![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: Наше предприятие включено в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы. Дает ли нам это какие-либо льготы или преимущества (в том числе и при исчислении налогов)? ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 10)
"Консультант Бухгалтера", N 10, 2002
Вопрос: Наше предприятие включено в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы. Дает ли нам это какие-либо льготы или преимущества (в том числе и при исчислении налогов)?
Ответ: В соответствии с п.2.1 ст.2 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" (с последующими изменениями) (далее по тексту - Закон) под субъектами малого предпринимательства г. Москвы понимаются организации, прошедшие государственную регистрацию в качестве юридических лиц и отвечающие критериям отнесения к числу субъектов малого предпринимательства в соответствии с федеральным законодательством, а также физические лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица. При этом юридические и физические лица, отнесенные к числу субъектов малого предпринимательства г. Москвы в соответствии с установленными требованиями, имеют право на внесение в добровольном порядке в Реестр субъектов малого предпринимательства г. Москвы. Органы власти г. Москвы в пределах своей компетенции обеспечивают предоставление субъектам малого предпринимательства г. Москвы льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и иными нормативными актами. Кроме того, субъекты малого предпринимательства г. Москвы получают право на поддержку со стороны органов власти г. Москвы за счет городских средств или ресурсов при соблюдении следующих условий (ст.3 Закона): субъекты малого предпринимательства прошли государственную регистрацию на территории г. Москвы в качестве юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица; субъекты малого предпринимательства должны быть включены в Реестр. При этом невключение субъекта малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и преимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и иными нормативными актами; субъекты малого предпринимательства не должны относиться к категориям дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских фирм, банков и иных кредитных организаций, страховых организаций, а также организаций, созданных для проведения игр и заключения пари; субъекты малого предпринимательства - юридические лица не должны иметь филиалов (обособленных подразделений), находящихся за пределами границ г. Москвы и Московской области.
Рассмотрим подробнее, что дает такое отнесение организаций (или индивидуальных предпринимателей) к субъектам малого предпринимательства г. Москвы. 1. Правительство г. Москвы гарантирует резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли от общего объема ежегодных заказов на производство продукции, товаров и услуг для нужд города. Размеры этой доли определяются исходя из видов и объемов работ, составляющих ежегодный портфель заказов Правительства г. Москвы, но не менее 15 процентов от общего объема заказов в стоимостном выражении (ст.13 Закона). 2. В целях стимулирования внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства органы власти г. Москвы через уполномоченные органы могут полностью или частично компенсировать расходы субъектов малого предпринимательства, связанные с получением информации о конъюнктуре зарубежных рынков сбыта, проверкой состоятельности зарубежных партнеров, поставщиков и заказчиков, участием в международных выставках и ярмарках (ст.14 Закона). 3. За счет средств фондов поддержки малого предпринимательства могут быть полностью или частично возмещены расходы субъектов малого предпринимательства на страхование принадлежащего им имущества (ст.12 Закона). 4. В части имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства применяются льготы при аренде и приобретении в собственность нежилых помещений для нужд субъектов малого предпринимательства (с учетом действующего законодательства РФ по вопросам приватизации, законодательных и нормативных актов г. Москвы) (ст.17 Закона). 5. Для предотвращения банкротства среди субъектов малого предпринимательства органы власти г. Москвы через уполномоченные органы могут (ст.20 Закона): выступать в качестве посредников при заключении мирового соглашения между субъектами малого предпринимательства - должниками и их кредиторами; предоставлять кредиторам субъектов малого предпринимательства - должников свое поручительство при условии отсрочки в выплате задолженности; предоставлять субъектам малого предпринимательства - должникам заказы с предоплатой, позволяющие полностью или частично погасить задолженность и получить отсрочку по выплате оставшейся части долга. 6. Кроме того, субъектам малого предпринимательства могут предоставляться некоторые льготы при получении лицензий на право осуществления ими предпринимательской деятельности. В частности, ст.8 Закона, а также Положением о порядке предоставления льгот при лицензировании деятельности благотворительных организаций и субъектов малого предпринимательства в городе Москве, утвержденным Распоряжением мэра г. Москвы от 20 января 1998 г. N 41-РМ, субъектам так называемого "малого бизнеса" могут предоставляться следующие льготы: а) снижение размеров платы за рассмотрение заявления и выдачу, переоформление, продление срока действия лицензии (копии лицензии); б) упрощенный порядок продления срока действия лицензии (копии лицензии). В части налогообложения малых предприятий московским законодательством никаких льгот в части уплаты налогов в бюджет г. Москвы не установлено. Что касается подобных льгот для малых предприятий в части федерального законодательства, то единственной действующей льготой на настоящий момент является освобождение таких организаций в первые два года работы от уплаты налога на прибыль. При этом данную льготу получают только предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно - строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый год работы данные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) (п.4 ст.6 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций"). Следует учесть, что указанной выше льготой могут пользоваться только те субъекты малого предпринимательства, кто ее уже получил до вступления в силу гл.25 части второй НК РФ, то есть до 1 января 2002 г. (ст.2 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"). Других льгот по налогообложению применительно к субъектам малого предпринимательства на настоящий момент федеральным налоговым законодательством не установлено.
Подписано в печать 13.09.2002
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |