Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность: правовые, учетные и налоговые особенности ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 10)



"Консультант Бухгалтера", N 10, 2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОММЕРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПРАВОВЫЕ, УЧЕТНЫЕ И НАЛОГОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность (далее по тексту - ГУП), - это юридические лица, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственниками имущество. ГУП на основании п.1 ст.113 ГК РФ являются коммерческими организациями, то есть основной целью их функционирования является извлечение прибыли.

Правовое положение ГУП регламентировано следующими нормативными правовыми актами:

1) ГК РФ;

2) Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1348 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения";

3) Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность";

4) Распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности";

5) Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности";

6) иными нормативными правовыми актами.

Имущество ГУП находится в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом на основании п.1 ст.113 ГК РФ имущество ГУП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками ГУП.

Для того чтобы точно понять суть имущественных отношений в рамках ГУП, необходимо разобраться в следующих понятиях: государственная собственность, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, что мы и попытаемся сделать далее.

На основании п.1 ст.212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом. Напомним, что понятие собственности на имущество включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

Согласно п.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

При этом от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п.1 ст.125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как уже упоминалось, имущество ГУП принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст.294 ГК РФ ГУП, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ. Так, например, в соответствии с п.2 ст.295 ГК РФ предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию на праве хозяйственного ведения, оно распоряжается самостоятельно.

На основании п.1 ст.296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение ГУП закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого ГУП, заданиями собственника и назначением имущества. При этом согласно п.1 ст.297 ГК РФ ГУП вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Учитывая реальные различия между правовым положением имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, гражданское законодательство делит все ГУП на два вида:

1) ГУП, основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК РФ);

2) ГУП, основанные на праве оперативного управления (ст.115 ГК РФ), - казенные предприятия.

Основные сходства и различия между этими ГУП напрямую вытекают из сходств и различий рассмотренных нами права хозяйственного ведения и права оперативного управления, поэтому мы не видим практической необходимости подробно рассматривать ГУП, основанные на праве хозяйственного ведения, и казенные предприятия.

Органом управления ГУП является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Согласно п.5 ст.113 ГК РФ ГУП отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Большинство ГУП имеют в своем составе филиалы и представительства - обособленные подразделения ГУП, расположенные вне места их расположения и представляющие интересы ГУП или осуществляющие часть их функций, поэтому рассмотрим основные практические особенности правового положения ГУП, имеющих филиалы и представительства.

Обособленные подразделения ГУП по действующему гражданскому законодательству не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их ГУП и действуют на основании утвержденных ГУП положений об обособленных подразделениях.

Филиалы и представительства сближает то, что они являются обособленными подразделениями ГУП, но знак равенства между филиалами и представительствами ставить нельзя. Согласно ст.55 ГК РФ понятие филиал намного шире, чем понятие представительство.

Представительством является обособленное подразделение ГУП, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

А филиалом является обособленное подразделение ГУП, осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Как видим, различия между филиалом и представительством состоят в основном в круге функций и полномочий. Получается, что представительство осуществляет только юридические действия от имени ГУП (представительские функции, заключение договоров, реклама и пр.), а филиал как юридические, так и фактические действия (осуществление отдельных или всех видов деятельности юридического лица).

Все созданные ГУП обособленные подразделения обязательно должны быть указаны в учредительных документах ГУП. Решение об открытии филиала или представительства принимается компетентным органом юридического лица и отражается в протоколе о создании обособленного подразделения. Конкретные организационные, функциональные и иные особенности создания и деятельности обособленного подразделения ГУП должны быть зафиксированы в положении об этом обособленном подразделении.

Руководители обособленных подразделений назначаются руководителем ГУП и действуют на основании их доверенности. При наличии полномочий, оформленных доверенностью, все сделки, заключенные руководителем обособленного подразделения, считаются совершенными от имени ГУП.

Всю ответственность за действия обособленного подразделения (включая обязательства, принятые ими от имени ГУП), так же как, например, за действия своих работников, несет ГУП, а точнее руководители ГУП. В то же время по долгам ГУП взыскание может обращаться на имущество, переданное обособленным подразделениям. Фактически это означает, что ГУП и его обособленные подразделения несут ответственность по долгам друг друга.

Бухгалтерский учет на государственных унитарных

предприятиях, осуществляющих коммерческую деятельность

Бухгалтерский учет на государственных унитарных предприятиях, осуществляющих коммерческую деятельность, регламентируется следующими нормативными правовыми актами:

1) Законом "О бухгалтерском учете";

2) Положением по ведению бухгалтерского учета;

3) ПБУ 1/98, 2/94, 3/2000 и другими;

4) Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов);

5) иными нормативными правовыми актами.

Для целей бухгалтерского учета доходами ГУП признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала ГУП.

Согласно п.4 ПБУ 9/99 доходы ГУП в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности ГУП подразделяются на:

1) доходы от обычных видов деятельности;

2) операционные доходы;

3) внереализационные доходы.

При этом доходы, отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. Кроме того, ГУП самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Расходами ГУП признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала ГУП.

На основании п.4 ПБУ 10/99 расходы ГУП в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности ГУП также подразделяются на:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) операционные расходы;

3) внереализационные расходы.

При этом расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами.

Бухгалтерский учет операций, осуществляемых ГУП, ведется на счетах бухгалтерского учета Плана счетов (Инструкции по применению Плана счетов).

Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского учета операций ГУП на следующем примере.

Пример 1. ГУП "Фарматек" осуществляет коммерческую деятельность по производству и реализации лекарственных препаратов. В месяц производится одна партия препарата "НОКС-12" в количестве 100 000 ампул. Для производства партии препарата необходимо произвести следующие расходы: стоимость сырья - 110 000 руб., в том числе НДС (10 процентов) 10 000 руб., стоимость электроэнергии всего производственного цикла данной партии препарата - 24 000 руб., в том числе НДС (20 процентов) 4000 руб., заработная плата рабочим, осуществляющим производство данной партии препарата - 100 000 руб., единый социальный налог на заработную плату рабочим - 35 600 руб., амортизация оборудования - 50 000 руб.

Стоимость реализации одной ампулы препарата "НОКС-12" составляет 4,40 руб. с учетом НДС (10%) 0,40 руб. В течение августа была произведена и реализована одна партия препарата.

В бухгалтерском учете ГУП "Фарматек" в августе будут сделаны следующие проводки:

при производстве партии препарата:

дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредит счета 51 "Расчетные счета" - 110 000 руб. - оплачено сырье для производства партии препарата;

дебет счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы" кредит счета 60 - 100 000 руб. - получено на склад сырье для производства партии препарата;

дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" кредит счета 60 - 10 000 руб. - налог на добавленную стоимость по сырью для производства партии препарата;

дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" - 10 000 руб. - принят к зачету налог на добавленную стоимость по сырью для производства партии препарата;

дебет счета 20 "Основное производство" кредит счета 10, субсчет 1 "Сырье и материалы" - 100 000 руб. - передано в производственный цех сырье для производства партии препарата;

дебет счета 60 кредит счета 51 - 24 000 руб. - оплачена электроэнергия для производства партии препарата;

дебет счета 20 кредит счета 60 - 20 000 руб. - электроэнергия использована для производства партии препарата;

дебет счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" кредит счета 60 - 4000 руб. - налог на добавленную стоимость по электроэнергии для производства партии препарата;

дебет счета 68 кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" - 4000 руб. - принят к зачету налог на добавленную стоимость по электроэнергии для производства партии препарата;

дебет счета 20 кредит счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - 100 000 руб. - начислена зарплата рабочим;

дебет счета 20 кредит счета 68 - 35 600 руб. - начислен единый социальный налог на зарплату рабочим;

дебет счета 20 кредит счета 02 "Амортизация основных средств" - 50 000 руб. - начислена амортизация по оборудованию для производства партии препарата;

дебет счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" кредит счета 20 - 305 600 руб. - отражено производство партии препарата;

при реализации партии препарата:

дебет счета 50, 51 кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 440 000 руб. (4,40 руб. х 100 000) - на сумму оплаты за партию препарата;

дебет счета 62 кредит счета 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" - 440 000 руб. - на сумму доходов от реализации партии препарата;

дебет счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68 - 40 000 руб. (0,40 руб. х 100 000) - на сумму налога на добавленную стоимость по реализованной партии препарата;

дебет счета 26 "Общехозяйственные расходы" кредит счета 68 - 4000 руб. ((440 000 руб. - 40 000 руб.) х 1%) - на сумму налога на пользователей автодорог по реализованной партии препарата;

дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 26 - 4000 руб. - на сумму налога на пользователей автодорог по реализованной партии препарата;

дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 40 - 305 600 руб. - на сумму стоимости произведенной партии препарата;

дебет счета 90, субсчет 1 "Выручка" кредит счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" - 440 000 руб. - на сумму доходов от реализации партии препарата;

дебет счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" кредит счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" - 40 000 руб. (0,40 руб. х 100 000) - на сумму налога на добавленную стоимость по реализованной партии препарата;

дебет счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" кредит счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" - 309 600 руб. (305 600 руб. + 4000 руб.) - на сумму всех расходов по производству партии препарата;

дебет счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" кредит счета 99 "Прибыли и убытки" - 90 400 руб. (440 000 руб. - 40 000 руб. - 309 600 руб.) - на сумму прибыли от реализации партии препарата.

Рассмотрим порядок распределения прибыли ГУП подробнее, так как это представляет большой практический интерес. Согласно п.5 Правил руководитель ГУП ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности ГУП за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, а также при необходимости - предложения по уточнению показателей деятельности ГУП, предусмотренных программой деятельности ГУП на текущий год. Одновременно указанные предложения представляются в Министерство имущественных отношений Российской Федерации, а в отдельных случаях - и в территориальный орган Министерства имущественных отношений Российской Федерации.

При этом на основании п.6 Правил часть прибыли ГУП за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности ГУП за прошедший год и утвержденной программы деятельности ГУП, форма и порядок составления которой регламентированы Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий". В этом случае часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) ГУП за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности ГУП на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию ГУП, осуществляемых за счет чистой прибыли. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

В соответствии с п.7 Правил решение федерального органа исполнительной власти об установлении размера отчисления прибыли, представляется в Министерство имущественных отношений Российской Федерации в течение 7 дней с даты его принятия. Согласно п.8 Правил перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется ГУП до 15 июня года, следующего за отчетным.

Поскольку имущество ГУП на основании п.2 ст.113 ГК РФ находится в государственной собственности, то ГУП не может самостоятельно решать вопрос о размерах и целях расходования полученной прибыли текущего года до ее распределения в установленном действующим законодательством порядке. Вместе с тем отметим, что порядок формирования и расходования денежных фондов ГУП, предназначенных для премирования работников, оплаты путевок на санаторное лечение, капитальных вложений, инвестиции и других целей, может быть предусмотрен уставом ГУП. В этом случае ГУП вправе расходовать денежные средства из таких фондов на перечисленные выше цели.

В современных условиях многие ГУП, для того чтобы не разориться, вынуждены наряду со своей основной деятельностью осуществлять торговую деятельность или заниматься иными вспомогательными видами деятельности. Поясним эту мысль на конкретном примере.

Пример 2. ГУП "Гидропласт" осуществляет коммерческую деятельность по производству и реализации гидравлических систем для насосного оборудования. Однако продукция ГУП "Гидропласт" не пользуется большим спросом, поэтому, для того чтобы загрузить имеющиеся складские площади, ГУП "Гидропласт" начал заниматься торговлей автозапчастями. Для целей бухгалтерского учета ГУП "Гидропласт" признает доходы от торговой деятельности доходами по обычным видам деятельности. В сентябре реализовано запчастей на сумму 600 000 руб., в том числе НДС 100 000 руб.

Расходы на торговую деятельность составили: покупная стоимость запчастей - 360 000 руб., в том числе НДС 60 000 руб., стоимость электроэнергии - 24 000 руб., в том числе НДС 4000 руб., заработная плата - 100 000 руб., единый социальный налог на заработную плату - 35 600 руб., амортизация складских помещений - 10 000 руб.

