————————————¬
   |  Населенные пункты   |  Земли промышленного,  | Земли жилищных |
   |                      |     строительного,     |фондов и дачных |
   |                      |     транспортного,     |    участков    |
   |                      |   торгово — бытового   |                |
   |                      | обслуживания, связи и  |                |
   |                      |иные земли специального |                |
   |                      |       назначения       |                |
   +——————————————————————+————————————————————————+————————————————+
   |Баку                  |          0,3           |      0,025     |
   +——————————————————————+————————————————————————+————————————————+
   |Гянджа, Сумгайыт      |          0,25          |      0,02      |
   +——————————————————————+————————————————————————+————————————————+
   |Нахчиван, Шеки, Евлах,|          0,15          |      0,012     |
   |Лянкяран, Мингячевир, |                        |                |
   |Али — Байрамлы,       |                        |                |
   |Натфталан             |                        |                |
   +——————————————————————+————————————————————————+————————————————+
   |Районные центры       |          0,125         |      0,01      |
   +——————————————————————+————————————————————————+————————————————+
   |Города, поселки и села|          0,06          |      0,005     |
   |районного подчинения  |                        |                |
   |(кроме поселков и сел |                        |                |
   |городов Баку и        |                        |                |
   |Сумгайыта)            |                        |                |
   L——————————————————————+————————————————————————+—————————————————
   

Земельным налогом не облагаются следующие земли:

1) земли населенных пунктов, находящиеся в общем пользовании;

2) земли, находящиеся в собственности или пользовании органов государственной власти, бюджетных организаций и органов местного самоуправления, Национального банка Азербайджанской Республики и его подразделений;

3) земли государственных лесных и водных фондов, не привлеченные к производственной деятельности, земли, находящиеся под сектором Каспийского моря (озера), принадлежащего Азербайджанской Республике;

4) государственные пограничные полосы и земли оборонного назначения.

Земельный налог устанавливается на основании документов, подтверждающих право на собственность или владение землей. Земельный налог взимается за земельные участки, размещенные под строениями и сооружениями, а также за земельные участки, необходимые для санитарной защиты объектов. Предприятия исчисляют земельный налог ежегодно на основании размеров земельных участков и ставок земельного налога и не позднее 15 мая представляют расчеты налоговым органам. Сумма земельного налога, исчисленная таким образом, относится к вычетам из доходов.

Земельный налог уплачивается равными частями не позднее 15 августа и 15 ноября. Если земельный налог не уплачен прежним владельцем земли, налог уплачивается новым владельцем земли.

8. Налог по упрощенной системе

Предприятия, не зарегистрированные в целях уплаты НДС, за исключением предприятий, производящих подакцизные товары, кредитных и страховых организаций, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также предприятия жилищно - коммунального хозяйства являются плательщиками налога по упрощенной системе. Объектом налогообложения является общий объем выручки за предоставленные товары (работы, услуги), а также суммы, полученные от внереализационной деятельности налогоплательщика в течение отчетного периода. Предприятия, уплачивающие налог по упрощенной системе, не являются плательщиками НДС и налога на прибыль.

Ставка налога по упрощенной системе составляет 2% от суммы, полученной от предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг (объема общей выручки) плательщиками этого налога.

Сумма налога за отчетный период по упрощенной системе исчисляется путем применения налоговой ставки к общему объему выручки за отчетный период. Отчетным периодом по упрощенной системе является квартал. Плательщики налога по упрощенной системе до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в налоговые органы декларацию о сумме налога, подлежащей уплате, и в эти же сроки уплачивают налог в бюджет.

9. Промысловый налог

Промысловый налог взимается за добычу полезных ископаемых на территории Азербайджанской Республики и в шельфе сектора Каспийского моря (озера), принадлежащего Азербайджанской Республике.

Плательщиками промыслового налога являются лица, добывающие полезные ископаемые из недр.

Объектами налогообложения являются полезные ископаемые, добываемые из недр, включая сектор Каспийского моря (озера), принадлежащий Азербайджанской Республике.