В бухгалтерском учете ГУП "Гидропласт" в сентябре будут сделаны следующие проводки:

дебет счета 60 кредит счета 50, 51 - 360 000 руб. - оплачены автозапчасти;

дебет счета 41 "Товары" кредит счета 60 - 300 000 руб. - автозапчасти получены на склад;

дебет счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" кредит счета 60 - 60 000 руб. - налог на добавленную стоимость по автозапчастям;

дебет счета 68 кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" - 60 000 руб. - принят к зачету налог на добавленную стоимость по автозапчастям;

дебет счета 60 кредит счета 51 - 24 000 руб. - оплачена электроэнергия;

дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счета 60 - 20 000 руб. - электроэнергия использована для осуществления торговой деятельности;

дебет счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" кредит счета 60 - 4000 руб. - налог на добавленную стоимость по электроэнергии;

дебет счета 68 кредит счета 19, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально - производственным запасам" - 4000 руб. - принят к зачету налог на добавленную стоимость по электроэнергии;

дебет счета 44 кредит счета 70 - 100 000 руб. - начислена зарплата рабочим;

дебет счета 44 кредит счета 68 - 35 600 руб. - начислен единый социальный налог на зарплату рабочим;

дебет счета 44 кредит счета 02 - 10 000 руб. - начислена амортизация по оборудованию для осуществления торговой деятельности;

дебет счета 50, 51 кредит счета 62 - 600 000 руб. - на сумму оплаты за автозапчасти;

дебет счета 62 кредит счета 90, субсчет 1 "Выручка" - 600 000 руб. - на сумму доходов от реализации автозапчастей;

дебет счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" кредит счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 100 000 руб. - на сумму налога на добавленную стоимость по реализованным автозапчастям;

дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 41 - 300 000 руб. - на сумму покупной стоимости автозапчастей;

дебет счета 44 кредит счета 68 - 2000 руб. ((600 000 руб. - 100 000 руб. - 300 000 руб.) х 1%) - на сумму налога на пользователей автодорог по реализованным автозапчастям;

дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" кредит счета 44 - 167 600 руб. (20 000 руб. + 100 000 руб. + 35 600 руб. + 10 000 руб. + 2000 руб.) - на сумму всех расходов по реализованным автозапчастям;

дебет счета 90, субсчет 1 "Выручка" кредит счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" - 600 000 руб. - на сумму доходов от реализации автозапчастей;

дебет счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" кредит счета 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" - 100 000 руб. - на сумму налога на добавленную стоимость по реализованным автозапчастям;

дебет счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" кредит счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" - 467 600 руб. (300 000 руб. + 167 600 руб.) - на сумму всех расходов по реализации автозапчастей;

дебет счета 90, субсчет 9 "Прибыль / убыток от продаж" кредит счета 99 - 32 400 руб. (600 000 руб. - 100 000 руб. - 467 600 руб.) - на сумму прибыли от торговли автозапчастями.

Еще раз напомним, что согласно п.6 Правил часть прибыли ГУП за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности ГУП за прошедший год и утвержденной программы деятельности ГУП, регламентированной Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий". В данном случае часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) ГУП за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности ГУП на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию ГУП, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

Налогообложение деятельности государственных унитарных

предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность

Налог на добавленную стоимость. На основании ст.143 НК РФ государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, являются налогоплательщиками по налогу на добавленную стоимость. Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС у ГУП являются операции по:

1) реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передаче имущественных прав;

2) передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнению строительно - монтажных работ для собственного потребления;

4) ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налогообложение вышеуказанных операций НДС осуществляется ГУП по ставкам и в порядке согласно действующему налоговому законодательству.

Кроме того, в соответствии со ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ. Это означает, что суммы налоговых вычетов, исчисленных по товарам (работам, услугам), произведенным ГУП, уменьшают общую сумму НДС к уплате. Однако это происходит только при соблюдении ряда условий, установленных действующим налоговым законодательством.