Ставки промыслового налога, устанавливаемые в зависимости от видов полезных ископаемых, добываемых из недр, приведены в табл. 6.

Таблица 6

     
   ———————————————————————————————————————————————————————T—————————¬
   |          Наименование полезного ископаемого          |Ставка, %|
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Сырая нефть                                           |   26    |
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Природный газ                                         |   20    |
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Рудные полезные ископаемые:                           |         |
   |                                                      |         |
   |— черные металлы (железная руда, гематиты)            |    3    |
   |                                                      |         |
   |— цветные металлы (медь, свинец, цинк, сырье алюминия,|    4    |
   |молибден, кобальт)                                    |         |
   |                                                      |         |
   |— благородные металлы (золото, серебро)               |    8    |
   |                                                      |         |
   |— редкие металлы (ртуть, сурьма)                      |    4    |
   +——————————————————————————————————————————————————————+—————————+
   |Нерудные полезные ископаемые:                         |         |
   |                                                      |         |
   |— пиленый камень                                      |   10    |
   |                                                      |         |
   |— облицовочные камни (мрамор, габбро, туфы, травертин,|    8    |
   |мраморный известняк)                                  |         |
   |                                                      |         |
   |— цеолит                                              |    4    |
   |                                                      |         |
   |— барит                                               |    4    |
   |                                                      |         |
   |— глины для производства легких заполнителей          |    4    |
   |(керамит, аглопорит)                                  |         |
   |                                                      |         |
   |— кирпично — керамидные глины                         |    4    |
   |                                                      |         |
   |— вулканический пепел и пемза                         |    3    |
   |                                                      |         |
   |— кварцевые пески                                     |    4    |
   |                                                      |         |
   |— строительные пески                                  |    4    |
   |                                                      |         |
   |— сырье для цемента (известняк, мергель, глины,       |    4    |
   |вулканический пепел)                                  |         |
   |                                                      |         |
   |— каменная соль                                       |    5    |
   |                                                      |         |
   |— сырье для высокопрочного щебня (гравия)             |    6    |
   |                                                      |         |
   |— драгоценные и полудрагоценные камни для украшений   |    5    |
   |                                                      |         |
   |— йодобромные воды                                    |    5    |
   |                                                      |         |
   |— минеральные воды                                    |    8    |
   L——————————————————————————————————————————————————————+——————————
   

Ставки промыслового налога применяются к оптовым ценам отдельных видов полезных ископаемых.

Промысловый налог, за исключением промыслового налога по строительным материалам местного значения, подлежит внесению в государственный бюджет. Промысловый налог по строительным материалам местного значения уплачивается в местный (муниципальный) бюджет.

Сумма промыслового налога за отчетный период выплачивается до 20-го числа месяца, следующего за месяцем добычи полезных ископаемых.

10. Взимание налога с доходов нерезидента

у источника выплаты

Валовой доход нерезидента, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом как доход из азербайджанского источника и не относящийся к постоянному представительству нерезидента в Азербайджанской Республике, без вычета расходов у источника выплаты облагается налогом по следующим ставкам:

- дивиденды и проценты - по ставке 10%;

- лизинговые выплаты, в том числе выплаты по операциям финансового лизинга предприятия - резидента либо предпринимателя, а также страховые выплаты согласно договору о страховании и перестраховании риска - в размере 4%;

- выплаты предприятия - резидента или предпринимателя за услуги связи либо транспортные услуги при осуществлении международной связи или международных перевозок между Азербайджанской Республикой и иностранными государствами - в размере 6%;

- иные доходы, полученные из азербайджанского источника - в размере 10%.

Если международными договорами об избежании двойного налогообложения, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, предусмотрена более низкая ставка налогов или полное освобождение от налогообложения, возврат суммы налога, излишне удержанной у источника выплаты, осуществляется в порядке, установленном налоговым законодательством.

11. Налогообложение иностранных юридических лиц

Если отдельный учет, позволяющий определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности, осуществляемой через представительство в Азербайджанской Республике, не ведется, прибыль этого иностранного юридического лица может быть установлена на основании способа, согласованного между налогоплательщиком и соответствующим налоговым органом, с использованием одного из следующих критериев: сумма дохода от реализации продукции (работы, услуги), или сумма расходов, связанных с деятельностью в Азербайджанской Республике, или численность работников постоянного представительства в Азербайджанской Республике.

В случае невозможности прямого определения прибыли, полученной иностранным юридическим лицом в связи с его деятельностью в Азербайджанской Республике, налоговый орган определяет прибыль этого налогоплательщика на основании условной нормы рентабельности одним из следующих условных способов: на основании дохода (без учета НДС), полученного иностранным юридическим лицом, либо на основании его расходов, связанных с такой деятельностью.

Налоговый орган устанавливает прибыль иностранного юридического лица на основании показателя удельного веса численности работников представительства данного иностранного юридического лица в Азербайджанской Республике в общей численности работников способом распределения совокупной прибыли иностранного юридического лица. При определении прибыли иностранного юридического лица условным способом условная норма рентабельности принимается на уровне 20%.

При подсчете прибыли иностранного юридического лица условным способом на основании понесенных расходов к понесенным расходам относятся расходы, вычитаемые из дохода для целей подсчета прибыли, в том числе расходы, показанные в первичных документах, составленных не в соответствующем порядке.

Если при подсчете прибыли иностранного юридического лица условным способом на основании понесенных расходов расходы, относимые на понесенные расходы, вычитаемые из дохода и рассчитанные по соответствующим нормативам, связаны с основной деятельностью иностранного юридического лица, то эти расходы принимаются целиком.

Если налогом облагается только часть прибыли, полученной иностранным юридическим лицом в Азербайджанской Республике, налоговый орган может использовать следующие критерии для определения налогооблагаемой прибыли:

- удельный вес рабочего времени, затраченного иностранным юридическим лицом на осуществление налогооблагаемой деятельности в Азербайджанской Республике;

- удельный вес расходов, понесенных иностранным юридическим лицом на осуществление налогооблагаемой деятельности в Азербайджанской Республике, в общих расходах, связанных с деятельностью, осуществляемой им в Республике через постоянное представительство;

- удельный вес доходов, полученных иностранным юридическим лицом от осуществления налогооблагаемой деятельности в Азербайджанской Республике, в общих доходах, полученных им от деятельности через постоянное представительство в Республике.

12. Ответственность за нарушения

налогового законодательства

За нарушение налогового законодательства к налогоплательщикам и налоговым агентам применяются финансовые санкции. Налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказательству обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении, возлагается на налоговые органы.

При допущении налогоплательщиком нескольких нарушений налогового законодательства финансовые санкции применяются отдельно по отношению к каждому нарушению.

К налогоплательщику, не представившему налоговый отчет в установленные сроки, применяется финансовая санкция в размере 1% невыплаченной суммы налога за каждый полный месяц, в котором не представлен отчет, но не более 12% от неуплаченной суммы налога. При отсутствии налоговых обязательств финансовые санкции за несвоевременное представление отчета не применяются. Если налоговая сумма, указанная в отчете, занижена по отношению к сумме, подлежащей отражению в отчете, к налогоплательщику применяется финансовая санкция в размере 20% заниженной суммы налога. При повторном совершении в течение года налоговых правонарушений к налогоплательщику применяется финансовая санкция в размере 40% заниженной суммы налога.

За каждый просроченный день с налогоплательщика или с налогового агента взыскиваются проценты в сумме 0,05% от суммы своевременно не уплаченного налога или платежа.

Подписано в печать Н.Гасымов

16.09.2002 Заместитель Министра по налогам

Азербайджанской Республики, д.э.н.

Н.Т.Мамбеталиев

Ответственный секретарь СРНС, к.т.н.

В.Алиев

Советник Министра по налогам

Азербайджанской Республики, к.э.н.

М.Р.Бобоев

Заместитель директора

НИИРаНС МНС России, к.э.н.

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Обобщение практики применения малыми предприятиями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 10) >
Статья: Регулирующая роль налога на прибыль на современном этапе и в перспективе ("Налоговый вестник", 2002, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.