Налоговым вычетам на основании ст.172 НК РФ подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщиком и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ при условии, что:

а) товары (работы, услуги) приняты к учету на баланс налогоплательщика;

б) товары (работы, услуги) оплачены;

в) на товары (работы, услуги) есть счета - фактуры с выделенной отдельной строкой суммой НДС. Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном НК РФ. Счета - фактуры, составленные с нарушением действующего налогового законодательства, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Отметим, что ГУП, имеющие филиалы и представительства, на основании ст.174 НК РФ исчисляют и уплачивают НДС по месту своего нахождения без распределения сумм НДС по филиалам и представительствам.

Налог на прибыль. На основании ст.246 НК РФ государственные унитарные предприятия, осуществляющие коммерческую деятельность, являются налогоплательщиками по налогу на прибыль.

Согласно ст.247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль ГУП признается прибыль, полученная налогоплательщиком, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с действующим налоговым законодательством. Налогообложение прибыли ГУП осуществляется по ставкам и в порядке согласно действующему налоговому законодательству.

Отметим, что ГУП, имеющие филиалы и представительства, исчисляют и уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет по месту своего нахождения без распределения сумм налога на прибыль по филиалам и представительствам.

При этом на основании п.2 ст.288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится ГУП по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого ее филиала и представительства, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти филиалы и представительства.

Эта доля прибыли определяется по следующей формуле:

Пф = П х ((СЧф / СЧп + ОСф / ОСп) / 2),

где Пф - доля прибыли филиала (представительства);

П - сумма прибыли ГУП в целом;

СЧф - среднесписочная численность работников филиала (представительства) или расходы на оплату труда филиала (представительства) на конец отчетного периода (на конец квартала);

СЧп - среднесписочная численность работников ГУП или расходы на оплату труда ГУПКД на конец отчетного периода (на конец квартала);

ОСф - остаточная стоимость амортизируемого имущества филиала (представительства) на конец отчетного периода (на конец квартала);

ОСп - остаточная стоимость амортизируемого имущества ГУП на конец отчетного периода (на конец квартала).

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных ГУП и их филиалов и представительств на конец отчетного периода. При этом ГУП самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный ГУП показатель должен быть зафиксирован в учетной политике для целей налогообложения и не меняться в течение налогового периода.

Напомним, что суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены ГУП и ее филиалы и представительства.

Налог на пользователей автодорог. На основании п.1 ст.5 Закона о дорожных фондах налог на пользователей автомобильных дорог уплачивают:

1) предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями;

2) международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица;

3) филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

При этом согласно п.25 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов в дорожные фонды объектом налогообложения по налогу на пользователей автодорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг) или сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности. Налогообложение налогом на пользователей автодорог производится по налоговой ставке 1 процент.

Таким образом, ГУП и их филиалы или представительства по месту своего нахождения обязаны исчислять и уплачивать налог на пользователей автодорог со всей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) или с суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.

Налог на имущество. Согласно ст.1 Закона о налоге на имущество предприятий плательщиками налога на имущество предприятий являются:

1) предприятия, учреждения (включая банки и другие кредитные организации) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации;

2) филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий, учреждений и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет;

3) компании, фирмы, любые другие организации (включая полные товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, а также их обособленные подразделения, имеющие имущество на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Таким образом, ГУП и их филиалы или представительства по месту своего нахождения обязаны исчислять и уплачивать налог на имущество предприятий. Налогообложение имущества ГУП и их филиалов или представительств осуществляется по ставкам и в порядке согласно действующему налоговому законодательству.

Налог с продаж. Напомним, что в случае передачи товаров (работ, услуг) ГУП и их филиалов или представительств физическим лицам может возникнуть объект налогообложения налогом с продаж, так как согласно ст.349 НК РФ объектом налогообложения по налогу с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории конкретного субъекта Российской Федерации в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Подписано в печать В.В.Худолеев

13.09.2002

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Решению Верховного Суда Российской Федерации от 10 июля 2002 г. N ГКПИ 2001-916 ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 10) >
Статья: Комментарий к ПБУ 16/02 ("Консультант Бухгалтера", 2002, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.